КАК ИЗБЕЖАТЬ ЛАВИН

Лекция А. Лебедева, записана 30.03.2020

Сергей Фетисов (Турклуб МАИ, выпускник МСХА) - участник лыжных и горных походов 6 к.с., покоритель пика Коммунизма. Будучи руководителем межсезонного горного похода 3 к.с. по Ферганскому хребту (Киргизия) был сорван и засыпан лавиной 03.11.2004.

Михаил Волков (руководитель Альпклуба МАИ, начальник отдела капитального строительства МАИ). При восхождении на пик Коммунизма был сброшен лавиной с гребня вершины в километровый обрыв 14.08.2016.

Это были замечательные люди!

Лавины убивают так:

1. Они накрывают человека, закапывают, в результате он задыхается.

2. Они провоцируют срыв человека на крутом рельефе, в результате он получает не совместимые с жизнью травмы.

Давайте посмотрим на видео, как это происходит.

Видео 1.

1. Недооценка лавинной опасности.

В своём бестселлере “Охотники за лавинами” [1] Монтгомери Отуотер пишет:

...У меня был друг Джон Херман, опытный турист-горнолыжник и профессиональный фотограф. Единственное объяснение его гибели заключается в таком знакомом всем нам чувстве “это не может случиться со мной”. Я думаю, мы просто не могли бы оставаться психически нормальными в этом мире, полном разнообразных опасностей, если бы не верили в собственную неуязвимость.

Херман снимал фильм о лавинах. В одном сюжете его сценария предусматривалась большая лавина, пересекающая шоссе. Он запечатлел на пленке этот момент, но сам погиб. Лавина захватила его, когда он убегал. На его лице застыло изумление...”.

Наверно, чувство изумления было у всех погибших, когда они увидели, что лавина пошла. Ведь в подовляющем большинстве случаев гибели от лавин имела место недооценка лавинной опасности. Задача каждого из нас – научиться не попадать в лавины.

А всё остальное от лукавого. Откопать вас не успеют, потому что умирают в лавине очень быстро. Через 35 минут в живых остается лишь треть засыпанных, а через полтора часа только 7 процентов. А ведь надо спуститься по непростому рельефу, потом найти, что очень трудно, и зачастую на это уходит много часов или даже дней, и, наконец, откопать.

2. Лавиноопасная крутизна.

На снежных склонах, крутизной менее 15º лавины, практически, никогда не возникают. На склонах, крутизной более 60º снег не накапливается: выпадая, он тут же съезжает вниз. Такие склоны также считаются не опасными. Самые опасные склоны имеют крутизну 30-50 градусов. К сожалению, это наиболее часто встречающаяся крутизна перевальных склонов.

3. Форма отрыва лавин.

Лавины бывают точечными и площадными. Точечные лавины развиваются из точек, лавинный след на склоне имеет форму вытянутого конуса. Сход такой лавины часто провоцируется падением камня или обвалом небольшого куска снежного карниза. Площадные лавины развиваются в результате отрыва снежного пласта от линии отрыва, которая простирается вдоль склона, преимущественно, в горизонтальном направлении.

Ф.1. Точечные лавины из свежевыпавшего снега. Высокий Алай, июль 2016.

Ф.2. Склон до и после схода площадной лавины. Западный Заалай, август 1998.

4. Поверхностные лавины из мокрого снега.

В качестве примера точечных лавин рассмотрим поверхностные лавины из мокрого снега, которые образуются в результате разогрева снега в солнечную погоду. Это очень часто встречающийся тип лавин в майских и в летних походах.

Ф.3. Точечные лавины из раскисшего на солнце снега. Восточный Заалай, август 2016.

Ф.4. Лавины возникали под ногами идущих по гребню туристов. Восточный Заалай, август 2016.

Съезжают они относительно медленно, точно вода течет, и бесшумно. Попавший в такую лавину турист может комфортно съезжать на ней, не погружаясь в снег и не подозревая о смертельной опасности. Однако в плотном вязком и мокром снегу начинают вязнуть ноги. В момент остановки вместе с лавиной пострадавший не может мгновенно освободиться и убежать, а сзади снег продолжает прибывать и прибывать и, наконец, накрывает его с головой.

При попадании в такую лавину необходимо немедленно приложить все усилия, чтобы покинуть конус лавины и выкатиться вбок.

Лавиноопасность возникает к полудню, достигает апогея в 3-4 часа дня и уменьшается к вечеру, если ночью собирается мороз. В зависимости от экспозиции склона, лавиноопасность может прийти раньше или позже. Наиболее рано она приходит в солнечную погоду на склонах южной и юго-восточной экспозиции. В мае на хорошо освещенном юго-восточном склоне лавиноопасность может возникнуть уже к 12 часам дня.

