2.10. Перевал Швее (н.к., 3666)

День 03.08.98. Переезд в с. Швее. Это селение расположено на правом берегу р. Швее - левого притока Кызылсу на высоте 2400м. Мы проехали все селение и слезли с автобуса у самого крайнего ( верхнего ) дома, который находится перед устьем р. Кельдук - левого притока р. Швее.

(ф.76.1). Отсюда начинается хорошая тропа правого берега р. Швее. Сначала она траверсирует травянистые склоны, а затем погружается в арчёвый лес. После обеда мы прошли один переход и встали лагерем на берегу р. Швее. Вечером и ночью шел дождь.

Пройдено 2 км. Набор высоты 2400-2500. Затрачено 40 мин.

День 04.08.98. Утром после ночного переезда из г. Ош прибыли отруководившие своими походами в Кичик-Алае Геров И.В. и Рыкалов П.В. Дневка. Вечером опять дождь.

День 05.08.98. Начало второго (заалайского) этапа нашего похода ознаменовалось весьма сереньким утром (ф.76.2). За два перехода дошли до слияния рек Кызылкуля и Саз-Джайлоо, откуда начинается р.Швее. Здесь мы перешли по мосту на левый берег р. Швее и через несколько минут очутились на поляне левого берега р. Саз-Джайлоо. Магистральная тропа здесь переходит на правый берег. Еще за два перехода мы поднялись до юрт под перевалом Швее. Начался проливной дождь. По мосту перешли на левый берег р. Саз-джайлоо и установили палатки. Обед.

Перевал Швее расположен в северном отроге Заалайского хребта, отделяющем долину р. Саз-Джайлоо от соседней с запада долины р. Кечуусу (правого притока р. Кельдук). Пер. Швее часто используется местными жителями для перегона скота. С поляны левого берега начинается тропа на перевал Швее. Можно подниматься по тропе, а можно по ручью правее тропы. Оба пути через переход соединяются, однако последний короче. По мере подъема ручей быстро теряется. Дальнейший путь (2.5 перехода) проходит без воды. В конце второго послеобеденного перехода под моросящим дождем мы поднялись на перевал.

Спуск с перевала производится по тропе, которая уводит влево к маленькому озерцу (или луже) с грязной водой. За озером мы повернули на юг, пересекли невысокую гряду и по альпийским лугам спустились к глубокому оврагу, в котором течет маленький ручеек - правый приток р.Кечуусу. За оврагом, который мы пересекли по тропе, расположена красивая поляна, с арчевниками по краям (один переход от седловины перевала). Здесь встали на ночлег.

(ф.78). Пройдено 14 км. Вариация высоты 2500-3666-3200. Затрачено 5ч.30 мин.

2.11. Перевал Фронтовиков западный (3Б,5340)

Перевал Фронтовиков расположен в водоразделе Заалайского хдебта в том месте, где к Заалайскому хребту примыкает с юга перемычка, протянувшаяся к северу от пика Сат. В километре от водораздела Алайского хребта на этой перемычке имеется вершина - пик Казак (5460) (на топографической карте у её южного плеча стоит отметка 5392). Северный гребень пика Казак ниже предвершинного взлета полого спускается до водораздела Алайского хребта, на протяжении 700 метров идет по водоразделу (до отметки 5208), полого поворачивает на северо-запад и с высоты 4950 круто сбрасывается в виде ледового ребра стены Кечуусуйской подковы. Ниже 4500 ребро переходит в протяженный скальный отрог, разделяющий центральную и самостоятельную восточную ветви ледника Кечуусу. Подъем на перевал Фронтовиков с севера проходит по ледовому участку этого ребра. Спуск на юг с пологой части северного гребня пика Казак возможен на ледник Восточный Сурхангоу (к западу от пика Казак) или на ледник Северный Кызылсу (к востоку от пика Казак). В зависимости от этого разделяют перевалы Фронтовиков западный и Фронтовиков восточный (оба 3Б к.с.). Перевал Фронтовиков известен давно, однако материалы по нему в Москве долгое время не имелись. В 1995г. группа из 4-х человек под руководством Ю. Браткова прошла перевал Фронтовиков восточный с севера на юг в режиме “повторного первопрохождения” [5]. Подъем на ребро они осуществили по ледовой стене его северо-восточного склона, т.е. с восточной ветви ледника Кечуусу (ф.79). Мы повторили этот маршрут.

