3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Перевал Кёкджар (4165, н.к.) расположен в южном отроге Алайского хребта, хотя на самом деле никакого отрога в районе перевала нет - перевал представляет собой протяженное плато. Ориентирован он с востока на запад и соединяет долину р. Кёкджар на востоке с долиной р. Дамджайлоо на западе. Перевал известен туристам очень давно, по крайней мере, с отчета А.П. Хилинина [8] 1986 г. Скорее всего существуют и другие, еще более ранние прохождения.

Координаты перевала: H 4165 м СШ 39º 44.651' ВД 72º 35.230'.

Утром 18.07.2017 мы перешли по камням р. Кёкджар на правый берег и начали пологий подъём на одноименный перевал.

Ф.73. На подходе к перевалу Кёкджар.

Ф.74. Вид на перевал Кёкджар с востока.

К концу третьего перехода мы вошли в маленький восточный цирк перевала, где перекусили у ручья. Отсюда до перевала не более 70 метров по высоте, однако путь преграждал опоясывающий цирк снежник, который мы обошли слева по ходу.

На спуске с перевала мы стали заворачивать по ходу вправо, чтобы траверсом склона, не теряя лишней высоты, спуститься на уровень озера Кошкёль - самого нижнего озера из группы озер Дамджайлоо.

На этом траверсе были элементы рельефа, характерные для 1А к.с., например, спуск по крупной осыпи и пересечение полосы из курумника.

Ф.75. Группа на берегу озера Кошкель.

Ф.76. Озеро Кошкель.

Ф.77. На подъёме от озера Кошкель ко второму озеру из группы озер Дамджайлоо.

Ф.78. Второе озеро из группы озер Дамджайлоо.

От точки перекуса в восточном цирке перевала до озера Кошкёль мы шли два перехода. Еще один переход мы поднимались до перемычки между вторым и третьим озером Дамджайлоо. Эта перемычка выложена из плоских каменных плит, между которыми течет вода.

Потом мы обошли третье (западное) озеро по северному берегу и, немного поднявшись вдоль впадающего в него ручья, встали лагерем на уютной поляне в точке H 4160 м СШ 39º 45.930' ВД 72º 32.891'.

3.2. Перевал Дамджайлоо Траверсный (4731, 1Б, п.п.) расположен в главном Алайском хребте, ориентирован с юга на север и соединяет озера Дамджайлоо (на юге) с западной ветвью ледника Кумтор (на севере). Высшая точка H 4731 м СШ 39º 47.060' ВД 72º 33.183' перевала расположена на вершине 4731, которая разделяет перевалы Дамджайлоо (2Б) и Восточный Дамджайлоо (2А).

Перевал Дамджайлоо Траверсный, по сути, является комбинацией из этих двух перевалов: для подъёма с юга используется простой южный склон перевала Дамджайлоо (2Б), см. фото 79, а для спуска на север - несложный северный склон перевала Восточный Дамджайлоо (2А), см. фото 80. Что касается перехода с перевала на перевал, то он осуществляется траверсом вершины 4731.

Ф.79. Пер. Дамджайлоо траверсный (4731, 1Б). Вид с юга.

Ф.80. Пер. Дамджайлоо траверсный (4731, 1Б). Вид с севера.

До лета 2017 г. через Алайский хребет в районе озер Дамджайлоо не было пройдено ни одного перевала проще 2А к.с. Поэтому наше первопрохождение существенно расширяет возможности построения горных маршрутов 2 к.с. в районе Кичик-Алая.

Утром 19.07.2017 мы начали подъём по моренной гряде, которая спускается к правому берегу нашего ручья. Камни на морене плотно лежали друг на друге, большинство из них было врыто в грунт. Поэтому подниматься было легко - как по лестнице.

Ф.81. Подъём по морене над четвертым озером из группы озер Дамджайлоо.

