КАК ИЗБЕЖАТЬ КАМНЕПАДОВ

Лекция А. Лебедева, записана 06.04.2020

Ф.1. Вячеслав Львов (Турклуб МАИ, выпускник МГУ) – участник горных походов 6-й категории сложности, двукратный чемпион России в абсолютном классе. 13.09.2014 в долине Ала-Арча (Киргизский хребет) был сбит с морены на ледник неожиданно пришедшим в движение огромным камнем. Умер 04.11.2014 в Московской больнице, не приходя в сознание. Я потерял друга.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Признаки камнеопасности бивачного места.

2. Перманентные камнепады.

3. Самопроизвольное падение камней. Утренние и вечерние камнепады.

4. Признаки повышенной камнеопасности снежно-ледовых склонов.

5. Как защититься от камня?

6. Страховка сохраняет жизнь.

7. Камнеопасные карманы ледника. Мертвый лед.

8. Индивидуальная техника хождения по камням.

9. Классификация осыпей.

10. Снаряжение для передвижения по осыпи.

11. Два главных принципа движения по осыпным и травянистым склонам.

12. Опасные места на осыпных склонах и их обход.

13. Подъём по осыпным склонам.

14. Спуск по осыпным склонам.

15. Применение веревки.

16. Пересечение конгломератных оврагов.

17. Камнеопасность на травянистых склонах.

Падение камней в горах является обыденным явлением. Поэтому его и надо больше всего бояться. На следующем видео вы увидите беспредел. Не относитесь серьёзно к тексту за кадром. Никакой реальной безопасности там не обеспечено – одна видимость. Эта ночевка не должна была состояться. Но мы очень устали. В этот день у нас был двухкилометровый долгий и непростой спуск с высоты 6200 до высоты 4200 м. И там был ручеёк, а следующий ручеёк через 5 км. Вот к чему приводит излишняя усталость. Вместо установки лагеря нам надо было поскорее уносить оттуда ноги, с фонариками пройти эти 5 км во что бы то ни стало! А мы этого не сделали… Не поступайте так никогда!

Видео 1.

1. Признаки камнеопасности бивачного места.

На видео 1 запечатлена камнеопасная обстановка. Даже если бы мы не застали камнепадов, то всё равно, по множеству признаков можно определить, что место это камнеопасно. Какие это признаки?

1. Многие камни не врыты в грунт – значит они недавно упали.

2. На камнях есть свежие сколы.

3. Имеются рытвины с вибитым грунтом или дерном.

4. Лагерь расположен напротив кулуара или осыпного конуса.

5. Между склоном и лагерем осутствует защитное углубление, в котором могли бы задерживаться падающие со склона камни.

На видео 1 нарушено всё, что можно. А ведь для бивака должны предъявляться повышенные требования безопасности. На месте лагеря с вечера до утра, в течение 12-15 часов не должно ничего случиться опасного. В расчет следует принимать даже землетрясения. Поэтому не ставьте палатку на пути подозрительно лежащих валунов. Слабые землетрясения в горах не так уж редки [1]. Даже незаметный толчок в 3-4 балла может вывести камень из его ложа, и он скатится на вашу палатку, см. рис. 1.

Рис. 1. Не ставьте палатку на пути подозрительно лежащих валунов.

Итак, не разбивайте лагерь напротив кулуаров, которые, как правило, собирают камни с окрестных склонов. Внимательно присмотритесь. Если под ногами много камней со свежими сколами, если налицо следы выбитого дёрна, то это место опасно. Лучше отойти подальше от скалы к большим валунам, которые врыты в грунт. Если это невозможно, и приходится искать компромисс между удобством и безопасностью, то встаньте под защитой крупного валуна или сложите защитную каменную стенку. Если камень "докатывается" и уж почти остановился, то такая стенка сможет его окончательно остановить и спасёт ваши спящие головы. В плане безопасности от камнепадов лучше всего разбивать лагерь на выпуклостях. Не устраивайтесь на бивак в ложбине под скалой, лучше отодвинуться так, чтобы ложбина была между лагерем и скалой. Ложбина это тоже защита.