Признаки лавиноопасности:

4.1. Сход поверхностных мокрых лавин из под ног или с окрестных склонов.

4.2. Скатывание по склону “улиток”.

4.3. Глубокое проваливание (по колено и более) в раскисший влажный тяжелый снег.

На следующем видео запечатлена лавиноопасная обстановка. Улитками называются снежные диски, которые, увеличиваются в диаметре по мере скатывания по липкому мокрому снегу. На видео есть такая улитка.

Видео 2.

Опасность попасть в мокрую лавину особенно актуальна на спуске с перевалов и вершин, так как спуски часто проходят во 2-й половине дня. Поверхностная мокрая лавина может образоваться вокруг участника, спускающегося на попе.

Перед спуском с перевала полезны провокации: обвал карниза, скатывание со склона рукотворного снежного шара, пробный спуск на попе с надежной верхней страховкой.

Особенно опасны кулуары и желоба. По кулуару или желобу на группу может съехать сверху неспровоцированная мокрая лавина. Спровоцированные лавины образуются из-под ног участника или на небольшой площади вокруг участника.

Опасность поверхностных мокрых лавин, как правило, не создает тактических проблем. При возникновении опасности достаточно встать на ночь в безопасном месте и продолжить движение, дождавшись рассвета.

Однако такие безопасные места для лагеря должны иметься, и это необходимо предусмотреть при планировании маршрута.

Большую опасность в летних походах представляют подъёмы по протяженным склонам с перепадом высоты 400 метров и более. Такие склоны быстро не проходятся, и группа может опоздать с его прохождением до возникновения лавинной опасности.

Большую опасность также представляет движение в тумане (или в облаках). Туман дезориентирует, в результате группа может проложить маршрут слишком близко к лавиноопасному склону. Впрочем, движение в тумане увеличивает опасность попадания в лавину не только мокрую, но и любого другого типа.

5. Положение линии отрыва на склонах переменной крутизны.

Если между частицами снега на склоне имеется сцепление, то такой снег имеет тенденцию отрываться целым пластом от линии отрыва. Пришедший в движение пласт разрушается либо мгновенно либо через некоторое время, в зависимости от силы сцепления между частицами снега внутри этого пласта.

На рис. 1 зона максимального растяжения отмечена в области, где профиль рельефа имеет отрицательную и максимальную по модулю вторую производную. Именно здесь, как правило, образуется линия отрыва.

Рис. 1. Напряжения в снежном покрове на склоне переменной крутизны.

Если группа туристов подрежет склон (то есть, пересечет лавиноопасный склон, двигаясь в горизонтальном направлении) в зоне сползания или даже в зоне сжатия, то лавина, скорее всего, оторвется высоко над ними по линии отрыва в зоне максимального растяжения. Это хорошо видно на видео 1.

На следующем видео лыжнику удается сорвать лавину, проехав над линией отрыва в зоне максимального растяжения.

Видео 3.

6. Отрыв лавины от снежной шапки на гребне.

Для летних горных походов высокой категории сложности весьма характерны лавины, которые образуются в результате отрыва от снежных шапок на гребне. При этом склон ниже шапки может быть не лавиноопасным или даже вообще свободным от снега, см. рис. 2.

Рис.2. Отрыв лавин от снежной шапки на гребне.

Такие шапки коварны тем, что снизу они плохо заметны. Группа поднимается на перевал, не чувствуя лавинной опасности, а перед выходом на перевал неожиданно попадает на лавиноопасный участок. Я дважды попадал в такие лавины: в 2004 и в 2008 годах.

История 2004 года подробно описана ЗДЕСЬ [2]. Перевальный склон южной экспозиции был очень протяженный, с перепадом высоты от 4850 до 5400 м. Опасность таких склонов отмечалась выше. Почти на всём своём протяжении он был покрыт старым желтоватым снегом, который хорошо формировался в снежные ступеньки, лавиноопасности мы не чувствовали. Ночного выхода не предприняли. Шапка из несошедшего белого снега снизу просматривалась плохо, и мы её не заметили. Перед выходом на седловину перевала мы попали в туман, точнее в облака. На высоте около 5350 м на передовую связку неожиданно и бесшумно съехала лавина. Задержаться ледорубами, втыкая их на всю глубину штычком в снег, в таких ситуациях невозможно. И вообще, страховка на ледорубах от лавин, даже маленьких, не спасает. Поэтому передовая связка-тройка вместе с лавиной унеслась вниз и скрылась в тумане. Во второй связке лавина сорвала первого. В этой связке я шел вторым и, будучи вне лавины, проткнул ледорубом неподвижный снег и задержал увлеченного лавиной напарника. Я не знаю, была ли это точечная лавина из мокрого снега или оторвался кусочек шапки по линии отрыва. В тумане этого разглядеть не удалось.