К концу первого перехода мы поднялись по морене на её пологую верхушку, откуда открывался замечательный вид на озеро Кошкёль, на второе и третье озеро, см. фото 82. Было видно, что ручей, около которого мы ночевали, вытекает из четвертого озера, которое расположено над вторым. Правее (западнее) третьего озера открылось еще одно, пятое, которое прижималось к северному склону юго-восточного отрога вершины Кызыл-Ункюр (4888).

Ф.82. Вид на озера Дамджайлоо с вершины перевала Дамджайлоо траверсный (4731).

Мы продолжили движение в сторону перевала Дамджайлоо, пересекли ручей, и, вдруг увидели впереди и слева еще одно, шестое озеро. Оно было покрыто льдом.

15-метровый спуск привел нас на северный берег шестого озера. Отсюда к подножию финального осыпного взлета перевала Дамджайлоо поднимался пологий заснеженный желоб, см. фото 83. К концу 2-го перехода мы поднялись по этому желобу к его северо-восточному краю. Затем пересекли снежник и за 20-30 минут поднялись по осыпи на широкую седловину перевала Дамджайлоо, см. фото 84.

Ф.83. Панорама с перевала Дамджайлоо (2Б) на юг.

Ф.84. Осыпной взлёт на перевал Дамджайлоо (2Б).

Здесь мы повернули направо, на восток, и начали подъём на вершину 4731, разделяющую перевалы Дамджайлоо и Восточный Дамджайлоо, см. фото 85.

Подъём шел по осыпи и был очень удобным, казалось, что на вершину ведет тропа. Может быть, это путь через хребет диких коз? Но помета мы не заметили. На вершину поднялись в 11 час. 10 мин., сложили тур, оставили записку.

Ф.85. Путь с перевала Дамджайлоо (2Б) на вершину 4731.

Ф.86. Вид с вершины перевала Дамджайлоо траверсный (4731) на север.

10-метровый спуск с вершины по полкам среди скал приводит на её заснеженный восточный гребень. Здесь мы устроились на перекус, см. фото 87.

Ф.87. В начале заснеженного восточного гребня вершины 4731.

Затем мы связались, надели кошки и в связках одновременно по широкому снежному гребню спустились на пер. Восточный Дамджайлоо, см. фото 88. Достигнув седловины, повернули на север и начали спуск по закрытому леднику, см. фото 86.

Ф.88. Завершение спуска с вершины 4731 на перевал Восточный Дамджайлоо (2А).

Под ногами несколько раз «ухнуло». Поэтому я остановился, сильными ударами ноги пробил наст и приступил к изучению снежных слоев. Оказалось, что на 15-сантиметровой глубине залегает четырехсантиметровый слой, из которого пальцем легко выковыривались ледяные шарики.

Это «доска». Крутизна склона, на котором мы стояли, не превышала 10-15 градусов, однако впереди нам предстояло выйти на перегиб ледника и спуститься по 30-35-градусному склону на плоский ледник. Вот там будет действительно опасно!

Чтобы избежать угрозы, мы пересекли пока еще пологую ветвь ледника к скально-осыпному контрфорсу правого борта, см. фото 86 и 89. Мы надеялись, что снег около контрфорса может иметь иную структуру, а если и там окажется доска, то оставалась возможность сойти с ледника и спуститься по крутой осыпи и простым скалам.

Ф.89. В начале спуска с перевала Восточный Дамджайлоо крутизна не превышала 10-15 градусов. Перед выходом на крутой склон мы траверситровали ледник к правому борту, так как боялись доски.

Приблизившись к контрфорсу, я снова пробил в снегу яму и убедился, что «доски» здесь нет. Двигаясь вдоль осыпи в связках одновременно, см. фото 90, мы спустились по 30-градусному снежному склону на пологий ледник, пересекли его к левой боковой морене и там развязались.

Ф.90. Спуск с перевала Восточный Дамджайлоо вдоль осыпи, в обход доски.