День 06.08.98. Клочья утреннего тумана не дают разглядеть ребро перевала. От поляны у оврага тропа спускается на террасы правого берега р. Кечуусу. К концу первого перехода мы подошли к оползню, который легко обошли по камням вдоль воды. А следующий переход завершился бродом через поток, стекающий с восточной ветви ледника Кечуусу. Тропа очень живописна: периодически посещает арчевые лесочки, пересекает чистые ручьи. Впереди громоздится закованная в ледники стена Кечуусуйской подковы (ф.78). Погода несколько улучшилась, по крайней мере, солнышко позволило чуть-чуть подсохнуть после брода. В течении следующих двух переходов мы поднялись на правую морену восточной ветви л. Кечуусу, некоторое время двигались по ее гребню, и когда гребень стал слишком острым, спустились к леднику. Обед. В прорывы между облаками периодически выглядывает солнце.

После обеда снова поднялись на гребень морены и за один 55-ти минутный переход подошли к её началу. Здесь острый гребень упирался в задернованный холм с плоской и удобной для лагеря вершиной. До поворота к ледовой стене северо-восточного склона ребра перевала Фронтовиков оставалось не более получаса, поэтому мы остановились на ночлег. К вечеру тучи спускаются, лагерь накрывает туман.

Пройдено 8 км. Вариация высоты 3200-3900. Затрачено 4ч.05 мин.

День 07.08.98. Завтра полнолуние, однако никакой надежды на улучшение погоды ( чертовы индо-пакистанские испытания испортили весь сезон! ). За один 30-ти минутный переход обошли скальный выступ и подошли к основанию ледовой стены (ф.80).

До скального острова слева по ходу шли одновременно. Выше скального острова начали одновременное движение в связках на ледобурной страховке, однако очень скоро сбились и начали вешать перила. При средней крутизне стены 45 градусов на отдельных участках ее крутизна варьировала от 40 до 50 градусов. Целый день вешали “бесконечные перила”, всего 15 веревок (ф.81). Шел слабый снег. Кода передовая связка, уклонившись по ходу вправо, вылезла на скальную полку (до гребня оставалось не более трех веревок), сквозь группу прошла лавина из свежевыпавшего снега. К счастью, ледобурная страховка не подвела! На ребре в заснеженной осыпи обнаружили площадку Ю.Браткова. Построили еще две площадки и встали на ночлег (ф.85). К вечеру прояснилось (ф.84).

Пройдено 1 км. Набор высоты 3900-4500.

День 08.08.98. Снова пасмурно. Начался подъем по ребру. Сначала по снегу одновременно, затем стало круче, выступил лед. Повесили 2 веревки перил (ф.86) и по 40-градусному льду обошли слева несколько мелких жандармов. Перед скальной башней развязались, сняли кошки и забирая вправо по винтовой линии по скальным полкам взобрались на ее вершину. Обед.

За башней снежно ледовый склон постепенно набирая крутизну выводил на плечо 4950. При подъеме на плечо повесили 3 веревки перил (ф.87). Последние 10 метров проходили по обледенелым скалам крутизной около 60 градусов. На плече осыпь с широкими возможностями обустроиться большим лагерем. Здесь встали на ночлег

(ф.88). К вечеру снова прояснилось.

Пройдено 1 км. Набор высоты 4500-4950.

День 09.08.98. Наконец то ясное утро! За один переход в связках одновременно поднялись на плечо водораздела Заалайского хребта (5208) (ф.89), откуда открылась замечательная панорама на ледник Северный Кызылсу, пик Сурхангоу (5627) и пик Казак (5460) (ф.90).

Ф.90. Вид с плеча 5208 на г.Сурхангоу 5627 (1), пик Сат Узловой 5880 (2) и пик Казак 5460 (3). Перевал Фронтовиков западный правее пика Казак.

