На главную страницу проекта

К размышлению N1

.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОЕКТЕ 2005-R1, ОХ И ЛАЖАНУЛСЯ ЖЕ Я!

(Размышление N2)



Андрей Лебедев

.

Так всегда бывает, сначала зарождается общая идея в размашистых крупных формах, потом продумываются детали. Так вот, после некоторых размышлений обнаружился важный прокол. Речь идёт о первопрохождении южного гребня Музтаг-Аты.

Из переписки с Олегом Янчевским:

Рис.1. Ледник Калаксонг

О.Я. - Ну что я могу сказать: сам гребень этот южный на Музтаг-Ату вполне ходовой, а с 6300 - "пешеходный". И красивый. Странно, что его до сих пор не освоили. Смущает только выход на него. Если это снимки со стороны захода на него - мда! Возможно, это все и объясняет...

А.Л. - Нет, заход с обратной стороны. Как раз с 6300 до 6900 идёт провеска. Там круто, это на задранной фотке кажется полого. Средняя крутизна там около 35. Значит часто бывает 45, а иногда (вижу два места) и больше.

Олег удивляется, почему южный гребень до сих пор не освоен, и пытается объяснить это сложностью восточного склона седловины 6081 между Музтаг-Атой и Коскулаком. Я отвечаю, что наша надежда на подход с запада. Но ведь с запада рядом дорога, поэтому неосвоенность маршрута остаётся, тем более, необъяснимой. Может там непроходимый ледопад? Вполне возможно. Данных об этом у нас пока нет. Зато имеются другие данные, которые лежат на поверхности, и на которые я не обратил внимания. По карте видно, что с юга над ледником Калаксонг возвышается отвесная стена Коскулака. В таблице 1 приведены данные измерений по четырём профилям карты, см. рис.1. Над стеною платообразный ледовый западный склон Коскулака. Очевидно, что плато обрывается к стене ледовыми сбросами. Впрочем, они видны и на фото 1. Обрываясь, лёд разгоняется с полукилометровой или километровой высоты и образует лавину на леднике с сильной ударной волной. Очень вероятно, что столь узкий ледник пробивается полностью.

.

Таблица 1. Сечения северной стены Коскулак и ледника Калаксонг

N профиля

Крутизна стены (град.)

Высота стены на участке измерения крутизны (м)

Высота стены относительно дна ледника (м)

Ширина ледника от борта до борта (м)

1

61

360

360

550

2

57

600

600

430

3

66

560

920

840

4

59

760

920

1200

 .

Из письма одного американского альпиниста, по поводу их несостоявшейся в 2004 году каракорумской экспедиции:

Ф.1. Справа от Коскулака освещённая солнцем стена со 100-метровым ледосбросом

"…Андрей, мы не очень удачно съездили, то есть никуда не сходили но – с другой стороны – остались живы, что, по-видимому, чудо. Вот как было дело. Мы поставили первый лагерь на возвышении не очень близко к стене. Между нами и стеной было понижение, типа небольшой чаши, поэтому мы считали себя в полной безопасности от лавин. Днем мы сходили провесили первую технически сложную часть маршрута (до выполаживания контрфорса) и спустились назад ночевать. А ночью в чашу, когда все спали кроме Ивана, свалилась лавина. До нас она не добила. Но ударная волна пошла и потащила нас: сначала она сорвала палатку со снежных крючьев (разорвала просто внешнюю палатку в клочки), потом нас поволокло, а затем и покатило (вместе с палаткой). По счастью, мы сделали только один полный оборот через голову. Если бы больше, то нас бы сбросило в большую трещину. Тогда никто бы не вернулся. Меня сразу же ударило по голове, и я потерял сознание, а когда очнулся, то мы уже находились метрах в 50 от того места, где заночевали, палатка разорвана, снаряж унесло. Так что испугаться я не успел. В отличие, от тех, кто был в сознании! Особенно пострадал Иван, он сразу понял, что происходит и то, что нас тащит в трещину, и постарался выскочить. Он уже немного вылез, когда нас перевернуло, и на него пришелся главный удар. Придя в себя, мы попытались найти снаряжение и то, что могли, собрали в кучу и оттащили метров на 300 в сторону. Потом пошли вниз (я ковылял в одном ботинке) в базовый лагерь, и началась длительная непогода. Когда мы спускались, по тому же пути, что и ночью, обрушилась такая лавина, что пылью заволокло всю долину, а наш мешок с барахлом отбросило в сторону на сотни метров. Если бы мы там были, то... По видимому, то, что сошло на нас ночью было маленьким предвестником. После окончания непогоды мы сделали слабую попытку куда-нибудь вскарабкаться, но народ был попуган, снаряжение потеряно, а Иван еще и сильно побит, поэтому мы бесславно удалились. А у тебя как все прошло?…"

Рис.2. Язгулемский ледник, трек обхода ледопада по осыпным склонам северного борта

Как прошло у меня, всем известно, а кому неизвестно, то вот. Впрочем, речь не об этом. Ледник Коскулак очень напоминает Язгулемский ледник. Катастрофические ледовые обвалы со стены пика Рокзоу наблюдали Николай Крыленко и Сергей Стрыгин. Вот, как описывает Сергей этот случай: "Лавина перебила весь ледник от южного до противоположного северного борта. Мы были на осыпях северного склона высоко над ледником, совершая стандартный обход ледопада. Но облако снежной пыли достало и нас. Очевидно, что по всему сечению ледника снегом завалить не может, но ведь обломки летят, да и ударная волна там всё посшибает напрочь!"