История 2008 года подробно описана ЗДЕСЬ [3]. На нас сошли две площадных лавины, которые оторвалась от снежной шапки по линии отрыва, см. фото 5.

Ф.5. Линия отрыва площадной лавины на перегибе при выходе на перевал Кызылсель. Восточный Заалай, июль 2008.

Это были “доски”. Что такое доска – об этом мы подробно поговорим ниже. При срыве первой лавины лидер удержался, см. фото 5. Остальные участники тоже не сорвались, поскольку были на крючьевой (ледобурной) страховке. Ведь ниже снежной шапки склон был ледовым, практически бесснежным, и мы, ничего не подозревая лезли на перевал, вешая перила на ледобурах. Крючьевая страховка гораздо надежнее страховки на ледорубах, и это нас спасло.

Ф.6. Участники на крючьевой базе после срыва первой доски (перевал Кызылсель, 2008 г.).

При срыве первой лавины все растерялись, и поэтому залегли, см. фото 6. Я предупредил, что такие маленькие лавины лучше пропускать между ног и в обход ног. Для этого надо широко расставить ноги и откинуться от склона на самостраховке, см. фото 7. Вторую лавину мы уже встретили, применив этот приём. Лавина пронеслась сквозь нас без последствий.

Ф.7. Мелкие лавины целесообразно пропускать между ног и в обход ног. Для этого надо широко расставить ноги и откинуться от склона на самостраховке.

7. Сброс свежевыпавшего снега.

Непогода в горах не редкость. В результате снегопада возникает опасность лавин из свежевыпавшего снега. Такие лавины могут быть точечными, см. фото 1, но могут быть и площадными, особенно, если снегопад сопровождался метелью. Перенесенный метелью снег образует пласты, которые, как правило, отрываются от линии отрыва.

Признаки лавиноопасности:

7.1. Идет или прошел обильный снегопад.

7.2. Наблюдается сход лавин с окрестных склонов.

7.3. Выпало 20 или более см. снега.

7.4. Снег съезжает из под ног, обнажая более плотный слой.

За первые сутки после снегопада сходит 90 % поверхностных сухих лавин. Далее начинается процесс уплотнения снега. Но опасность сохраняется на критических углах и в зонах напряжения. Любая провокация, будь то человек, обвал карниза или обвал льда может вызвать лавину. Можно считать, что стабилизация снежных склонов завершается через трое суток после снегопада.

И что же делать? Как же поход?

Чтобы обильный снегопад (с вынужденной отсидкой после него) не сорвал ваш поход, у вас должны быть проработаны запасные варианты обхода крутых и опасных участков по безопасному рельефу.

Бывает, что непогода рушит великолепные планы. К этому надо относиться спокойно, см. следующее видео.

Видео 4.

Очень опасно, если непогода застигнет вас в крутом ледопаде, как на фото 8 и 9. Найти место и разбить лагерь там всегда можно, но лавиноопасность после снегопада там очень высока. Рельеф неоднородный, на относительно пологих площадях собирается много снега, а на крутых участках снег готов сойти от малейшей провокации. В результате лавина с крутого участка приводит в движение большие массы снега на пологих участках, и образуется гигантская лавина. Я был свидетелем, как с запечатленного на фото 8 перевала, сошла огромная лавина из свежевыпавшего снега, её облако простиралось от левой горы до правой и занимало почти весь кадр.

Ф.8. Ледопад на таком перевале очень опасен лавинами из свежевыпавшего снега.

Ф.9. Еще один пример лавиноопасного перевала.

8. Снежные доски над глубинной изморозью.

Если снег лежит на относительно теплом грунте, то в результате резкого похолодания возникнет разность температур, а именно, температура верхнего слоя снега будет значительно меньше температуры нижнего слоя. В результате испарения начнется перенос влаги снизу вверх. Верхний слой будет уплотняться, а нижний слой, наоборот, разрыхляться. В прилегающем к грунту пространстве будут образовываться полости, заполненные глубинной изморозью – частицами с очень слабым сцеплением, которые могут иметь форму кристаллов, крупинок в виде чечевицы, шариков. Пример глубинной изморози приведен на фото 10.

