На главную страницу сайта

.

Зимний поход Громбчевского на Юрункаш


Рис.1. Путь Громбчевского через перевал Русский. Фрагмент карты из книги [5].

В конце ноября 1889 г. экспедиция Б. Л. Громбчевского прибывала в окрестности построенного кашмирцами в излучине реки Каракаш укрепления Шахидулла-Ходжа [1]. Путешественники обратились к кашмирским властям с просьбой разрешить им перезимовать в Ладакхе, но после радиального выхода Громбчевского к перевалу Каракорум и возвращения в Шахидуллу, до экспедиции дошли слухи, что британский политический резидент в Кашмире полковник Пэрри-Нисбет (Parry-Nisbet) распорядился о недопущении экспедиции в пределы Кашмира. Тогда Громбчевский решил перевалить в бассейн реки Юрункаш и его верховьями через плато Губайлык пройти в селение Полу, чтобы соединить свой маршрут с маршрутом тибетской экспедиции М.В. Певцова.

О вероятном отказе кашмирских властей принять экспедицию предупреждал еще Френсис Янгхазбенд 11.10.1889 г. во время знаменитой встречи Громбчевского и Янгхазбенда в горах. Однако одним только предупреждением дело не ограничилось.

В донесении к своему непосредственному начальнику полковнику Пэрри-Нисбету Янгхазбанд сообщил, что указал русскому "путь абсолютно лишенный всякого значения, из ниоткуда в никуда, проходящий по очень высокому плато и горам, без травы и топлива, и что движение по нему зимой будет сопряжено с большими трудностями и потерями в отряде" [2 и 3].


Рис.2. Путь Громбчевского через перевал Русский (5632) на советской карте масштаба 1:500000.

Остается не ясным, в какой мере Громбчевский последовал губительному совету Янгхазбенда. Возможно, что Янгхазбенд предложил Громбчевскому обогнуть горный узел Аксай-Чин с юга, чтобы по тибетской пустыне мимо озера Лигтен (Годзо-Цо) выйти на тропу, ведущую из Ладакха в Полу через плато Губайлык. Этот путь проходит по пустынной местности высотою выше 5000 м, т.е. "по очень высокому плато и горам, без травы и топлива", см. маршрут (3) на рис.4.

Так или иначе, Громбчевский избрал, как он пишет, "прямую дорогу в Полу", которая была очень даже осмысленной, проходила мимо золотых приисков и была Громбчевскому очень интересной. Уже после неудачной первой попытки достигнуть Полу Громбчевский затеял вторую [4]: "Я пытался было нанять 10 верблюдов" (верблюдов нанять так и не удалось) "и на них пройти в Полу прямым путем, т.е. докончить начатое через Русский перевал обследование прямой дороги в Полу. Дорога эта интересна потому, что пролегает, начиная от горячих ключей до перевала Калля-Кум, по золотым приискам, разработка которых едва ли известна китайцам". И в примечании: "У горячих ключей осмотрены мною два золотых прииска".


Рис.3. Горячие источники к северо-востоку от перевала Русский на космическом снимке из Google_Earth.

Об этой прямой дороге в Полу Громбчевский узнал от своего проводника - разорившегося золотопромышленника. Именно он открыл в 1889 г. перевал, которым Громбчевский воспользовался, чтобы проникнуть в бассейн реки Юрункаш и который он назвал перевалом Русский. Два золотых прииска на другой стороне перевала у горячих ключей свидетельствуют о том, что тропа до горячих ключей была давно известна со стороны Полу, но только в 1889 г. проводник Громбчевского впервые перешел от горячих ключей через перевал в бассейн реки Каракаш.

Путь от из долины реки Каракаш через перевал Русский до горячих источников прослеживается весьма однозначно. На карте из книги [5] М.В. Певцова указан путь через перевал Русский см. рис.1. Логично предположить, что черная линия этого пути обрывается у горячих источников - в месте максимального продвижения экспедиции Громбчевского на северо-восток. Этому пути соответствует трек на советской карте масштаба 1:500000, см. рис.2. Заметим, что пропорции расстояний между перевалами 4940, Междуозерный (Читайдаван, 5341), Русский (5632) и горячими источниками совпадают на рисунках 1 и 2 весьма точно.

Более того, на конце черного пути, там, где должны быть горячие источники, на космическом снимке из Google_Earth видны минеральные отложения на обеих берегах реки Чумсашуй и даже вытекающие из родниковых ванн русла источников. Координаты метки на снимке:

  • 35 град. 45.56' СШ

  • 79 град. 57.61' ВД

Путь до горячих источников через перевал Русский проходил в условии жестоких морозов без топлива и без воды. Многие лошади погибли, оставшиеся в живых были истощены. Вдобавок разразилась метель, и проводник отказался вести дальше в условиях плохой видимости. Несмотря на то, что участники экспедиции были морально готовы следовать по маршруту вперед, Громбчевский всё же принял решение возвращаться назад. Обо всём этом Громбчевский подробно описал в [1 и 4].


