К оглавлению

Назад

Вперед

.

1. Кольцо

Рано утром 11.07 мы приземлились в Ошском аэропорту и к вечеру прибыли в долину реки Коксу на высоту 2794 м.


Выше ошская машина нас везти отказалась, дорога, дескать, плохая.


Лагерь поставили в междуречье Коксу и её левого притока.

12.07 мы отнесли заброску вверх по дороге до юрты в устье р. Джюнгюр-Таш. Туда и обратно более 17 км. После обеда на местной машине отправились вниз по долине Коксу и высадились у реки Кичик-Кочкорчу. Поставиться негде: дорога, огороды... Площадку для стоянки искали почти час. Наконец, нашли уютное место на берегу реки, его координаты прописаны в свойствах соответствующей метки в kmz-файле.

13.07 вышли вверх по долине Кичик-Кочкорчу. На советской карте эта река называется Кызыл-Айрык. На высоте 2900 Кичик-Кочкорчу принимает крупный левый приток. Здесь долина расширяется.


За мостиком через приток стоит около 10 юрт с преимущественно женским населением. Нас тут же затащили в одну из юрт пообщаться за чаем с лепешками и каймаком. Сразу за юртами начинается крутой подъём по долине Кичик-Кочкорчу.


Заночевали на высоте 3458 в зоне альпийских лугов.


14.07. Погода продолжает нас баловать. Сначала по лугам,


а потом по осыпям и снежникам


мы подошли к перевалу Кичик-Бель. Подъём на перевал проходит по осыпи.


Записки и тура на перевале не обнаружили. Первопроходцы присвоили перевалу наименование Кочкорчу и классифицировали его, как 1Б [1]. Группа на перевале.


Перевал технически прост, его можно было бы оценить, как 1А, вот его северный склон.


Однако, ледник закрыт, трещины угадываются. Ледник лучше проходить в связках. Поэтому предлагаем классифицировать перевал, как 1А*.

Спустившись на ледник, мы сразу пересекли его к морене правого борта, пересекли её и спустились в карман между мореной и травянистым склоном. Дальше вниз вдоль ручья. Лагерь поставили на левом берегу реки Суук-Джайляу на высоте 3703.


15.07. Доера Теке-Кёль спускались по террасам левого берега Суук-Джайляу.


Повстречавшиеся два яка выглядели дикими, и, скорее всего, таковыми и являлись.


Позже мы убедились, что долина заброшена и давно не посещалась пастухами. В этой долине много цветов. Незабудки,


герань


и еще такие цветы.


Впереди показалось озеро Теке-Кёль.


Красивое озеро.


На его берегу мы расположились на привал.


Постепенно участники похода начали раздеваться и погружаться в воду.


.


Ниже озера появились цветы, напоминающие иван-чай.


На перегибе долины река ускорялась и устремлялась в непроходимый (скорее всего) каньон. А тропа переходила на её правый берег и круто взмывала в осыпной кулуар между скалами правого борта долины. Здесь начинался подъём на перевал Обходной, который позволяет перевалить к правому притоку Суук-Джайляу, чтобы уже вдоль него спуститься к основной реке ниже каньона. Вот так выглядит левый склон ущелья Суук-Джайляу перед входом в каньон.


Тропа на перевал Обходной очень крута, местами неразличима. Видно, что по ней давно никто не ходил. В одном месте тропа искусственно укреплена стволами деревьев.


.


Перед выходом на седловину тропа вообще теряется.


Напряженный четырехсотметровый подъём завершается выходом на перевал Обходной (3603).


С перевала открывается вид в долину правого притока Суук-Джайляу. Тропа с этой стороны перевала лучше. Около притока пасутся коровы, наверно, они любят ходить в радиалки на перевал Обходной.


Тропы здесь хорошие, и спуск вдоль реки не ознаменовался какими-либо трудностями,


и только в финале перед слиянием рек нас ожидал сюрприз. Тропа поднялась высоко над притоком Суук-Джайляу и после траверса осыпей правого борта долины вышла на скалы и по расщелине между скалами поднялась на плечо скалистого отрога.


День подходил к концу и подобные технические трудности уже воспринимались, как некое испытание.


С вершины скального отрога открывалась мрачная панорама скал у слияния Суук-Джайляу и её правого притока. В центре панорамы угадывается узкий каньон основной реки, который мы успешно обошли через перевал Обходной. Справа - нижний участок долины Суук-Джайляу, который нам предстояло пройти на следующий день.


Спуск с плеча проходит по вырубленной в скалах тропе.


В какой то момент открылся вид внутрь каньона Суук-Джайляу.


Вот этот отрог, оттуда мы спустились. Тропы по скалам на фото не видно, но она там есть.


Спустившись к реке, уже в сумерках, мы нашли приемлемое место среди камней, выровняли площадки под палатки и разбили лагерь. День удался!

16.07. Тропа уходила вброд на левый берег, но речка была глубокой, и бродить её не хотелось. Пока дежурный готовил завтрак, руководитель предпринял часовую разведку правого берега реки, которая показала, что пройти, скорее всего, нам удасться.

От места ночлега до мостика, по которому тропа с левого берега переходит на правый чуть более двух километров. На этом участке в трёх местах пришлось вдоль воды пролезать прижимы.


.


