Июньский Архыз или Как я притворился малышом и стал участником команды Зеленоградского дворца пионеров

Плагиат Андрея Лебедева из отчета Андрея Жарова

С 13 по 27 июня 2008 года мне посчастливилось пройти изумительный поход в районе Архыза в команде Зеленоградского дворца творчества детей и молодежи. Раннее лето - это чудесная пора, это кульминация цветения на Кавказе. Вместе с тем походы в июне требуют более ответственного подхода к формированию состава группы и к подбору снаряжения. Большое количество снега на перевалах превращает многие "единички А" или даже некатегорированные перевалы в весьма сложные препятствия, для прохождения которых полезны страховочные системы и веревки. Изменяются также оптимальные пути прохождения перевалов.

В предлагаемой заметке по существу выложен отчет руководителя похода Андрея Жарова. При защите маршрута в МКК (маршрутная книжка: 177-04/3-114) он упирал на то, что в действительности я маленький, а выгляжу большим просто потому, что очень много кушаю…

Вот Официальный отчет в формате Pdf.

У нас была большая команда. Вот это я (видеооператор, 1994 г.р.)

А это моя походная подружка Ира (летописец, 1995 г.р.)

Я её там спасал, всячески уберегая от горных опасностей.

А это наше руководство, главный - Андрей Жаров (1980 г.р.) и его зам Дима Панов (1988 г.р.).

А вот и остальные участники.

Это Артем (командир, 1994 г.р.), Валентин (завхоз, 1994 г.р.), Богдан (штурман, 1993 г.р.), Антон (реммастер, 1994 г.р.), Игорь (фотограф, 1993 г.р.), еще Артем (хронометрист, 1993 г.р.) и Сергей (завпит, 1994 г.р.). Так что я был вовсе не самым старшим, зато самым опытным, поэтому ребята прислушивались к моим советам.

В районе Архыза нам удалось за 9 дней пройти такую нитку:

Пос. Архыз - р. Дукка - оз. Семицветное - пер. Олений (1А, 2890) - оз. под пер. Аюлю - пер. Аюлю (2890) + пер. Темир-Кулак (1А, 3000) - р. Темир-Кулак - р. Дукка - р. Речепста - пер. Ацгара (ранним летом 1А*, 2886) - р. Ацгара - Загеданские озера - пер. Ацгора (2886) - пер. Чилик (1А, 2890) - оз. Чилик – пер. Кынхара (1А, 2870) - оз. Кяфар - пер. Мылгвал (1А, 2800) – пер. Агур (1А, 2850) – оз. Агур - р. Кяфар-Агур - пер. Архыз (1А, 3000) - Баритовый водопад - пос. Архыз.

Перед посадкой на поезд вся команда сфотографировалась, а меня почему-то не позвали…

Ну а теперь приблизимся к тексту нашего руководителя Андрея Жарова. Тексты Жарова мы будем писать черными буквами, а мои слова - буквами цвета детской неожиданности.

1. Акклиматизация.

Задача первой части похода - акклиматизация с легкими рюкзаками. Поэтому поход начался с колечка: р. Дукка - оз. Семицветное - пер. Олений (1А, 2890) - оз. под пер. Аюлю - пер. Аюлю (2890) + пер. Темир-Кулак (1А, 3000) - р. Темир-Кулак - р. Дукка.

Здесь оранжевые кружки - места ночевок.

Красоты в долине Дукки.

Не успел я приблизиться к тексту Андрея Жарова, как тут же захотелось отвлечься и поделиться «недостойными официального отчета», но очень красивыми фотографиями.

Перевал Олений (1А, 2890) расположен в хребте Габулу и соединяет долины рек Большая Дукка и Белая. Этот был первый в нашем походе перевал. Шли довольно медленно. Подъем на него осуществляется по пологому снежнику.

Спуск по осыпи быстро выводит на пологий снежник.

За седловиной мы повернули на лево и, перевалив через отрог, спустились под перевал Аюлю.

Тут Жаров очень осторожно написал. Добавлю пару слов. Жара была жуткая, да и горняшка чувствовалась. Последние метры на перевал дались не легко.

Это я на перевале вместе с Виталиком.

Восточная сторона перевала простая - этакие снежные поля. Гулять по ним, да еще на спуск, да еще на фоне горы Пшиш - одно удовольствие. Кстати, передовики слева подходят к отрожку, который нам надо перевалить.

Техническая кульминация этого дня состоялась на спуске с этого отрожка. Вот тут мне пришлось изрядно посуетиться, гимнастически страхуя детей на скалах, так как снежник внизу крутой, и на нем можно разогнаться. И кое кто действительно разогнался...

