2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Режим дня в походе, походное время. В походе мы перевели стрелки часов на один час вперед, относительно ошского времени, получив, тем самым, «походное время». В главах "Описание маршрута. Первая часть" и "Описание маршрута. Вторая часть" всюду, где это специально не оговорено, используется походное время.

В следующей таблице приведены данные по восходу и закату Солнца в г. Ош 15 июля.

Ошское время

Походное время

Восход

5 час. 51 мин.

6 час. 51 мин.

Закат

20 час. 38 мин

21 час. 38 мин

Подъем дежурного у нас ежедневно осуществлялся в 5 час. 30 мин., то есть, за 1 час 21 мин. до восхода Солнца. Подъем группы происходил в 6 час. 20 мин. плюс-минус 10 минут. Группа выходила на маршрут в диапазоне от 7 час. 30 мин. до 8 час. 10 мин.

Обычно 45-минутные переходы чередовались привалами, длительностью от 15 до 20 минут. После первых трёх переходов следовал более длительный привал с перекусом. Еще через два перехода группа останавливалась на двухчасовой обед. После обеда мы успевали пройти до ночевки еще 2-3 перехода. Однако несколько дней в походе мы шли без остановки на обед. В такие дни мы останавливались на ночевку пораньше.

2.2. Заезд к маршруту. 08.07.2017 мы стартовали из аэропорта Домодедово в 23 часа 15 минут. В авиакомпании S7, как и в некоторых других, с недавнего времени изменились правила провоза багажа. Кроме 10 кг в ручной клади, которая по габаритам не должна превышать 20х40х55 см, разрешается бесплатный провоз единственного места багажа, весом не более 23 кг. Если имеется перегруз, то необходимо формировать второе место багажа.

Чтобы не терять день в Оше мы решили привезти из Москвы все продукты питания. В Оше планировалось купить только бензин. Все продукты были разделены на две категории: 12-дневный ресурс на первую часть похода и 7-дневный ресурс в заброску для второй части похода. Вес этой продуктовой заброски 0,6 кг/чел.день * 7 дней * 9 чел. ~ 38 кг укладываался в 2 дополнительных места багажа. Все остальные продукты вместе с личным и общественным снаряжением не выходили за рамки 10 кг ручной клади + 23 кг бесплатного места багажа. Поэтому в аэропорте каждый участник сдал заранее подготовленную сумку с продуктами для заброски, и все эти сумки составили содержимое двух огромных сумок - дополнительных мест багажа.

Ф.1. Участники похода с двумя сумками (заброска + ручная кладь) у касс аэроэкспресса на Павелецком вокзале.

09.07.2017. В ошском аэропорту нас встретил представитель компании «Горы Азии». Водителем микроавтобуса был Роман, хорошо знакомый нам по прошлым походам. Мы заехали к Соне в гостевой дом и оставили там лишние «городские вещи». Потом поменяли деньги (каждый участник по 2000 руб.), закупились водой и арбузами, и на автозаправке залили бензин в лавсановые бутылки.

Бензин нам продавали в специально взятую серцифицированную для хранения горючих жидкостей 5-литровую пластиковую канистру (с антистатиком). И уже из этой канистры мы разливали бензин по лавсановым бутылкам. Делали мы это рядом с автозаправкой, но за её пределами. Потом мы эту канистру отдали Роману, и он вернул её нам после похода.

Итак, все дела сделаны, и мы отправились в горы. От Наукатской автотрассы в 10 км от Оша мы свернули влево на Папан и еще через 14 км достигли Папанского водохранилища.

Ф.2. Папанское водохранилище (фото 2014 г.).

За крупным поселком Папан грунтовая и весьма каменистая дорога (не разгонишься) всё время идет вдоль р. Акбура. Эта река начинается от слияния её истоков: Восточный Кичик-Алай (левый исток) и Джиптык (правый исток). На развилке группа разделилась.

Основная часть команды на микроавтобусе, которым управлял Роман, отправилась вверх по долине р. Джиптык к началу маршрута около каньона Ходжакелен.

