Далее: Пер.
Турамыс-III (2Б, 5300) Уровень выше:
Техническое
описание перевалов Назад: Пер.
Интеграл (2Б, 5380) Содержание
Перевал Четырех расположен в хр. Академии Наук между пиками Четырех и Ахмади Дониша. Перевал связывает верховья ледников Аюджилга и Москвина. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: восточная (со стороны лед. Аюджилга). Перевал односторонний. Пройден группой со стороны лед. Аюджилга (на подъем с определяющей стороны). Описание прохождения дается от лед. Аюджилга до поляны Москвина.
Пер. Четырех -- очень принципиален, так как представляет собой один из двух возможных, примерно равноценных по сложности путей с лед. Аюджилга
Перевал устроен следующим образом
16 августа с утра мы не вышли с ночевки после прохождения пер. Интеграл. Снег, шедший перед этим весь день и всю ночь, продолжал идти. Видимости не было. Так что пришлось пурговать. В районе обеда разъяснилось, вышло солнце, снегопад прекратился. Со всех склонов окружающих гор немедленно пошли лавины
Поставив лагерь на безопасном расстоянии от склона, мы совершили силами двоих участников с 1800 до 2130 предварительную провеску
17 августа мы вышли в 700, как только начало светать. За одну ходку подошли к навешенным с вечера веревкам. С утра было холодно, погода благоприятная, снег смерзшийся -- там, где он был. Выше конца перил пешком в связках распутали еще несколько бергшрундов в более пологом месте. Затем навесили еще одну веревку на коротком крутом участке и вышли на наклонную полку.
Дальнейший путь по полке, к сожалению, оказался не таким легким, как мы бы того хотели. Мы рассчитывали, что на ней будет в основном фирн, и удастся дойти без перил до начала верхнего кулуара. Но не тут-то было. Вместо плотного фирна там оказался слой недавно выпавшего снега на гладком льду. Там, где этот снег еще остался, причем смерзся за ночь и пока еще не оттаял, можно было надежно идти ногами. Но в других местах -- где вчера сходили лавины -- на поверхности был голый лед. Кроме того, кое-где мешали присыпанные снегом трещины. Так что пройти пешком всю полку не получилось. Пришлось навесить на ней дополнительно в разных местах (не подряд) еще четыре веревки
Провесив в верхнем кулуаре еще семь веревок, мы в 1815 достигли седловины. В кулуаре был в основном голый лед, кое-где покрытый ненадежным мокрым снегом, который все равно ногу не держал. Первый участник поднимался без рюкзака. Идти по перилам было нелегко. Погода снова испортилась, пошел мокрый снег, пропала видимость. Собственно, видимость на этом участке подъема была не очень-то и необходима, но мокрый снег затруднял подъем, налипая на веревку и забивая жумары. С перевала сняли записку
Спуск с седловины на лед. Москвина проблем не представляет -- метров пятьдесят по средней осыпи, дальше пологий ледник
ГС: подход к поляне Москвина. Втянутые животы оголодавших участников. |
Вниз по лед. Москвина сначала идут по центру. Когда начинаются многочисленные трещины, забирают ближе к левому борту, где их меньше, и легче преодолевать. Через две ходки начинаются первые морены, где, если присмотреться, турами промаркирована тропа, которая уже через несколько сотен метров становится явно видимой. Тропа идет все время вдоль левого борта и выводит прямо на поляну Москвина, на которой располагается МАЛ. 18 августа, выйдя в 950 с места ночевки под пер. Четырех, в 1400 мы пришли, изрядно похудевшие (два перевала и восемь трудовых дней на двухдневном запасе!), в МАЛ на поляну Москвина.
Таким образом, группа прошла пер. Четырех, навесив на подъеме 16 веревок (770 м перил) на ледобурах. Перевал проходился в неблагоприятных условиях: в плохую погоду и по неудобному рельефу (свежевыпавший влажный снег на льду). Тем не менее, группа работала достаточно оперативно, на седловину поднялись засветло, с хорошим запасом времени. Последующим группам, планирующим прохождение пер. Четырех, стоит еще раз подчеркнуть очень высокую потенциальную камнепадоопасность этого перевала, требующую исключительно продуманной тактики прохождения, отточенной техники, как индивидуальной, так и коллективной, обеспечивающей четкое взаимодействие в группе, оперативное прохождение перил, своевременную передачу снаряжения по цепочке участников. Все это позволяет добиться высокой скорости подъема на перевал, своевременного (до начала больших камнепадов) ухода с потенциально опасных участков и, соответственно, обеспечения безопасности прохождения. К чему мы всегда и стремимся. Тот же принцип (и даже в большей степени, так как опасна нижняя половина взлета) применим и к рекомендациям по прохождению пер. Четырех в обратном направлении: заночевать близко к седловине, часть перил навесить с вечера, стартовать очень рано утром, а потом -- скорость, скорость и еще раз скорость, и безошибочные действия при навеске и снятии перил, чтобы не было ни минуты неоправданной потери времени, чтобы удалось побыстрее унести ноги с этого опасного перевала. На пер. Четырех ни в коем случае нельзя "тормозить", его можно проходить только бегом!
Далее: Пер.
Турамыс-III (2Б, 5300) Уровень выше:
Техническое
описание перевалов Назад: Пер.
Интеграл (2Б, 5380) Содержание