Ф.10. Кристаллики глубинной изморози.

В результате такого процесса образуется снежная доска над слоем глубинной изморози – очень неустойчивая конструкция, готовая сорваться при малейшей провокации. Доски всегда образуют площадные лавины.

Разглядывая линию отрыва на фото 5, легко увидеть, что под 10-сантиметровым слоем снега имеются пустоты. На фото 11, снятом из той же точки, видно, что доска скатилась по слою снега, который состоит из шариков. Эти шарики были очень сыпучими, как пенопластовая крошка. Это и есть глубинная изморозь.

Ф.11. Глубинная изморозь под доской в виде слоя из очень сыпучих и слабо сцепленных между собой шариков (перевал Кызылсель, 2008 г.).

Глубинная изморозь может формироваться между свежим снегом и старым снегом, между снегом и льдом, между снегом и грунтом, осыпью или травой. Она может формироваться долго, а может и за одну морозную ночь после случившегося в оттепель снегопада, как это случилось в 2008 году.

Представляете, группа пережидает циклон, два дня сидит в палатках, наконец, морозная ночь, звезды, утром – наияснейшее небо! Группа в задоре, хочется преодолеть всё, что только можно, и хоть как то компенсировать отставание в графике. А тут такая засада – в горах повсюду образоваплись доски. Так было не только в 2008 году. Так было с нами на Китайском Памире в 2000 году перед первопроходом перевала Карадаван (5290, 2А) [4].

Признаки лавиноопасности:

8.1. Оседание пласта снега под ногами с характерным звуком - “уханием”.

8.2. Выковыривание пальцем кристаллов глубинной изморози из под пробитой ногой доски.

8.3. Неустойчивый слой снега в отрытом лопатой столбике.

Эти признаки свидетельствуют о глобальном изменении снежного покрова в горном районе. То есть, идентификация одной доски над слоем глубинной изморози свидетельствует о том, что таких досок вокруг полно!

Интересно, что при подходе к перевалу Кызылсель по ровному леднику (в 2008 году) мы несколько раз просадили под собой снег с характерным уханием. Но там не было никакой лавинной опасности, потому что мы шли по горизонтальному леднику. Потом, когда полезли на перевал, лавиноопасности тоже не было, потому что склон был ледовый, и мы лезли на перевал по провешенным на ледобурах перилам. И только перед самым перевалом, когда мы попали на снежную шапку, вот тут то доски и “заработали”.

Для идентификации доски очень полезно склониться над глубоким следом ноги и поискать, нет ли в глубине снега слоя, из которого пальцем легко выкрашиваются кристаллики. Доски можно встретить в летних походах даже на перевалах 1Б категории сложности.

В 2017 году в горном походе ЦСТ МАИ 2-й категории сложности в районе Кичик-Алая [5] при спуске с перевала Дамджайлоо Траверсный (1Б, 4731) пару раз ухнуло под ногами. Это случилось на северном склоне перевала на относительно пологом леднике. Впереди нас ожидал крутой спуск на язык ледника, на этом спуске доска могла “сработать”. Поэтому мы решили пересечь ледник, в пологом месте до скал и осыпей его правого борта, см. фото 12, в надежде, что около теплого борта структура снега будет иной, а если нам не повезет, и там тоже будет доска, то мы сможем спуститься по скалам и осыпям.

Ф.12. Вид с перевала Дамджайлоо Траверсный на его северный склон и на путь обхода доски вблизи правого борта ледника.

К счастью, рядом с бортом никакой доски не было, и мы легко спустились по снегу вдоль скал и осыпей правого борта ледника, см. фото 13.

Ф.13. Обход доски вдоль скал и осыпей правого борта ледника.

Если в пробитой ногой дырке для анализа не хватает глубины, то можно откопать снежный столбик, например, метровой высоты и толщиной 40 х 40 см. Если при боковой нагрузке на верхнюю часть столбика, какая то его часть (верхняя половина или треть) легко съезжает с основания, то мы, тем самым, диагностировали лавиноопасность. Однако трудно представить, что, будучи на маршруте, кто-то будет откапывать столбики. Вот на биваке – иное дело.