Еще за один 50-ти минутный переход подошли к предвершинному взлету пика Казак. Было уже 12 часов. Пока дежурный готовил обед, две связки налегке отправились обрабатывать предвершинный взлет ( 3 веревки перил по ледово снежному склону крутизной 45 градусов ). К обеду начали спуск. Оставив веревки выше бергшрунда, четверка устремилась к лагерю, как вдруг с карниза ниже бергшрунда на ледник Кызылсу оторвался крупный кусок. В мгновение склон под бергшрундом покрылся сетью черных трещин и начал сползать к лагерю. Ребята оказались в центре лавины. К счастью, ее движение быстро прекратилось. Двое успели выбежать из лавины. Только у одного из четверки основательно застряла нога. Позже мы измерили толщину доски: на линии отрыва: 1.8-2 метра

(ф.91-92). На склоне над линией отрыва остались 4 ледоруба и 3 веревки перил. Потерявший опору он грозил в любую минуту сорваться. Кучевые облака периодически накрывали вершину и наш лагерь. Попадание в лавину в условиях плохой видимости грозило смертью. Мы отодвинули лагель на 50 метров и встали на ночлег. С этого дня “заалайский” этап похода начал постепенно превращаться в “преферансный” этап.

(ф.94). Пройдено 1.5 км. Набор высоты 4950-5340. Затрачено 1ч.40 мин.

День 10.08.98. Ночью был сильный мороз. Утро ясное, видимость изумительная! До завтрака связка смельчаков аккуратно поднялась на пик Казак и сняла снаряжение (ф.93).

Ф.89.1. Вид на пик Казак (5460) с плеча 5208.

Хватит испытаний! На высоте более 5000 метров слишком много снега. Такие же доски ожидали нас на вершине Сурхангоу. Решили отступить и за два перехода в связках по закрытому леднику Восточный Сурхангоу спустились к ночевкам 4440 западнее перевала Сурхангоу. Сначала спускались на запад, чуть забирая к северу и прижимаясь к водоразделу Алайского хребта (ф.95).

Это позволило обойти ледопад, который остался слева. После поворота на юг в основное русло ледника начали прижиматься к его левому борту и, не доходя до ледопада, спустились в карман. На моренном мысе над местом слияния ледника с первым крупным левым притоком, стекающим с пер.Сурхангоу, имеются рукотворные площадки для палаток (4440) (ф.97). Впомнили, что путь на перевал проходит по лавиноопасному склону. Решили никуда не уходить и дожидаться морозного утра. За обедом строили планы относительно восхождени на пик Сат (ф.96).

Однако вечером один из участников, не участвовавший ранее в памирских игрищах, пожаловался на плохой сон и сердечные боли. Консилиум врачей (а зам. руководителя тоже врач) постановил, что восхождение на Сат отменяется.

Пройдено 3.5 км. Сброс высоты 5340-4440. Затрачено 1ч.35 мин.

2.12. Перевал Сурхангоу (2Б,5252)

Перевал Сурхангоу расположен непосредственно под южным склоном г. Сурхангоу 5627 в перемычке между этой вершиной и пиком Сат 5900. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет л. Восточный Сурхангоу с южной ветвью л.Кызылсу. Основная сложность перевала состоит в прохождении ледопада южной ветви л.Кызылсу.

(ф.100). День 11.08.98. Второй раз за поход установилась отличная погода! За два перехода в связках поднялись по закрытому леднику в маленький цирк перевалов Сурхангоу и Энтузиастов. С запада к пер. Сурхангоу примыкает довольно обширное плато, с которого стекает горбатый ледник. Подъем на перевал проще всего вдоль ложбины между горбатым ледником и склоном г.Сурхангоу. Бергшрунд здесь узкий, максимальная крутизна склона достигается на коротком 50-ти метровом участке и не превосходит 35-ти градусов. За полчаса группа поднялась к северному краю плато под южный скальный склон г. Сурхангоу. Половину пути шли по замерзшей лавине. Подъем по пологому плато до седловины перевала занял еще 25 минут. При этом мы выбрали левую из двух седловин примерно одинаковой высоты, так как самый простой спуск с перемычки между г. Сурхангоу и пиком Сат проходит под склоном г. Сурхангоу. Тура на перевале не обнаружили.

На спуске с перевала на южную ветвь л.Кызылсу пришлось повесить 100-метровую веревку перил: крутизна восточного склона составляет 45 градусов, под склоном имеется широкий бергшрунд (ф.101). Ниже бергшрунда склон выполаживается и имеет безопасный выкат по глубокому рыхлому снегу. Веревку продернули через петлю в высверленной проушине.

До поворота ледника на лево, где имеются страшные разломы закрытого ледника [6], мы дошли за 55 минут. Оказалось, что трещины в этом сезоне плотно забиты снегом. В конце следующего 30-ти минутного перехода мы подошли к ледопаду и встали на ночлег (ф.103). Весь путь до ледопада проходил по закрытому леднику.

