3. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ. ВТОРАЯ ЧАСТЬ

3.1. Перевал Челикбуйдуран (3540, 1А) находится между вершинами Кызыл-Кая (3725) и Эмлер (3724), ориентирован с запада на восток и соединяет долину ручья Караяйляк (на западе) с плато Едигель (на востоке). При прохождении перевала «от травы до травы», то есть, включая спуск с плато Едигель до долины Баразамы, категория сложности перевала 1Б.

Из туристов, проживающих на территории СНГ, перевал впервые пройден детской группой под руководством П. Сергеева летом 2002 г. [1].

Ф.46. Рано утром 04.05.2007 мы свернули лагерь на плато Едигель и начали подъём на перевал.

Ф.47. В поиске ракурса.

Ф. 48-49. Снежные заструги на восточном склоне перевала Челикбуйдуран.

Ф. 50. Вид с перевала Челикбуйдуран на северо-восток.

Ф. 51-52. Встреча на седловине перевала с группой Дмитрия Прибылова (МАИ).

Ф.53. Спуск с перевала Челикбуйдуран на запад. Направо — путь в долину Караяйлак, налево - путь к перевалу Карасай. Нам налево.

3.2. Перевал Карасай (3480, 1Б) расположен в западном отроге вершины Кызылкая (3725), ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет долину Караяйлак (на севере) с долиной Эмли (на юге).

Из туристов, проживающих на территории СНГ, перевал впервые пройден группой Бориса Малахова в мае 2005 г. [1].

Ф.54-55. Северо-западный склон перевала Карасай (3480, 1Б).

Ф.56. Последние метры подъёма на перевал Карасай.

Ф. 57. Вид с перевала Карасай на север, в сторону вершины Эмлер.

Ф.58. Вид с перевала Карасай на восток в сторону вершины Кызыл-Кая (3725).

Ф.59. Вид с перевала Карасай на юго-запад.

Ф.60. Группа на перевале Карасай. Красная линия - путь спуска.

Ф.61-62. Спуск с перевала Карасай в снежную долину у западного подножия массива Кызыл-Кая.

Ф.63. Снежная долина обрывается крутым спуском в скальных воротах.

Ф.64. Ниже скальных ворот снег быстро заканчивается. Дальнейший путь спуска в долину Эмли проходит по мелкой осыпи.

Ф.65. Вид на левый борт долины Эмли с вершиной Калды (3734).

Ф.66. Спуск по мелкой осыпи завершается выходом на тропу, которая траверсом орографически правого борта долины Эмли спускается с перевала Эзневит (2500 н.к.).

Ф.67-68. Дно долины Эмли безводно. Всюду цветущие мускари.

Ф.69. Здесь, на плоской лужайке, на высоте 2105 мы встали на ночлег.

Ф.70. Воду брали из ручейка, который на несколько метров появляется из под камней между этими рыжими холмами. На заднем плане острая скала - Пармак-Кая.

3.3. Перевал Калды Восточный (3300, 1Б, первопрохождение). Перевал Калды Восточный расположен в 300 метрах восточнее вершины Калды (3734) ориентирован с севера на юг и соединяет южный исток долины Сыирма (так называются верховья долины Эмли) (на севере) с долиной левого истока реки Акдере (на юге).

Утром 05.05.2007 от зеленой лужайки напротив скалы Пармак-Кая мы начали подъём на восток в долину Сыирма (верховья долины Эмли).

Ф.71. Очень скоро мы вышли на снег, которым забито дно долины Сыирма.

Ф.72. В трёх км от лагеря, на высоте 2700 метров мы достигли развилки. Если идти прямо, то попадаешь к перевалам Гузеллер Восточный (3215, 1Б) и Кючюк Джебель (3345, 1Б). Направо - путь по долине южного истока долины Сыирма к перевалу Калды Восточный.

Ф.73. Подъём по долине южного истока долины Сыирма. Вид назад (на север).

Ф.74. Подъём по долине южного истока долины Сыирма. Вид вперед (на юг).

Ф.75. Сзади открылся вид на перевалы в южном борту плато Едигёль.

Ф.76. А слева открылся вид на пройденный в спортивном туризме (к 2016 году) перевал Гузеллер (1Б-2А) и скальный перевал Стамбул (3270, 2Б).

Ф.77. Кулуар западного склона перевала Гузеллер.

Ф.78. Впереди мы увидели не пройденный (к 2016 г.) перевал N18 и перевал Калды Восточный.

Ф.79. Кулуар северного склона перевала N18..

Ф.80. Снег начинает раскисать. Даже в снегоступах, иной раз, проваливались по колено. Идти на перевал в этот день становится опасно. Лучше дождаться морозного утра.

Ф.81. Поэтому мы остановились и разбили лагерь. Высота 2890.

Ф.82. Напротив лагеря, на востоке, стояла скальная стена с перевалом Стамбул.

Ф.83. Северная часть стены имеет разрыв в виде перевала Гузеллер. Щавершается стена вершиной Гузеллер.

Ф.84. А это вид из лагеря на перевал Калды Восточный.

Ф.85. На прогулке чуть выше лагеря 2890.

Ф.86. Панорама правого борта долины Сыирма.

Ф.87. Ночное фото.

Утром 06.05.2007 отличная погода, снег замерз. Свернули лагерь, одели кошки и начали подъём на перевал. Преодолев кулуар, крутизной около 30 градусов, повернули направо и вышли на маленькое плато у основания скалы, см. фото 84 и 85. Высота плато около 3220.

Ф.88. Вид с плато 3220 на правый борт долины Сыирма.

Ф.89. Привал на плато 3220.

Ф.90. Путь по плато 3220 к перевалу Калды Восточный.

Ф.91. Вид с плато 3220 на северо-восток.

Ф.92-93. Кулуар южного склона перевала Калды Восточный.

Ф.94. После спуска с перевала Калды Восточный на дно снежной долины, мы шли по этой долине вдоль хребта на юго-восток чуть более километра пока не вышли на перемычку 3045. После перемычки мы повернули направо (на юг) в длинный кулуар.

Ф.95-96. Спуск по кулуару на юг.

Спуск по кулуару завершился на высоте 2320 выходом на траверсную тропу. Здесь Вадим и Анна свернули налево и отправились через серию перевалов не сложнее 1А к.с. к водопадам Капузбаши. Остальные четверо участников повернули направо и продолжили маршрут.

Поднявшись на правый борт кулуара, тропа вывела к началу тракторной дороги, которая шла на запад, траверсируя южные склоны Аладаглара. Первый перевалом на этом траверсе стал перевал Калды Южный (2410, н.к.).

Ф.97. Вид с перевала Калды Южный на вершину Калды.

Ф.98-99. Примула (первоцвет).

Спустившись по тракторной дороге с перевала Калды Южный до пологих полян на его западном склоне, мы встали на ночлег. Высота 2215.