Дальнейший спуск проходит по удобному карману левобережной морены. За 2 перехода мы достигли озера 4125. 70-метровый спуск по траве от озера приводит к хорошо заметной тропе, которая начинается в точке H 4043 м СШ 39º 48.230' ВД 72º 34.434'. По этой тропе мы прощли через каменные нагромождения концевой морены ледника и встали лагерем в долине р. Кумтор на берегу её левого, вытекающего из-под морены, и поэтому чистого истока. Координаты лагеря: H 3823 м СШ 39º 48.662' ВД 72º 34.904'.

Ф.91. Карман левобережной морены западной ветви ледника Кумтор.

Ф.92. Озеро 4125.

Ф.93. Кумторская стена.

Ф.94. Долина реки Кумтор.

Утром 20.07.2017 мы за два 50-минутных перехода достигли реки Восточный Кичик-Алай, перешли её по мосту и поднялись к домику угледобытчиков, где лежала наша заброска. Координаты домика: H 3480 м СШ 39º 51.562' ВД 72º 35.087'.

3.3. Перевал Кичик-Бель (4191, 1А, встречается, также, название Карабулак) расположен в Кичик-Алайской перемычке южнее перевала Кичик-Алай и отделен от последнего характерной столовой горой с поясом скал у самой вершины, см. фото 95. Перевал ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет верховья р. Восточный Кичик-Алай (на севенро-востоке) с долиной р. Карасель (на юго-западе). Координаты перевала: H 4191 м СШ 39º 50.344' ВД 72º 30.153'.

Ф.95. Перевалы Кичик-Бель и Кичик-Алай. Вид с террасы левого борта долины Восточного Кичик-Алая. Фото 2012 г. [9].

После взятия заброски мы простились с угледобытчиками и начали подъём по дороге в сторону перевала Кичик-Бель. Не пройдя и 100 метров, нам удалось проголосовать самосвал, который подвез нас на 1,8 км и выгрузил на высоте 3664 м.

Затем мы пошли по дороге, пересекли ручей и за ручьем свернули с дороги влево на травянистую террасу левого берега р. Восточный Кичик-Алай.

Здесь стояла юрта, около которой мы расположились на перекус. Хозяйка юрты угостила нас лепешками, каймаком и айраном, а мы, в свою очередь, поделились с ней сахарным песком и подарили её внучке шоколадку.

К концу следующего перехода мы спустились в широкую пойму р. Восточный Кичик-Алай, легко перебродили её и встали лагерем на берегу ручья, стекающего с перевала Кичик-Бель, см. фото 96. Координаты лагеря: H 3796 м СШ 39º 50.968' ВД 72º 31.378'.

Вода в ручье очень мутная и сильно загрязняет воду р. Восточный Кичик-Алай. Напротив, выше устья ручья вода в Восточном Кичик-Алае очень чистая, и мы пользовались именно ею.

К лагерю мы подошли рано, в 13 час. 30 мин. Поэтому все успели постирать в реке и высушить на солнце свои носки, штаны и другие грязные вещи.

Ф.96. Лагерь 3796. Начало подъёма на перевал Кичик-Бель.

Утром 21.07.2017 мы начали подъём на перевал Кичик-Бель. Сначала шли без тропы по левому берегу ручья, см. фото 96, но очень скоро наткнулись на ячью тропу, которая с той же логикой (вдоль левого берега ручья) поднимается на широкое наклонное плато перед перевальным взлётом. Выход на перевал преграждал опоясывающий цирк снежник. Однако между снежником и столовой горой справа имелся свободный от снега участок склона, см. фото 95. По нему то мы и взошли на перевал.

Ф.97. Почти круговая панорама с перевала Кичик-Бель.

Ф.98. Дополнение к панораме с перевала Кичик-Бель, см. фото 97.

Ф.99. Вид с южного края плато перевала Кичик-Бель на запад.

Ф.100. Начало спуска с плато перевала Кичик-Бель в долину р.Карасель.

