1. Акклиматизация и неудавшееся кольцо.

1.1. Челнок с заброской через перевал Столбовой. Утром 08.07 мы приземлились в Ошском аэропорту, к обеду мы уже въехали в Алайскую долину и ближе к вечеру прибыли в селение Карамык, которое расположено в долине р. Кызылсу в трёх километрах от границы Киргизии и Таджикистана.

Ф.1. Алайская долина, вид на пик Ленина (7134).

Около селения Карамык в Кызылсу впадает крупный правый приток Аксу. В долине Аксу, менее чем в километре от Карамыка, находится кишлак Кара-тейит, в котором мы отпустили ошского водителя и пересели на местную кошевую машину. На этой машине (портере) мы проехали еще 15 км вверх по долине Аксу и еще 1,5 км вдоль её левого притока - Кутургана. Мотор у портера на подъёмах периодически глох, поэтому приходилось вылезать из кузова и толкать машину. Уже смеркалось, когда на очередном подъёме портер начал глохнуть, даже будучи облегченным. Это случилось в километре от кутурганского коша - запланированного места старта нашего похода. Мы распрощались с водителем и разбили лагерь на высоте 3017. За водой пришлось спускаться к реке.

Ф. 1.1. Прощальное фото с водителем портера.

09.07. Первый день похода начался с челнока. За две коротких ходки мы перенесли груз за кош и поставили лагерь чуть выше коша, в 60 метрах от самой верхней юрты. Высота 3074 м. Затем мы познакомились с обитателями коша и попросили их в наше отсутствие присмотреть за лагерем, после чего отправились с заброской вверх по долине.

Ф.2. Верховья долины р. Кутурган. Слева ледник к пер. Бокбаш ложный (4380, 2А*), справа угадывается ложе ледника N8 (нумерация по Каталогу ледников [1]). С этого ледника стекает низвергающийся водопадом ручей. Каньон с водопадом обходится справа (по ходу) по травянистому склону.

Ф.3. Подъём по травянистому склону на скалу 3562 над водопадом. На скале мы оставили заброску и вернулись в кош, в лагерь 3074.

Ф.4. Вот так мы поднимались на еле заметную тропку, которая траверсом выводит на скалу 3562, см. фото 3.

Ф.5. Привал на пути к скале 3562.

Ф.6. На скале 3562. Справа ведущий в Таджикистан перевал Бокбаш центральный (4240, 1Б).

10.07. Утром выяснилось, что у Кости температура. Удивительно, что, не смотря на щадящий график акклиматизации, в начале похода у нас болели те участники, которые уже имели опыт нескольких походов 2 к.с. в горах Алая (через день заболеет Саша). Тогда как «новички» Федор, Таня и Настя, имевшие опыт лишь невысоких кавказских единичек, с акклиматизацией справились без особых проблем. Так уж случилось.

Пол дня мы отдыхали, а во второй половине дня Костя заявил, что чувствует себя лучше. Тогда мы решили немного пройтись и перенести лагерь к началу подъёма на скалу 3562. На левом берегу водопадного ручья площадок для лагеря не нашлось. Пришлось перебродить ручей и разбить лагерь на его правом берегу. До этого места от коша не более 3-х километров. Высота лагеря 3276.

Ф.7-8. По середине пути Вика и Костя катались на лошадке.

Утром 11.07 мы свернули лагерь 3276 перебродили ручей и вновь поднялись на скалу 3562.

Ф.9. Миновав заброску, мы снова приблизились к ручью, который вырывается здесь из-под концевой морены ледника N8, и поднялись в карман его левой морены.

Ф.10. В кармане морены на высоте 3747 мы поставили лагерь, а потом вернулись за заброской на скале 3562 и притащили её в лагерь.

Ф.11. Лагерь 3747 в кармане левой морены ледника N8.

Ф.12. Вид из лагеря 3747 на юг, на скалистый пик Шумкар (4687).

Ф.13. После обеда мы решили отнести заброску под перевал. В 500 метрах за лагерем 3747 карман левой морены обрывается скальным контрфорсом.

