ОТЧЕТ
О ГОРНОМ ПОХОДЕ 3-й к.с. ПО КИЧИК-АЛАЮ,
совершенном
с 18.07 по 05.08.2021 г.
МАРШРУТ:
г.
Ош - р. Абширсай – р. Малярансай – пер.
3380 (н.к., п.п.) - пер. 3145 (н.к., п.п.) - р. Гезарт
– р.Акарт – пер. Акарт (4520, 1Б) – пер.
Кичикбель (4235, 1А) – р.Карасель – пер.
Зап. Карасель (4595, 1Б) – р. Тюзашу – пер.
Тюзашу (4280, 1А) – р. Кызыл-Ункюр – пер.
Большой Арык (3305, н.к.) -
пер. Сухой (3245, н.к.) - зим. Кюнгей-Оток
– пер. Кюнгей-Оток (3635, 1А) - пер.
Джаман-Кырчин (3665, н.к.) - р.Дамджайлоо
– с. Кашкасу – р. Кашкасу – р. Кёкджар
– пер. Скобелева Зап. (4655, 2А) - пер.
Скобелева Связной (4700, 1Б, п.п.) - пер
Скобелева (4810, 2А) - р. Кашкасу - пер.
Каракабак (3975, 1А) - р. Каракабак – трасса
в Алайской долине – г. Ош.
Маршрутная
книжка: 1/3-310
Руководитель
группы и автор отчета - Лебедев
Андрей Александрович
Краткая
версия отчета в формате pdf загружена
ЗДЕСЬ.
Альбом
фотографий можно посмотреть по этой
ССЫЛКЕ.
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
.
1
|
СПРАВОЧНЫЕ
ДАННЫЕ О ПОХОДЕ
|
.
|
1.1
|
Паспорт
маршрута.
|
.
|
1.2
|
Состав
группы.
|
|
1.3
|
Список пройденных перевалов.
|
.
|
1.4
|
Маршрут
в Kmz-файле для просмотра программой
Google Earth.
|
.
|
1.5
|
Карта
с нанесенным на неё маршрутом.
|
.
|
1.6
|
Календарный
график движения.
|
|
1.7
|
Соответствие
заявленного и пройденного маршрута.
|
|
1.8
|
Элементы
новизны в маршруте.
|
|
1.9
|
Безопасность.
|
2
|
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
|
|
2.1
|
Заезд
к маршруту.
|
|
2.2
|
Путь
от р. Абширсай до р. Гезарт через
перевалы 3380 (н.к.) и 3145 (н.к.).
|
|
2.3
|
Перевал
Акарт (4520, 1Б).
|
|
2.4
|
Перевал
Кичикбель
(4190,
1А).
|
|
2.5
|
Перевал
Западный Карасель
(4595,
1Б).
|
|
2.6
|
Перевал
Тюзашу
(4280,
1А).
|
|
2.7
|
Перевалы
Большой
Арык (3305, н.к.) и Сухой (3245, н.к.).
|
|
2.8
|
Перевалы
Кюнгей-Оток (3635, 1А) и Джаман-Кырчин
(3665, н.к.).
|
3
|
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ
|
|
3.1
|
Перевал
Скобелева Западный (4655, 2А).
|
|
3.2
|
Перевал
Скобелева Связной
(4700,
1Б, п.п.).
|
|
3.3
|
Перевал
Скобелева
(4810,
2А).
|
|
3.4
|
Перевал
Каракабак
(3975,
1А).
|
4
|
ПРОЕКТ
ПОХОДА
|
|
4.1
|
Карта с маршрутом.
|
|
4.2
|
Календарный
план прохождения маршрута.
|
|
4.3
|
Kml-файл
с основной и запасными нитками
маршрута.
|
|
4.4
|
Типовой
мужской список личного снаряжения
для похода 2 к.с.
|
|
4.5
|
Типовой
мужской список личного снаряжения
для похода 3 к.с.
|
|
4.6
|
Таблица
контроля важнейших позиций личного
снаряжения.
|
|
4.7
|
Программа
питания в походе.
|
|
4.8
|
Сводная
таблица закупок продуктов питания.
|
|
4.9
|
Таблица
поручений по закупке продуктов
питания и распределение их по
рюкзакам.
|
|
4.10
|
Таблица
распределения общественного
снаряжения по рюкзакам.
|
|
4.11
|
Таблицы
контроля веса рюкзаков.
|
|
4.12
|
Список
аптечек.
|
5
|
ССЫЛКИ
|
1.
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ
1.1.
Паспорт маршрута.
.
