2. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

В этом разделе используется «походное время», которое отличается от московского на один час в большую сторону, т. е. 5 часов по московскому времени соответствует 6 часам по походному.

2.1. Заезд. Долина Эджемиш. Вечером 29.04.2007 мы сели на ночной автобус Анталия - Адана и утром 30.04.2007 на автовокзале в Адане пересели в маршрутку, следующую из Аданы в горный городок Чамарды. После заезда в Чамарды мы попросили водителя подбросить нас к началу маршрута, но он согласился нас довезти только до отеля Демирказык, это в 3-х км, не доезжая до предполагаемой точки старта.

Ф.1. Выгрузились. .

Ф.2. Лишние 3 км пришлось пройти по асфальту. Сзади над каньоном возвышается вершина Демирказык (3806).

Ф.3-4. На окраине селения Пыкарбаши мы свернули с асфальта на грунтовую дорогу.

Ф.5. Дорога вела на север, по обочинам среди колючих акантолимонов пробивались на свет голубые цветы.

Дорога поворачивала на восток и уходила куда-то вверх. Она просто срезала отрог и потом спускалась в долину реки Эджемиш. Но мы этого не знали и для надежности сошли с дороги влево и спустились на каменистое дно долины.

Ф.6. Безводное дно долины Эджемиш. Вода под камнями.

Ф.7. Слава на привале.

После скальных ворот долина реки Эджемиш поворачивает на юго-восток и расширяется. Вскоре в русле появилась вода.

Ф.8. Достигнув высоты 2235 м, мы встали на ночлег.

Ф.9. Вид от лагеря вниз по долине.

01.05.2007. В 800 метрах выше лагеря долина Эджемиш снова сужается из-за спускающегося с запада скального контрфорса. Грунтовая дорога, которую мы покинули в предыдущий день, спускается в этом месте к реке и переходит на её орографически правый берег. Сразу за сужением мы вышли в зону снегов.

Ф.10. Дорога начала заметно набирать высоту, и мы предпочли спуститься в русло реки.

Ф.11. Идти по заснеженному руслу было удобнее, чем по дороге. Здесь не было неоправданных подъёмов, как на дороге, чередующихся со спусками.

Ф.12. Вид назад. Коническое возвышение посередине долины мы обошли справа (по ходу).

Ф.13. Впереди между вершинами 3170 и 3414 угадывался вход в долину, ведущую к перевалу Маден.

Ф.14. Слава на привале.

2.2. Перевал Маден (3350, 2А) ориентирован с севера на юг и соединяет долину Маден (верховья долины Эджемиш) (на севере) и долину Джимбар (Демирказык Северный) (на юге). Впервые пройден группой Сергея Гладилина в мае 2008 г. [1]. Мы лишь подошли к перевалу и сфотографировали его северный склон. От первопрохождения отказались из-за лавиноопасности.

Ф.15. Развилка путей. 1- к перевалу Кючюк-Демирказык, 2 - к пер. Маден.

Ф.16. На взлёте к цирку перевала Маден. Снега много, на жаре он раскисает и съезжает лавинами.

Ф.17. В полдень мы поднялись в цирк и увидели перевал Маден (3350, 2А). До заката еще очень долго, однако мы решили поставить лагерь. Идти во второй половине дня на такой перевал было лавиноопасно.

Ф.18. Перевал Маден. Вечерний снимок.

Ф.19. Возможный путь подъёма в нижней части перевального взлёта.

Ф.20. Верхняя часть перевального взлёта.

Ф.21. 02.05.2007. Утром туман, тепло. Решили не рисковать, собрали лагерь и пошли вниз.

Ф.22. Пока спускались в долину Эджемиш, сфотографировали её правый борт с вершиной Сарсал (3466).

2.3. Перевал Кючюк-Демирказык (Керкез, 3100, 1А) ориентирован с севера на юг и соединяет долину Маден (верховья долины Эджемиш) (на севере) и верховья долины Аксу (на юге). Название Кючюк-Демирказык взято с советской карты масштаба 1:200000. Есть подозрение, что картографы напутали, что перевал Кючюк-Демирказык находится совсем в другом месте, а именно, в отроге вершины Демирказык. На одной самодельной карте (источник нам неизвестен) перевал имеет название Керкез.

Ф.23. От расположенной на высоте 2745 развилки путей к перевалам Маден и Кючюк-Демирказык мы двинулись на юго-восток. Сзади видна «подкова» в профиль, см фото 13. Этот пологий участок долины заканчивается поворотом на юг и 80-метровым взлётом.

Ф.24. После взлёта крутой поворот на запад, а потом на юг. Высота здесь 2920.

Ф.25. После поворота на юг мы попали в цирк перевала Кючюк-Демирказык. К перевалу ведет плавный подъём налево, взлёта нет. Здесь открывается вид на пока не пройденный (до 2016 г.) перевал Восточный Маден (3370). Этот перевал параллелен перевалу Маден и расположен в 350 метрах восточнее последнего.

Ф.26. Вид на перевал Маден Восточный (3370) с перевала Кючюк-Демирказык.

Ф.27. На спуске с перевала Кючюк-Демирказык. Спуск пологий.

Ф.28. На высоте 2980 в точке с координатами 37° 51.391'С 35° 12.208'В около скального выступа имеется проталина, сквозь которую можно набрать воду из ручья. Рядом с проталиной встали на ночлег.

2.4. Перевал Аксу-Едигель (3390, 1Б) ориентирован с севера на юг и соединяет южный исток Аксу (на севере) с плато Едигёль (на юге). Из туристов, проживающих на территории СНГ, перевал впервые пройден детской группой под руководством П. Сергеева летом 2002 г. [1].

03.05.2016. Утром низкая облачность. Собрали лагерь и начали подъём к перевалу Аксу-Едигель, огибая справа вершину Текекалиси (3512), см. фото 28.

Ф.29. На подходе к перевалу Аксу-Едигель. Сзади вершина Текекалиси (3512).

Ф.30. Некрутой подъём вывел нас на гребень, с которого открылся вид на узкий и крутой снежный кулуар южного склона перевала Аксу-Едигель. Внизу - плато Едигель.

Ф.31. Спускались по перилам, веревки крепили на ледорубах, последний спускался на три такта (лицом к склону).

Ф.32. Кулуар южного склона перевала Аксу-Едигель. Вид снизу.

Ф.33. Панорама цирка к югу от пер. Аксу-Едигель.

Плато Едигель разделено невысоким и пологим отрогом на северную и южную части. Северная часть имеет собственное название - плато Хастаходжанин. Путь с северной на южную часть проходит через перемычку, высотой 3175.

Ф.34. На пути к перемычке 3175. Сзади перевал Аксу-Едигель.

Ф.35. Южный склон перевала Аксу-Едигель. Вид с перемычки 3175.

Ф.36. Панорама плато Едигель с перемычки 3175.

Ф.37. Спуск с перемычки 3175 на юг.

Ф.38. Вид на запад в сторону перевала Челикбуйдуран.

Ф.39. Вид на юг в сторону перевала Ёзгюдек (Сыирма).

Ф.40-41. Спустившись с перемычки 3175 на ровное плато, мы разбили лагерь.

Ф.42. Вид от лагеря на спуск с перемычки 3175.

Ф.43. Панорама южного борта плато Едигель.

Ф.44. Анна и Вадим.

Ф.45. Ночь на плато Едигёль.