Самое неприятное, что никакие столбики не помогут, если толщина доски достигает двух или более метров, как на фото 2. Поспешу успокоить читателя: все эти люди на фото 2 остались целыми и невредимыми. Запечатленный сход лавины произошел в августе 1998 г. в западной части Заалайского хребта при попытке траверса пика Казак (5460) [6]. Достигнув перевала Фронтовиков примерно к 12 часам дня, группа встала на обед. Пока дежурный готовил обед, две связки налегке отправились обрабатывать предвершинный взлет (3 веревки перил по ледово-снежному склону крутизной 45 градусов). К обеду начали спуск. Оставив веревки выше бергшрунда, ребята с гиканьем и криками устремилась к лагерю, как вдруг с карниза ниже бергшрунда на ледник Кызылсу оторвался крупный кусок. В мгновение склон под бергшрундом покрылся сетью черных трещин, разбился на сегменты, как ветровое стекло автомобиля, и всё это начало сползать к лагерю. Ребята оказались в центре лавины. Они начали прыгать через трещины между сегментами, пытаясь выбежать из лавины. Двоим это удалось. К счастью, движение лавины быстро прекратилось, только у одного участника основательно застряла нога. Позже мы измерили толщину доски на линии отрыва, она достигала двух метров!

Этот пример показывает, что в высокогорье 100-процентных гарантий для безопасного прохождения не существует. Но и бегать по склонам с гиканьем и криками, конечно, не следует.

9. Другие случаи слабого сцепления между слоями.

Слабое сцепление между слоями снега может быть обусловлено не только глубинной изморозью. Снегопад может ложиться, например, на слой снежных шариков (снежной крупы), см. фото 14, или на слой поверхностной изморози.

Ф.14. Снежная крупа.

Снегопад или метелевый снег на подветренном склоне (подветренный склон особенно опасен) может ложиться на плотный скользкий снег или на старый снег с глубинной изморозью. Большая масса снега, накопившись на нестабильном старом снегу, приводит к лавинной опасности. Этим объясняется, кстати, особая опасность 2-го снегопада (поздней осенью или в начале зимы).

В перерыв во время метели, когда ветер стихает и падает мягкий снег, образуется, так называемый "штилевой" слой - прослойка из этого мягкого снега между слоями плотного метелевого снега. Это тоже приводит к лавинной опасности.

Если в следах видна слоистая структура снега, то слои следует изучить, см. признаки 8.2 и 8.3.

10. Скольжение по водянистой снежной каше над водоупорным слоем.

Лавиноопасность может возникнуть во время дождя. Во-первых, дождь округляет крупинки снега, делает их скользкими и заполняет щели между ними, см. рис. 3.

Рис. 3. Вода округляет гранулы снега, делает их скользкими и заполняет щели между ними.

Во-вторых, вода, достигнув водоупорного слоя (грунт, лед, плотный снег), образует снежно-водяную кашу, по которой начинает соскальзовать вышележащий снег, см. рис.4.

Рис.4. Скольжение по снежной каше над водоупорным слоем.

Дождь - это классический сигнал тревоги, который оказывает отрицательное влияние на снежный покров при любых экспозициях склона.

11. Весенний срыв снежников.

Весной, между снежной толщей и водоупорным грунтом, например, глиной может образоваться снежно-водяной слой, по которому начинают сползать фрагменты снежников толщиной до нескольких метров, см. фото 15, 16 и 17.

Ф.15. Срыв снежника по водоупорному грунту. Западный Кавказ, май 2017.

Ф.16. В этом месте при подходе к северо-западному склону перевала Блыбский мы наблюдали такую картину в мае 2016 и 2018 гг.

Ф.17. Группа пересекает лавинный вынос. Западный Кавказ, май 2018.

Признак лавиноопасности:

11.1. Трещины в снежниках, см. фото 18.

Ф. 18. Весенние трещины в снежниках на космическом снимке. Западный Кавказ, Гагрский хребет, 13.04.2003.

12. Карнизы.

Карнизы опасны всегда, но особенно опасны весной, когда они интенсивно разрушаются, исчезая совсем или приобретая летнюю форму.

Признак лавиноопасности:

12.1. Над склоном нависает большой снежный карниз, см. фото 1.

13. V-образные долины и каньоны.

Весной можно погибнуть под лавиной на дне зеленой и свободной от снега долины. Особенно опасны каньоны и V-образные долины с высокими бортами, на которых имеются снежники и карнизы.

Движение по V-образным долинам не оставляет выбора. Группа не может идти на безопасном расстоянии от склона. А где-то высоко над вами неожиданно обрушается здоровенный карниз или срывается снежник. В результате масса из снега и грязи, ломая деревья, летит до дна V-образной долины. Не даром администрация Кавказского биосферного заповедника выдает пропуска на проход по туристским тропам, начиная с 15 мая. Администрация избегает несчастных случаев на подконтрольной ей территории.