Рис.4. Красный трек (1) - путь |Громбчевского через перевал Русский до горячих источников; Зеленый трек (2) - наиболее вероятный путь от горячих источников до Полу мимо крупного золотого прииска на Зейлик-дарье; (3) - путь в Полу с южным обходом горного узла Аксай-Чин, мимо озера Лигтен (Годзо-Цо) с выходом на тропу Ладакх - Полу; (4) - путь по ущельям рек Чимсашуй, Чомша и Юрункаш; (5) - путь по верховьям реки Юрункаш с выходом на тропу Ладакх - Полу около озера Улугкель.

Что же представляла собой "прямая дорога в Полу", которую собирался пройти Громбчевский? Об этом можно судить лишь с той или иной степенью уверенности. Наиболее вероятным представляется путь через перевал 5621 к югу от вершины Северная Аксай-Чин (6765) с последующим спуском к реке Юрункаш по его левому притоку и с подъёмом на плато Губайлык по долине Зейлик-дарьи мимо крупного золотого прииска в этой долине. На рис.4 этот путь изображен ярко-зеленым треком (путь 2). Перевал 5621 не крут и доступен для вьючных животных.

На этот наиболее короткий путь указывают следующие косвенные данные: на карте из книги М. В. Певцова [5], см. рис.1., все долины на этом пути указаны пунктиром, т.е. Певцов знал о взаимном расположении этих долин по вербальным описаниям. На рис.5 демонстрируется пройденный Громбчевским красный трек (1) и наиболее вероятный непройденный им до Полу зеленый трек (2), если их нанести на карту Певцова.

Изображенный на рис.4 путь (4) по ущельям рек Чумсашуй, Чрмша и Юрункаш длиннее зеленого пути (2) и ведет по многочисленным труднопроходимым каньонам. На путь (4) логичнее было бы выходить не через перевал Русский, а через перевал Янги, который был известен не только Громбчевскому, но еще Троттеру [6]. Этот перевал изображен на карте Певцова, см. рис.1, и на советских картах (рис. 2 и 4), как перевал высотой 6151 м. Поворот на перевал Янги по пути следования Громбчевского осуществляется раньше, чем на перевал Русский. Однако Громбчевский сознательно пропустил этот поворот, что свидетельствует в пользу того, что экспедиция намеревалась выйти к началу зеленого трека (2), см. рис.4.

Рис.5. Пройденный путь (красный) и наиболее вероятный план пути до Полу (зеленый) на карте из книги М.В. Певцова [5].

Наконец, последняя альтернатива на рис.4 - это розовый путь (5) в верховьях реки Юрункаш с выходом на тропу Ладакх - Полу в районе озера Улугкель. Этот путь длиннее и содержит в самом начале (сразу после ответвления от зеленого пути) лишний подъем на очень непростой для лошадей перевал.

Таким образом, зеленый путь (2) на рис.4 является наиболее естественным и простым маршрутом от горячих источников до Полу. Скорее всего именно этот путь планировал пройти Громбчевсий.

Карты из книги М.В. Певцова [5].



Kmz-файл (для просмотра перевала Русский и предполагаемого пути Б.Л. Громбчевского в программе Google-Earth) загружен ЗДЕСЬ.

Благодарности. Автор выражает огромную благодарность Отто Чхетиани, в соавторстве с которым была написана публикация [8], и военному историку Михаилу Басханову, который принял активное участие в её обсуждении. Настоящая статья написана, как итог всех этих обсуждений.

.

Ссылки

1. Доклад капитана Б. Л. Громбчевского о путешествии в 1889 - 1890 гг. С отчетной картой. ИИРГО, 1891, т. XXVII, вып. 2, с. 108.

2. Цит. по French, Patrick. Younghusband. The Last Great Imperial Adventurer. London, Harper Collins, 1994, p. 77 – 78

3. М. Басханов. Прогулки на «крыше мира»: встречи двух капитанов.

4. Вести об экспедиции Б.Л. Громбчевского. Из писем к председателю И.Р.Г.О. Известия ИРГО т. 27, 1891. с. 325-332.


.

5. М. В. Певцов. Путешествие по Восточному Туркестану, Кунь-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889-1890 годах. С.-Петербург, 1895.

6. H. Trotter. On the Geographical Results of the Mission to Kashghar, under Sir T. Douglas Forsyth in 1873-74. Journal of the Royal Geographical Society of London, Vol. 48, (1878), pp. 173-234.

7. А. Лебедев. Перевал Русский.

8. А. Лебедев и О. Чхетиани. Загадка перевала Русский. Вот где загибалась экспедиция Громбчевского. (Статья на сайте Риск с обсуждением).

9. А.А. Лебедев. Френсис Янгхазбенд (биографический очерк).

.

А. Лебедев, 18.01.2011

.

На главную страницу сайта