Район путешествия
|
Кичик-Алай
|
Вид туризма
|
Горный
|
Спортивная
организация
|
Центральная
секция туризма МАИ
|
Категория
сложности
|
Третья
|
Общее количество
участников
|
16
|
Количество
участников маршрута 2 к.с.
|
8
|
Количество
участников маршрута 3 к.с.
|
8
|
Руководитель
|
Лебедев Андрей
Александрович
|
Выпускающая МКК
|
МКК ФСТ-ОТМ
|
Маршрутная книжка
|
1/3 - 310
|
Сроки активной
части похода
|
18.07
- 05.08.2021
|
Продолжительность
активной части похода
|
19 дней
|
Длина маршрута
|
175 км
|
Суммарный набор
высоты
|
9110 м
|
Максимальная
высота
|
4810 м
|
Средняя высота
ночевок
|
3578 м
|
Ночевки выше
4000 м.
|
4000, 4200, 4575, 4450,
4005 м.
|
1.2.
Состав группы.
.
N
|
ФИО
|
Дата
рожд.
|
Место
работы (учебы)
|
Категория
сложности пройденного маршрута
|
1
|
Лебедев
Андрей Александрович
|
27.07.1956
|
МАИ,
доцент
|
3
|
2
|
Аксенов
Алексей Дмитриевич
|
03.05.2000
|
МАИ,
студент 6О-301С
|
3
|
3
|
Боронина
Вероника Владиславовна
|
30.03.2001
|
МАИ,
студент 30-203С
|
3
|
4
|
Вьяль
Анастасия Павловна
|
07.05.1990
|
ГБУЗ
НПЦ им Соловьева, врач
|
3
|
5
|
Вьяль
Дмитрий Вадимович
|
17.09.1985
|
ООО
Вентра, инженер
|
3
|
6
|
Лебедев
Александр Андреевич
|
15.11.1984
|
ООО
М5, специалист
|
3
|
7
|
Науменко
Константин Михайлович
|
02.10.1997
|
НПО
МИС, вед. специалист
|
3
|
8
|
Покровский
Василий Олегович
|
26.07.2001
|
МАИ,
студент 3О-221Б
|
3
|
9
|
Власова
Мария Владимировна
|
25.07.2001
|
МАИ,
студент 9О-204Б
|
2
|
10
|
Жоров
Егор Иванович
|
15.07.2000
|
МАИ,
студент 1О-303С
|
2
|
11
|
Лебедева
Виктория Витальевна
|
11.04.1962
|
МАИ,
инженер
|
2
|
12
|
Мохначева Арина
Александровна
|
14.08.2003
|
МАИ,
студент 8О-112Б
|
2
|
13
|
Офицерова
Татьяна Игоревна
|
29.03.2001
|
МАИ,
студент 8О-209Б
|
2
|
14
|
Прохницкий
Владимир Андреевич
|
17.07.1989
|
Школа
1400, учитель
|
2
|
15
|
Рудзянский
Артемий Дмитриевич
|
15.05.1999
|
МАИ,
студент 4О-212Б-19
|
2
|
16
|
Симонова
Анастасия Олеговна
|
22.02.2000
|
МАИ,
студент 3О-310Б
|
2
|
Примечание.
Участники 9-16 ( Власова,
Жоров, Лебедева, Мохначева, Офицерова,
Прохницкий, Рудзянский, Симонова) в
соответствии с заявленным планом
завершили маршрут в пос. Кашкасу,
совершив, тем самым, горный поход 2-й
к.с.
1.3.
Список пройденных перевалов.
.
N
|
Название
|
Высота
|
к.с.
|
Примечание
|
1
|
3380
|
3380
|
н.к.
|
1-е прохождение туристской спорт.
группой
|
2
|
3145
|
3145
|
н.к.
|
1-е прохождение туристской спорт.
группой
|
3
|
Акарт
|
4520
|
1Б
|
|
4
|
Кичикбель
|
4235
|
1А
|
1-й подъем на перевал траверсом
восточного склона столовой горы
|
5
|
Западный
Карасель
|
4595
|
1Б
|
|
6
|
Тюзашу
|
4280
|
1А
|
|
7
|
Большой
Арык
|
3305
|
н.к.
|
|
8
|
Сухой
|
3245
|
н.к.
|
2-е прохождение туристской спорт.
группой
|
9
|
Кюнгей-Оток
|
3635
|
1А
|
2-е прохождение туристской спорт.
группой
|
10
|
Джаман-Кырчин
|
3665
|
н.к.
|
2-е прохождение туристской спорт.