Перевал Аюлю (1А, 2890) расположен в хребте Габулу и соединяет долины рек Большая Дукка и Белая. Подъем на перевал с востока.

Поднимались мы, как сороконожка. Это мне напомнило походы моего детства по плановым профсоюзным маршрутам. Там тоже ходили такими сороконожками.

Подъём на перевал Аюлю, последние метры...

Спуска с перевала почти не было, мы сразу повернули направо и начали подъём на перевал Темир-Кулак.

Перевал Темир-Кулак (1А, 3000) расположен в отроге хребта Габулу и соединяет долины рек Темир-Кулак (приток Дукки) и верховья Большой Дукки. Подъем на перевал с юга с перевала Аюлю весьма прост. После снежника на склоне была видна тропа, которая серпантином выводила на перевал.

Спуск с перевала мы осуществляли по осыпи, двигаясь плотной группой. По снежному склону пришлось бы вешать веревки.

Жаров очень лаконичен. Спуск был крутой. Камни лежали неустойчиво. По снегу спускаться трудно и опасно - жестко на нем было с утра.

Когда со снега спустились — такая красота там была!

Вот здесь, между ручьями мы встали на обед.

Вокруг цвели роскошные рододендроны.

После обеда продолжили спуск...

Пониже, на границе леса, я спас свою подружку, поймал её, когда она попыталась соскользнуть со снежного моста в речку. Но это сфотографировать никто не успел.

2. Экскурсия на Загеданские озера.

Обзорная карта движения группы к Загеданским озерам.

Оранжевые кружки - это места ночевок.

Перевал Ацгара (ранним летом 1А*, 2886) расположен в хребте Абшира-Ахуба и соединяет долины рек Речипста и Ацгара. Этот некатегорированный (по классификатору) перевал оказался одним из самых технически сложных. Подъём на него со стороны долины Речипста вполне соответствовал "энкашке".

А вот на спуске пришлось по жесткому фирну кинуть веревку перил.

Вот так выглядит спуск в сторону Ацгары.

Эх, Загеданские озера оказались подо льдом.

Маленькое дополнение. Вернемся к подъёму на перевал Ацгара. Долина Речипсты перед поворотом на запад сжимается до каньона. Мы подошли к каньону, но войти в него не решились. После перекуса мы начали крутой подъём на хребет правого борта долины, чтобы поверху обойти каньон. 400-метровый подъём завершился выходом на отрог, за которым мы попали на пологие южные склоны верхней части долины Речипста.

На высоте около 2530 м долина снова поворачивает на север. На следующем фото мы только что повернули, это вид на юг.

А это спуск с перевала Ацгара. Точка закрепления веревки.

На высоте около 2370 м основное русло ручья выходит на крутой склон. Там не ходят, спускаться надо левее.

3. Линейная часть похода.

В линейной части группа преодолела сразу 5 перевалов, закончив маршрут в Архызе. Все ночевки были организованны на берегу озер, что добавляло особый колорит маршруту. Учитывая особенности погоды, практически обязательный дождь во второй половине дня, подъемы были ранние. Стоит отметить, что тенденция дождей вечером усиливалась к концу похода, оставляя нам все меньше времени днем.

Обзорная карта движения группы в линейной части маршрута.

Оранжевые кружки - места ночевок.

Перевал Чилик (1А, 2890) расположен в хребте Абишира-Ахуба к западу от вершины Речеспа (3214 м). Соединяет долины рек Речеспа (исток Архыза) и Чилик (левый приток Кяфара). Подъем на перевал шел по пологому склону. В верхней части выход на натоптанную тропу.

Спуск с пер. Чилик не прост. Мы отошли вправо по ходу так, чтобы оказаться над тропой и провесили 1 веревку до осыпи.

Спуск с перевала Чилик был действительно очень не прост. Наработали, наверно, на 1Б.

Перевал Кынхара (1А, 2870) расположен в северном отроге хребта Абишира-Ахуба (хребет Чилик) между вершинами 3171 и Речепста (3214) и соединяет реки Чилик и Кызылчук (приток Кяфара). Через 30-40 мин после спуска с пер. Чилик открывается прекрасный вид на оз. Чилик и пер Кынхара.

Подъем на перевал с запада производится из живописного скалистого цирка.

Спуск с перевала Кынхара на восток.

И это всё? А где же Прекрасное? Начнем с того, что мы остановились на северо-западном берегу озера Чилик.