Трое других участников, Иван Жданов, Александр Лебедев и Дмитрий Вьяль, на машине повышенной проходимости (Делика), которой управлял директор ошского филиала «Горы Азии» Марат Каримов, отправились с заброской вверх по долине В. Кичик-Алая. Они должны были оставить заброску в диспетчерской угледобытчиков близ устья р. Кумтор на высоте 3480 м, а потом приехать в Ходжакелен. Кроме заброски с ними уехали их рюкзаки, и это, как оказалось, было очень удачным решением.

К 13 часам основная группа проехала кишлак Ходжакелен и остановилась около моста через Джиптык, от которого начинается дорога к каньону Ходжакелен. К моменту выгрузки начался жуткий ливень - стена воды.

Когда ливень закончился, мы разгрузились и отпустили Романа, который очень спешил в Ош - он боялся, что будет отрезан селями.

Мы перешли мост и встали на постой в доме с украшениями на стенах в виде крестов. Координаты дома: H 2160 м СШ 39º 56.575' ВД 72º 56. 353'.

Ф.3. В кишлаке Ходжакелен мы поселились в этом доме.

В 16 часов электричество и мобильная связь в кишлаке отключились, хозяева объяснили это аварией из-за ливня. Поэтому к 18 часам я вышел на дорогу, чтобы встретить «забросочников». Для надежности я решил пройти к началу длинного, не менее, чем двухкилометрового кишлака Ходжакелен.

Когда я уже почти достиг первых, самых нижних домов, меня окликнули. Подошедший с поля киргиз сказал, что он часто сотрудничает с фирмой «Горы Азии», что ему позвонил Марат и сообщил о том, что группа «забросочников» заперта в долине Восточного Кичик-Алая и с обеих сторон отрезана крупными селями.

К этому моменту связь восстановили. Мы позвонили Марату. Он рассказал, что сели были катастрофическими, ими снесено несколько домов, а его машина отрезана на несколько дней.

К вечеру связь прервалась уже у Марата, и её не было всю ночь и утро следующего дня.

10.07.2017. Утром я позвонил киргизу, который принял участие в наших проблемах. Мы решили поехать к «забросочникам» и попытаться их «вытащить». На всякий случай я взял с собой веревки и всё, что необходимо для организации навесной переправы.

К счастью, ничего этого не потребовалось. На выезде из Ходжакелена мне позвонил Саша и сообщил следующее. Утром, когда селевые массы затвердели, «забросочники» вместе с Маратом в пешем порядке легко преодолели припятствие, сели на местную машину на другой стороне селевого потока и теперь едут в Ходжакелен. Точнее, едут только «забросочники», что касается Марата, то он слез на развилке и отправился в Ош, свою машину он вытащит из западни только через 3 дня.

Наконец, к 11 часам группа собралась вместе. За завтраком ребята подробно рассказали о своих приключениях. Первый сель сошел по реке Турпачаты, был самым разрушительным, уничтожил несколько домов и искарежил несколько машин.

Ф.4. Сель в русле реки Турпачаты.

Ф.5-6. Побитые селем автомобили.

А потом сзади, на верхней окраине кишлака Кичик-Алай (Кызыл-Чара) сошел сель по реке Минг-Теке. Мы этот сель потом видели, так как у этой речки общее устье с ручьем, который спускается с нашего будущего перевала Кош-Мойнок.

2.3. Каньон Ходжакелен. В 13 часов группа в полном составе и без рюкзаков вышла на экскурсию в каньон Ходжакелен. К 18 часам мы полностью выполнили план и вернулись в дом. Оказалось, что водопад, до которого по дну каньона идет тропа, находится гораздо ближе, чем об этом можно судить по расположению фотографий, выложенных в Google Earth Игорем Гончаровым. Координаты водопада: H 2447 м СШ 39º 56.414' ВД 72º 54. 832'.

К перевалу Сары-Бель (3219, н.к.) из кишлака Ходжакелен ведет две тропы: северная и южная.

