5.5. Перевал Кызылсель (4900, 3А, п.п.) расположен в северном отроге Заалайского хребта, который ограничивает с севера и северо-запада бассейн ледника Восточный Кызылсу. Перевал находится между вершинами 5161 и 5100 (на другой карте высота этих вершин 5282 и 5155, соответственно). Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет восточную ветвь ледника N 114 (по каталогу ледников СССР) на севере с западной ветвью ледника Восточный Кызылсу на юге. Координаты перевала: 39° 30.405'N 73° 32.570'E.

Рис.3. Перевал Кызылсель (4900, 3А) на схеме В. Ляпина.

Ф.5.1. Путь к перевалу с севера идет сначала по карману правой морены ледника N 114, потом по самому леднику, по его орографически правому краю.

Ф.5.2. На леднике N 114 имеются два ледопада, которые проходятся вблизи правого борта.

Ф.5.3. Обход нижнего ледопада ледника N 144.

Ф.5.4. Вид на перевал Кызылсель с вершины 4713.

Ф.5.5. Вид на перевал Кызылсель из 2-го ледопада ледника N 114.

Ф.5.6. Красной линией изображен путь подъема группы на перевал по перилам (7 веревок). Зеленой линией (8 веревок) изображен более сложный, но, возможно, менее лавиноопасный путь (впрочем, это не очевидно). Мы выбрали красный, чтобы максимально подняться в связках одновременно (участок ниже красной линии).

При прохождении 5-й и 6-й веревок со склона на группу сорвались снежные доски. Анализ и подробное описание этого случая было представлено на сайте Риск в статье «Лавины на льду» [6]. В нашем отчете эта статья даётся в качестве приложения. Там же читатель найдет подробности о подъёме на перевал Кызылсель по его северной стене.

Ф.5.7. Седловина перевала Кызылсель.

Ф.5.8. Спуск на седловину, 7-я веревка.

Ф.5.9. Спуск с перевала Кызылсель по осыпному склону на снежник в маленьком южном цирке.

Ф.5.10. Южный склон перевала Кызылсель.

Ф.5.11. Спуск из заснеженного южного цирка перевала Кызылсель на западную ветвь ледника Восточный Кызылсу проходит по осыпи и в подробном описании не нуждается.

Ф.5.12. Южный склон перевала Кызылсель (4900, 3А). Вид со скального ребра, по которому совершается обход второго ледопада западной ветви ледника Восточный Кызылсу.