Перевальное плато обширное и поражает своеобразной красотой высокогорной пустыни, см. фото 97 и 98. Мы пересекли его в южном направлении и по осыпи и травянистым склонам спустились на магистральную тропу правого берега реки Карасель, см. фото 100. Координаты точки выхода на тропу: H 3905 м СШ 39º 49.362' ВД 72º 30.119'.

Четвертый переход этого дня закончился выходом к большому ручью, на берегу которого мы расположились на перекус, см. фото 101.

3.4. Перевал Западный Карасель (4586, 1Б) расположен в северном отроге Алайского хребта к северу от западной главы вершины Кызыл-Ункюр (4888). Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет ледник Карасель (на востоке) с безымянным ледником в истоках реки Тюзашу (на западе).

Первое упоминание о прохождении перевала содержится в отчете команды туристов МАИ под руководством А.А. Лебедева о горном походе 3 к.с. в 2002 г. [10]. Координаты перевала: H 4586 м СШ 39º 46.200' ВД 72º 30.618'.

От точки H 3931 м СШ 39º 48.831' ВД 72º 30.567' на берегу ручья, где мы устроились на перекус, магистральная тропа правого берега реки Карасель взбирается на бугор, см. фото 101, после которого плавно переходит в пойму реки Карасель, где и теряется среди камней. Мы миновали место, где река вырывается с ледника Карасель и продолжили движение теперь уже вдоль ручья, истекающего из кармана правобережной морены этого ледника. Перед поворотом ручья на юг, в точке H 4029 м СШ 39º 48.207' ВД 72º 31.000' мы расположились на обед. Стояла испепеляющая жара.

Ф.101. Верховья реки Карасель и ледник Карасель.

После обеда мы продолжили подъем по карману правобережной морены ледника. Крутой взлёт в кармане с грязным камнеопасным снежником мы обошли, поднявшись на морену ледника. К концу перехода мы достигли замечательных песчаных площадок. Эти площадки расположены в кармане правобережной морены ледника Карасель, чуть-чуть не доходя того места, где в ледник Карасель впадает его правый приток. Через площадки протекает ручей, низвергающийся водопадом из правого кармана упомянутого выше притока ледника. Здесь мы остановились лагерем на ночлег, см. фото 102. Координаты песчаных площадок: H 4176 м СШ 39º 47.670' ВД 72º 31.318'.

Ф.102. Лагерь 4176 на песчаных площадках в кармане правой морены ледника Карасель.

Утром 22.07.2017 мы пересекли правобережную морену, вышли на открытый ледник и к концу второго перехода подошли к основанию заснеженного перевального взлёта. Здесь мы связались и надели кошки. Судя по фотографиям прошлых лет, см. фото 103, на перевальном взлёте имеются трещины, но сейчас они были закрыты.

Ф.103. Восточный склон перевала Западный Карасель. Фото 2014 г.

Ф.104. Напротив перевала Западный Карасель находится перевал Спартак (2А), ведущий с ледника Карасель к озерам Дамджайлоо.

Ф.105. На подходе к подножию перевала Западный Карасель.

Ф.106. На восточном склоне перевала Западный Карасель.

Подъём на перевал проходил в связках одновременно по заснеженному леднику. В нижней части крутизна склона достигала 30-35 градусов, см. фото 106, выше ледник выполаживался.

Ф.107. Перекус на перевале Западный Карасель.

Седловина перевала широкая, платообразная, см. фото 107. После перекуса мы начали спуск на запад, и вскоре подошли к перегибу ледника, за которым мы обнаружили крутой и свободный от снега ледовый склон. Чтобы не вешать перил, мы пересекли ледник от центра к правому борту, где сохранилась спускающаяся вдоль осыпи снежная полоса. По этой полосе мы обошли участок крутого открытого льда и пересекли ледник к левому борту, см. фото 108. Отсюда имелся простой, пологий и свободный от камней спуск к ручью у нижнего края ледника. На берегу этого ручья мы развязались и убрали в рюкзаки кошки, веревки и страховочные системы.

Ф.108. Обход крутого открытого льда по снежнику около осыпи.