Ф.2. Типичное строение кулуара: вверху водосборная воронка, ниже канал стока и в самом низу конус выноса обломочного материала.

Ф.3. Типичный осыпной склон перевала.

Ф.4. Еще один осыпной перевальный склон.

А теперь посмотрим фотогалерею лагерей и оценим по 5-бальной шкале их безопасность.

Ф.5. Склоны, с которых могли бы скатиться камни, расположены очень далеко. Оценка 5.

Ф.6. Склоны, с которых могли бы скатиться камни, расположены очень далеко. Оценка 5.

Ф.7. До высокого склона слева 300-400 метров. Между лагерем и склоном справа - река. Камни на площадке принесены, скорее всего, зимней лавиной с правого склона. Оценка 4.

Ф.8. На невысоком склоне над поймой имеются камни, которые в случае землетрясения могут скатиться. Рядом с лагерем камни, не врытые в грунт. Здесь на ночь мы сделали защитные стенки вдоль палаток на обращенной к склону стороне. Оценка 3.

Ф.9. Лагерь на моренном валу. Между лагерем и склоном слева имеется заснеженная неглубокая ложбинка, при этом снег абсолютно чист. Оценка 4.

Ф.10. Терраса над ручьем узкая. Мы отодвинулись от склона максимально, но он близок. Оценка 3.

Ф.11. Склон далеко, к тому же, перед ним ручей. Оценка 5.

Ф.12. Склоны, с которых могли бы скатиться камни, очень далеко. Оценка 5.

Ф.13. Между лагерем и склоном весьма глубокая впадина с ручьём. Однако около палаток имеются не врытые в грунт камни, которые, скорее всего, принесены зимней лавиной. Оценка 4.

Ф.14. Ближние две палатки находятся под защитой огромных валунов. Вдоль дальней палатки-полубочки мы построили каменную стенку. Оценка 3.

2. Перманентные камнепады.

Вернемся снова к видео 1, которое было снято на Китайском Памире в 2007 году [2]. Кроме камнеопасной обстановки на видео запечатлено редкое явление - перманентный камнепад. В 2003 году [3] на этом же самом месте у нас состоялась ночевка, и ничего опасного мы не заметили. Поэтому в 2007 году мы сознательно устремились к апробированному месту для лагеря. Его координаты были вбиты в GPS. Это была первая комфортная точка около ручья после долгого спуска по снежникам и осыпям. Желание встать комфортно мотивировало нас совершить в этот день внушительный спуск с 6200 до 4200 м , провесить в первой половине дня 15 веревок перил, а потом долго-долго спускаться к намеченному лагерю вплоть до захода солнца.

И вместо комфортного места мы увидели весь этот кошмар. Стоянка была испорчена перманентным камнепадом. Где-то высоко в скалах образовалась сингулярность, возможно, там возникло большое напряжение в скальных породах, возможно имеется иное объяснение. Так или иначе, практически из точечного источника (в масштабе горы) с периодичностью в час - полтора и днем и ночью вываливаются большие валуны. Они летят по скалам, набирают огромную скорость, срывают с конуса выноса кучу мелких камней, которые, впрочем, далеко не летят и большой опасности для лагеря не представляют, и, наконец, пересекая боковую морену, падают на ледник. На видео 1 показаны страшные ямы, которые они выбивают в каменистом грунте.

Такой перманентный камнепад будет действовать, возможно неделю или месяц, пока из сингулярности в скалах не вывалится всё, что должно оттуда вывалиться.

Еще один раз я наблюдал такое явление в 1997 году около озера 3716 в кармане морены ледника Кызылсу на Западном Заалае [4]. Там тоже перманентный камнепад испортил хорошее бивачное место, где я ночевал в 1995 году.

Итак, даже безопасные и опробированные места стоянок становятся опасными в период действия перманентного камнепада.

3. Самопроизвольное падение камней. Утренние и вечерние камнепады.

Перманентные камнепады – явление очень редкое. Чаще случаются камнепады от землетрясений [1]. Но самые банальные – это дневные камнепады из-за вытаивания камней, а также утренние и вечерние камнепады, вызванные расширением льда.

