Далее:
Пер. Бырс Восточный (3Б, Уровень выше: Техническое описание перевалов Назад: Пер. Четырех (3Б, 5500)   Содержание


Пер. Турамыс-III (2Б, 5300)

Перевалы Турамыс расположены в одном из северных отрогов хр. Петра I между пиками Крупской и Сулоева. Все они связывают лед. Турамыс с лед. Шапак, имеют ориентацию север - юг, снежно-ледовый характер с определяющей сложность северной стороны и одинаковую категорию трудности 2Б. Перевалы эти нумеруются в направлении вдоль отрога с запада на восток, начиная от п. Крупской: Турамыс-I, Турамыс-II и (после вершины 5226) Турамыс-III. Ближайший из них к поляне Сулоева -- Турамыс-III, возможно, поэтому он наиболее посещаемый. Наша группа также прошла этот перевал с лед. Турамыс на лед. Шапак (с неопределяющей стороны). Описание прохождения дается от поляны Сулоева до лед. Шапак.

Пер. Турамыс мы проходили в качестве заявленного запасного варианта. Выйти основным вариантом -- через Памирское фирновое плато

АХ: путь по Фортамбеку. Впереди пики Ленинград, Абалакова, Бородино.

или п. Абалакова на лед. Гармо и далее пер. Пулковским в долину Ванча -- мы никак не успевали из-за примерно недельного отставания от графика в результате большой затраты времени на разведку перемычки Ахмади Дониша и последующего ее обхода по большим ледникам через два перевала. Пройти какой-либо еще сложный перевал в промежутке (например, ПФП "вдоль") мы также не успевали по времени. Но, поскольку при разработке маршрута мы предвидели реальную (хотя и нежелательную) возможность такой ситуации, вариант выхода в Джиргиталь через перевалы (на выбор) Шини-Бини или Турамыс - Бырс нами был заранее предусмотрени записан в маршрутную книжку. Из последних двух вариантов мы предпочли исключить пер. Шини-Бини. Опасались мы при этом не перевала как такового, а того, что довольно длинный лед. Шини-Бини, который и без того не подарок, в этом году мог, подобно многим уже встретившимся нам за поход ледникам, сильно подвинуться и стать совсем труднопроходимым, в то время как на многодневное распутывание ледопадов времени у нас не было. Хотя известно, что, например, дорожка по лед. Бырс тоже отнюдь не скатертью, там по крайней мере трудный участок ледника не является протяженным. Забегая вперед, отметим, что выбор запасного варианта через перевалы Турамыс и Бырс был, скорее всего, оправдан. На лед. Бырс группа столкнулась с таким невообразимым препятствием -- страшно представить, если бы примерно то же самое оказалось на длинном лед. Шини-Бини!

21 августа после небольшой утренней экскурсии по поляне Сулоева

ГС: поляна Сулоева.

ГС: мемориал на поляне Сулоева.

ГС: мемориал на поляне Сулоева.

в 1150 мы вышли в направлении пер. Турамыс. Сильно торопиться не было смысла: до перевала отсюда относительно недалеко, мы вполне успевали под него подойти, а лезть на взлет сегодня же все равно не планировали. Теплые озера в верхней части поляны пересохли и превратились в растрескавшиеся такыры -- видно, что лето было жаркое. Вскоре поляна заканчивается, а лед. Фортамбек внизу разделяется на две большие ветви, между которыми вклинивается п. Подводная Лодка. Одна ветвь ледника продолжает вести в западном направлении к пикам Москва и Абалакова. Другая -- круто поворачивает на север и через три километра снова на запад, проходя севернее Подводной Лодки. Эта ветвь имеет свое собственное название лед. Турамыс. На ледник в этом месте выходить не надо. Здесь продолжают движение вверх по заросшим травой моренным карманам справа (по ходу) от русла ледника. В моренных карманах протекает чистый ручей, удобно ночевать. В верховьях этого ручья с 1300 до 1545 мы обедали и купались в теплой ванне. Еще чуть выше -- там, где лед. Турамыс почти под прямым углом поворачивает с севера на запад -- справа (по ходу) из-под п. Сулоева в него впадает довольно сильно разорванный ледопад. Здесь следует, не доходя до ледопада, спуститься с боковых морен на лед. Турамыс и далее идти по центру (там ледник ровнее, и меньше трещин).