Затем по курумнику вдоль ручья, а ниже по травянистому склону мы спустились к большому озеру, см. фото 109 и 110, которое обошли по северному берегу. Еще через 30 минут мы спустились к паре озер, разделенных узкой перемычкой. На втором (южном) озере встали на обед.

Ф.109-110. Верхнее озеро в долине Тюзашу.

Ф.111. Еще два озера. На дальнем озере мы пообедали.

В конце обеда началась гроза. Мы быстро собрались и в накидках продолжили спуск по долине Тюзашу. До устья сухого ручья, стекающего с перевала Тюзашу, воды в реке не было. И лишь ниже этого устья в русле появилась вода. К концу второго послеобеденного перехода мы достигли приятной травянистой поляны на правом берегу реки Тюзашу и встали на ночлег. Координаты лагеря: H 3742 м СШ 39º 44.218' ВД 72º 26.747'.

3.5. Долина Тюзашу и каньон Западного Кичик-Алая. Утром 23.07.2017 мы продолжили спуск по долине Тюзашу. До поворота долины на запад, который находится в трех километрах выше устья реки Каук, мы шли всё время по тропе правого берега реки Тюзашу. Ниже устья реки Текесалды мы прошли мимо коша, в котором завтракали 4 пастуха. Женщин или детей в коше не было. За упомянутым выше повотором ущелья на запад начались броды. Сколько их было - мы не считали. Тропа то и дело переходила с одного берега на другой, обходя или скальные прижимы или густые заросли ивы и облепихи. Броды были простые - ниже колена.

Перед устьем реки Каук мы в очередной раз перешли вброд на левый берег Тюзашу. Воды в русле реки Каук не было. Здесь основное ущелье резко поворачивает на север. Тропа ниже этого поворота идет, в основном, по левому берегу реки. Перед устьевым каньоном тропа поднимается по правому берегу высоко над рекой, обходит каньон и спускается в долину Западного Кичик-Алая. Достигнув магистральной тропы Кичик-Алайского ущелья, мы повернули на запад, перешли по мосту Тюзашу и остановились на обед.

Ф.112. На обеде в устье реки Тюзашу.

К концу обеда сгустились тучи, пошел дождь. Мы надели накидки и отправились вниз по левому берегу Западного Кичик-Алая. В точке H 3016 м СШ 39º 45.340' ВД 72º 19.460' мы обнаружили размытый мост, а чуть ниже, в точке H 3016 м СШ 39º 45.327' ВД 72º 19.437' новый мост через Западный Кичик-Алай. Этот мост очень важен для туристов, поскольку позволяет связать в нитке маршрута долины рек Тюзашу и Тегермач. В истоках реки Тегермач находится пер. Тегермач, ведущий к самому крупному в районе Кичик-Алая озеру Тегермач.

Мы не воспользовались этим мостом и продолжили путь по тропе левого берега Западного Кичик-Алая.

Через два послеобеденных перехода мы достигли устья реки Джангы-Джер. Здесь на большой поляне мы встали лагерем на ночлег. Воду брали из Западного Кичик-Алая, так как воды в Джангы-Джере на было, так же как и в Кауке и в Текесалды. Координаты лагеря: H 2979 м СШ 39º 44.867' ВД 72º 17.362'.

Перед ужином мы совершили маленькую экскурсию в каньон Джангы-Джера. На входе в каньон мы миновали завал из обвалившихся с огромной высоты каменных глыб, см. фото 113. Некоторые трёхметровые глыбы были расколоты от удара невероятной силы. Было жутковато на это смотреть.

Миновав завал мы вошли в скальный зал с плоским дном, см. фото 114. Отвесные стены этого зала поднимались на сотни метров. Мы дошли до конца зала, до того места, где каньон Джангы-Джера поворачивает по ходу направо, и вернулись в лагерь.

Ф.113. Завал в начале каньона Джангы-Джер.

Ф.114. Скальный зал в каньоне Джангы-Джер после завала.

