2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

В этом разделе используется «походное время», которое отличается от московского на один час в большую сторону, т. е. 5 часов по московскому времени соответствует 6 часам по походному.

2.1. Траверс хребта Голый. Хребет Голый простирается дугой на 10 км от вершины Хацавита (1994) сначала в юго-западном, западном, а потом в северо-западном направлении до поселка Никитино и включает 5 вершин высотою более 1800 м. Последняя из них - гора Голая (1851) возвышается над Никитино. С её макушки начинается горнолыжная трасса.

01.05.2016. Из Краснодара выехали в 6 утра. Дорога до Никитино оказалась неожиданно долгой, вместо обещанных 4-х часов мы ехали 5,5 часов. Определенную лепту в это внесло то, что водитель запутался в закрытых на ремонт мостах через Кубань и долго не мог выехать на майкопскую трассу.

В Никитино приехали в 11.30. Полтора часа ушло на завтрак и на перекладывание снаряжения для достижения походной комплектации рюкзаков.

Ф.1. Завтрак в Никитино.

Поэтому стартовали только в 13 часов. Из Никитино на хребет Голый к подъемнику лыжной трассы ведет грунтовая дорога, доступная джипам и прочим внедорожникам.

Ф.2. Дорога из Никитино на хребет Голый.

По плану в этот день надо было пройти по этой дороге 11 км и набрать по высоте 900 м. С таким поздним выходом это было уже не реально. Однако нам повезло. На середине пути нас нагнал микроавтобус с отдыхающими в Никитино, в который поместились все наши рюкзаки с двумя «провожатыми». Поэтому вторую половину пути мы шли налегке. Начавшийся вскоре дождь заставил нас идти очень быстро. В результате дневной план нам удалось, всё-таки, выполнить.

На подходе к комплексу сооружений вблизи подъемника горнолыжной трассы нас встретил гостеприимный сторож Павел Сергеевич, который приспустился к нам из опасения, что мы заблудимся под дождем в хитросплетении лесных дорог.

Ф.3. После дождя.

Ф.4. После дождя.Тюльпан.

Ф.5. Вечер у костра.

Ф.6. Туманное утро.

Ф.7. Палатки около подъёмника на хребте Голый.

Ф.8. Навес-столовая около подъёмника на хребте Голый.

02.05.2016. От подъёмника в сторону горы Голой ведут две дороги. Левая круто поднимается на вершину горы, а правая траверсирует её западный склон. Мы выбрали правую и скоро убедились, что она заканчивается через 400 метров у сторожки и навеса — очередного места для пикников. Далее траверс продолжает практически горизонтальная тропа, которая обходит с запада гору Голая и через 1200 м выводит к водоразделу хребта, где соединяется с идущей по хребту дорогой.

Ф.9. Обход по тропе горы Голой (1851).

Ф.10. Лес на Голом хребте.

Эта дорога с колеями от квадроциклов, скорее всего, является продолжением описанной ранее левой дороги. Двигаясь по этой дороге, мы достигли поляны 1813 с координатами 43° 54.571'С 40° 44.568'В, где допустили ошибку. Доверившись разъезженной квадроциклами дороге, мы сильно спустились по ней на юго-западный склон хребта, в то время, как от поляны 1813 по водоразделу хребта отходила тоненькая тропинка, и нам следовало идти по ней. Сбросив около 100 метров и убедившись, что дорога решительно спускается вниз, мы свернули налево на старую совсем заросшую дорогу, которая позволила бы нам двигаться траверсом вдоль склона хребта, если бы через несколько сотен метров она не потерялась в густых зарослях на крутом лесном склоне.

Разведка показала, что лучшем решением для нас будет немедленный подъём по лесу на водораздел хребта. Так мы и поступили, а когда поднялись, то на водоразделе обнаружили весьма приличную тропинку. По этой тропе уже без приключений мы подошли к 130-метровому взлёту на вершину Хацавита (1994).

Ф.11. Привал с перекусом. Впереди вершина Хацавита (1994).

Ф.12. После перекуса.

Ф.13. Вид с хребта Голый в сторону Блыбского перевала, вершин Маркопидж и Дженту.

На вершине Хацавита мы обнаружили триангуляционную вышку, какой-то измерительный прибор, обелиск павшим воинам и дорогу, которая поднималась на вершину с севера и серпантином спускалась на юг к реке Хацавита.

Ф.14. Обелиск на вершине Хацавита.

Ф.15. Привал перед спуском по южному склону горы Хацавита.