14. Установка лагеря.

На бивак не останавливаться в каньонах и ущельях с высокими бортами, на которых имеются снежники и карнизы. Лагерь устанавливать на безопасном расстоянии от склонов, выбирая места на выпуклых формах рельефа, исключающих "выхлест" на них лавин..

15. Выбор пути.

1. Не подрезать снежные склоны, не допускать траверсов. На снежных склонах двигаться строго вверх или вниз по линии падения воды. Но даже это не яваляется панацеей. На видео 4 и на фото 5 лавины были сорваны лидерами групп, которые спускались и поднимались по линии падения воды.

2. Избегать заснеженных кулуаров, желобов и даже склонов, предпочитая выпуклые формы рельефа – гребни, ребра, контрфорсы. Стараться проложить путь по участкам, где снег максимально сдут, и выступают камни. Снег в лесу или среди крупных камней безопаснее, чем на чистых заснеженных пространствах.

3. Не двигаться при плохой видимости в облачности или в тумане. В тумане невозможно оценить опасность склонов и выбрать правильный путь.

На фото 19 изображен фрагмент северо-западного склона перевала Архыз в ноябре 2018 г. Следует избегать желобков, в которых накапливается опасный метелевый снег.

Ф.19. Фрагмент северо-западного склона перевала Архыз в ноябре 2018 г. Следует избегать желобков, в которых накапливается опасный метелевый снег.

Если кто-то думает, что это пустяки, то вот фото кулуара (сверху вниз), в котором погиб под лавиной Сергей Фетисов.

Ф.20. В этот кулуар съехала лавина вместе с Сергеем Фетисовым.

Тоже пустячок, травка снегом припорошена, да и вообще снега не много, камни везде выступают, а на заднем плане бесснежные горы. Вот только искали Сергея под лавиной не один день!

Опасное место на фото 19 возможно было и вовсе не опасное в тот день, когда я сделал этот снимок. Но мы не должны задумываться об этом. Важно воспитать в себе культуру: если есть два варианта, один безопасный, а второй сомнительный, то ноги сами должны заруливать на безопасный вариант. Это как обходить собачьи какашки в московских скверах весной, когда стаивает зимний снег.

Ну почему они идут по центру этого снежного желоба, вместо того, чтобы идти по камням ???

Ф.21. Желоб, в котором 06.05.2019 погибли в лавине 7 туристов из НГУ. Из группы только две девушки остались живы. На фото 05.05.2019 три человека гуляют, топчут следы. На следующий день они погибнут.

16. Выбор времени движения.

Время движения выбирается исходя из минимальной лавинной опасности. Если решающим фактором лавинной опасности является таяние снега, то наиболее безопасными являются утренние часы.

17. Если стало страшно, а надо идти.

1. Во-первых, если стало страшно, то идти не надо!

А теперь действия для людей, которые склонны к самоуничтожению в процессе естественного отбора, или для спасателей, которые вынуждены идти ради спасения жизни товарища.

2. Правильно распределить между участниками лопаты, лавинные шунты, средства связи. Помнить, что от лавины, скорее всего пострадают первые.

3. Выставить наблюдателя на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого участка. Наблюдатель должен следить за движением группы и фиксировать в случае схода лавины место исчезновения участника.

4. Распустить лавинные шнуры, включить бипперы, если они есть.

5. Первый проверяет состояние снега на пути движения. Застрахованный с помощью основной веревки, он должен выявить, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. В случае неустойчивого состояния снежного покрова следует немедленно прекратить движение и отказаться от избранного пути.

6. Двигаться в связках с максимальной дистанцией между членами связки. Не нагружать опасный склон всей группой, идти след в след. Соблюдать дистанцию между связками в 100 м. Если веревки нет, то идти в одиночку, соблюдая дистанцию в 100 м.

7. Быть готовым задержать сорванного лавиной с помощью ледоруба. При этом помнить, что страховка на ледорубах не спасает, если точка страховки попадает в лавинный след. Если есть возможность, то страховаться только на ледобурах.

18. Лавинное снаряжение в туристских группах.

1. Не верьте никакому лавинному снаряжению! В подавляющем большинстве случаев оно не спасёт. В лавины надо не попадать!

2. Лавинный шнур – это клубок яркой и легкой шелковой или капроновой ленты, шириной полтора сантиметра и длиной 20 метров. Через каждый метр на ленте указывается расстояние от текущей точки до её начала и стрелкой отмечается направление к началу ленты. Перед прохождением лавиноопасного участка лента распускается и её нулевой конец привязывается, например, к страховочной системе участника. Расчет на то, что какой либо фрагмент ленты с высокой вероятностью окажется на поверхности остановившейся лавины, и это облегчит поиск пострадавшего.

