2.2. Перевал Черная Осыпь (4787, 2Б, п.п.). Перевал расположен в широтно ориентированном хребте, который отделяет долину левого притока Нуры от Алайской долины. До лета 2013 г. в этом хребте не было пройдено ни одного перевала. Перевал находится восточнее пика Черный (4922), ориентирован с севера на юг и соединяет урочище Минбулак (на севере) с ледником левого притока Нуры (на юге). Координаты перевала: 39° 32.703'С 73° 43.074'В.

Ф.2.4. С севера к перевалу ведет черное осыпное ребро с подножием на высоте 4080 м.

Ф.2.5. Вот так выглядит верхняя часть перевала с шоссе Ош-Иркештам (фото 2001 г.).

Ф.2.6 - 2.7. Сначала была действительно осыпь.

Ф.2.8 - 2.9. А потом начались скалы, и чем выше — тем круче.

Ф.2.10. В какой то момент мы поняли, что за один день нам этот перевал не одолеть, и в конце ребра построили площадочку для палатки. Высота 4480 м.

Ф.2.11. Утром 4.08 мы пролезли еще 50 метров по этому ребру и вышли на снег.

Ф.2.12. По снегу двигались в связках одновременно.

Ф.2.13. Ближе к полудню перевалили через гребень.

Ф.2.14. На скальных выходах гребня сложили тур.

Перевал назвали "Черная Осыпь". Сначала я думал о присвоении 2А к.с., а потом сравнил его с известным перевалом Минджар (5050, 2Б) и понял, что Черная Осыпь гораздо сложнее. А в целом перевалы очень похожи: сначала осыпное ребро, а потом снежно-ледовый склон. Вот только ребро перевала Минджар идётся пешком, без напряга, а здесь скалы. Над ребром перевала Минджар пять веревок перил, а здесь, если их вешать, наверно, десять. Правильнее, всё-таки, рекомендовать 2Б.

Ф.2.15. Спуск с перевала на юг пологий, проблем нет.