Ф.14. На обходе этого контрфорса открывается такая картина. Продолжение кармана угадывается по вытекающему из него ручью. Этот ручей скрыт в камнях, но его журчание (во второй половине дня) мы отчетливо слышали.

Ф.15. Вот так выглядит продолжение кармана за скальным контрфорсом. Здесь, на высоте 3940 мы оставили заброску и вернулись в лагерь 3747.

12.07. Утром обнаружилось, что заболел Саша, причем с высокой температурой. Мы оставили его в лагере под присмотром Насти, поднялись к заброске на 3940 и перетащили её через перевал Столбовой (4071, 1А, п.п.) в верховья реки Текелик. Описание перевала представлено ниже (см. 13.07). Затем мы вернулись в лагерь 3747.

Ф.16. В лагере 3747. В тени спальника в палатке болеет Саша.

Ф.17. В окрестности лагеря много цветов. Вверху Смеловския чашечная, ниже - незабудки.

Ф.18. И еще около лагеря росли такие цветы.

Ф.19. После обеда мы отдыхали, читали книжки...

Ф.20. А потом началась гроза.

13.07. Утром Саша почувствовал себя абсолютно здоровым, мы собрали лагерь и бодро вышли в сторону перевала. За два перехода мы достигли точки 3940, см. фото 15, затем по карману левой морены прошли еще около 100 м, и перед нами открылся вид на западный склон перевала Столбовой, см. фото 21.

1.2. Перевал Столбовой (4071, 1А, п.п.) расположен в северной части хребта, разделяющего бассейны рек Аксу и Текелик, ориентирован с запада на восток и соединяет ледник N8 (на западе) с верховьями р. Текелик (на востоке). Седловина перевала представляет собой местами заснеженное и усыпанное камнями травянистое плато, высшая точка перевала слабо выражена. Координаты перевала: 39° 35.68'С 71° 37.185'В.

Ф.21. Подъём по западному склону перевала Столбовой (4071, 1А). В центре склона стоит характерный каменный столб, что и определило название перевала.

Ф.22. Группа на перевале Столбовой (4071, 1А).

Ф.23. Панорама с перевала Столбовой на север и на восток.

Ф.24. Спуск с перевала Столбовой. В этих камнях мы спрятали заброску с ресурсом продуктов питания и топлива для линейной части маршрута.

Ф.25. Вид на перевал Столбовой с востока.

1.3. Долина реки Текелик. Спустившись с перевала, мы пересекли два истока реки Текелик и оказались на её левом берегу. Правый (первый) исток мы перешли по тонкому снежному мосту и камням, а левый (второй) исток - по большому снежному мосту.

Ф.26. Переправа через правый исток реки Текелик.

Ф.27. После переправы мы начали спуск по левому берегу реки Текелик. Верховья реки - это какой-то цветочный Рай.

Ф.28. Сначала преобладали незабудки, слегка голубые, почти белые.

Ф.29. Потом появились очень душистые неизвестные мне желтые цветы. На этом фото они растут в окружении беленькой ясколки и лилового остролодочника.

Ф.30. А еще меня поразил вот этот цветок.

Ф.31. Иногда нам приходилось пересекать снежники.

Ф.32. Миновав низвергающийся водопадом первый правый приток реки Текелик,

Ф.33-34. мы оказались на террасе, которая была сплошь покрыта желтыми цветами с листьями, как у земляники.

Ф.35. Тут уже все не выдержали (такой красоты) и залегли...

Спуск с террасы проходит через седло (3679) см. фото 33. На этом седле впервые (в верховьях реки Текелик) мы обнаружили тропу.

Ф.36. 200-метровый спуск с седла 3679 проходится в обход скальных выходов. Река Текелик на этом участке низвергается в каньоне за скалой каскадом водопадов.

Ф.37-38. На этом спуске около ручья мы увидели удивительные цветы.

Ф.39. Спустившись с седла 3679, мы остановились на обед на берегу р. Текелик.

