3.4. Перевал Плечо Обручева (5320, 3А) расположен в южном плече пика Обручева (5459) - высочайшей вершины хребта Ледяной Мыс. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет ледник в долине левого притока реки Джанайдартака, стекающий из под восточного склона пика Обручева (на востоке) и отступивший приток ледника Корженевского, вытекающий из цирка юго-западнее пика Обручева (на западе). Координаты перевала: 39° 27.433'С 73° 6.753'В. 08 - 09 августа 2012 г. наша команда в полном составе (8 чел.) совершила первое сквозное прохождение перевала Плечо Обручева (5320, 3А) с ночевкой на перевале с 08 на 09 августа. Утром 09 августа все участники поднялась на пик Обручева (5459) по его южному гребню в радиальном выходе с перевала, проложив, тем самым, вариант маршрута В. Ноздрюхина (1956 г.) ориентировочно 2Б к.с.О восхождениях на пик Обручева в период с 1956 по 2012 информации найти не удалось.Утром 07 августа мы обошли озеро 4278 по западному берегу и, обогнув отрог северо-восточного гребня пика Обручева, спустились к леднику, который поднимается к восточному склону пика Обручева.

Подъем вдоль ледника сначала идет по левобережной морене. На повороте ледника, при подходе к маленькому языку отступившего левого притока, морена обрывается. От конца морены видно, см. фото 3.4.1, что короткий участок пути по карману ледника заканчивается выходом на ледник выше ледопада. Этот реализованный нами путь оказался камнеопасным - с маленькой концевой морены отступившего притока срывались камни и падали в карман основного ледника. К сожалению, мы заметили это, когда уже оказались в кармане. На будущее, мы рекомендуем обходить эту концевую морену сверху, следуя сиреневой линии на фото 3.4.1.

Ф.3.4.1. Два варианта выхода на ледник. Альтернатива, отмеченная сиреневой линией, более трудоёмка, но зато безопасна.

Ф.3.4.2. Путь в кармане и выход на ледник.

Наш путь по леднику выше ледопада проходил около его левого борта. На закрытом леднике на высоте 4701 м в точке с координатами 39° 27.812'С 73° 7.626'В мы встали на обед. Воду набирали из ручья на скалах левого борта. Не успели мы пообедать, как начался обильный снегопад с грозой, поэтому мы поспешили разбить лагерь и встали на ночлег.

Ф.3.4.3. Утром 08 августа зигзагом между разломами мы поднялись на седловину 5028 в водоразделе хребта Ледяной Мыс.

Ф.3.4.4. С седловины 5028 к седловине 5320 (пер. Плечо Обручева) в южном плече пика Обручева (5459) ведет широкий снежный гребень.

Ф.3.4.5. На высоте 5168 м на гребне имеется маленькое плато, за которым возвышается 150-метровый взлет к перевалу Плечо Обручева (5320). На этом взлете нам пришлось бы провесить около 4 веревок перил на ледорубной страховке, снег там был очень глубок. К тому же склон имел восточную экспозицию, а время близилось к полудню. После 2-х дней снегопада (6 и 7 августа) мы побоялись выходить на этот склон и предпочли подниматься в обход, по южному гребню.

Ф.3.4.6. Два взлёта на гребне мы прошли «в лоб» по заснеженным скалам с попеременной страховкой.

Ф.3.4.7. Жандарм перед седловиной перевала обошли слева (по ходу).

Ф.3.4.8. Сразу за жандармом, на седловине 5320 (пер. Плечо Обручева) можно разместить небольшой лагерь.

Ф.3.4.9. Из лагеря к пику Орбучева ведет широкий гребень с карнизами на восток.

Ф.3.4.10. Вид с пика Обручева на север.

Ф.3.4.11. Вид с пика Обручева на восток. Слева возвышается массив Курумды (6613).

Ф.3.4.12. Вид с пика Обручева на юг.

Ф.3.4.12*. Вид с пика Обручева на юг. Отмечены пики: 6075 - Белецкого, 6040 - Шахтер, 6088 - Корженевского, 5842 - ВМФ, 6624 - Кызыл-Агын Северный, 6218 - Латвии, 6780 - Октябрьский, 6690 – Единства.

Ф.3.4.13. Вид с пика Обручева на юго-запад. Отмечены пики: 6194 - Спартак, 7134 - Ленина, 5945 - 19-го партсъезда, 6717 - Дзержинского, 5343 и 5315 - Ледяной мыс, 5027 - Панорамный.

Ф.3.4.14. Спуск с перевала на запад проходит по протяженному снежно-ледовому склону. Всего на этом склоне мы провесили 15 веревок перил (700-750 м). Снег был глубок, перила закреплялись на ледорубах.

Ф.3.4.15. Перепад высот на западном склоне перевала 480 м.

Ф.3.4.16. Предварительно заявленный спуск с западного гребня пика Обручева нам показался опасным из-за камнепадов и обвалов льда. Что касается нашего склона, то благодаря западной экспозиции, по крайней мере в утренние часы он был относительно безопасен (в смысле лавин).

Ф.3.4.17. Склон был не слишком крут, около 40 градусов, или даже чуть меньше.

Ф.3.4.18. Ступени в снегу формировались легко, последний спускался в три такта, а на некоторых участках даже лицом от склона. Поэтому перевал Плечо Обручева, несмотря на большую протяженность западного склона, на категорию трудности 3Б «не тянет».

Спуск по леднику к концевой морене и далее на ледник Корженевского особых трудностей не вызывает и подробного описания не заслуживает.