Ф.7. Северная тропа на пер. Сары-Бель отражена голубой линией, а южная - зеленой.

Северная тропа идет высоко над скалами каньона Ходжакелен по его левому борту. Этот путь прошла группа НГУ под руководством Антона Еремина в 2013 г. [4].

Южная тропа идет по соседней с юга от каньона Ходжакелен безводной маленькой долине и отделена от каньона хребтом. В окрестности перевала Сары-Бель эта тропа незаметно переваливает в бассейн р. Ходжакелен и после коша H 2822 м СШ 39º 55.683' ВД 72º 54. 198' траверсом крутого травянистого склона поднимается на перевал. Этот путь прошла группа МГТУ под руководством Сергея Ганаховского в 2016 г. [5].

Наша экскурсия проходила между этими тропами, по дну каньона, см. треки на фото 7 в красных тонах.

Ф.8. Начало пути к каньону Ходжакелен.

Ф.9. Вид назад в сторону кишлака Ходжакелен от первой красной скалы.

Ф.10. Одно из боковых ущелий северного борта каньона.

Ф.11. Скала около поворота тропы к водопаду.

Ф.12. Водопад. Здесь тропа обрывается.

Ф.13. Щель на тропе к водопаду.

Ф.14. В каньоне Ходжакелен после осмотра водопада.

Ф.15. Еще одно боковое ущелье северного борта каньона.

Нам не известно, можно ли подняться по каньону к кошу. Проложенная по дну каньона тропа сворачивает к водопаду и перед ним обрывается, там тупик. Мы визуально оценили начало пути по каньону выше поворота к водопаду. Тропы там нет, идти можно, по крайней мере, некоторое время, но для этого надо быть готовыми постоянно переходить р. Ходжакелен вброд и ломиться через кусты. Что будет в финале, кош или непреодолимая скальная стенка - мы не знаем.

Возможности варьировать маршрут в каньоне очень ограничены. В одном месте мы заметили брод, после которого начинается тропа, ведущая, как нам показалось, к перевалу на южную тропу. Еще в двух местах имеются ответвления троп, поднимающихся на северный борт. На обратном пути мы соединили эти ответвления в кольцевом маршруте. На этом кольце нам удалось достигнуть высоты 2595 м. Подняться там можно было и выше, рельеф позволял, возможно оттуда существует проход на северную тропу.

Ф.16. Отдых на кольцевом маршруте над каньоном Ходжакелен.

2.4. Перевал Сары-Бель (3219, н.к.) расположен в северном отроге Алайского хребта, ориентирован с востока на запади соединяет долину р. Джиптык (на востоке) с долиной р. Кош-Мойнок (на западе). С востока к перевалу в обход каньона р. Ходжакелен ведут две тропы: северная и южная. Обе тропы были представлены в разделе 2.3 при описании каньона Ходжакелен.

Заявленный нами маршрут включал подъём на пер. Сары-Бель по южной тропе. Координаты точки выхода на перевал южной тропы: H 3219 м СШ 39º 56.074' ВД 72º 53.437'.

11.07.2017. После завтрака мы покинули дом с гостеприимными хозяевами и через мостик вернулись на основную дорогу, которая идет по правому берегу р. Джиптык, см. фото 17.

Ф.17. Мост через Джиптык и начало южной тропы на пер. Сары-Бель (3219, н.к.).

По этой дороге мы подошли к мосту H2229 м СШ 39º 56.244' ВД 72º 56.355' через р. Джиптык, от которого начинается южная тропа на пер. Сары-Бель, см. фото 17. Эта тропа поднимается в безводную долину, отделенную хребтом от каньона Ходжакелен.

Ф.18. Тропа к перевалу Сары-Бель идет сначала по безводной маленькой долине.

Ф.19. Красные скалы в хребте между безводной долиной и каньоном Ходжакелен.

К концу третьего перехода тропа без потери высоты пересекла этот хребет и начала траверсировать крутой склон над верхним входом в каньон. Этот траверс завершился выходом на отрожек, на котором размещен кош H2822 м СШ 39º 55.683' ВД 72º 54.198'.