Пройдено 6 км. Вариацияя высоты 4440-5252-4440. Затрачено 4ч.05 мин.

День 12.08.98. Еще один погожий денек. Прохождение ледопада начали спуском в карман левого борта. По карману сбросили около 120 м. Затем вышли на ледник ( 6 метров горизонтальных перил по острому наклонному ледовому гребню ) и стали пересекать его к правому борту. Ледопад в этом месте покрыт сетью корытообразных поперечно ориентированных ложбин, которые пересекаются продольными трещинами. Движение по ложбинам к правому борту переодически прерывалось какой-нибудь особенно широкой трещиной. Приходилось перелезать на передних зубьях через 8-12-ти метровый холм в параллельную ложбину. Двигаясь таким образом, мы вышли из ледопада к спокойному леднику у правого борта. В самом конце при спуске на ровную поверхность ледника пришлось повесить 20 метров вертикальных перил (ф.104-105).

На прохождение ледопада потребовалось 2.5 часа.

В течении следующего перехода мы шли по закрытому леднику между его центром правым бортом. К концу перехода достигли открытого льда и встали на обед. Перед перегибом ледника мы пересекли его к левому борту и вышли на полосу свободного от моренных отложений льда. Двигаясь сначала по этой полосе, а затем по краю ледника у кармана левого борта, за один переход спустились к слиянию южной и северной ветвей ледника Кызылсу.

Здесь повернули направо и пошли вдоль ручья. Через 200м взобрались на моренную гряду слева от ручья. Впереди среди зеленых холмов левого борта синело озеро (3716). Спустившись с морены, стали искать проходы вдоль ледового потока северной ветви л.Кызылсу, постепенно смещаясь к левому борту л.Кызылсу. Выход с ледника к ближайшему западному берегу озера затруднен завалами из крупных каменных глыб. Поэтому, поравнявшись с озером, мы прошли немного вперед ( на восток ) и, обогнув высокий моренный холм, по его восточному склону перевалили к южному берегу озера. Озеро очень живописно, его берега поросли травой. Вода в озере чистая и теплая. Поставили лагерь и успели искупаться (ф.107).

Пройдено 7 км, затрачено 5 ч. 25 мин. Сброс высоты 4440-3716.

2.13. Перевал Кызылкуль (1А,4273)

Перевал Кызылкуль расположен в водоразделе Заалайского хребта и соединяет долины рек Кызылсу (на юге) и Ташкарон (на севере). Перевал стоит на древнем караванном пути из Алайской долины на Памир.

День 13.08.98. Вышли без завтрака, посчитав, что его целесообразнее приготовить во время длительной переправы через р. Кызылсу. Поднявшись по травянистым холмам к обрыву в каньон реки Кызылсу, мы повернули на лево (на север) и после крутого 50-ти метрового подъема вышли на заваленную крупными камнями террасу. К концу первого перехода мы спустились с террасы на север в широкую пойму реки. Переправа через р. Кызылсу оказалась весьма сложной (ф.109).

Страховались с обеих берегов. Последнего смыло, пришлось его выдернуть на отмель посередине реки. Здесь ему удалось подняться и завершить переправу. После переправы переоделись, разложили на камнях мокрую одежду и приступили к завтраку.

После завтрака за 25-ти минутный переход поднялись на террасу левого берега р. Кызылсу и подошли к потоку, вытекающему из висячей долины с перевалами Л.Пучкова и Одесских мальчишек. Перебродив поток по камням и перевалив через правый край оврага, спустились на красивый луг левого берега р. Кызылсу выше устья потока с ледника Малый Кызылсу. Река в этом месте течет в глубоком и узком каньоне с отвесными скальными стенками (ф.111).

За лугом начинается хорошо заметная тропа. Поднявшись на осыпь, к концу 40-минутного перехода снова спустились на луг. В течении следующего перехода мы перевалили через высокий моренный вал, вываливающийся из боковой долины (с перевалом Южный Минтэке). Абсолютно плоское дно долины выглядело совершенно безжизненным. Здесь тропа теряется. Чтобы найти ее следует перебродить ручей и прижимаясь к подножию крутого моренного вала (слева по ходу) подойти к его понижению. Следующий 35-ти минутный переход по моренам завершился спуском на огромное плоское, покрытое песком и мелкими камнями поле (ф.112).

