Далее: Пер.
Интеграл (2Б, 5380) Уровень выше:
Техническое
описание перевалов Назад: Пер.
Сейсмологов (3Б п/п, Содержание
В хр. Академии Наук между пиками Ахмади Дониша и Клары Цеткин имеется известная в кругах горных туристов много лет, но до сих пор не пройденная перемычка. Этот легендарный перевал вызывает большой интерес, как чисто спортивный (перевал сложен), так и географический, поскольку в случае успешного прохождения предоставил бы прямой путь с лед. Бивачного на лед. Москвина. Аналогов такому пути в настоящее время нет. Альтернативы -- это либо высокий и опасный пер. Хохлова (3Б*, 6500), ведущий через лед. Орджоникидзе и Памирское фирновое плато на лед. Вальтера, либо последовательное (не в связке!) прохождение двух перевалов: Калинина (3Б*, 5600) и Четырех (3Б, 5500) (оба перевала являются опасными), либо примерно восьмидесятикилометровый обход по ледникам Бивачному, Федченко и Малому Танымасу с последующим прохождением пер. Интеграл (2Б) и уже упомянутого пер. Четырех (3Б), что тоже не сахар. Остальные варианты маршрутов с лед. Бивачного на лед. Москвина по сути представляют собой разновидности одного из трех только что упомянутых. В силу вышесказанного, перемычка между пиками Ахмади Дониша и Клары Цеткин (для удобства далее будем называть ее "пер. Ахмади Дониша") могла бы выглядеть весьма привлекательным элементом сложного туристского маршрута.
Ориентация пер. Ахмади Дониша: юго-восток - северо-запад. Спуск с перемычки на северо-запад -- на лед. Москвина -- давно известен, так как используется альпинистами в качестве стандартного пути возвращения после восхождений на п. Клары Цеткин. Спуск этот технически сложен
В соответствии с вышесказанным, мы решили заявить в рамках нашего маршрута заход в южный цирк Ахмади Дониша (будем далее называть его "ледник Ахмади Дониша") с целью глубокой разведки возможности подъема с этой стороны на перемычку и, в случае нахождения приемлемого пути, сквозного ее прохождения, благо информация по спуску была известна от альпинистов. Поскольку у нас не было веских оснований рассчитывать на высокую вероятность успеха этого разведочного выхода, мы заявили также и запасные варианты попадания на поляну Москвина в обход. Забегая вперед, признаемся, что пройти перевал нам не удалось. Глубокая разведка показала, что подъем с этой стороны гораздо труднее, чем мы предполагали на основании имевшейся у нас довольно скудной предварительной информации, и в результате мы воспользовались запасным вариантом обхода по ледникам Бивачному, Федченко и Малому Танымасу через перевалы Интеграл и Четырех. Описание разведочного радиального выхода дается от так называемого "Пыльного лагеря" на левой боковой террасе лед. Бивачного (рис. 5).
Пыльный лагерь
8 августа мы за две ходки пересекли лед. Бивачный с правого берега на левый и около 1030 пришли в Пыльный лагерь. Осмотрев достопримечательности, отправились дальше. Тропа продолжается вверх по этому же карману еще ходку до самого места впадения лед. Одиннадцати
ГС: левый моренный карман лед. Ахмади Дониша. По нему идти не надо, там дальше -- задница. |
9 августа мы сделали полудневку, и в это время с 750 до 1300 двое участников отправились в глубокую разведку с целью нахождения пути по правому борту лед. Ахмади Дониша. Эта разведка была нужна, так как по тому, что мы видели с ледника в предыдущий день, вовсе не было очевидно, можно ли там вообще пройти. В разведке нам удалось достичь дальнего угла п. Орджоникидзе, после которого лед. Ахмади Дониша поворачивает налево. Ледопад был и здесь, он был везде плохой, но большая его часть обходилась
ГС: лед. Ахмади Дониша; обходить слева под склонами. На дальнем плане п. Ахмади Дониша. |
В тот же день с 1545 до 1700 мы поднялись всей группой с лед. Ошанина на правый борт лед. Ахмади Дониша. Начало подъема представляет собой "отрицательную осыпуху", а вернее, предельно крутой жесткий конгломерат. Карабкаться по нему с рюкзаками было настолько стремно, что пришлось в этом месте подниматься по конгломерату в кошках.
Заночевали мы на моренке на леднике, немного не дойдя до поворота у прижима п. Орджоникидзе. Дальше идти во второй половине дня все равно нельзя: слева по ледовому склону пика сверху резво несутся камнепады, справа подпирает ледопад, проходить это место можно только рано утром.
10 августа в 730 мы вышли с места ночевки, быстро проскочили прижим (рано утром камнепадов там не было), за пару ходок распутали участок ледопада
ГС: бастион и ледопад, преграждающие путь к перемычке Ахмади Дониша. |
Результаты всех этих разведок оказались, к сожалению, удручающими. Это была задница, хотя с разных сторон и разнообразная по специфике, но везде очень глубокая по своей объективной сути.