группой
|
11
|
Скобелева
Зап.
|
4655
|
2А
|
|
12
|
Скобелева
Связной
|
4700
|
1Б
|
1-е прохождение
|
13
|
Скобелева
|
4810
|
2А
|
|
14
|
Каракабак
|
3975
|
1А
|
|
Примечание.
Высота
перевалов в таблице указана по данным
измерения GPS-приемником.
.
1.4.
Kml-файл с маршрутом для просмотра
программой Google Earth загружен
ЗДЕСЬ.
|
1.5.
Карта с нанесенным на неё маршрутом.
|
|
1.6.
Календарный график движения.
В
столбце "H" прописана положительная
вариация высоты за день (сумма всех
наборов). В столбце "Lz
"
прописан пройденный путь (по карте)
в зачет. В столбце "L" прописан
фактически пройденный путь (по
карте). В столбце "L эфф." прописан
эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для
оценки трудоемкости).
|
Дата
|
N
|
Наименование
участка пути
|
Перепады
высоты
|
Высота
ночевки
|
H
[m]
|
Lz
|
L
|
L
эфф.
|
17.07
|
|
Вечером
в 23.20 вылет из аэропорта Домодедово
в город Ош.
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18.07
|
1
|
Посадка
в Ошском аэропорту в 6.35. Заезд в
долину Абширсая к устью Малярансая
+ переход к месту ночевки
|
1950-1980
|
1980
|
30
|
0.8
|
0.8
|
1.1
|
19.07
|
2
|
п.т.
- верховья р. Малярансай
|
1980-2890
|
2890
|
910
|
9.49
|
9.49
|
18.59
|
20.07
|
3
|
п.т.
- пер. 3380 (н.к.) - сев. отрог в. 3943 + рад.
выход до высоты 3590
|
2890-3380-3590-3390
|
3380
|
700
|
3.67
|
4.57
|
11.57
|
21.07
|
4
|
п.т.
- пер. 3145 (н.к., п.п.) - р.Акарт
|
3390-3095-3145-2355-2930
|
2930
|
625
|
12.79
|
12.79
|
19.04
|
22.07
|
5
|
п.т.
- верховья р. Акарт.
|
2930-3765
|
3765
|
835
|
9.67
|
9.67
|
18.02
|
23.07
|
6
|
п.т.
- озеро 3960 + рад. с заброской на лед.
Акарт
|
3765-4155-4145-4155-3960
|
3960
|
390
|
4.33
|
5.74
|
9.64
|
24.07
|
7
|
п.т.
- пер. Акарт (4520, 1Б) - ручей с южнного
склона
в.
4913
|
3960-4520-4080-4105-4000
|
4000
|
595
|
5.97
|
7.75
|
13.7
|
25.07
|
8
|
п.т.
- пер. Кичикбель (4235, 1А) - карман пр.
морены лед. Катта-Карасель.
|
4000-4235-3905-4200
|
4200
|
530
|
8.46
|
8.46
|
13.76
|
26.07
|
9
|
п.т.
- пер. Зап. Карасель (4595, 1Б) - р. Тюзашу
|
4200-4595-3885
|
3885
|
395
|
9.92
|
9.92
|
13.87
|
27.07
|
10
|
п.т.
- пер. Тюзашу (4280, 1А) - пр. приток р.
Кызыл-Ункюр
|
3885-3705-4280-3865
|
3865
|
575
|
6.58
|
7.51
|
13.26
|
28.07
|
11
|
п.т.
- р. Кызыл-Ункюр - пер. Большой Арык
(3305, н.к.) - пер. Сухой (3245, н.к.) - зим.
Кюнгей-Оток
|
3865-3305-3200-3250-3240-3270-3240-3260-3240-3245-3020
|
3020
|
110
|
13
|
13
|
14.1
|
29.07
|
12
|
п.т.
- пер. Кюнгей-Оток (3635, 1А) - пер.
Джаман-Кырчин (3665, н.к.) - р. Дамджайлоо
|
3020-3635-3505-3665-3105
|
3105
|
775
|
12.6
|
12.6
|
20.35
|
30.07
|
13
|
п.т.
- с. Кашкасу - переезд к ущелью р.
Кашкасу - р. Кёкджар
|
3105-2805-2945-3540
|
3540
|
595
|
12.97
|
12.97
|
18.92
|
31.07
|
14
|
п.т.
- поворот на север к истокам р. Кёкджар,
полудневка.
|
3540-3865
|
3865
|
325
|
2.69
|
2.69
|
5.94
|
01.08
|
15
|
п.т.