24.07.2017. После завтрака мы провели повторную фотосессию в каньоне Джангы-Джера, собрали рюкзаки и продолжили спуск вдоль Западного Кичик-Алая. На прохождение пяти-километрового участка между устьями Джангы-Джера и Суук-Джайляу мы потратили 3 перехода. Шесть раз тропа переходила по мостам с одного берега на другой. Координаты мостов:

Номер моста

2674

39° 44.445'

72° 14.537'

Тропа в каньоне Западного Кичик-Алая часто обрывалась селями или лавинами. Иногда она пересекала осыпи и в этих местах шла высоко над рекой по крупным камням. В других местах тропа спускалась к самой воде и шла по затененным коридорам под кронами деревьев или среди зарослей кустарника. В целом, тропа была не простой, именно поэтому на преодоление пятикилометрового участка каньона у нас ушло 3 перехода.

Ф.115. В каньоне Западного Кичик-Алая чуть ниже устья реки Джангы-Джер.

Ф.116-117. Тропа в каньоне Западного Кичик-Алая часто обрывается селями или лавинами.

Ф.118. Один из шести мостов.

Ф.119. Иногда приходилось идти у самой воды.

В 500 метрах не доходя до устья Суукджайляу мы, следуя по левому берегу Западного Кичик-Алая, миновали сухой сай. Русло этого сая круто спускается среди скал сквозь каменные завалы. Неожиданно из скального коридора справа от сая посыпались камни. Самые бойкие из них чуть ли не долетели до нашей тропы.

В 300 метрах не доходя до устья Суукджайляу мы перешли по мосту на правый берег Западного Кичик-Алая. «Ну всё, от Сууклжайляу мы отрезаны, придется идти каньон до конца, до Тенгизбая», подумал я. Однако вскоре показался последний шестой мост, выводящий почти к самому устью Суукджайляу. От этого моста до русла Суукджайляу нужно пройти по лесной тропе левого берега Западного Кичик-Алая 150-200 м. Над сухим руслом Суукджайляу «издеватильски» переброшены два параллельных мостика, наверно в июне в реке много воды. «Если русло Суукджайляу настолько сухо, то где же мы будем обедать?», подумал я.

3.6. Перевал Шиман (4050, 1А) расположен в главном Алайском хребте, ориентирован с севера на юг и соединяет долину р. Суукджайляу (левый приток реки З. Кичик-Алай) на севере с долиной р. Шиман (левый приток реки Дароут) на юге. Через перевал идет тропа, тем не менее, перевал Шиман вполне адекватен в нитке горного похода 1 к.с. в качестве определяющего перевала. 1400-метровый набор высоты на северном склоне делает его весьма трудоёмким, а непростые подходы по каньону Западного Кичик-Алая требуют определенных навыков прохождения разнообразных форм рельефа: осыпей, селевых потоков и тому подобных препятствий.

Первое известное нам упоминание о прохождении перевала содержится в отчете Г. Г. Горбуна о пешем походе 5 к.с. в 1971 г. [3]. Координаты седловины: H 4050 м СШ 39º 39.810' ВД 72º 13.240'.

За мостиком через Суукджайляу тропа пересекает лужайку (отличное место для лагеря) и далее идет между крутым безлесым склоном (слева) и зарослями кустарника у реки (справа).

Здесь мы свернули с тропы налево и начали подъём по травянистому склону. Очень быстро мы наткнулись на торную тропу, которая серпантином поднималась по склону к заросшей лесом скальной полке левого берега Суукджайляу, см. фото 120. Эта полка расположена высоко, в 400 метрах над устьевым каньоном Суукджайляу.

Ф.120. Начало тропы в долину реки Суук-Джайляу.

Подъем к этой полке с обходом каньона занял 2 перехода, шли по жаре и набрали по высоте за эти 2 перехода около 500 м. В месте, где спуск к руслу реки стал возможным, мы, изнеможденные, встали на обед.