Вытаивание камней на снегу происходит на границе снежника по всему его периметру, см. фото 15. Естественно, что наиболее часто это случается днем и во второй половине дня.

Ф.15. Красной линией обведен периметр снежника. В любой его точке может вытаять камень и полететь вниз.

На леднике вытаивают камни, лежащие на его поверхности. Такие камни не редкость, см. фото 16. Они особенно опасны днем и во второй половине дня, когда процесс таяния наиболее интенсивный.

Ф.16. На поверхности ледника, как правило, лежит немало камней.

Очень опасны камни на языке ледника, которые лежат над его крутыми склонами, обращенными вниз (к основной морене) и вбок (к карманам между ледником и боковыми моренами), см. фото 17.

Ф.17. На языке ледника имеется много опасных камней, возлегающих над его крутыми склонами.

Вот почему на ледники почти никогда не залезают по их языкам. Вместо этого идут по боковой морене и выходят на лед значительно выше языка ледника, см. фото 18.

Ф.18. Типичный путь подъёма на ледник в обход его языка.

Вечером, с наступлением мороза, замерзает вода в расщелинах скал. Это приводит к расширению трещин и разрушению скальных пород. Так возникают вечерние камнепады. Утром, под первыми лучами солнца трещины оттаивают и от скал отрываются камни, которые не отвалились вечером. Так наступают утренние камнепады.

Падая на открытый лед или твердый утренний снег, камни продолжают разгоняться, приобретая поистине убойную скорость и рассекая воздух с характерным звуком: “фрррррр”.

Поэтому утренние камнепады на снегу очень опасны. Ближе к полудню, когда снег раскисает, движение камней по снегу становится относительно медленным. Прекращаются и утренние камнепады. Поэтому подъём по снежному склону на перевалы в скальном обрамлении лучше производить в интервале от 10 до 13 часов утра. Позже усиливается лавиноопасность снежного склона.

Эта рекомендация не работает, если приходится подниматься на камнеопасный перевал в скальном обрамлении по ледовой стене. Когда заканчиваются утренние камнепады, возрастает опасность срыва вытаявших камней. При этом скорость падения камней по ледовой стене одинакова в любое время дня. Подъём на такие перевалы лучше начинать еще ночью и заканчивать до начала утренних камнепадов. А еще лучше такие перевалы вообще не ходить, а ходить такие, как на фото 20, где запечатлен безопасный (относительно камней) перевал. Рядом с перевальным склоном скал нет. И на седловине перевала скал нет.

Ф.19. Типичный снежно-ледовый перевал в скальном обрамлении. Это западный склон перевала Спартак (4655, 2А) в Кичик-Алае, июль 2014 г. Подъём на ребро по красной линии целесообразно закончить, пока склон в тени, пока не начались с него утренние камнепады.

Ф.20. Восточный склон перевала Туюксу Западный (4609, 2Б). Заалайский хребет, 2014 год [5]. Пока провесили на спуске с перевала 7 веревок перил, на нас или рядом с нами не упало ни одного камня. Им просто не откуда было взяться.

4. Признаки повышенной камнеопасности снежно-ледовых склонов.

Любой снежно-ледовый склон камнеопасен, если существуют источники камней – скалы или осыпи, которые могут находиться над склоном или рядом со склоном, см. фото 19, 21-24.

Но есть признаки повышенной камнеопасности снежно-ледовых склонов:

4.1. Наличие множества камней на леднике под склоном.

4.2. Наличие характерной черноты на склоне.

Эти признаки заметны на фото 21-23.

Ф.21. Северный склон перевала Михаила Волкова (5002, 2Б) в Восточном Заалае, 2016 год [6]. Из за наличия черноты и камней в нижней склона мы испугались его идти и залезли на перевал через вершину справа от перевала.

Ф.22. Непройденный перевал в Восточном Заалае. Этот перевал, если и будет пройден, то только отчаянными людьми.

В августе 2019 года [7] обстановка на перевале Спартак была очень камнеопасной, см. фото 23 (cравните с фото 19). Поэтому перевал мы прошли через нестандартную седловину, спустившись с неё по длинной чистой ледяной полосе, см. фото 24.

