3.8. Обход новых прижимов Сауксая (текст и фото из статьи [22]). В этот забытый край, где можно прожить пару лет, не встретив ни одного человека, мы проникли из Алайской долины через перевал Минджар (5026, 2Б) - пожалуй самый легкий из безопасных перевалов в центральной части Заалайского хребта.

В несложном пути по долине Сауксая мы надеялись отдохнуть перед восхождением на пик Ленина и, конечно же, все мечтали увидеть в живую или даже сфоткать снежного барса. Никто не предполагал, что именно на Сауксае мы получим самое захватывающее и опасное приключение в экспедиции.

Утром 24 августа мы спустились в долину Сауксая и довольно-таки бодро перебродили его мощный правый приток Кузгун. Настроение у всех было превосходное. Причиной тому были два обстоятельства. Во-первых, сознание того, что мы находимся в самом сердце затерянного мира, уже само по себе вводило в трепет и поднимало тонус. А во-вторых, мы так удачно перебродили Кузгун! Еще 2 дня назад, 22 августа, мы с ужасом созерцали ревущий абсолютно непроходимый красный поток, почти что сель, вырывающийся из-под ледника Кузгун. Я успокаивал ребят и объяснял, что перед впадением в Сауксай, Кузгун разливается на несколько рукавов, что лично я бродил через Кузгун два раза в 1997 и 2001 гг. [6 и 7] и тоже в августе. Бродили и другие...

И, все-таки, весь следующий день, пока мы спускались по долине Кузгуна, тревога по поводу будущей переправы не покидала всех участников экспедиции, включая руководителя.

После ночевки у родника в долине последнего правого притока реки Кузгун в точке с координатами 39° 16.429'С 72° 36.930'В мы отправились к её устью и уже через час подошли к разливу реки в точке с координатами 39° 15.646'С 72° 37.174'В.

Ф.3.8.1. Красной линией показан путь через 5 рукавов реки Кузгун.

Брод через 1, 2 и 5-й рукав веревочной страховки не потребовал. На 4-м рукаве мы страховались «для очистки совести».

Ф.3.8.2. Самым сложным оказался 3-й рукав. Вот так его бродил Володя Лавриненко.

Ф.3.8.3. А это через 3-й рукав идет Юра Максимович.

Ф.3.8.4. Весело мы «побежали» по долине Сауксая, с песнями, и это реально! Лично я запевал старинную песню про солдат из группы Центр. Это вид вперед, вверх по долине.

Ф.3.8.5. А это вид назад. Справа перед красным склоном в долину Сауксая стекает Кузгун.

Вот только странно, что на таком белом песочке не было следов снежных барсов. А ведь должны были быть.

Ф.3.8.6. Вот, например, такие следы. Я сфоткал их на Сауксае в 2001 г. [7].

А еще как то странно справа приближалась река. Такого я не помнил, раньше здесь была широченная и свободная от воды галечная пойма.

Не прошло и полчаса, как все эти странности обернулись сознанием катастрофы - в период с 2004 по 2012 гг. русло Сауксая кардинально изменилось, причем изменилось с образованием нового прижима. Отныне на участке от реки Кузгун до ручья с перевала Горлова пойма Сауксая по северному берегу не проходима!

А ведь ничего не менялось с 1929 г. Как описал свой путь Н.В. Крыленко в книге «В неизведанные выси» [23], так все и ходят. И я здесь ходил в 1997 и 2001 гг. И не было никакого прижима, наоборот, путь был простым и приятным, и весь этот участок от реки Кузгун до ручья с перевала Горлова мы «пробегали» за пол дня.

Под угрозу ставился весь замысел конца похода, включая восхождение на пик Ленина по новому маршруту. О броде через Сауксай даже и думать нечего.

Ф.3.8.7. «По инерции» мы еще прошлись вдоль воды в надежде на чудо.

Ф.3.8.8. Но когда увидели, как главное русло реки прижимается к скалам и конгломератным обрывам, то повернули назад.

Единственный шанс - вскарабкаться на террасу и обойти прижимы поверху. Мы вернулись назад и, примерно, через 700 метров, в точке с координатами 39° 15.971'С 72° 38.616'В, свернули в крутой осыпной кулуар, по которому нам удалось подняться на террасу.

