3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Кольцевой выход в Голубой каньон. Мы пользовались этим [3] описанием Голубого каньона, там же заимствована и терминология: верхний, средний и нижний каньон. В нашей заявочной книжке были прописаны три экскурсии в районе вершины Дженту: экскурсия с осмотром нижней части Голубого каньона, радиальный выход на вершину Дженту (2887) и экскурсия в верхний и средний каньоны. При этом запасных дней в походе запланировано не было, в случае необходимости предполагалось пожертвовать некоторыми из этих экскурсий.

05.05.2016. Утром погода относительно хорошая, на небе были видны просветы. Однако вершина Дженту была постоянно скрыта в облаках. Поэтому мы решили предпринять экскурсию в Голубой каньон.

Из лагеря мы спустились по снежнику в забитое снегом русло р. Левый Рожкао и начали спуск вдоль реки. Вот так выглядит первое слияние истоков Левого Рожкао. Координаты этой точки: 43° 48.332'С 40° 48.372'В, высота 2234.

Ф.44. Первое слияние истоков Левого Рожкао.

Судя по описанию [3], верхний, особенно узкий, каньон находится выше этого первого слияния. В мае он напрочь забит снегом, и мы его даже не заметили. Вот так выглядит второе слияние истоков Левого Рожкао. Координаты этой точки: 43° 48.398'С 40° 48.544'В, высота 2202.

Ф.45. Второе слияние истоков Левого Рожкао.

Ниже второго слияния мы вошли в средний каньон. Казалось, что он не высокий. В действительности, мы могли идти по снежной пробке многометровой толщины. Как обстоят дела на самом деле, я не знаю.

Ф.46-47. Верхняя часть среднего каньона.

Вскоре мы сделали неприятное открытие. Оказывается, над средним каньоном в некоторых местах нависают карнизы.

Ф. 48-49. В некоторых местах над средним каньоном нависают карнизы.

Опасные места легко идентифицировались по обломкам на дне каньона. Такие места мы старались проскочить побыстрее. К моменту, когда справа открылась скала со сквозной дыркой, опасные места закончились.

Ф. 50-51. В районе скалы со сквозной дыркой карнизы уже не висели над каньоном. Сам же каньон заметно углубляется, по крайней мере, его видимая надснежная часть.

Наконец, мы увидели то, ради чего и предпринималась эта экскурсия, см. фото 53-55.

Ф. 52-53. Чем ниже, тем стены среднего каньона становились выше и круче.

Ф. 54-55. Стены каньона почти сомкнулись.

На высоте 2115 в точке с координатами 43° 48.351'С 40° 48.984'В средний каньон закончился. А на высоте 2074 в точке с координатами 43° 48.354'С 40° 49.154'В закончился снег, прикрывающий русло реки. С этого момента мы пошли по воде, см. фото 56 и 57.

Ф. 56-57. Движение по воде между средним и нижним каньонами.

Ф.58. Лишь иногда удавалось выйти на скальный борт.

Перед входом в нижний каньон мы решили, что мы уже достаточно искупались, и решили закончить экскурсию по каньону. Из описания [3] следовало, что в этом месте где-то имеется вылаз из Голубого каньона по его правому борту. На следующей фотографии виден весь наш путь из каньона до лагеря.

Ф.59. Путь из Голубого каньона до лагеря.

Сначала мы поднимались по заснеженному березовому лесу под скалой, потом по снежному кулуару вышли из каньона и, миновав район пещеры Смородиновой (которую не нашли), вернулись в лагерь. Этот путь мы нашли не сразу. Сначала мы проскочили мимо точки захода в лес и только, спустившись до начала нижнего каньона и обернувшись назад, разгадали, как следует выходить наверх.

Подъем в березовый лес следует начинать в районе третьего слияния, там, где слева в каньон спускается глубокое ущелье сухого сая. Координаты третьего слияния: 43° 48.507'С 40° 49.351'В, высота 1944. Здесь выход в лес минимально затруднен поясом скал высотою не более метра. Как только мы вылезли в лес, я снял очередную GPS-точку с координатами 43° 48.493'С 40° 49.365'В и высотой 1957.

Ф.60. Вид на третье слияние.

Далее поднимались по лесу. Лес весьма густой, с рюкзаками здесь будет трудно. Этот подъем завершился выходом на снежник.