Ф.23. Западный склон перевала Спартак (4655, 2А) в августе 2019 года [7]. В этой камнеопасной обстановке (сравните с фото 19) мы прошли перевал через нестандартную седловину, спустившись с неё по длинной чистой ледяной полосе, см. фото 24.

Ф.24. Спуск с перевала Спартак через нестандартную седловину по длинной чистой ледяной полосе. Лишь в самой нижней части этой полосы на льду имелись камни.

5. Как защититься от камня?

Имея запас хладнокровия, от одиночного камня можно уклониться и отойти вбок в “последний момент”. Однако это не всегда удается. При ударе о грунт, лед или твердый снег камень может изменить направление так, что вам очень не повезет.

Если камней целая стая, то уклониться от них невозможно. Если вы на перилах или пристегнуты самостраховкой к крючьевой базе, то у вас мало возможности для маневра. В таких случаях надо согнуться лицом к склону так, чтобы рюкзак оперся о склон. Тогда вы прикроетесь от камней рюкзаком, см. рис. 2.

Рис. 2. Защита от камней рюкзаком.

6. Страховка сохраняет жизнь.

Зачем вязать схватывающий узел на спусковой веревке? Почему нельзя ограничиться её заправкой в тормозное устройство?

Вот когда вас ударит камень или кусок льда – тогда узнаете!

7. Камнеопасные карманы ледника. Мертвый лед.

Следует различать карманы ледника от карманов боковых морен. Карманами боковых морен называются вытянутые углубления между гребнем боковой морены и бортом долины. Карманы боковых морен, как правило, удобны для передвижения, безопасны. В них часто растет трава, имеются ручьи и озера с чистой водой, см. фото 25.

Ф.25. Озеро в кармане правой боковой морены ледника Хабарвив-Хац. Центральный Памир, 2009 год [8].

Карманами ледника называются вытянутые углубления между ледником и боковой мореной или между ледником и бортом долины, если боковая морена отсутствует, см. фото 26.

Ф.26. Красной линией изображен выход на ледник по опасному карману ледника. Предпочтительнее более трудоёмкий, но безопасный путь вдоль лиловой линии.

Карманы ледника опасны падением камней как с ледника, так и с осыпного борта кармана. На фото 26 запечатлено место, где в 2012 году [9] меня чуть не убило камнем, который летел с осыпного склона прямо в мою голову. Пришлось сосредоточиться, взять себя в руки и в последний момент отойти на один метр вбок. В 2015 году [10] ошибка была исправлена и мы прошли в этом месте вдоль лиловой линии.

Особенно опасен камнепадами всегда грязный и изобилующий камнями мертвый лед, см. фото 27. Мертвый лед не соединен с основным ледником и образуется при отступлении ледника. Обычно он нависает над карманом ледника или над мореной, прилегающей к леднику. Бывает, что снизу он не заметен и обнаруживает себя камнепадами.

Ф.27. Особенно опасен камнепадами всегда грязный и изобилующий камнями мертвый лед.

В следующем видео запечатлен неприятный камнепад с мертвого льда, который произошел в 2001 году на леднике Правый Кичкесу в Восточном Заалае [11].

Видео 2.

8. Индивидуальная техника хождения по камням.

Падение камней может быть самопроизвольным, но может быть спровоцировано животными, чаще всего горными козами, или людьми. Очень важно научиться технике чистой ходьбы, то есть, аккуратно и правильно ходить, чтобы не сбрасывать из-под ног камни, которые могут травмировать других участников группы.

При подъёме по каменистой тропе или по каменистому грунту старайтесь наступать так, чтобы небольшие камни оказались под пяткой. Тогда они прижимаются к склону и не сбрасываются с него.

9. Классификация осыпей.

Осыпи делятся на мелкие, средние, крупные и очень крупные. Очень крупную осыпь часто называют курумником. В справочниках и энциклопедических словарях мне не удалось найти критических размеров камней, по которым проходят границы в этой классификации. Поэтому начнем с изучения иллюстраций.