Посередине поля, разбиваясь на множество рукавов, текла Кызылсу. В центе поля она принимала левый приток с относительно чистой водой. У притока встали на обед. Вообще то с чистой водой здесь явный дефицит. Следующим за нами группам рекомендуем пересечь поле: у его северного края, где начинается тропа, имеется родник с действительно чистой водой.

После обеда за полтора перехода по красивым альпийским лугам подошли к повороту реки на восток. Впереди за переправой в 40-ка минутах ходьбы виднелась седловина перевала Кызылкуль. Перейти реку, не замочив ног, было невозможно. Начинался дождь. Прошли вдоль реки до первого ручья и остановились на ночлег (ф.113).

Пройдено 8 км, затрачено 4 ч. 25 мин. Набор высоты 3716-4200.

День 14.08.98. Утром успели собраться до дождя, легко перебродили Кызылсу и начали пологий подъем к перевалу. С запада на перевал спускается левобережная морена короткого ледника. Собственно перевалом является карман между концом этой морены и склоном расположенной к востоку от перевала ближайшей вершины (ф.114 и ф.115).

В кармане заметна тропа. Преодолев перевал, к концу первого перехода по перемежающимся с осыпями снежникам спустились на плоскую красную “сковороду”, по которой рассыпаясь по рукавам бежал Ташкарон. В конце “сковороды” он водопадом уходил в каньон (ф.116). Здесь следует перейти на правый берег, и перевалив через борт сковороды, спуститься снова к реке по отличной тропе. К концу короткого 30-минутного перехода мы пересекли спускающуюся справа крупную осыпь и вышли на роскошный луг. Тропа растворилась среди сочной травы. Тут начался сильный дождь. После 50-ти метрового сброса по крутому травянистому склону мы снова нашли тропу. Река поворачивала налево в плоскодонную вытянутую с востока на запад долинку, ограниченную с запада моренным валом. Здесь следует спуститься к реке и в первом удобном месте перейти на левый берег. Приблизившись к морене, мы нашли поднимающуюся на нее тропу. Некоторое время тропа по морене идет вдоль реки, затем уходит влево, переваливает через ее гребень и к спускается по альпийскому лугу снова к реке ниже образованного мореной прижима (ф.119). Здесь у последних эдельвейсов завершился наш третий 55-ти минутный переход, который мы прошли под проливным дождем.

До поляны 3100 при слиянии рек Ташкарона и Тер-Аши спустились за 40 минут. Здесь стояло несколько юрт с исключительно женским населением. Даже среди детей девочек было почему-то в 2 раза больше. Угощались айраном. За поляной перешли по мосту на правый берег Тер-Аши и по магистральной тропе за 20 минут спустились к арчевому лесу правого берега р. Кызылкуль ( такое название река получает ниже слияния Ташкарона и Тер-Аши ). Напротив красновато-желтого оползня с крутого левого берега реки на правом берегу имеются отличные места для стоянки (ф.122). На террасе среди арчи имеются уединенные полянки, а внизу под обрывом мощные родники. Не долго думая встали на ночлег. После обеда выглянуло солнце. Стирались, сушились.

Пройдено 10 км, затрачено 3ч. 10 мин. Вариация высоты 4200-4273-3100.

Портреты участников после похода

Ф.130. Сергей Зайко

Ф.131. Петя Рыкалов

Ф.132. Илья Геров

День 15.08.98. Встали поздно. Пасмурно. К лагерю подошла группа верблюдов. Не дожидаясь дождя, собрались и за 3 перехода спустились в Швее в гости к нашему старому другу. Там нас уже ждал специально заказанный автобус. Вечером стартовали и уже ночью приехали в Ош. Остаток ночи спали в стандартном месте в городском парке.

Пройдено 2 + (6) км, затрачено 2 ч. 15 мин. Сброс высоты 3100-2400.

Дни 16.09.98 и 17.08.98. Отдых в г. Ош. Утром 18.08.98 вылетели в Москву. Обедали уже дома.

Дополнительные фотоматериалы, не отраженные ссылками из текста отчета: (ф.77), (ф.82), (ф.83), (ф.99), (ф.102), (ф.108), (ф.117-118), (ф.121), (ф.133), (ф.134), (ф.135), (ф.136).