Вечером мы ходили к истекающему из озера ручью фотографировать рододендроны.

Утром такая же зеркальная гладь, как и вечером.

Привал на пути к перевалу Кынхара. Вид на озеро Чилик.

Подъём по осыпной гряде к перевалу Кынхара.

На перевале Кынхара. Вид на восток в сторону пер. Семнадцати.

Спуск с перевала Кынхара на восток весьма крут и даже неприрятен.

Вид с востока на пер. Кынхара.

На спуске с пер. Кынхара.

А это озеро Кяфар. Мы обошли его по западному берегу.

Озеро Кяфар. Вид с южного берега на север.

Перевал Мылгвал (1А, 2800) соединяет долину реки Кяфар и Кяфар-Агур. Подъем на пер. Мылгвал производится по снежнику и осыпи.

Иногда приходится бить ступени.

Спуск с пер. Мылгвал совсем простой.

Пер. Агур (1А, 2850) расположен в северном отроге хребта Абишира-Ахуба южнее вершины 2999 и соединяет истоки Кяфар-Агура - речки Западный и Южный Агур. Вид на перевал Агур с перевала Мылгвал.

Подъём на перевал Агур с запада.

Спуск с перевала Агур на восток.

Обход озера Агур.

Существует два варианта спуска с озера Агур. Более пологий - правый (более западный) вариант.

После спуска с озера Агур в долину ручья мы оказались в «каменном лесу».

К концу дня мы успели дойти до озера у подножия перевала Архыз.

Перевал Архыз (1А, 3000) соединяет восточный исток Кяфара с долиной р. Архыз. Подъем начинается от озера сначала по травяному склону до выхода на тропу.

Западный склон перевала травянисто-осыпной, в верхней части заснежен.

Седловина перевала осыпная, спуск проходит восточнее, вдоль осыпного кулуара средней крутизны. Скальные участки обходятся.

На снежнике около перевала Архыз.

Архыз под нами. Осталось только спуститься...

Рекомендации и выводы.

В целом маршрут очень интересен, позволяет познакомиться со многими долинами хребтов Абишира-Ахуба и Габулу. На маршруте встречается много красивых озер. То, что поход был организован в июне имеет свои минусы: много снега, неустойчивая погода, бывает довольно прохладно, но есть и плюсы, как-то буйное цветение растений (очень живописные цветочные ковры), яркая зелень, контрастирующая с обилием снегов. Также очень большой плюс в плане технической подготовки ребят к маршрутам более высокой категории сложности, так как уже в этом походе они получили очень большой опыт передвижения по снежным склонам, потренировались осуществлять перильную страховку, отработали навыки изготовления ступеней, повторили и закрепили технику самозадержания на снежных склонах.

Нитка маршрута логична, схема движения включает в себя как кольцевое, радиальное, так и линейное прохождение участков маршрута. Не смотря на большое количество перевалов, маршрут позволяет не напрягаться, что в свою очередь зависит от тренированности воспитанников, их технической подготовки, а также от умения встроиться в погодные условия и наличия запасных дней. Отдельно нужно отметить то, что группа должна быть готова к повышенной усложненности простых перевалов. Группе рекомендуется иметь с собой снаряжение, необходимое для походов второй категории сложности, особенно рекомендуем взять с собой пару кошек.

Мы рекомендуем заложить пару дней и на то, чтобы после маршрута еще немного провести время в горах и сходить в Архызский участок Тебердинского заповедника

В вопросе доставки нас в район нам очень помогла фирма “Барс”.

Стоит помнить, что Архыз – это погранзона, поэтому необходимо оформление погранпропусков. Для оформления пропусков через фирму “Барс” необходимо следующее: подать заявку по эл. почте: bars@dombai.info или факсу (87872) 58 2 23 по форме см. приложение 1.

Также эта фирма нам предоставили автомобили из Невинномысска в Архыз.

Приложение. Корректировка объектов.

1. По многочисленным описаниям здесь располагался мост, но теперь он снесен весенним паводком и пока не восстановлен. Пограничники говорят, что и не будут восстанавливать, так как эта переправа ведет в долину, граничащую с Абхазией и пограничникам это удобно. Реку перешли в брод.

2. Тропа по левому берегу р. Речепста упирается в прижим, здесь мы бродили реку и поднимались вверх по склону (путь отмечен рыжими точками). Как рассказали местные жители, тропа в верховьях Речепсты начинается от моста и идет по восточному склону вершины 2851 (красные точки).

Андрей Лебедев.

Начало плагиата - декабрь 2008.

Завершение - декабрь 2016.