Самый первый и самый размашистый зигзаг этой дороги мы срезали по травянистому южному склону горы. На поляне, в 700 метрах не доходя до реки, стоят домики Солёновского охотхозяйства. В них жили два егеря. Там мы и пообедали.

После обеда мы спустились к реке Хацавита, пересекли её и вышли на конную тропу, ведущую на хребет Вал. Первые 150 метров тропа шла вдоль ручья, стекающего с хребта Вал, а потом круто сворачивала направо и, оставив ручей, поднималась в лес. Сразу после этого подъёма в 50 метрах от ручья на горизонтальных площадках между деревьев мы встали на ночлег. Впереди нас ожидали три безводных перехода. Координаты точки ночевки: 43° 53.638'С 40° 47.486'В.

2.2. От реки Хацавита до истоков реки Бескес. Путь от реки Хацавита до истоков её левого притока Маркопидж проходит по набитой 9-километровой конной тропе, соединяющей два кордона Солёновского охотхозяйства. За кордоном в истоках реки Маркопидж набитая пасущимися лошадьми тропа поднимается на некатегорированный перевал высотою 2245 м и спускается к истокам реки Бескес.

03.05.2016. За два перехода по хорошей тропе поднялись на хребет Вал. На гребне хребта тропа поворачивает направо (на запад). Еще за один переход по гребню хребта Вал мы подошли к роднику, который истекает из железной трубы в 150 метрах от кромки северо-западного гребня горы Маркопидж.

Ф.16-17. Привал на гребне хребта Вал после 2-го перехода.

Ф.18. Путь по хребту Вал. Группа на границе леса.

Ф.19. Тропинка по хребту Вал. Слева гора Маркопидж.

Ф.20.Выход к траверсу западного склона горы Маркопидж.

Ф.21. Желтые цветы, которые в изобилии росли около родника.

Траверс западного склона вершины Маркопидж (2217) еще в Москве вызывал у меня опасения. При наличии снега на крутом склоне со скальными сбросами, преодоление этого склона могло стать серьёзной проблемой. Однако снег на тропе отсутствовал.

Ф.22. Траверсная тропа на западном склоне вершины Маркопидж (2217).

Ф.23. Панорама с северо-западного гребня вершины Маркопидж. Вид на юг.

Ф.24. Вид с северо-западного гребня вершины Маркопидж в сторону перевала Блыбского.

От высшей точки 2040 на траверсе вершины Маркопидж, см. фото 22, тропа серпантином спускается на перемычку в южном гребне этой вершины. Этот гребень переходит в простирающийся на юг водораздельный хребет между бассейнами рек Большая и Малая Лаба. Южнее перемычки на хребте имеются скалы, поэтому тропа спускается с перемычки налево (на восточный склон хребта), обходит скалы и через 1300 метров снова выходит на гребень хребта.

Ф.25. Тропа на восточном склоне хребта на участке обхода скал.

Весь этот путь и дальнейший путь по хребту безводный. Первая после родника с желтыми цветами пригодная для обеда вода была найдена лишь в 3-х километрах от Маркопиджа в виде маленького вытекающего из-под снежника ручейка. Там мы и пообедали. Координаты этой точки: 43° 50.654'С 40° 45.349'В, высота 1974.

Ф.26. Тропа на гребне хребта южнее вершины Маркопидж.

Ф.27. Привал после второго перехода по хребту южнее вершины Маркопидж.

Ф.28. Вид с хребта назад, на вершину Маркопидж.

Ф.29. Место обеда у первого ручейка после родника с желтыми цветами.

От места обеда до кордона Солёновского охотхозяйства около 1200 м по тропе. На этом участке тропа пересекает несколько снежников.

Ф.30. Пересечение снежника.

Домик охотхозяйства расположен на западном склоне хребта на высоте 2040 м. Координаты кордона: 43° 50.107'С 40° 45.112'В. От домика тропа снова поднимается на хребет и пересекает его через некатегорированный перевал, высотою 2245 м. Координаты перевала: 43° 49.493'С 40° 45.089'В. С перевала 2245 открывается вид на пер. Блыбский и на верховья р. Бескес.

Ф.31. Вид с пер. 2245 нак пер. Блыбский и на верховья р. Бескес. Красной линией на дальнем плане показан путь на пер. Блыбский. Зеленой линией показан ход основной тропы. Красной линией на переднем плане показан наш путь спуска с пер. 2245.