Не выявлено ни одного случая, когда погибший в лавине турист имел при себе распущенный лавинный шнур. Возможно это свидетельствует о том, что туристы, распустившие лавинный шнур, осознают опасность и поэтому в лавину не попадают.

3. Биперы – это радиотехнические устройства, способные излучать сигналы и пеленговать засыпанного лавиной участника. Они очень разрекламированы. Однако они дороги, немало весят и склонны создавать абсолютно ложную уверенность в безопасности.

4. Лопаты – это полезная штука на биваках для формирования площадок под палатки. Лучше, если каждая палатка (4-6 человек), имеет свою лопату, при этом не должно быть меньше двух лопат на группу.

5. Лавинный зонд – это каркас от палатки. Если, не дай Бог, дело “дойдет до драки”, то места соединения звеньев каркаса надо промотать скотчем.

6. Спутниковый телефон – полезен в любых критических ситуациях.

ПАМЯТКА О ДЕЙСТВИЯХ ГРУПП ТУРИСТОВ - ЛЫЖНИКОВ В ЛАВИНООПАСНОМ РАЙОНЕ

П.И. Лукоянов

Руководитель группы до выхода на маршрут должен: проверить наличие средств обеспечения безопасности (электронный туристский маяк, лавинные ленты яркого цвета не менее 15 м длиной, лавинные щупы из лыжных палок или зонды и лавинные лопаты для каждого участника; веревки, ледорубы, кошки и другое снаряжение в количестве, определенном маршрутно-квалификационной комиссией); получить при регистрации в подразделении контрольно-спасательной службы данные о прогнозе погоды, лавинной опасности, о наличии и маршрутах других групп в данном районе.

1. При подходе к лавиноопасному участку необходимо оценить:

- характер склона: крутизну, участки перегибов, места снегонакопления, наличие камней, деревьев, кустов, экспозицию и др.;

- характер снежного покрова: сухой или сырой снег, наличие свежевыпавшего снега, снежных образований в результате ветрового переноса, ветрового наста ("ветровая доска") или "глубинной изморози" под пластом твердого слоя;

- время: успеет ли группа преодолеть лавиноопасный участок в утренние часы до освещения склона солнцем и изменения в связи с этим характера снежного покрова.

В результате оценки обстановки принимается решение на обход или преодоление препятствия.

2. Следует отказаться от преодоления лавиноопасного склона, когда:

- идет или только что прошел обильный снегопад;

- необходимо пересечь гладкий склон крутизной более 25-30 без наличия выступающих камней, деревьев и кустов, особенно покрытый сухим снегом, лежащим на твердом скользком слое;

- на склоне или в других сходных местах наблюдаются следы свежих лавин или оползни снега;

- произошло оседание снега с характерным звуком "у-ух", что свидетельствует о наличии слоя слабого сцепления - "глубинной изморози";

- над склоном нависают большие снежные карнизы;

- склон освещен солнцем, снег сырой, наблюдаются "снежные улитки";

- плохая видимость или видимость резко ухудшилась.

3. Приняв решение преодолевать препятствие, необходимо:

3.1. Выработать тактический план: выбрать основное направление движения и запасные пути, определить необходимое время на преодоление участка, время начала и окончания движения, наметить порядок движения группы и ее действия при чрезвычайных обстоятельствах.

Направление движения следует выбирать под защитой препятствий на пути возможной лавины (камни, кусты, деревья) по выположенным и обледенелым участкам, контрфорсам, каменистым и снежным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты.

Путь подъема на перевал (спуск) должен проходить по выпуклым, желательно бесснежным формам рельефа. На безлесных склонах, особенно с рыхлым снегом, предпочитать движение без лыж "в лоб", избегая подрезания склона.

Запомните! Лавиноопасные участки наиболее безопасно пересекать выше линии основного снегосбора, "прочесы" от лавин на залесенных склонах пересекать в верхней части, ближе к границе леса; наветренный и теневой склоны безопаснее, чем подветренный и солнечный.

На биваки и отдых в безлесных районах не останавливаться в каньонах и ущельях с обильными снегосборами на склонах и карнизами, а выбирать места на выпуклых формах рельефа, исключающих "выхлест" на них лавин.

3.2. Выставить наблюдателя на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого участка. Он должен следить за движением группы и фиксировать в случае схода лавины место исчезновения участника. Установить сигнал предупреждения о лавине.