Ф.28. Тропа пересекает склон с мелкой осыпью.

Ф.29. Сборы после ночевки на мелкой осыпи.

Ф.30. Подъём по средней осыпи.

Ф.31. Спуск по средней осыпи.

Ф.32. Группа на крупной осыпи.

Ф.33. Прохождение курумника.

Мелкая осыпь состоит из камней размером до нескольких сантиметров. На склоне такие камни съезжают из-под ног сразу в большом количестве. По такой осыпи очень трудно подниматься, зато очень легко спускаться. Каждый шаг вниз приводит к дополнительному съезжанию ноги на 20-50 см. Спуск получается быстрым и мягким с малыми нагрузками на опорно-двигательный аппарат, в частности, на колени.

Средняя осыпь состоит из камней размером до 15-20 см. Камни лежат весьма плотно, поэтому по такой осыпи легко подниматься вверх. При спуске камни съезжают под ногами незначительно и неравномерно. Какие то камни могут лишь пошелохнуться, а другие совсем отвалиться, что может привести к потере равновесия. Поэтому спуск по средней осыпи требует повышенного внимания.

Крупная осыпь состоит из камней размером до полуметра. Многие камни в осыпи лежат неустойчиво. Пришедший в движение камень может съехать на ногу и привести к травме. Подниматься по крупной осыпи труднее и опаснее, чем по средней, а спускаться совсем противно.

Курумник состоит из очень крупных глыб размером до двух метров и даже более. Курумник редко встречается на склонах, потому что столь крупные камни обычно долетают до дна долины, образуя завалы. При движении по курумнику очень важно сохранять равновесие, иногда приходится лазать по камням, как по скалам. Подвижные глыбы в курумнике представляют большую опасность.

10. Снаряжение для передвижения по осыпи.

5.1. Каски – обязательный элемент снаряжения при движении по осыпям и в любой другой камнеопасной обстановке. Каски призваны защитить не только от падающих камней, они защищают голову при падении участника, которое особенно опасно в крупной осыпи или в курумнике.

5.2. Ботинки, но не кроссовки. Если вы будете в кроссовках и по вашей ноге ударит камень, сорвавшийся в средней осыпи, или на ногу съедет валун в крупной осыпи, то результат будет гораздо печальнее, чем если бы вы были в ботинках.

5.3. Перчатки защищают руки в случае падения на осыпи. Бывает, что при спуске или подъёме по крупной осыпи, участник опирается рукой о камень. В этот момент другой камень может травмировать руку. Перчатки помогут и в этом случае тоже.

5.4. Ледоруб или треккинговые палки, как средство опоры и поддержания равновесия.

5.5. Брюки, но не шорты. Если вы в шортах, то ссадин на ногах будет больше и они будут глубже.

5.6. Гамаши защитят вас от попадания мелких камней в ботинки, что очень неприятно.

11. Два главных принципа движения по осыпным и травянистым склонам.

Следующие два принципа актуальны при движении не только по осыпным, но и по травянистым склонам, которые очень часто имеют явную или скрытую камнеопасность.

6.1. Движение плотной группой обеспечивает минимальный перепад высот между первым и последним участниками группы. Тем самым уменьшается дистанция, на которой камни разгоняются и приобретают скорость. Кроме того, при движении плотной группой ближайший ваш товарищ зачастую способен остановить камень, который вы привели в движение.

6.2. Движение траверсом или галсами (зигзагами). Движение по склону наискосок с постоянным пересечением линии падения воды называется траверсом. При движении траверсом (на спуске или подъёме) вылетевший из-под ног камень, минуя участников и не причиняя вреда, свободно скатывается по склону. Это обеспечивает безопасность. Если склон недостаточно широк, то приходится менять направление траверса, в результате группа движется зигзагами или галсами. При смене галса группе следует уплотниться, возможно даже, всем остановиться и замереть, чтобы первый и идущие вслед за ним могли максимально безопасно начать движение в новом направлении.

12. Опасные места на осыпных склонах и их обход.

