3.10. Перевал Раздельный (6052, 3А) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Дзержинского (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты седла: 39° 21.585'С 72° 50.24'В.

Спуск с перевала на ледник Ленина почти всегда осуществляют по тропе классического маршрута на пик Ленина. т. е. через восточное плечо (6120) рядом стоящей вершины Раздельная (6140). Несмотря на проставленную в Перечне высокогорных перевалов 3Б к.т., этот перевал, в последнее время, зачастую проходится в горных походах 5 к.с. и заявляется, как 3А. Основную сложность перевала составляет ледопад ледника Дзержинского.

При движении по долине Сауксая с запада необходимо заблаговременно свернуть из долины и подняться в карман ледника Дзержинского в обход конгломератных обрывов его морены и нагромождения сераков его языка. Точка начала подъёма из долины Сауксая имеет координаты: 39° 14.694'С 72° 46.723'В. Здесь в северном борту долины имеется кулуар с камнями среднего размера, весьма удобными для подъёма. Из под осыпи в пойму Сауксая вытекает ручей.

От места нашей ночевки на леднике Вали с координатами 39° 16.305'С 72° 44.745'В до ручья на повороте к леднику Дзержинского мы шли три перехода.

Ф.3.10.1. Начало подъёма из поймы Сауксая.

Подъём по карману до выхода на гребень морены, с которого открывается вид на ледник, занимает два часа и проходит по безводной местности. В верхней части пути мы обнаружили следы высохших озер. И лишь перед самым выходом на гребень морены мы обнаружили в точке с координатами 39° 14.635'С 72° 48.086'В небольшой ручеёк, около которого устроились на обед.

Ф.3.10.2. Наконец, с гребня морены мы увидели удручающую картину деградировавшего ледника. Очевидно, что после последней подвижки 2002-2003 гг. он так ни разу и не подвинулся.

Ф.3.10.3. Мы поднялись по гребню морены до склона вершины 5402 и вошли в карман между склоном и мореной. В годы активности ледника в этом кармане проходит самый быстрый путь к ледопаду. Не следует выходить на ледник даже там, где карман прерывается осыпными склонами орографически правого борта. Но это - в годы активности.

Ф.3.10.4. В нашем же случае ледник был необычайно ровным, поэтому утром следующего дня мы вышли на ледник и стали плавно подниматься сначала по серой морене, а потом по вот этой мраморной.

Ф.3.10.5. Однажды зашли на более правую (по ходу) коричневую морену. Но потом опять вернулись на мраморную.

Ф.3.10.6. Так, по мраморной морене, мы и подошли к ледопаду.

Ф.3.10.7. Ледопад оказался тоже попроще в этом году. Обычно его ходят так, начинают от мраморной полосы, а потом уходят по ходу вправо и вверх, но к орографически левому борту близко не подходят — там очень широки финальные разломы. Так мы и сделали. Вот только финальных разломов мы особо и не приметили.

Ф.3.10.8. В ледопаде, мы любовались безымянным и непокоренным шеститысячником в южном отроге пика Дзержинского.

Ф.3.10.9. Заночевали на плато после ледопада и наследующий день устремились к верхнему ледопаду.

Ф.3.10.10. Второй ледопад обычно проходят по карману между ним и склоном орографически левого борта.

Ф.3.10.11. За этой стенкой верхний ледопад заканчивается.

Ф.3.10.12. Поднявшись в верхний цирк ледника Дзержинского мы повернули направо. Впереди снежно-ледовый взлет на перевал Раздельный.

Ф.3.10.13. На седловине перевала мы встали на ночлег. За этот день мы поднялись (с 5010 до 6052) более, чем на тысячу метров, и даже вкусный ужин был не в состоянии восполнить наши огромные энергозатраты. Миша Бабич и Валдис Пуриньш на перевале Раздельный.