3.11. Перевал Ленина (6433, 3Б) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Малая Саукдара (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты перевала: 39° 21.22'С 72° 50.65'В.

Перевал Ленина находится в западном плече пика Ленина, и спуск с перевала на ледник Ленина проходит по тропе классического маршрута на вершину, т. е. через восточное плечо (6120) вершины Раздельная (6140).

Основную сложность перевала составляет ледопад ледника Малая Саукдара. Наш путь не проходил по этому ледопаду, мы, лишь, спустились в верхний цирк Малой Саукдары. Поэтому в зачет команде предлагается отнести связку 3А к.т. перевалов Раздельный и Ленина.

Полное описание перевала от долины Большой Саукдары до ледника Ленина можно посмотреть в [1]. Следует учитывать, однако, что описание это дается по результатам прохождения в год подвижки (2009 г.) ледника Малая Саукдара. Спустя несколько лет после подвижки ледник становится значительно проще.

Ф.3.11.1. Подъём с перевала Раздельного на западное плечо пика Ленина производится по обледенелой тропе, которая серпантином вьётся среди осыпных выходов на гребне (фото А.Лебедева 2001 г.).

Ф.3.11.2. По выходу на плечо, почти сразу, а именно, из точки 39° 21.22'С 72° 50.65'В начинается спуск по пологому желобу на ледник Малая Саукдара.

Ф.3.11.3. Вот так выглядит этот путь с юго-западного ребра западного гребня пика Ленина с высоты около 6700 м. На спуске приходится обходить трещины. От перевала Раздельный до плато 5900 на леднике Малая Саукдара мы дошли к обеду. Вторую половину дня мы отдыхали, набираясь сил перед восхождением на пик Ленина.