3.12. Перевал Коктак (5756, 3А) находится в южном гребне пика Кокосель (6858), ориентирован с востока на запад и соединяет ледник Кокосель (на востоке) с ледником Коктак (на западе). Координаты седловины: 38° 11.394'С 75° 7.334'В.

Путь к перевалу с востока пролегает по правому притоку ледника Кокосель, проход к которому преграждает непростой ледопад основной ветви ледника.

Ф. 3.96. Вот как выглядит ледник Кокосель от подножия перевала Коктак.

Движение по основному леднику к его правому борту следует осуществлять так, чтобы к рантклюфту выйти примерно в 150 метрах выше устья правого притока ледника. Так проще пересекать ледопад. Затем следует спуститься в рантклюфт, повернуть налево и уже по рантклюфту дойти до правого притока ледника Кокосель.

Ф. 3.97. Пересечение ледопада ледника Кокосель. На пути к рантклюфту правого борта.

Ф. 3.98. Перед дюльфером в рантклюфт.

Ф. 3.99. Восточный склон перевала Коктак. К перевалу ведет очень протяженный ледовый склон. В верхней половине склона мы провесили 400 м перил (8 веревок).

Ф. 3.100. Прохождение 6-й веревки.

На перевале мы повернули направо и сделали попытку восхождения на пик Кокосель (6858) по южному гребню. Восхождение было прервано на высоте 6543 м, так как по спутниковому телефону поступила просьба о помощи от попавшей в камнепад группы Волкова.

Ф. 3.101. Начало подъёма по южному гребню.

Ф. 3.102. На южном гребне сразу после ночевки в лагере 5910.

Ф. 3.103 - 3.104. Подъём по снежным куполам к основанию предвершинного взлёта гребня.

Ф. 3.105. Место ночевки 6543 на краю разлома в основании предвершинного взлёта.

Ф. 3.106. Спустившись к седловине перевала Коктак, мы увидели, что обращенный к леднику Кокосель восточный склон перевала окутан плотным туманом.

Страх перед камнепадами вынудил нас спуститься на ледник Коктак, чтобы попытаться пройти его ледопад и, обогнув горные хребты, подойти снизу к леднику Кокосель, на котором терпела бедствие группа Волкова. Как принималось это решение, все перипетии этого дня и фотоочерк о спасработах см. в Приложении 2.

На карте лиловая линия - путь подъёма группы на южный гребень пика Кокосель, красная линия - путь спуска с вершины в лагерь 4440, оранжевая линия - путь транспортировки Максима Панкова.

Рис. 3.5. Район перевала Коктак.

Ф. 3.107. Ледопад ледника Коктак имеет две ступени. В лабиринте трещин на подходе к верхней ступени ледопада.

Ф. 3.108. Верхняя ступень ледопада обходится по засыпанному лавинами рантклюфту левого борта. На пути к рантклюфту.

Ф. 3.109. Вот, как выглядит этот обход. Далеко впереди видна спокойная часть ледника между ступенями ледопада.

Ф. 3.110. Вид назад, на верхнюю ступень ледопада.

Ф. 3.111. На подходе к нижней ступени ледопада трещины распространяются и поперек и вдоль ледника.

Нижний ледопад тоже проходится вдоль рантклюфта левого борта, но именно вдоль, т.к. рантклюфт здесь очень глубок, местами затоплен, короче - рантклюфт непроходим.

Ф. 3.112. Вид назад. Спуск к рантклюфту левого борта.

Ф. 3.113. Движение вдоль рантклюфта.

Ф. 3.114. Вид назад от точки подъёма на левобережную морену ледника.