Пер. Турамыс-III -- это первая выраженная седловина в отроге после поворота ледника, прямо напротив Подводной Лодки. Перевальный взлет -- осыпь, в верхней половине обычно покрытая снегом -- начинается почти прямо от ледника, перепад высоты около 800 м, крутизна -- 30 В 35o. Под самым взлетом на борту ледника есть хорошие горизонтальные площадки для ночевки, протекает ручей. Дойдя сюда к 1745 (две ходки от места обеда), мы заночевали.

ГС: подходы к пер. Турамыс. Т3 -- седловина пер. Турамыс-III.

ГС: подъем на пер. Турамыс.

22 августа вышли в 720. Сразу начинается крутой подъем на перевал. Подъем дался нам с большим трудом. Обычного на этом склоне фирна в этот раз не было вовсе. Лезть по очень крутой (аж глаза на лоб) живой осыпи, во многих местах опасно лежащей на разрушенных скалах, было весьма утомительно. Мало того, приходилось еще и внимательно выбирать путь, так как надежно пройти без страховки через пояса разрушенных скал при отсутствии фирна можно было далеко не в любом месте. Через четыре ходки, в 1100, мы, наконец, взгромоздились на перевал. В туре обнаружилась смерзшаяся, на вид совершенно гомогенная окаменелость, оказавшаяся после осторожного оттаивания запиской

Записка, снятая с пер. Турамыс-III

ГС: спуск с карниза на пер. Турамыс.

группы туристов Новосибирского госуниверситета под руководством Георгия Сальникова от 29 августа 2004 г. С седловины открываются великолепные виды

ГС: панорама с пер. Турамыс: Л -- п. Ленинград; А -- п. Абалакова; Б -- пер. Бородино; М -- п. Москва; 30 -- п. 30-летия Советского государства; АДМ -- пер. Адмиралтейский; О -- п. Ошанина.

ГС: пер. Шини-Бини.

на пики Москва, 30-летия Советского Государства, Ошанина, перевалы Адмиралтейский и Шини-Бини.

Спуск начали в 1200. Перевальный гребень обрывался на север большим снежно-ледовым карнизом с бергшрундом -- прямо с седловины пришлось кинуть одну сдвоенную веревку 20 м, закрепив ее за большой камень и продернув для последующего сброса через петлю. Дальше вниз ведет длинный снежно-ледовый склон (перепад, как и со стороны Фортамбека, метров восемьсот) крутизной в разных местах от 20o до 45o, пересеченный многочисленными бергшрундами. Спуск здесь по фирну почти всегда возможен пешком в связках, но приходится очень замысловато лавировать, обходя большие трещины, ледовые сколы и просто чересчур крутые участки. Сразу от перевального карниза надо идти влево, потом далеко (почти до самого борта) вправо, обходя поверху серию бергшрундов. Потом снова влево в обход крутого ледового лба, и опять вправо. Там, где-то в середине склона, обычно приходится вешать одну веревку через бергшрунд с нависающим ледовым сбросом. Мы подошли к этому сбросу, и нам там не понравилось. Сходив в разведку, мы с интересом обнаружили, что препятствие можно обойти, забрав снова далеко влево и осторожно сойдя по левому широкому ледовому корыту до самого подножия. На весь этот спуск с разведками мы потратили два часа -- с 1200 до 1400. Еще ходка по сильно трещинноватому леднику (двигались в основном по центру), и мы вышли к месту слияния перевального цирка с основным руслом лед. Шапак, где в 1440 остановились на обед.

ГС: спуск с пер. Турамыс.

ГС: пер. Турамыс со стороны лед. Шапак (верхняя часть).

ГС: пер. Турамыс со стороны лед. Шапак (нижняя часть).

ГС: лед. Шапак. Впереди наверху плато Бырса, слева от него нунатак.

Таким образом, мы прошли пер. Турамыс-III вместе с подходами практически за сутки (от обеда чуть выше поляны Сулоева до обеда на Шапаке). Перевал достаточно надежный и, несмотря на вполне оправданную категорию сложности 2Б, проходим с применением малого (в нашем случае 20 м) количества перильных веревок.



Далее:
Пер. Бырс Восточный (3Б, Уровень выше: Техническое описание перевалов Назад: Пер. Четырех (3Б, 5500)   Содержание


Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2008 г.