Ситуация усугубляется возможными ледопадами, которые воспрепятствуют и быстрому перемещению в опасной зоне и манёвру. Да и маневрировать особо некуда. Если прижиматься к северному краю, то попадаешь, под освещённый солнцем крутой южный склон Музтаг-Аты, с которого тоже может шарахнуть, например, мокрой лавиной, да и не только мокрой…

Ф.2. Стена пика Рокзоу, с которой валит лёд на Язгулемский ледник

Если ледопад не серьёзный, то быстро проскочить горловину, может быть, и возможно. Например, между первым и третьим сечениями ледника, а точнее, между линиями уровня 5200 и 5600 расстояние около 3 км. Что бы пройти их акклиматизированной группе потребуется не более 3 часов. При планировании туристского маршрута об этом ещё можно поразмышлять (один раз проскочить, чтобы больше уже под обвалы не соваться), но альпинистское мероприятие с хождением туда-сюда, с переноской грузов и с акклиматизацией в этом процессе - такое мероприятие на леднике Калаксонг становится просто немыслимым!

Поэтому планы альпинистов относительно северного ребра Коскулака ставятся под очень большое сомнение. Да и наши туристские планы относительно южного ребра Музтаг-Аты тоже трещат по швам.

Что делать? - Изучать район, искать для себя интересы. Пусть Толя Карпов не переживает, романтика продолжается! Это в том смысле, что ещё долго все наши планы будут писаны вилами на песке и только к лету, дай бог, созреет окончательный полностью продуманный вариант. А пока я выложил на сайт фотографии "технических объектов" в долине реки Курганкёль.

Ф.3. Снежный барс, лыжный турист Сергей Стрыгин судит соревнования по мамбоболу на 55-м Слёте туристов МАИ (2004)

Технические объекты - это, конечно, хорошо, но… У меня ощущение, что от поездки в этот район альпинист останется до конца удовлетворённым только, если взойдёт на настоящую большую гору. А таких там три: Конгур (7719), Конгур-Тюбе (7595) и Музтаг-Ата (7546). Огорчение от неизбежной нереализации при этом своих отточенных на стендах и в Крыму технических возможностей, несоизмеримо меньше по сравнению с огорчениями (и комплексами) по поводу нереализации основного инстинкта. Как говорил Сергей Стрыгин, тяга к настоящей большой горе иррациональна и необъяснима и лежит в области базовых инстинктов. И это для меня очевидная правда. И наша команда, поглядев на Музтаг-Ату с Коскулака, не сможет спокойно уехать домой. При таком плане похода, когда в финале мы приходим к подножию воистину волшебной горы (я не буду распинаться, какую ауру распространяет вокруг себя эта вершина), восхождение на неё неизбежно. И если ледосбросы Коскулака толкают нас к классике, то пусть будет так. Наплевать на 5А, наплевать на 20 градусов, наплевать на амбиции! Да здравствует основной инстинкт!

И я призываю маёвских альпинистов проникнуться этой мыслью. Поверьте, в случае удачи, будет что вспомнить. И это мероприятие останется в памяти навсегда, как большое и важное в жизни событие. Но я не призываю отдавать Музтаг-Ате весь сезон. Идти надо в альпийском стиле, лучше всем вместе, всей гурьбой. Тогда тропить будет легче. А чтобы подготовить восхождение в альпийском стиле можно выполнить акклиматизационную программу, включающую и технические восхождения. Набросаю, в качестве примера, очевидно не выполнимую программу, просто в качестве иллюстрации. Сначала альпинисты акклиматизируются в долине, см. ф.4. Потом пролезут по скальному зеркалу на 5600, см. ф.5. Потом покорят скальные бастионы пика 6130, см. ф.6. Наконец, вместе с друзьями-туристами траверснут 6841 + Коскулак (7028), см. ф.7, сходу покоряя две непокорённые больших горы! (За этот траверс Гена Стариков 5Б даст, ручаюсь). И, наконец, вместе с друзьями-туристами они взгромоздятся на настоящую большую гору, на отца ледяных гор - Музтаг-Ату, см. ф.8. Очевидно, что программа эта не выполнима, её надо считать и резать, пока это даже не программа, а лозунг. 

.

Ф.4. Груз взят!

Ф.5. Пик 5600 в долине Тегерменсу

Ф.6. Бастионы пика 6130

Ф.7. Пики 6841 и Коскулак (7028)

Ф.8. Несравненная Музтаг-Ата

.

Продолжение следует…

.

К размышлению N1

На главную страницу проекта

 

 

.