Ф.20. Кош 2822 и тропа к перевалу Сары-Бель (3219, н.к.).

Основное русло р. Ходжакелен на этой высоте сухое, однако рядом с кошем имеется родник, это была первая вода на всём пути от моста через р. Джиптык.

Чтобы мы не спускались (20-30 м) к роднику, гостеприимная хозяйка коша поделилась из кувшина запасенной водой, а потом угостила лепешками, кайманом и айраном. Мы организовали тут же свой перекус и, в свою очередь, поделились шоколадками с детьми хозяйки.

Ф.21. Перекус около коша 2822.

Ф.22. Панорама коша 2822 и скал каньона Ходжакелен.

После коша тропа круто поднимается вдоль сухого русла р. Ходжакелен и затем переходит на траверс склона, который заканчивается выходом на пер. Сары-Бель, см. фото 20.

Ф.23. Вид вниз из сухого русла реки Ходжакелен на каньон и кош 2822.

Отметим, что на участке от коша до перевала в группе начались кризисные явления, связанные с горной болезнью у самых молодых участников нашего похода. Ребята начали сильно отставать, выбиваться из сил.

Первый переход мы всё же прошли достаточно организованно. А вот второй переход превратился в совокупность нескольких уже нерегулярных перемежающихся отдыхом интервалов и занял около полутора часов.

Ф.24. Привал в начале подъёма от сухого русла реки Ходжакелен к перевалу Сары-Бель.

Ф.25. На последнем переходе перед перевалом Сары-Бель.

В результате на перевал мы поднялись лишь к 15 часам. К этому времени тучи сгустились и пошел дождь.

Под накидками мы за 2 перехода спустились по тропе к р. Кош-Мойнок и встали лагерем чуть выше моста. Координаты лагеря: H2787 м СШ 39º 56.565' ВД 72º 52.180'. Вечером в лагерь приходил пастух и угостил нас айраном.

Ф.26. Вид на западный склон перевала Сары-Бель с восточного склона перевала Кош-Мойнок.

Ф.27. Лагерь 2787 на берегу реки Кош-Мойнок.

Ф.28. Река Кош-Мойнок.

2.5. Перевал Кош-Мойнок (3208, н.к.) расположен в северном отроге Алайского хребта, ориентирован с востока на запад и соединяет долину р. Кош-Мойнок (на востоке) с долиной р. Восточный Кичик-Алай (на западе).

Утром 12.07.2017 мы перешли по мосту р. Кош-Мойнок и за три перехода по торной тропе взошли на одноименный перевал. В этот день горная болезнь особенно неиствовала над первым «среднеазиатским новичком». Мы разгрузили его, но и это не помогло. Последние 100 метров Иван, вернувшись к отставшему участнику, затащил на перевал его рюкзак. Тяжело здесь шлось и второму среднеазиатскому новичку. Вообще, этот поход отличался от «ненормального» похода 2016 г. [6], в котором на акклиматизации болели опытные «азиаты», а с новичками всё было хорошо. Здесь же переболели те и только те, кто первый год был в спортивном туризме.

Ф.29. На перевале Кош-Мойнок (3208, н.к.). На заднем плане перевал Сары-Бель.

Спуск с перевала в долину р. Восточный Кичик-Алай занял 2 перехода. Ровно посередине этого спуска мы перекусили у первого после перевала ручья.

Ф.30. Спуск по тропе западного склона перевала Кош-Мойнок.

В конце спуска вышли, как раз, в то место, где второй сель размыл дорогу. К нашему приходу через застывший селевой поток уже ездили машины с кичик-алайским каменным углем. Нам повезло, и нас подвезли на машине до р. Сары-Могол. Поэтому обед у нас состоялся не на пыльной дороге, а на чудесном травянистом берегу реки с чистейшей водой.