Ф.61. Снежник выше березового леса и завершающий подъём кулуар.

Перед снежником, на последней лесной травянистой кочке мы, для надежности, надели кошки. Снег был достаточно мягким, удобные ступени формировались легко с одного (максимум двух) ударов ноги.

Ф.62. Последние метры подъёма из Голубого каньона.

Когда мы вылезли, начался моросящий дождь. Мы пересекли заснеженный лес до травы, см. фото 59, и сняли кошки

Ф.63. Сейчас уберем кошки — и скорее в лагерь.

Дальнейший путь до лагеря не заслуживает описания, см. фото 59. Это была единственная наша экскурсия в районе плато Дженту. Вершина Дженту так и не открылась. Ходить по колено в воде, преодолевая нижний каньон, нам уже не хотелось. Да и погода была крайне неустойчивой, всю вторую половину дня и весь вечер периодически шел дождь. Поэтому, для обеспечения запаса по времени, мы решили на следующий день выйти на финальную часть маршрута с опережением в один день.

3.2. Перевал 2603 и траверс северо-восточного отрога Дженту. В заявочной книжке у нас был заявлен 25-километровый траверс северо-восточного отрога вершины Дженту до поселка Курджиново. Выход на этот отрог предполагалось осуществить через вершину 2605, которая возвышается к северу от истоков Левого Рожкао. Оказалось, что лезть на вершину совсем не обязательно, достаточно траверсировать её южный склон и подняться на перемычку 2603 в коротком хребте соединяющем вершину 2605 с хребтом Дженту.

Ф. 64. Вершина 2605 и перевал 2603. Зеленой линией показан запланированный в Москве путь. Красной линией показан реализованный путь.

06.05.2016. Ночью шел снег. Вот такое у нас было утро.

Ф.65. Восход над плато Дженту.

Ф.66. Пока еще спящий лагерь.

Ф.67. Наша кухня.

Ф.68. Любитель молочной каши N1.

За два перехода мы поднялись на перевал 2603. На подходе к подножию вершины 2605 мы пересекли два оврага с «учебными» северными склонами.

Ф.69. Спуск во второй овраг.

С перевала 2603 перед нами открылась такая картина.

Ф.70. Вид с перевала 2603 на северо-восточный отрог Дженту.

Впереди возвышалась первая вершина северо-восточного отрога Дженту - 2575. Чтобы начать траверс этого отрога, необходимо было пересечь снежник и перейти с одного хребта на другой. На следующем фото, снятом с южного склона вершины Большой Пцицер, этот переход с хребта на хребет отмечен красной линией.

Ф.71. Переход с перевала 2603 на северо-восточный отрог Дженту.

Вот так выглядит этот переход уже с северо-восточного отрога Дженту.

Ф.72. Вид на вершину 2605 и перевал 2603 с северо-восточного отрога Дженту.

Ф.73. Обледеневшая трава на гребне северо-восточного отрога хребта Дженту.

Сначала мы планировали траверсировать вершину 2575. Однако пошел снег с сильными порывами ветра, поэтому мы ушли с гребня и обогнули вершину по ходу справа, см. фото 70. За вершиной мы перекусили и вышли на плечо, с которого увидели впереди тропу. Одна тропа шла из коша на восточном склоне хребта через перевал 2341 на западный склон. Другая тропа ответвлялась от неё на перевале и уходила траверсом северо-восточного отрога хребта Дженту в сторону Курджинова.

Ф.74. Вид на перевал 2341 и тропу, траверсирующую северо-восточный отрог Дженту.

Перевал 2341 находится в двух километрах от перевала 2603 и имеет координаты: 43° 49.944'С 40° 48.152'В. Уходящая вдоль хребта тропа была мощной, набитой, с выходом на неё мои трудности, как руководителя, почти закончились.

К вечеру мы вышли на перемычку в хребте перед взлётом на вершину Большой Пцицер (2258). С перемычки 300-метровым траверсом южного склона Большого Пцицера мы вышли на удобное для установки лагеря ребро. На ребре имеются хорошие площадки, рядом (между ребром и гребнем хребта) ручей. Координаты лагеря: 43° 51.392'С 40° 51.583'В, высота 2062.

Ф.75. Лагерь 2062 на ребре южного склона Большого Пцицера. Оранжевой линией выделена основная тропа, красной — путь с основной тропы к лагерю.