Воды в русле Суукджайляу по-прежнему не было. Однако мы нашли большую лужу на поверхности камня. В ней было много скорлупы от каких-то личинок. Дежурному удалось набрать кружкой воды без личинок, которой хватило на суп и на чай.

После обеда мы вышли вверх в надежде дойти до воды. Тропа перешла на орографически правый берег реки. Через 2 перехода мы, наконец, увидели ванны с водой в русле реки. Чуть выше, на берегу имелись хорошие площадки для стоянки. Здесь мы разбили лагерь. Удивительно, что к ужину в русле реки появилась проточная вода. Координаты лагеря: H 3435 м СШ 39º 43.223' ВД 72º 14.068'.

25.07.2017. Утром мы продолжили подъём на перевал Шиман. Выше лагеря на правом берегу начиналась каменистая морена, а еще выше просматривался каньон. Тропа обходит морену по травянистому левому берегу, а перед каньоном возвращается на правый берег и круто взбирается на бугор в обход каньона.

За каньоном долина Суукджайляу становится широкой, плоской, и почти без уклона, см. фото 121. Вода в русле снова исчезла. Ближе к водоразделу крутизна склонов возрастает, а русло реки или теперь уже ручья скрывается в неглубоком каньоне, которыйобходится по левому берегу. К концу пятого перехода мы поднялись по тропе на перевал Шиман, см. фото 122, с которого открывается замечательный вид на Памир.

Ф.121. Верховья долины Суук-Джайляу.

Ф.122. На перевале Шиман.

Спуск с перевала по тропе в мелкой осыпи приводит сначала на дорогу, которая траверсирует южный склон Алайского хребта. Координаты точки выхода на дорогу: H 3675 м СШ 39º 39.547' ВД 72º 12.839'.

На этой дороге мы повернули налево и прошли по ней около 2,7 км до запланированной по космическому снимку точки H 3620 м СШ 39º 38.669' ВД 72º 14.198'. В этой точке мы свернули с дороги вниз на склон и, спустившись по грунту и мелкой осыпи на 200 м, вышли на другую дорогу, которая спускается по долине р. Шиман, см. фото 123.

Ф.123. Вид на юг от точки спуска с дороги.

Появившийся из родника ручей был мало пригоден для питья, так как протекал вдоль дороги по грязному пастбищу. Поэтому мы проследовали вниз по дороге вдоль ручья до Коша, обитатели которого брали воду из другого ручья. Рядом с кошем у слияния двух ручьев мы встали лагерем на ночлег. Координаты лагеря: H 3012 м СШ 39º 38.427' ВД 72º 11.422'.

26.07.2017. Утром за 3 часовых перехода мы спустились по торной тропе в Дароут-Курган - районный центр Чон-Алайского района Ошской области. Там мы поели в столовой и на двух машинах повышенной проходимости за 6000 сом (в сумме) переехали под пик Ленина в Ачикташ. Палатку поставили на территории базового лагеря фирмы «Горы Азии» и никуда в этот день уже не пошли.

3.7. Экскурсия на пер. Путешественников (4128, 1А), отъезд. В первой половине дня 27.07.2017 мы предприняли экскурсию на перевал Путешественников (4128, 1А). Но сначала осмотрели причудливые конгломератные замки на обрыве к пойме реки Ачикташ, см. фото 124. Для этого с дороги, ведущей на Луковую поляну, в самом начале пути мы свернули налево и вышли на обрыв. Затем вдоль обрыва по дуге достигли Луковой поляны и только после этого встали на тропу, ведущую к перевалу Путешественников. На перевале мы перекусили, любуясь пиком Ленина (7134), и пошли назад.

Ф.124. Замки из конгломерата на обрыве в пойму реки Ачикташ.

Ф.125. На перевале Путешественников.

28.07.2017. Утром за нами из Оша приехал на микроавтобусе Роман, к обеду мы уже были в Оше.

29.07.2017. Отдых в Оше.

30.07.2017. Рано утром сели на самолет Ош-Москва. Путешествие закончено.