Здесь мы отдыхали, купались. Потом обнаружили у первого среднеазиатского новичка кучу лишних вещей. Особенно возмутили 4 футболки. В результате немедленной ревизии нам с Иваном удалось экспроприировать у него 3 кг лишних вещей, включая вторые тёплые штаны и тяжелую термокружку из нержавейки с двойными стенками. Вместо неё мы вырезали новичку стаканчик из пластиковой бутылки. Координаты места обеда: H2487 м СШ 39º 55.563' ВД 72º 46.230'.

2.6. Перевал Сары-Могол (4311, 1Б по факту прохождения в начале июля) расположен в главном Алайском хребте, ориентирован с севера на юг и соединяет долину р. Сары-Могол (приток Восточного Кичик-Алая) с долиной р. Сары-Могол (приток Кызылсу). Координаты седловины: H4311 м СШ 39º 49.937' ВД 72º 48.053'.

Через перевал идет тропа, в перечне высокогорных перевалов пер. Сары-Могол оценен 1А к.с. Однако в начале лета тропа через перевал частично завалена снегом, а в верхней части пересекается наклонными наледями шириной до нескольких метров. Последнее обстоятельство делает перевал непроходимым без кошек, и, в целом, сложность перевала соответствует 1Б. Поэтому в перечне высокогорных перевалов мы рекомендуем в строке перевала Сары-Могол вместо 1А прописать 1А*.

После обеда, с большими надеждами на скорейшее выздоровление первого новичка, мы начали подъём по долине р. Сары-Могол. В начале шли по маленькой тропинке в пойме на левом берегу реки. Потом эта тропинка поднялась над рекой и вывела на магистральную тропу. За два послеобеденных перехода мы подошли к мосту H2800 м СШ 39º 54.531' ВД 72º 47.380', перешли на правый берег и тут же встали лагерем на ночлег на прекрасной лужайке в точке H2799 м СШ 39º 54.550' ВД 72º 47.393'.

Вечером у первого среднеазиатского новичка начался озноб, температура тела поднялась до 39º. Чтобы снять общее воспаленное состояние ему дали две таблетки димедрола, а температуру сбили двумя таблетками растворимого солпадеина.

Ф.31-32. Лагерь 2799 в долине р. Сары-Могол.

Утром 13.07.2017 мы решили отдохнуть и пронаблюдать за состоянием больного. В целом, больной выздоровел, температура упала до нормы, а пульс до 96 ударов в минуту.

Было решено ослабить график акклиматизации и разбить запланированный на этот день переход на 2 дня, выполняя 13.07 и 14.07 по половинке дневной нормы.

Примерно в 12 часов мы перекусили и выдвинулись вверх по тропе правого берега р. Сары-Могол.

Ф.33. Долина реки Сары-Могол выше лагеря 2799.

За 3 перехода мы достигли точки H3282 м СШ 39º 52.867' ВД 72º 48.107' и встали лагерем на берегу реки.

Утром 14.07.2017 мы продолжили подъем к пер. Сары-Могол. Шли в тумане. Акклиматизация у первого среднеазиатского новичка завершилась, и он чувствовал себя отлично. Горняшка всерьез занялась вторым новичком. Мы разгрузили его, и он шел, как мог, стараясь не задерживать группу.

К концу первого перехода мы подошли к броду через р. Сары-Могол. Чуть ниже брода имелся снежный мост, по которому мы перешли на левый берег реки.

Еще два перехода мы поднимались по древним моренам, потом спустились к реке, перебродили её на правый берег и на последнем четвертом переходе обошли каньон по высокому правому берегу реки.

Выше каньона тропа спускается в пойму, где сливаются два истока р. Сары-Могол. Здесь, на ровной поляне в точке с координатами H3901 м СШ 39º 51.015' ВД 72º 47.851' мы встали на ночлег.

Утром 15.07.2017 состояние всех участников группы хорошее, мы собрали лагерь и выдвинулись к перевалу.

Ф.34. Вид на северный склон Алайского хребта в районе перевала Сары-Могол (4311).