Погода к вечеру улучшилась, многие успели высушить ботинки. Открылась даже Дженту.

Ф.76. Лагерь 2062 на ребре южного склона Большого Пцицера.

Ф.77. Панорама из лагеря 2062 на юг.

Воспользовавшись этим прояснением, мы совершили прогулку с восхождением на Западную вершину (2250) Большого Пцицера. От лагеря до вершины 1200 метров с 200-метровым набором высоты по пологим травянистым склонам.

Ф.78. Панорама с западной вершины Большого Пцицера на восток.

Ф.79. Панорама с западной вершины Большого Пцицера на юг.

Ф.80. Панорама с западной вершины Большого Пцицера на запад.

Ф.81. На западной вершине Большого Пцицера (2250).

Ф.82. На обратном пути к лагерю мы увлеклись фотосъёмкой цветов.

Ф.83. Мускари.

Ф.84. Лик мускаря.

Ф.85. Еще такие цветы.

Ф.86. Почти кактус :)

07.05.2016. Ночью шел мокрый снег. Утром тоже шел мокрый снег. Природа утром выглядела так.

Ф.87. Утро в лагере 2062 на южном склоне вершины Большой Пцицер.

Мы вернулись к перемычке на хребте к основной тропе и поднялись по ней на плато вершины Большой Пцицер. При выходе на плато наша тропа перешла в грунтовую дорогу. Всё плато Большого Пцицера было убелено свежевыпавшим снегом. Все фотоаппараты были упрятаны участниками в рюкзаки. Существует единственный снимок на этом 17-километровом участке пути под дождем.

Ф.88. Спуск с плато Большого Пцицера к перемычке между Большим и Малым Пцицером.

На Малом Пцицере (1946) снега не было, и с неба шел дождь. 17-километровый спуск по грунтовой дороге в Курджиново завершился выходом к стрелке рек. Слева мутный от дождя Бескес, справа мутная от дождя Большая Лаба. Дорога уходила в брод через Бескес, там было даже два автомобильных брода. А между ними был навесной пешеходный мостик.

Ф.89. Навесной мостик через Бескес рядом с Курджиново.

Сразу за мостиком начинается поселок Курджиново. Мы познакомились с Колей - хозяином ближайшего двора. Он разрешил нам брать воду из его колодца, угостил нас творогом и вареньем.

Поляна на стрелке рек как нельзя лучше подходила для установки лагеря.

Ф.90. Лагерь около Курджиново.

Как только поставили палатки, начался проливной дождь. Тогда Коля принес тент, который очень помог дежурным при варке запоздалого обеда , а потом и ужина. Мы выражаем огромную благодарность жителю Курджиново Николаю Тыртышному за проявленную о нас заботу! Оказалось, что и мостик — дело его рук.

3.3. Отъезд. Утром 08.05.2016 погода улучшилась. Мы собрались, сделали прощальный снимок в горах,

Ф.91. В финальной точке похода.

перешли по мостику в поселок Курджиново, загрузились в колин грузовик и к 6.45 по московскому времени приехали к остановке автобуса в центре этого крупного и протяженного поселка. Автобус из Курджинова в сторону Армавира единственный и отходит в 7 час. 00 мин.

Этот автобус следует до города Лабинск. Но мы высадились раньше — в поселке Мостовской, чтобы провести день на базе отдыха Хуторок с термальными бассейнами. На автостанции мы договорились с водителем микроавтобуса о том, что он завезет нас в Хуторок, а вечером довезет до железнодорожного вокзала в Армавире.

Ф.92. Один из термальных бассейнов, самый холодный (36 градусов). А всего их три.

Ф.93. Горка в среднем бассейне (38 градусов).

Ф.94. Здесь мы обосновались. Сушили вещи, отдыхали и пили чай.

Ф.95. На базе Хуторок очень живописная территория. В сообщающихся каналах плавала выдра.

Ф.96-97. На газонах вот такие скульптуры на радость детям.

Вечером мы приехали в Армавир, закупились продуктами в поезд, поужинали... В 1 час 06 мин. Мы стартовали на поезде "Владикавказ – Москва". На Казанский вокзал прибыли 10.05.2016 в 6 час. 28 мин. Путешествие закончилось.