Наградой была великолепная поляна на правом берегу Сурметаша около моста через эту реку.


Здесь мы устроились на обед.


.


Стирались и купались вот в этой мелкой протоке.


А после обеда перешли Сурметаш по этому мосту.


По левому берегу Сурметаша идет торная тропа. Мы планировали подняться к концу дня в урочище Ай-Терек. Но этому не суждено было сбыться. Уже несколько дней стояла жара. Сурметаш превратился в бешеный поток.


Стратегический мост в Ай-Терек был разрушен. Но мы об этом не знали и в благодушном расположении духа объедались ягодами тутовника.


.


Потом наслаждались удивительными видами ущелья Сурметаш.


.


А потом поднялись к броду через боковые рукава Сурметаша перед мостом, и поняли, что вечером их не перебродить. До моста оставалось около 100 метров, и мы его не видели. Тогда мы решили спуститься до первой удобной площадки, чтобы переночевать на ней и бродить уже утром, по малой воде.


17.07. Утром нам удалось перебродить рукава и подойти к мосту на расстояние в 20 метров. И

только тогда мы увидели, что мост снесен. Мы позвонили в МКК и согласовали маршрут возвращения к нашей заброске в долине Коксу. Этот маршрут предполагал спуск по Сурметашу к Исфайрамсаю, подъём по его долине и потом по долине его левого притока до перевала Каинды и далее перевалом Акташ (он же Артала) выйти в долину Коксу.

Спуск к домику в устье Сурметаша прошел без приключений, за исключением того, что по дороге нам встретилась главный редактор сайта Риск Лена Дмитренко, которая дежурила в маленьком лагере альпинистской группы из трёх человек. Еще понравилось, как Сурметаш бьётся в каньоне примерно в трёх километрах до своего устья.


Да, чуть не забыл. На участке между снесенным мостом и местом нашей ночевки Саша Жданов наступил на 50-сантиметрового змеёныша. Оба очень испугались и разбежались, змеёныш убежал в свою норку. Почему змеёныш? А потому, что взрослая змея, которую нам посчастливилось увидеть в долине Сурметаша в 2013 году была длиннее метра.


Ночевали у домика на веранде, палаток не ставили. В результате ночью меня покусала мошка.

18.07. Вверх по Исфайрамсаю ведет дорога. Понравилось урочище Лянгар. Такое типичное памирское название, и пейзаж там очень памирский.


Там, в этом ивняке, относительно спокойная река, в которой удавалось проплыть около 8 метров от дерева до дерева.


Потом загорали.


Потом обедали.


Сразу за Лянгаром в Исфайрамсай впадает его левый приток Каинды. Тропа вдоль Каинды круто поднимается по её правому берегу. Потом переходит на левый, пересекает каменные завалы, минует ручей. Набрав от Лянгара более 300 метров, мы решили встать на ночлег. Полянку нашли на правом берегу реки.


19.07. Утром погода испортилась.


Но это не произвело на нас никакого впечатления.


Весь день мы поднимались по тропе левого берега р. Каинды.


И если начинался дождь, то мы надевали защитные накидки и продолжали подъём под дождем. В результате мы поднялись за день более, чем на 1000 метров, пока не попали в плотный туман, который заставил нас разбить лагерь в первом попавшемся очевидно безопасном месте.

20.07. Утром, проснувшись, мы обнаружили, что стоим на гребне отрога перед узким проходом к верховьям р. Каинды.


За три перехода поднялись к подножию взлёта на перевал Каинды.


Потом еще пол часа поднимались на перевал. С перевала открывался вид в долину реки Тенгизбай.


А с середины осыпного спуска в эту долину справа открылся вид на наш следующий перевал Артала, точнее, Акташ, именно это второе название употребляли пастухи.


Перед подъемом на этот перевал, мы пообедали на берегу реки Тенгизбай и как следует отдохнули, дабы погода пока позволяла, и дождь еще не собрался.


.


Дождь начался на перевале.


И полоскал нас на спуске, но прекратился к моменту установки лагеря.


21.07. В долине Кочкорчу, точнее, Чонг-Кочкорчу мы были восторженно встречены местным населением, которое, как обычно, состояло из женщин и детей.


Жили они здесь не в юртах, но в фундаментальных постройках.


.


На советских картах подобные места обзывают зимовками, однако в них не зимуют. Эти домики используются только летом вместо юрт. Зимуют эти киргизы в большом кишлаке Джаштелек, расположенном у слияния Коксу и Кызылсу. Впереди в красном платке Санавар - студентка-первокурсница Ошского университета.


На памяти этих людей, мы были первыми туристами, посетившими их долину. Ниже этого поселения долина Чонг-Кочкорчу стала очень живописной.


А это своеобразные ворота,


за которыми следует резкий спуск и выход в широкую долину Коксу.


Камушек, то — большой:


Внизу в кишлаке Джаштелек мы нашли местный микрооавтобус, водитель которого согласился забросить нас вверх по долине Коксу не только до лагеря 2794, где мы слезли с ошской машины в начале похода, но даже до юрты в устье реки Джюнгюр-Таш, куда мы отнесли заброску. Но прежде, чем туда поехать, мы завернули в магазин, где закупились свежими овощами, рыбными консервами и куском говядины.

.

К оглавлению

Назад

Вперед