Ф.3.8.9. Терраса была рассечена глубокими оврагами. Первый овраг имел отвесную противоположную стенку, и чтобы его обойти нам пришлось подняться до высоты 3800 м, это на 320 м выше поймы Сауксая.

Второй овраг был настолько впечатляющим, что я предложил группе признать фиаско и вернуться в Алайскую долину через перевал Минджар. Угадывалось, что за вторым оврагом последует такой же третий, четвертый... И, всё же, все решили «поупираться».

Ф.3.8.10. На краю второго оврага.

Ф.3.8.11. Там, далеко внизу мы, наконец, пообедали. В овраге бежал ручеек.

Мы спустились в овраг по его правому притоку без каких либо идей о предстоящем пути подъёма, шли на авось, «как нибудь, да вылезем». Пока готовился обед трое сходили на разведку. Для подъёма выбрали вариант Олега Силина.

Ф.3.8.12. Сначала зашли в одну из «труб» - так мы называли промоины между конгломератными столбами. Подъём по трубе проходил по 45, местами, 50-градусной глине с вкрапленными в неё камнями. Шли на рантах ботинок, вырубая ими узенькие ступеньки и опираясь клювиком ледоруба в склон. В верхней части при выходе на ребро стало совсем страшно, здесь пришлось вырубить ледорубом целую дорожку ступенек.

Всё это мне очень не понравилось в плане надежности и безопасности. Поэтому мы решили в следующий раз, если, не дай Бог, попадется такой овраг, предварительно надеть кошки.

Ф.3.8.13. За вторым оврагом мы опять пошли наверх в обход крутого третьего оврага, см., также, фото 3.8.11. Вечерело, мы уже прилично устали, а конца и края еще не было видно.

Ваня Жданов начал отставать. От многочисленных жестких спусков у него разболелись колени. «Не хватает смазки», - говорил Иван. Но при этом у него хватало сил, всё-таки, замечать красоту и снимать вот такие картинки:

Ф.3.8.14. Картинка первая. Там внизу Сауксай.

Ф.3.8.15. Картинка вторая. На подходе к пятому оврагу.

Ф.3.8.16. К треугольной выемке в центральной гряде между двух ветвей шестого оврага ведет отчетливая козья тропа.

Ф.3.8.17. Уже совсем смеркалось, когда мы подошли к чудовищному восьмому оврагу. За ним река резко отходила от борта к центру долины, значит, скоро конец нашим мучениям. Они завершатся спуском в пойму Сауксая по узкому девятому оврагу.

Ну а теперь отдыхать. Да-здравствует сухая ночевка!

Спустившись по краю оврага к обрыву над Сауксаем, мы обнаружили пологое место, пригодное для установки палаток, см. фото 3.14.18.

«Всё будет путем! Сейчас нае.енемся и заснем!» - успокаивал я измученных в оврагах участников. О том, как мы будем преодолевать завтра это чудовище, даже не хотелось и думать.

Разбили лагерь, залезли в палатки, достали завтрашний перекус и слили в одну тару всю воду из фляжек. Полтора литра на 7 человек, не густо...

Однако перед сном, как я и предсказывал, все чувствовали себя очень комфортно.

Ф.3.8.18. Утром в лагере не было ни капли воды. Без завтрака и без перекуса мы собираемся и выходим.

Ф.2.4.19. Последний взгляд назад. Вот они наши «красавцы».

Ф.3.8.20. Про подъём из оврага всё было понятно. От сухой ночевки хорошо заметна широкая труба - единственный приемлемый путь подъёма.

А вот где спускаться - было совсем непонятно. В конце концов, мы выбрали трубу наобум, просто потому, что в неё был легкий заход, см. фото 3.8.17.

Ну а дальше начался беспредел. Я никогда не думал, что такой смелый. Над головой висели тонны впаенных в глину камней самого разного калибра, от куриного яйца до рояля. А под ногами - узкий извилистый коридор в преисподнюю. Камни редко задерживались на его дне. Как правило, они разгонялись и, с треском вышибая из стенок многочисленных попутчиков, улетали на дно оврага.