- лед. Южного склона пер. Скобелева
Зап.
|
3865-4575
|
4575
|
710
|
5
|
5
|
12.1
|
02.08
|
16
|
п.т.
- пер. Скобелева Зап. (4655, 2А) - пер.
Скобелева Связной (4700, 1Б, п.п.) - вост.
ветвь лед. Кумтор.
|
4575-4655-4530-4700-4450
|
4450
|
250
|
2.39
|
2.39
|
4.89
|
03.08
|
17
|
п.т.
- пер Скобелева (4810, 2А) - р. Кашкасу.
|
4450-4810-4005
|
4005
|
360
|
6.18
|
6.18
|
9.78
|
04.08
|
18
|
п.т.
- пер. Каракабак (3975, 1А) - р. Каракабак
|
4005-3575-3975-2975
|
2975
|
400
|
14.8
|
14.8
|
18.8
|
05.08
|
19
|
п.т.
- шоссе Алайской долины - переезд в
Ош.
|
2975-2850
|
-
|
0
|
4.63
|
4.63
|
4.63
|
06.08
|
-
|
Отдых
в Оше
|
-
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
07.08
|
-
|
Отдых
в Оше
|
-
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
08.08
|
|
Утром
в 7.45 вылет из Ошского аэропорта, в
9.20 посадка в аэропорту Домодедово.
|
-
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
ВСЕГО
|
3578
|
64405
|
9110
|
145.94
|
150.96
|
242.06
|
Длина
маршрута: 145.94 км
* 1.2 = 175 км.
Примечание.
Участники 9-16 (Власова,
Жоров, Лебедева, Мохначева, Офицерова,
Прохницкий, Рудзянский, Симонова) в
соответствии с заявленным планом
завершили маршрут в пос. Кашкасу. Их
календарный график отъезда представлен
в следующей таблице.
Дата
|
N
|
Наименование
участка пути
|
Перепады
высоты
|
Высота
ночевки
|
H
[m]
|
Lz
|
L
|
L
эфф.
|
|
|
Всего
за 12 дней
|
|
|
6470
|
97.28
|
102.3
|
167
|
30.07
|
13
|
р.
Дамджайлоо - с. Кашкасу - отъезд в Ош
|
3105-2805
|
-
|
0
|
5.34
|
5.34
|
5.34
|
31.07
|
|
Отдых
в Оше
|
-
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
01.08
|
|
Утром
в 7.45 вылет из Ошского аэропорта, в
9.20 посадка в аэропорту Домодедово.
|
-
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
ВСЕГО
|
3415
|
40980
|
6470
|
102.62
|
107.64
|
172.34
|
Длина
маршрута:
102.62
км
* 1.2 = 123
км.
1.7. Соответствие заявленного и
пройденного маршрута.
В походе были допущены следующие
отклонения от основного варианта
маршрута.
1. Вместо первопрохождения траверса
вершины 4640 (предположительно 1Б) группа
воспользовалась заявленным запасным
вариантом N1 и перевалила через Алайский
хребет перевалом Тюзашу (4280, 1А).
2. Вместо прохождения
перевала Неприметного (4450, 1А) группа
траверсировала южные отроги Алайского
хребта, преодолев более низкие перевалы:
Большой Арык (3305, н.к), Сухой (3245,
н.к.), Кюнгей-Оток
(3635,1А) и Джаман-Кырчин (3665, н.к.). Этот
очень красивый путь по высокогорной
пустыне добавил к походу ландшафтного
разнообразия, к тому же он был легче
высокого и нудного осыпного перевала
Неприметный (4450, 1А).
Выветренные
скалы на пути от пер. Большой Арык к
пер. Сухой.
Дополнительным
мотивом было желание описать упомянутые
выше и включенные в Перечень четыре
перевала, которые были пройдены
командой Лебедева А.А. в 2014 году в
незавершенном походе, отчет по которому
так и не был написан.
Реализованный
обход перевала Неприметного был
согласован с МКК по спутниковому
телефону.
3.
Вместо перевала Скобелева-Рототаева
(4892, 2А) группа, воспользовалась
заявленным
запасным вариантом N3 и
прошла
пер. Скобелева (4810, 2А). Мы были вынуждены
так поступить из-за быстро надвигающейся
грозы. Перевал Скобелева-Рототаева
включает траверс вершины 4892 и в грозу
очень опасен.