Перемычка со стороны лед. Ахмади Дониша устроена следующим образом (см. рис. 5). Под самой перемычкой между пиками Клары Цеткин и Ахмади Дониша, зажатый с юга отрогом, идущим с п. Клары Цеткин на восток, находится верхний цирк. Ледничок, лежащий в этом цирке, отделен от основного лед. Ахмади Дониша вышеупомянутым отрогом Клары Цеткин и обрывается на основной ледник мощными ледовыми сколами
Примерно пятисотметровый скальный бастион
Еще левее бастион становился, хотя и заметно выше, однако поположе, градусов семьдесят. Но там уже по желобам летали камнепады, а безопасных контрфорсов не было. Заснеженные контрфорсы появлялись еще дальше в сторону п. Клары Цеткин
Таким образом, мы не стали подвергать себя недопустимому рискуи отказались от дальнейших попыток подняться на перемычку. 11 августа в 715 мы побежали вниз -- надо было до камнепадов проскочить прижим п. Орджоникидзе. В 1145, когда мы пришли на место предыдущей ночевки, выяснилось, что один из участников заболел чем-то желудочно-кишечным и под нагрузкой идти не может. Пообедав и отдохнув немного, мы разгрузили заболевшего и в 1430 двинулись потихоньку вниз, в этот раз не по буеракам в ледопаде Ахмади Дониша, а правильным путем -- прямо по самому лед. Ошанина вдоль его левого края. Мы решили идти на Москвина в обход по большим ледникам, имея в виду, что по Бивачному и Федченко есть много стоянок с вертолетными площадками, и в случае ухудшения состояния больного мы можем по спутниковому телефону почти в любое место вызвать вертолет. В 1700 мы снова достигли Пыльного лагеря и там заночевали. К счастью, на следующий день страдальцу снова стало хорошо, группа пошла бойко, а через полдня ему уже вернули весь его груз.
Невозможность пройти насквозь пер. Ахмади Дониша имела для нашей группы далеко идущие последствия, как в переносном смысле, так и в прямом. После того, как мы сделали практически все, что могли, и потратили почти все время, чтобы исключить для себя все надежды все-таки пройти этот перевал ("чтобы не упасть до выстрела"), нам предстоял восьмидесятикилометровый переход по большим ледникам и через два перевала, один из которых 3Б к. с. В результате мы пришли на поляну Москвина примерно на неделю позже запланированного и не успевали уже оттуда продолжать маршрут по основному варианту. Кроме того, нам пришлось совершить этот восьмидневный переход до заброски, имея всего двухдневный остаток продовольствия, что потребовало от группы недюжинной силы духа, а от завхоза -- не меньшей изобретательности.
Читатель может возразить: дескать, сами дураки, что не подготовились к маршруту. Такой подход не совсем верен. Мы подготовились настолько, насколько это было реально. Ну да, можно, конечно, планировать более надежные для полного прохождения маршруты через хорошо известные перевалы в хорошо знакомом районе. И сейчас, видимо, есть такая тенденция -- повышать чисто техническую, "чисто спортивную" сложность маршрутов, проходя их в наиболее легкодоступных и посещаемых районах, уменьшая при этом автономность и новизну. Но ведь когда-то надо и традиции поддерживать, осваивать нехоженые и малохоженые места! В данном случае, разведывая перемычку Ахмади Дониша, мы абсолютно сознательно шли на риск, имея в виду, что, может быть, пройти ее нам не удастся. Но такой риск -- заранее предусмотренный риск непрохождения элемента маршрута -- не имеет ничего общего с безумным риском для жизни или здоровья, о котором можно посмотреть, например, на экране "Экстрим-ТВ", или послушать байки за пивом. О приемлемости риска для жизни речь у нас вообще не шла, потому-то мы и повернули назад, в решающий момент не переступив безопасную черту. Кроме того, у нас были заранее запланированы и запасные варианты обхода этого препятствия через другие перевалы, и даже запасные варианты сокращенного завершения маршрута на случай исчерпания времени в результате этой слишком продолжительной разведки. Что же касается провианта -- теоретически неплохо было бы, конечно, иметь забросочку где-нибудь на Бивачном на всякий случай. Да только кто же нам ее туда принесет? Если сами -- с таким перегрузом мы вряд ли смогли бы успешно пройти пер. Сейсмологов. Так что, пожалуй, мы выбрали оптимальный компромисс, поимели для себя в результате неделю на "разгрузочной диете", что само по себе прошло без негативных последствий для остальной части маршрута, совершенно надежно и контролированно.
Для желающих запланировать в будущем прохождение пер. Ахмади Дониша мы посоветуем иметь предварительную акклиматизацию, достаточную для безопасного подъема в случае необходимости на высоту п. Клары Цеткин. А для тех, кто запланирует прохождение в направлении с Москвина на Бивачный -- ради бога, не суйтесь на спуске сразу вниз в ледовые сколы -- там завалит, размажет, и мокрого места не сыщешь! Надо морально готовиться либо дюльферять веревок десять по отвесам бастиона, либо обходить еще дальше со стороны п. Клары Цеткин, как бы это ни казалось неприятным. Категория сложности этого перевала соответствует, скорее всего, 3Б* (причем он является технически сложным на обе стороны), высота седловины около 6200 м.
Далее: Пер.
Интеграл (2Б, 5380) Уровень выше:
Техническое
описание перевалов Назад: Пер.
Сейсмологов (3Б п/п, Содержание