Ф.40. Следует отметить, что долина реки Текелик живописна и чиста, в отличие от соседней к северу долины Коксу. Здесь нет технологического мусора, её очень редко посещают туристы. На всю долину, от верховьев реки до устья её левого притока - реки Карасуур, мы обнаружили лишь одну семью пастухов.

Ф.41-42. В обеденный привал Вика устроила фотосессию на берегу р. Текелик и сфотографировала еще пару чудесных растений.

Ф.43. После обеда мы продолжили свой путь по тропе левого берега р. Текелик.

Ф.44. Не доходя до левого притока р. Текелик, берущего начало с перевала Таштджайляу, примерно в 1200 метрах выше его устья, на террасе левого берега стоит нежилой домик. На правом берегу, чуть впереди, стоит жилая палатка. Путь к ней с магистральной тропы левого берега лежит через мостик. Координаты моста: 39° 35.037'С 71° 42.542'В , высота 3127. В палатке живет семья пастуха и охотника Кубаныча. Мы погостили у него на обратном пути.

Ф.45. Подготовка к броду через ручей Таштджайляу.

Ф.46. Брод через ручей Таштджайляу.

Ф.47-48. В 400 метрах ниже устья Таштджайляу мы нашли, наконец, место для установки лагеря. Приятный вечер, теперь можно и отдохнуть.

Ф.49-50. Утром 14.07 мы продолжили спуск вдоль реки Текелик.

Ф.51. За два перехода мы прошли чуть более 4-х километров, пересекли по мостику левый приток Текелика - реку Карасуур и вошли в её ущелье. Здесь росли большие борщевики.

Олег Янчевский утверждает, что в туристских отчетах и на картах часто ошибаются и пишут Карасу (черная вода), тогда как правильно писать Карасуур (черный сурок), см. также [2]. Гугловский переводчик на запрос «сурок» выдает «суурдун», а «суур» переводит как «чума рогатого скота». Жаль, что я не уточнил всё это у Кубаныча.

1.4. Отказ от прохождения кольца и возвращение к заброске. Река Карасуур была не широкой, но глубокой и быстрой. Создавалось впечатление, что воды в ней было не меньше, чем в основной реке Текелик. Перед прижимом тропа с левого берега переходила вброд на правый. Брод обещал быть напряженным. Около 10 минут мы ходили вдоль реки в поисках подходящего места для переправы. В итоге, мы решили отказаться от прохождения кольца и вернуться назад.

Дело в том, что бродов через р. Карасуур ожидалось впереди около десяти. При такой большой воде, прохождение ущелья Карасуур потребовало бы слишком много времени. Но к этому моменту, из-за болезни участников 10.07 и 12.07, у нас накопилось отставание от графика в два дня. Поэтому мы решили отказаться от прохождения кольца через перевалы Текелик и Орунг, вернуться к заброске и встать в график для продолжения линейной части маршрута.

Что касается нашей экскурсии по долине реки Текелик, то она оказалась очень красивой и полезной: 30-километровый прогон по долине закрепил акклиматизацию, полученную на перевале Столбовой, группа, наконец-то, «пошла».

Ф.52. Привал на пути к Кубанычу.

Ф.53. В палатке Кубаныча.

Ф.54. Сын Кубаныча и Саша после удачного выстрела по консервной банке.

Ф.55. Пастух и охотник Кубаныч (слева) хорошо знает охотника Зайнала из Швее, с которым команды МАИ пересекались в 1995, 1997 и 1998 гг. Справа - Абан Садыков, приехавший погостить к Кубанычу из Дороут-Кургана.

Ф.56. Коровы, как правило, одноплодны, двойни бывают редко (около 2 %). Двойни чаще разнояйцевые, как однополые, так и разнополые (Википедия).

Ф.57-58. У Кубаныча были совершенно потрясающие лошади. Длинноногие, огромные, гораздо выше обычных. Жеребенок этой породы тоже имел необыкновенное телосложение (сравните с обычной лошадью и её жеребенком на заднем плане фото 58).

Ф.59. К обеду 15.07 мы вернулись к заброске в верховьях реки Текелик и установили лагерь на её правом берегу на высоте 3958 м.