За полтора перехода мы подошли к подножию перевала. Тропа здесь уходила под снег, а на снегу стояло большое стадо яков. Впечатление было такое, что яки ждали открытия летней навигации через пер. Сары-Могол.

Ф.35. Стадо яков у подножия перевала Сары-Могол.

Ф.36. Путь подъёма на пер. Сары-Бель с севера.

Мы отогнали яков, дошли до крутого замерзшего фирна и надели кошки, каски и страховочные системы.

Затем в кошках поднялись (100 м) до осыпи правее (по ходу) скального контрфорса, см. фото 36. Тропа здесь выходила из-под снега и серпантином поднималась по осыпи. На этом участке мы сняли кошки. Справа по снежнику пролетело несколько камней.

Тропа серпантином поднялась к скалам, где контрфорс, вдоль которого мы поднимались, отходит от гребня основного хребта. Перед скалами тропа поворачивает (по ходу) направо и траверсом выводит на перевал. На этом траверсе тропа лишь угадывается между скальными выходами, так как скрывается под полосами жесткого льда.

Ф.37. Тропа под наледями на траверсе к седловине перевала Сары-Могол.

Этот лед, образованный в результате многократного таяния и замерзания снега, имел крутизну, местами, до 20 градусов, и на траверсе проходился только в кошках. Весь этот 100-метровый участок разбивался скальными или осыпными выходами на несколько фрагментов.

Ф.38. Группа на траверсе к седловине пер. Сары-Могол.

Наконец, лед закончился, и по мелким камушкам мы вылезли на перевал. Время 11 час. 30 мин., высота 4311 м. Перекус.

Ф.39. Перекус на перевале Сары-Могол (4311).

Ф.40. На южном склоне перевала Сары-Могол.

С перевала влево траверсом спускается тропа, см. фото 40. Мы прошли по ней 100-150 метров, пока под нами не закончились скалы, а затем свернули с тропы вниз и по мелкой осыпи спустились на плато с озерами Сары-Могол. Здесь мы повернули на юго-запад, к перевалу Моррисон.

Ф.41. На берегу первого озера.

На пути нам встретились два озера, см. фото 45. Первое озеро мы обошли с севера. На его берегу над камнями толкались в роях тысячи мелких насекомых, похожих на крупную мошку или комаров. Сначала мы просто проходили сквозь эти рои, но вдруг, как будто по команде, эти тысячи насекомых бросились атаковать.

Ф.42. Атака насекомых.

Они пытались набиться в глаза, залезая под очки. Признаться, у меня начилась паника, и я чуть было не разбил очки. Наконец, удалось оторваться, мы залезли повыше и стали обходить это озеро подальше от берега.

Ф.43. Остров на втором озере.

На втором озере этой напасти не было. Мы тоже начали обходить его по северному берегу, а потом спустились на полянку около воды и встали на обед. Вскоре пошел дождь.

После обеда мы продолжили обход второго озера, причем западный берег прошли по курумнику. У ручья за озером встали лагерем на ночлег. Координаты лагеря: H 4160 м СШ 39º 49.153' ВД 72º 47.055'.

Ф.44. Вид из лагеря 4160 на второе озера. Утро 16.07.2017.

2.7. Перевал Моррисон (4536, 1Б) расположен в юго-восточном отроге Алайского хребта, ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет ледник в истоках р. Сары-Могол (приток Кызылсу) на северо-востоке с истоками р. Курумды (приток Кызылсу) на юго-западе.

Перевал впервые пройден в 2007 г. пруппой Киевского Политехнического института (турклуб Глобус) под руководством А. Келина [7]. Координаты перевала: H 4536 м СШ 39º 47.947' ВД 72º 46.001'.

Ф.45. Вид на пер. Моррисон с пер. Сары-Могол.

Утром 16.07.2017, как и во все остальные дни, была отличная погода. Вообще, в походе образовался такой погодный стандарт: утро ясное, потом постепенно появляются облака, к 15 часам тучи сгущаются настолько, что начинается дождь или даже гроза, а к вечеру облака исчезают, и всю ночь сияют звезды. В редкие дни, как например, 16.07 послеобеденный дождь отсутствовал.