Гроза
застала нас на леднике после спуска
с пер. Скобелева на восток. Это была
страшная гроза, трещали все металлические
предметы и даже
винтики
в очках. Более того, некоторых участников
обжигал
ток,
исходящий от стальных пряжек страховочной
системы. Спасаясь от поражения током,
одна связка распласталась на льду,
другие связки успели спуститься
в
левый карман ледника. О прохождении
пер. Киндык Зап. (2А), который следовал
за перевалом Скобелева в запасном
варианте N3, вопрос не стоял - за первой
грозой пришла вторая. Кроме того, выход
через этот перевал на север в долину
Восточного Кичик-Алая осложнялся
возможными селями и, как следствие,
опозданием на самолёт - мы помнили
разрушительные сели в долине Восточного
Кичик-Алая, которые
в
2017 г. заблокировали проезд автомобилей
на три
дня
[1]. Эти страхи, отчасти подтвердились
- когда мы вернулись в Ош, то в городе
до позднего вечера не было воды, так
как сели испортили систему водоснабжения.
Сель
в долине Восточного Кичик-Алая. Фото
из отчета [1].
В
итоге, после перевала Скобелева мы
пошли вниз по долине р. Кашкасу, чтобы
завершить поход на надёжной автотрассе
в Алайской долине.
4.
Чтобы не попасть на путь нашего подъёма
по долине р. Кашкасу и избежать, тем
самым, закольцовывания маршрута, мы
позвонили в МКК по спутниковому
телефону и попросили разрешить нам
завершить маршрут через пер. Каракабак
(3975,1А). Преодолев этот перевал, мы
спустились по долине р. Каракабак на
автотрассу в Алайской долине, сели в
микроавтобус и уехали в Ош.
1.8. Элементы новизны в маршруте.
1. Мы были первой спортивной туристской
группой, которая прошла путь из ущелья
Абширсая в долину реки Гезарт через
верховья Малярансая и перевалы 3380
(н.к.) и 3145 (н.к.). Из фотографий в Google
Earth следует, что до нас там побывал
Игорь Гончаров. Естественно, что тропы
через эти перевалы хорошо известны
пастухам и охотникам.
2. Мы открыли самый быстрый путь от
перевала Акарт до ледника Катта-Карасель,
поднявшись на пер. Кичикбель по полке
восточного склона столовой горы,
которая стоит к северу от пер. Кичикбель.
3. В походе совершено второе прохождение
траверса южных отрогов Алайского
хребта от пер. Большой Арык до реки
Дамджайлоо. Этот траверс включает
прохождение перевалов Сухой
(3245,
н.к.), Кюнгей-Оток
(3635,1А), Джаман-Кырчин (3665, н.к.) и был
пройден в незавершенном походе группы
Лебедева А.А. в 2014 г. В настоящем отчете
даётся первое описание этого пути.
4.
Настоящей изюминкой похода является
первопрохождение перевала Скобелева
Связной (4700, 1Б). Этот перевал соединяет
верховья ледника №
307
к северу от пер. Скобелева Западный с
центральной частью
ледника
№
308
к западу от пер. Рототаева и позволяет
обойти ледопад ледника №
307,
который по распространенному мнению
достоин 2Б к.с.
(номера из Каталога ледников СССР
[2]).
Юго-западный
склон пер. Скобелева Связной (4700, 1Б).
5.
Мы были первой спортивной туристской
группой, которая прошла долину р.
Каракабак от подножия одноименного
перевала до автотрассы в Алайской
долине.
1.9.
Безопасность. Группа
была поставлена на учет МЧС Киргизии,
все были застрахованы и привиты от
коронавируса, в комплекте снаряжения
имелся спутниковый телефон и GPS-приемник
с загруженными треками основного и
запасных вариантов маршрута. Для
снижения рисков были использованы
обходы некоторых локальных препятствий.
2.
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
3.
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
4.
ПРОЕКТ ПОХОДА.
5.
ССЫЛКИ.
1.
А.А. Лебедев. Отчет
о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю
(2017)
2.
Каталог ледников СССР. Том
14, выпуск 1, часть 9
3.
А.А. Лебедев. Отчет
о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю
(2012)
4.
А.А. Лебедев. Отчет
о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю
(2019)
5.
П.В. Рыкалов. Отчет
о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю
(2000)
6.
А.А. Лебедев. К
озёрам Кичик-Алая (2002)
7.
Каталог ледников СССР. Том
14, выпуск 3, часть 7
8.
О.Г. Иваненков. Отчет
о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю
(2002)
9.
А.В. Ерёмин. Материалы
о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю
(2007)
10.
А.А. Лебедев. Отчет
о горном походе 5 с эл. 6 к.с. по Кичик-Алаю
и Западному Заалаю (1998)
|