3.3. Проверить состояние снега на пути движения: первый участник, застрахованный с помощью основной веревки, должен выявить, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. В случае неустойчивого состояния снежного покрова следует немедленно прекратить движение и отказаться от избранного пути.

3.4. Перед началом движения необходимо всем проверить исправность радиоприбора и настроить радиоприемник на частоту его работы, распустить лавинные ленты, вынуть руки из темляков лыжных палок, расстегнуть поясной ремень и ослабить плечевые ремни рюкзака, ослабить лыжные крепления.

3.5. Напомнить правила движения по лавиноопасному участку: проходить по одному с соблюдением установленной дистанции (не менее 100 м), повторять след впереди идущего, не делать резких движений, не кричать и не стрелять сигнальными ракетами.

3.6. Наметить порядок действий участников в случае схода лавины, определить места, куда нужно отходить в случае повторного схода лавины, и местные предметы, за которыми можно укрыться.

4. Действия в случае схода лавины:

Наблюдатель и все остальные участники обязаны криком предупредить идущего об опасности, запомнить места исчезновения в лавине пострадавших.

Идущий должен стараться выкатиться к краю лавины или укрыться за местным предметом, освободиться от палок, сбросить рюкзак, а в последний момент - лыжи;

в случае попадания в лавину - подтянуть колени к животу (сгруппироваться), прикрыть рот воротником свитера или руками, а после остановки стараться расширить в снегу пространство перед лицом и грудью, не терять спокойствия и пытаться откопаться.

5. Участники, не попавшие в лавину, должны немедленно организовать поисково-спасательные работы:

5.1. Продолжать наблюдение за состоянием снега на склоне.

5.2. Искать на поверхности, ниже места исчезновения, лавинную ленту или вещи пострадавшего.

5.3. В случае необнаружения лавинной ленты определить вероятные места нахождения пострадавшего (около камней, кустов, деревьев, в местах нагромождения снега, у внутренних изгибов лавины, в понижениях склона, в конусе выноса).

5.4. Искать пострадавшего с помощью радиоприемника или способом "скоростного зондирования": встав лицом к склону на расстоянии до 1 м друг от друга, вводить зонды (желательно одной рукой и без рукавиц) медленно, без резких ударов, с отстоянием точек зондирования не более 70 см.

5.5. Обнаружив засыпанного, немедленно приступить к энергичному откапыванию, используя лавинные лопаты, дюралевые листы и др.

5.6. Приблизившись к пострадавшему, руками освободить голову, очистить рот и нос от снега и при возможности приступить к проведению искусственного дыхания методом "рот в рот", одновременно продолжая откапывание.

5.7. Откопав, перенести пострадавшего в палатку, укрыть теплыми вещами, согреть грелками из полиэтиленовых пакетов, продолжать искусственное дыхание с одновременным закрытым массажем сердца.

5.8. Когда к пострадавшему вернется сознание, необходимо напоить его горячим чаем (кофе, молоком, бульоном), при возможности сделать инъекцию кофеина или другого возбуждающего средства.

5.9. Транспортировать пострадавшего можно только после полного восстановления нормальной сердечной деятельности и дыхания.

6. При затягивании поисков следует:

6.1. Направить не менее двух человек в ближайший населенный пункт за помощью и сообщить в контрольно-спасательную службу о случившемся.

6.2. Продолжать поиск способом "тщательного зондирования".

Руководитель и участники похода, помните: ваше путешествие закончится успешно, если вы будете соблюдать "Правила проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР" и выполнять рекомендации, изложенные в настоящей памятке.

Утверждена в качестве приложения 1 к постановлению Президиума федерации туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям от 14 ноября 1977 г. Протокол 7, п. 3 , Москва, 14 ноября 1977 г.

Материалы для дополнительного чтения.

1. П. Лукоянов. Без права на ошибку (глава из книги “Зимние спортивные походы”).

2. А. Дмитренко. Что такое лавины и как с ними бороться.

3. М. Панков. Всё о лавинах. Учебник.

4. А. Лебедев. Интервью с И. Ждановым, который сам выкопался из лавины на Чегете в 2002 г.

5. М. Отуотер. “Охотники за лавинами”.

Ссылки.

1. М. Отуотер. “Охотники за лавинами”.

2. А. Лебедев. Моя авария четвертого года.

3. А. Лебедев. Лавины на льду.

4. А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру в 2000 г.

5. А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю в 2017 г.

6. А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 с эл. 6 к.с. по Северному Памиру в 1998 г.