Основная тропа (зеленая линия на фото 31) уходила под снежник с крутым горбиком перед гребнем отрожка, на который она взбирается. Мы не стали одевать кошки и преодолевать этот крутой горбик, к тому же в конце дня группа была утомленной. Вместо этого мы отклонились от основной тропы и спустились на поляну в верховьях р. Бескес, траверсируя только пологие снежники (см. красную линию на переднем плане фото 31).

Ф.32. Панорама верховьев р. Бескес.

На траверсе последнего снежника пришлось ускориться, так как путь проходил мимо обломков разрушающегося карниза, см. фото 33, 34 и 35.

Ф.33. Траверс последнего снежника на спуске с пер. 2245. Справа обломок карниза.

Ф.34. Обломки разрушающегося карниза.

Ф.35. Спуск с пер. 2245 до снежника с обломками карниза.

Сразу за этим снежником следует короткий спуск по траве на поляну, на которой мы встали на ночлег. Координаты лагеря: 43° 48.987'С 40° 45.752'В. Высота 2072.

Ф.36. Завершение дня на поляне в истоках р. Бескес.

Ф.37. Желтые цветы на берегах р. Бескес.

2.3. От истоков реки Бескес к истокам Левого Рожкао. Перевал Блыбский (2568). Перевал Блыбский находится в перемычке, соединяющей хребты Магишо и Дженту, и расположен в 800 метрах юго-западнее вершины Дженту (2887). Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет истоки р. Бескес (на севере) с истоками реки Большой Блыб (на юге). Обе упомянутые реки являются левыми притоками Большой Лабы. Подъём на пер. Блыбский с севера показан на фото 24 и осуществляется через седловину в северном отроге вершины 2864, см., также, фото 38. Такой путь положе, подъёма на перевал в лоб.

Ф.38. Путь с севера на пер. Блыбский.

04.05.2016. Утром мы начали подъём по бесснежному травянистому склону. Впереди виднелась перемычка в северном отроге вершины 2854. Через 30 минут после начала подъёма начался дождь. Участники группы надели защитные накидки и продолжили движение. Дождь шел с редкими перерывами практически весь день, поэтому фотографировали мало, берегли фотоаппараты от сырости.

Удивительно, см. фото 38, что подъём на перемычку удалось осуществить по траве лишь изредка пересекая короткие снежники. А вот путь с перемычки до седловины перевала Блыбского проходил траверсом пологого снежного склона, см. фото 24. На перевале на нас обрушился сильный ветер.

Ф.39. Группа на Блыбском перевале.

Ф.40. Несмотря на ветер, настроение у всех было отличным.

Ф.41. Туристы МАИ осеннего призыва2015 года на перевале Блыбский.

Из-за сильного ветра мы не стали искать на широкой седловине перевала того места, где на юг с перевала спускается тропа. Вместо этого мы спустились прямо вниз с самой нижней точки седловины, см. фото 42.

Ф.42. Спуск на юг с самой низкой точки седловины перевала Блыбский.

Популярны два варианта пути от подножия Блыбского перевала (на его южной стороне) в долину Правого Рожкао, см. рис. 2. Оба варианта проходятся по тропам, которые пересекают восточный отрог вершины Дженту (2887), разделяющий бассейны рек Большой Блыб (на юге) и Правый Рожкао (на севере).

Рис. 2. Два варианта пути из верховий р. Большой Блыб в долину Прав. Рожкао.

В зеленом, более коротком варианте [2], упомянутый отрог пересекается на высоте 2450 левее (западнее) Белой скалы. В красном варианте [1] отрог пересекается на высоте 2160 в разрыве правой (восточной) части Белой скалы. В нашей заявочной книжке были прописаны оба варианта: зеленый - в качестве запасного, красный — в качестве основного.

Погода была плохая и её прогноз был плохой, поэтому было принято решение идти по более короткому первому варианту, тем более, что тропа практически полностью освободилась от снега, и нам предстояло пересечь лишь несколько узких снежников.

Ф.43. Тропа к перевалу 2450 плавно поднимается по южному склону вершины Дженту (2887).

Спустившись по короткому (30 град., 50 м) заснеженному северному склону перевала 2450, мы оказались в плоской долине истоков Правого Рожкао. Долина уже на половину освободилась от снега. Мы пересекли невыраженный водораздел между Правым и Левым Рожкао и встали лагерем на траве, чуть севернее этого водораздела. Координаты лагеря: 43° 47.995'С 40° 48.202'В, высота 2385.