Падение на осыпном склоне, как правило, тут же и прекращается, сорвавшийся или потерявший равновесие далеко не улетает. Дело в том, что камни, когда они лежат друг на друге, образуют склон с таким критическим углом, при котором сохраняется его устойчивость. Этот угол зависит от материала (породы) и размера камней. Если среди осыпи имеются выходы скал, то крутизна в таких местах может превзойти критический угол. Здесь при падении можно далеко улететь, а камни в таких местах разгоняются особенно сильно. Поэтому участки склона или кулуары с выходом скал желательно обходить. Это не относится к ребрам из простых скал, которые могут быть удобны и безопасны для подъёма.

Ф.34. Подъём по крутому кулуару с выходами скал на преревал Кошкаин (4238, 1Б) в 2018 году [12].

На осыпных склонах самопроизвольным срывом камней опасны снежники. Камни вытаивают и могут отваливаться в любой точке по всему периметру снежника, см. фото 15. А если камень отвалился с верхнего края снежника, то он на этом снежнике еще и разгонится. На фото 35 показан путь подъёма на перевал Ходжатай (4408, 1Б) по восточному склону. Кулуар ниже снежника является зоной повышенной опасности. Поэтому группа поднималась слева от кулуара и лишь рядом со снежником пересекла его, чтобы продолжить подъём по разрушенным скалам справа от кулуара.

Ф.35. Путь подъёма на перевал Ходжатай (4408, 1Б) по восточному склону. Высокий Алай, 2018 год [12]. Кулуар ниже снежника является зоной повышенной опасности. Поэтому группа поднималась слева от кулуара и лишь рядом со снежником пересекла его, чтобы продолжить подъём по разрушенным скалам справа от кулуара.

13. Подъём по осыпным склонам.

Подъём по склону с мелкой осыпью “влоб”, то есть, по линии падения воды, чрезвычайно утомителен и практически невозможен. Реально на такой склон можно подняться только галсами, по существу, протаптывая в склоне тропу.

Подъём по склону со средней осыпью весьма удобен, потому что камни, как правило, лежат плотно. Идти можно галсами или по линии падения воды, если это делается плотной группой. Подъём “влоб” по средней осыпи иногда допустим, так как на подъёме, в отличие от спуска, совершается значительно меньше резких движений. Кроме того, на подъёме все идут медленно, поэтому проще идти плотной группой. Но лучше, всё-таки, подниматься наискосок.

Подъём по крупной осыпи опасен сползанием плит. Его лучше осуществлять траверсом или галсами.

Путь подъёма по осыпному склону производится с обходом опасных мест. Маршрут прокладывается по средней осыпи, если это возможно, участки с мелкой осыпью или крупной следует избегать или пересекать их, если они не слишком протяженные. Перемещаться следует траверсом или галсами, но допустима и вставка в траекторию участков движения “влоб”, см. фото 35-37.

Ф.36. Путь подъёма по южному склону перевала Кашкасу (4485, 1Б). Туркестанский хребет, 2019 год [13].

Ф.37. Путь подъёма по южному склону перевала Скрытный (4192, 1А*). Высокий Алай, 2018 год [12].

14. Спуск по осыпным склонам.

На спуске мягкую постановку ноги обеспечить значительно труднее, чем на подъёме, поэтому на спуске камни из-под ног срываются значительно чаще. В связи с этим двигаться следует траверсом или галсами. Исключением могут быть лишь ориентированные по линии падения воды участки мелкой осыпи, так называемые, лифты. Такие участки можно вставлять в траекторию спуска для быстрого сброса высоты, но не увлекаться ими и переодически, через каждые 50 метров уходить вбок, переходя на траверс в поисках нового лифта.

Действительно, при быстром спуске по мелкой осыпи в группе почти всегда образуются отстающие, и она растягивается. Поэтому первому приходится периодически останавливаться, чтобы уплотнить группу. Но безопасно остановиться - это значит отойти вбок. В таких местах и возникают между лифтами вставки коротких траверсных участков.

Траекторию спуска следует строить в обход опасных участков, выбирая мелкую, на худой конец, среднюю осыпь. Спуск по крупной осыпи слишком медленный и опасный, участки с крупной осыпью следует избегать, см. фото 38-40.