Впрочем это было не так уж и часто, потому что бережное отношение к камням под ногами стало делом чести каждого участника. Лично у меня это было поставлено на особый контроль в качестве первой из четырех забот, каждая из которых требовала от меня постоянной сосредоточенности.

Второй заботой было маневрирование поперек трубы с отслеживанием положения тела Володи Лавриненко, который шел за мною и был выше меня. Мы все спускались в кошках лицом к склону, на передних зубьях, в очень тесной группе. Настолько тесной, как это было возможно, лишь бы не получить кошкой в лоб. Такой порядок обеспечивал минимальный разгон камней от идущего сзади Миши Бабича до идущего впереди Валдиса Пуриньша. Я шел вторым сразу за Валдисом и очень завидовал Мише.

Так вот, во вторую мою заботу входило прятаться от камней за тело Володи Лавриненко. Я понял, что все мы должны прятаться друг за друга, а вовсе не за неровности в стенках тубы. Если прятаться за неровности, то между участниками возникают большие просветы, в которых разгоняются камни.

Третьей заботой были мои руки. Одна из них была на дне трубы, так как я цеплялся за глину клювиком ледоруба. В отличие от ног, на руках не было пластиковых ботинок, на них были только перчатки, и я чувствовал их полную незащищенность от камней.

В четвертую заботу входила исключающая срыв постановка ног. Идти надо было очень надежно. Страховка веревкой исключена. Во-первых, её негде закрепить, а во-вторых, она будет постоянно срывать камни.

Сколько мы так спускались, 100 или 200 метров? Сказать трудно. Наконец, после очередной извилины мы увидели дно оврага. Но перед ним обрыв.

Ф.3.8.21. Тогда мы достали веревки и обмотали расхожим репшнуром конгломератный выступ.

Ф.3.8.22. Я первым дюльфернул вниз. Слава Богу, что веревки хватило до дна, и я смог уйти по оврагу в безопасное от камней место.

Ф.3.8.23. Пока ребята спускались, я сходил на разведку к устью оврага.

Овраг заканчивался 5-метровым водопадом с красивых валунов, зеленых от водорослей и мха. Под водопадом был плоский бережок Сауксая, ограниченный рекой и двумя прижимами. Спускаться сюда было бесполезно.

От дна оврага около дюльфера до поймы реки, которая протекает здесь на высоте 3500 м, по высоте около 30 метров. А высота сухой ночевки 3626 м. Значит, высота пройденной нами трубы чуть-чуть не достигает 100 метров.

Ф.3.8.24. Потом я снова поднялся к веревке, чтобы заснять спуск группы на видеокамеру.

Ф.3.8.25. По дну оврага тек ручеёк. Теперь, в первый раз после вчерашнего вечера можно напиться.

Ф.3.8.26. Володя еле сдерживается, чтобы не упасть к ручью.

Ф.3.8.27. Довольный Валдис. Такую технику постиг! Ведь на Конгуре и Броуд-пике такого не сыщешь!

После завтрака мы приступили к завершающей фазе - к подъёму из оврага. Не буду описывать его во всех подробностях. Шли в кошках на передних зубьях, по крутой глине, тесной группой. Всё, как на спуске. Главное отличие — в значительно большей уверенности. Во-первых, это уже был второй такой опыт, а во-вторых, труба на подъём просматривалась с сухой ночевки, см. фото 3.8.20, и было ясно, что рано или поздно мы по ней вылезем.

Ф.3.8.28. Спуск в финальный девятый овраг оказался простым, а сам овраг - очень забавным. В своей нижней части он превращается в узкую щель, шириною чуть более человеческого тела.

Ф.3.8.29. Прямо напротив 9-го оврага мы нашли ручей и в точке с координатами 39° 16.208'С 72° 39.650'В встали на обед. На преодоление 8-го оврага и на спуск по 9-му ушел, практически, весь ходовой день.

Ф.3.8.30. Как же хорошо здесь на Сауксае, особенно, если жив и здоров.

Ф.3.8.31. Уже с равнодушием мы смотрели на страшный прижим между девятым и восьмым оврагами. Теперь это уже нас не касалось.

Ф.3.8.32. Дорога к пику Ленина, наконец, открыта.

Ф.3.8.33. А по прямой за эти два дня мы переместились всего на полтора километра...