5.6. Восхождение на перевал Зотова (6048, 3Б). Перевал Александра Зотова расположен в водоразделе Залайского хребта между вершинами ТуркВО (6243) и Чорку (6283), ориентрован с севера на юг и соединяет седловину пер. Четырех ледопадов (5555, 3А) на севере с западной камерой второго правого притока ледника Курумды на юге.

Перевал впервые пройден командой под руководством Александра Новика в 2000 г. [1], при этом на перевал Четырех ледопадов (5555, 3А) группа поднялась с востока, с западной ветви ледника Восточный Кызылсу, совершив, тем самым первое восхождение на этот перевал. Первое сквозное прохождение перевала Четырех ледопадов осуществила группа туристов МАИ под руководством Андрея Лебедева в 2001 г. [2].

Координаты перевала Зотова: 39° 28.422'N 73° 30.847'E. Координаты перевала Четырех ледопадов: 39° 28.813'N 73° 31.005'E.

Рис. 4. Перевалы Зотова (6048, 3Б) и Четырех ледопадов (5555, 3А) на схеме В.Ляпина.

Второй ледопад западной ветви ледника Восточный Кызылсу сложен и опасен обвалами льда. В 2000 г. команда А. Новика обошла его по "снежному галстуку", см. фото 6.1. В 2001 г. Команда А.Лебедева предпочла для обхода ледопада воспользоваться скальным ребром западнее снежного галстука, см. фото 6.1 и 6.4.

Этот путь по ребру мы повторили в 2008 году и на подъёме и на спуске с перевала Зотова.

Ф.6.1. Вид на пер. Зотова с западной ветви ледника Восточный Кызылсу. Красной линией показан обход 2-го ледопада по скальному ребру, синей линией путь спуска группы с левого притока основного ледника после восхождения на пер. Зотова.

Ф.6.2. Красной линией показан путь с перевала Кызылсель (4900, 3А) к подножию скального ребра, по которому осуществляется обход 2-го ледопада. Сииней линией показан путь спуска группы с левого притока основного ледника после восхождения на пер. Зотова.

Следует отметить, что в действительности наша группа прошла выше (на фото левее) красной линии и попала в сложный ледопад. Поэтому на фото 6.2. отражен не путь группы, а рекомендуемый путь.

Ф.6.3. Группа пересекает левый приток западной ветви ледника Восточный Кызылсу. Вершина 5441 и потенциальные перевалы с севера (правый) и с юга (левый) от этой вершины.

Ф.6.4. Обход 2-го ледопада по скальному ребру.

Ф.6.5. Обход второго ледопада западной ветви ледника Восточный Кызылсу по скальному ребру.

Ф.6.6-6.7. Обрыв скального ребра на ледник и его преодоление по перилам (одна веревка перил).

Ф.6.8. Выход с обрыва на осыпной склон скального ребра.

Ф.6.9-6.10. Несмотря на значительную среднюю крутизну, скалы на ребре просты.

Ф.6.11. Переход со скального ребра на ледник.

Ф.6.12. После выхода на ледник мы увидели третий ледопад западной ветви ледника Восточный Кызылсу.

Ф.6.13. Третий ледопад западной ветви ледника Восточный Кызылсу.

Ф.6.14. На входе в третий ледопад западной ветви ледника Восточный Кызылсу.

Ф.6.15. Началось...

Ф.6.16-6.17. В третьем ледопаде.

Ф.6.18. В третьем ледопаде западной ветви ледника Восточный Кызылсу.

Ф.6.19. На плато между третьим и четвертым ледопадами. Впереди четвертый ледопад.

Ф.6.20. Вид на плато между 3-м и 4-м ледопадами западной ветви ледника Восточный Кызылсель.

Ф.6.21-6.22. В четвертом ледопаде западной ветви ледника Восточный Кызылсу.

Ф.6.23. Выход из 4-го ледопада. Впереди несложный подъем на перевал Четырех ледопадов.

Ф.6.24. Лагерь на перевале Четырех ледопадов (5555, 3А). На заднем плане северное ребро перевала Зотова (6048, 3Б).

Подъём с перевала Четырех ледопадов (5555, 3А) на перевал Зотоваа (6048, 3Б) проходит по ребру, которое спускается на север с пер. Зотова, см. фото 6.24 и 6.25.

Ф.6.25. Северное ребро перевала Зотова (6048, 3Б). Фото снято после восхождения на перевал, поэтому видна наша тропа.

Ф.6.25-6.27. Подъём на пер. Зотова по его северному ребру.

Ф.6.28. Вершина Трон Кичкесу (5339). В 2016 г. Группа туристов МАИ под руководством Лебедева А.А. осуществила траверс этой вершины с юга на север (перевал Трон Кичкесу, 5339, 3А) [4].

Ф.6.29. Вид с верхней части ребра пер. Зотова на север.

Ф.6.30. Вид с гребня Заалайского хребта на восток на пик Чорку (6283). В центре кадра группа на осыпном островке перевала Зотова.

Ф.6.31. Вид с пер. Зотова на запад на вершину ТуркВО (6243).

Ф.6.32. Группа на перевале Зотова.

Спуск на западную ветвь ледника Восточный Кызылсу по пути подъёма.