Это был 7-й день похода и последний день, когда наши молодые участники болели горной болезнью. На этот раз горняшка сразила третьего среднеазиатского новичка.

Мы сняли лагерь и начали подъём вдоль сухого русла ручья, зажатого между моренными грядами. После поворота налево в русле появилась вода, мы перешли по камням речку и поднялись на большой ледник.

Ф.46. Путь вдоль ручья перед выходом на ледник.

Ф.47. Ледовое озеро.

Ф.48. Обход ледового озера по морене.

Ф.49. Вид на ледовое озеро сверху.

Путь по леднику преграждало озеро, за которым возвышалась отвесная ледяная стена, см. фото 47. Мы обошли озеро и эту стену по морене справа (по ходу) и вышли на чистый лед. Здесь мы повернули направо и начали подъем по ветви ледника, которая ведет к перевалу Моррисон, см. фото 50.

Ф.50. Путь по леднику к перевалу Моррисон.

Когда ледник стал закрытым, мы связались. К концу третьего перехода мы вошли в маленький осыпной цирк у подножия перевала Моррисон, см. фото 51.

Ф.51. Осыпной цирк перевала Моррисон.

Ф.52. Восточный склон перевала Моррисон.

Отсюда начался подъём по осыпи к перевалу. В верхней части склон был покрыт снегом, крутизной до 40º. Здесь мы провесили одну веревку перил и вылезли на перевал, см. фото 52 и 54.

Ф.53. Подъём по осыпи на перевал Моррисон.

Ф.54. Вид от верхней точки перил на путь подхода к перевалу Моррисон.

Ф.55-56. Группа на перевале Моррисон.

На перевале обнаружили тур с запиской первопроходцев. Указанная в отчете А. Келина [7] GPS-точка была в 150 метрах северо-западнее тура с запиской. Я предпринял попытку дойти до неё по гребню, но гребень оказался не очень простым, и мне пришлось облезать небольшие скальные жандармы. Характер юго-западного склона под северо-западной седловиной был таким же, как и на седловине, на которую мы залезли. Поэтому после второго жандарма я оставил попытку достигнуть указанной в отчете [7] GPS-точки и вернулся к группе.

Ф.57. Вид с перевала Моррисон на юго-запад, запад и северо-запад.

Спуск по крупной осыпи проходил вправо наискосок, см. фото 58. Спускались медленно и очень аккуратно. Многие камни были подвижны. Особенно неприятными были моменты, когда при нагрузке на камень приходили в движение камни над ним, угрожая упасть и раздробить стопу. В редких случаях, когда на пути попадались 20-метровые участки земли или мелких камней, мы сбрасывали по ним высоту, а затем снова продолжали косой спуск по крупной осыпи.

Завершив этот спуск, мы отошли от склона на безопасное расстояние и в точке H 4355 м СШ 39º 47.865' ВД 72º 45.778' встали на перекус.

Ф.58. Путь спуска с перевала Моррисон по его юго-западному склону.

После перекуса мы за три перехода спустились к точке H 3866 м СШ 39º 45.655' ВД 72º 44.816' и встали лагерем на травянистой лужайке рядом с ручьем.

2.8. Перевал Кальтатер (3994, н.к., п.п.) расположен в южном отроге Алайского хребта, ориентирован с востока на запад и соединяет долину реки Курумды на востоке с долиной ручья Кальтатер на западе. Последний впадает в р. Каракабак (приток Кызылсу).

Перевал представляет собой широкое плато без ярко выраженной седловины. От ручья в долине р. Курумды на перевал поднимается хорошая тропа, на плато она теряется. Координаты перевала: H 3994 м СШ 39º 45.363' ВД 72º 44.263'.

Ф.59. Дима Вьяль в лагере 3866. На заднем плане перевал Кальтатер.

Ф.60. Вид с восточного склона пер. Кальтатер в сторону перевала Моррисон.