Ф.38. Путь спуска по западному склону перевала Ходжатай (4408, 1Б). Высокий Алай, 2018 год [12]. Участки траверса перемежаются с участками движения по линии падения воды, где группа спускалась по мелкой осыпи.

Ф.39. Путь спуска с восточного склона перевала Моррисон (4536, 1Б). Кичик-Алапй, 2017 год [14]. На спуске пришлось пересечь несколько участков крупной осыпи.

Ф.40. Путь спуска с северного склона перевала Скрытный (4192, 1А*). Высокий Алай, 2018 год [12]. Короткий спуск под снежником, включающий несколько траверсов по средней осыпи и вертикальных лифтов по мелкой осыпи, перешел в протяженный траверс с пересечением участка крупной осыпи под скалой. После чего группа спускалась лифтами, периодически вставляя между ними короткие участки траверса.

15. Применение веревки.

Движение по осыпным склонам осуществляется, как правило, без веревки, которая цепляется за камни и увеличивает камнеопасность. Однако на очень крутых склонах с выходами скал, где угол склона больше критического, приходится спускаться по перилам. Бывает, что из-за повышенной камнеопасности при спуске по перилам группа собирается в полном составе в конце каждой веревки. Собираться надо в безопасных местах сбоку от линии спуска.

16. Пересечение конгломератных оврагов.

Бывает, что из за прижимов реки группа вынуждена идти по надпойменной террасе, которую пересекают овраги с крутыми конгломератными склонами. Преодоление таких оврагов представляет немалую трудность и сопряжено с камнеопасностью. Конгломерат похож на сухую глину с впаянными в неё камнями, см. фото 42.

В 2012 г. [9] мы были вынуждены пересечь гигантский овраг, см. фото 41 и 42. Спускались и поднимались в кошках, в некоторых местах на передних зубьях. Шли без связок, постоянно помогая соседу, если из под его ног пытался отвалиться камень. Иначе говоря, придерживали такие камни рукой. Группа была настолько плотной, что приходилось отслеживать, как бы не наступить кошкой на руку товарища. В финале спуска на дно оврага провесили одну веревку перил, см. фото 42. Перила были безопасными, потому что по дну оврага можно было отойти вбок и уклониться, тем самым, от падающих камней.

Ф.41. Огромный овраг на северном берегу реки Сауксай (Северный Памир), который нам пришлось преодолеть в 2012 году [9].

Ф.42. В финале спуска на дно оврага мы провесили одну веревку перил.

17. Камнеопасность на травянистых склонах.

Не следует расслабляться на травянистых склонах, они бывают весьма камнеопасны. Камни по травянистым склонам падают бесшумно и разгоняются очень сильно. На фото 43 синей точкой обозначено место, где в 2016 году [15] между мной и отставшим на 15 метров участником с убойной скоростью пролетел камень размером с голову.

Ф.43. Ребята расслабились, садиться надо не спиной к склону, а боком. В 2016 году [15] в районе синей точки между мной и отставшим на 15 метров участником с убойной скоростью пролетел камень размером с голову.

На привалах не садитесь спиной к склону, как это сделали ребята на фото 43. Безопаснее садиться к склону боком, периодически поглядывая вверх.

На травянистых склонах применяются те же основные принципы: движение плотной группой с использованием траверсов и галсов, см. пункт 11.

Ссылки.

1. Сейсмическая база данных USGS.

2. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру в 2007 г.

3. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру в 2003 г.

4. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру в 1997 г.

5. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе с элементами 4 к.с. по Северному Памиру в 2014 г.

6. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 1-й с элементами 5 к.с. по Северному Памиру в 2016 г.

7. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю в 2019 г.

8. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Центральному Памиру в 2009 г.

9. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Памиру в 2012 г.

10. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру в 2015 г.

11. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Памиру в 2001 г.

12. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Высокому Алаю в 2018 г.

13. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Туркестанскому хребту в 2019 г.

14. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю в 2017 г.

16. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 2 к.с. по Высокому Алаю в 2016 г.