Утром 17.07.2017 мы за один переход поднялись нап плато перевала Кальтатер. Неожиданно откуда то сверху примчался табун любопытных лошадей.

Естественно, что пастухи этот перевал знают, поэтому наше первопрохождение перевала является первым прохождением перевала туристской спортивной группой, и не более того.

Ф.61. Вид с восточного склона перевала Каракабак на западный склон перевала Кальтатер.

Пологий спуск по траве (без тропы) к концу второго перехода привел нас к ручью Кальтатер в точке: H 3732 м СШ 39º 45.653' ВД 72º 43.068'. Здесь, при желании, можно поставить лагерь.

Ф.62. Спуск с переревала Кальтатер к ручью Кальтатер.

Ф.63. Дикий лук в долине ручья Кальтатер.

Весь следующий переход мы спускались вдоль ручья к реке Каракабак. Долина ручья красива и диковата. Здесь очень много сочного и вкусного лука. Напротив, ущелье р. Каракабак узкое, перебито лавинами и захламлено обломочным материалом.

Спустившись к реке, мы перешли её по снежному мосту и подошли к подножию нашего следующего перевала Каракабак. Здесь, в точке H 3469 м СШ 39º 45.378' ВД 72º 41.992' мы расположились на перекус.

Ф.64. Перекус у подножия перевала Каракабак.

2.9. Перевал Каракабак (3975, 1А, п.п.) расположен в южном отроге Алайского хребта между вершинами 4515 на севере и 4379 на юге, ориентирован с востока на запад и соединяет ущелье р. Каракабак на востоке с долиной р. Кашкасу на западе. Координаты перевала: H 3975 м СШ 39º 45.357' ВД 72º 41.252'.

Со стороны долины Кашкасу на перевал поднимается ячья тропа. Со стороны р. Каракабак мы не обнаружили не только тропы, но и каких либо следов крупных животных или человека, будь то помет, оброненный конфетный фантик или стреляная гильза.

Ф.65. Восточный склон перевала Каракабак, вид с ручья Кальтатер.

Этот перевал мне известен с 1988 г., на него невозможно не обратить внимания при спуске с пер. Кёкджар в долину р. Кашкасу, см. фото 66. Это очень логичная седловина между скальными вершинами высотой более 4300 м. Однако до 2017 г. никто не удосужился его пройти.

Ф.66. Пер. Каракабак (3975,1А). Вид c запада из долины Кёкджар. Фото 2000 г. [2].

Ф.67. Вид на пер. Каракабак с запада, от реки Кашкасу.

Закончив перекус, мы начали подъем на пер. Каракабак. 500-метровый набор высоты мы одолели за 3 перехода. Первый переход был особенно крут и проходил, в основном, по травянистому склону по ходу слева от ложбины на границе травы и осыпи, см. фото 65. В самой ложбине камнеопасно.

Второй переход был более пологим. А третий переход завершился крутым подъёмом по земленистому склону с последующим выходом на перевал.

Ф.68. Начало подъёма на перевал Каракабак.

Ф.69. Место привала после второго перехода при подъёме на перевал Какракабак.

Седловина перевала широкая, здесь можно поставить палатки, см. фото 70 и 71. Однако за водой придется спускаться 70-100 м к ручью на западном склоне перевала.

Ф.70. Панорама с перевала Каракабак на юг и на запад.

Ф.71. На перевале Каракабак.

Ф.72. На обзорном пункте в 200 метрах южнее перевала Каракабак.

Спуск с перевала проходил по ячьей тропе и длился один переход, см. фото 67. В точке H 3473 м СШ 39º 44.997' ВД 72º 39.801' у нас состоялся брод через Кашкасу. Брод был умеренной сложности - в одной из ямок вода была по бедро. После брода тут же расположились на обед.

Вечером мы совершили еще один переход и встали лагерем на берегу р. Кёкджар (правый приток Кашкасу) в точке H 3527 м СШ 39º 44.862' ВД 72º 38.923'.