3.1. Перевал Туюксу (4765, 2Б) расположен в хребте Ледяной Мыс, ориентирован с севера на юг и соединяет ледник в истоках р. Туюксу (на севере) с ледником Перевальный (на юге). Координаты седла: 39° 25.843'С 73° 0.931'В.

На перевал Туюксу наша группа поднялась дважды в радиальных выходах. 04.08.2015 мы совершили восхождение на перевал с севера (по определяющей сложность стороне) и занесли на него заброску. 13.08.2015 мы сняли заброску, поднявшись на перевал с южной стороны. Тем самым, мы обеспечили себе в период с 05.08 по 13.08 легкие рюкзаки.

Утром 01.08 мы выехали из г. Ош на микроавтобусе. Мы специально попросили менеджеров туристической фирмы «Горы Азии» найти для нас «сапог» - микроавтобус с мало выступающим задом. Такая машина более проходима на кошевых дорогах. В результате нам достался старенький микроавтобус, который по шоссе ехал весьма медленно, к тому же на подъёме к перевалу Талдык у него перегрелся радиатор.

Зато он отлично справился на участке кошевой дороги от поселка Сары-Могол до ущелья реки Туюксу.

К 16 часам мы достигли конца дороги и челноком перетащили все свои грузы к лагерю у ручья в точке с координатами: 39° 29.98'С 72° 59.12'В. Эта точка расположена высоко над рекой на террасе левого борта долины Туюксу.

Ф.3.1.1. В первый день мы достигли точки 1, двигаясь челноком по террасе левого борта долины Туюксу. Во второй день мы отчелночили с заброской к языку ледника и поднялись в точку 2. В третий день мы отнесли заброску на перевал Туюксу (4765, 2Б) (синий трек). А в четвертый день мы подхватили заброску поднялись в долину правого притока р. Туюксу (зеленый трек).

Ф.3.1.2. Удобное место для ночевки перед подъёмом на перевал Туюксу, см. точку 2,3 на фото 3.1.1. Этот карман правобережной морены с чистым ручьем и травой находится на высоте 4115 м. Координаты ночевки: 39° 26.921'С 73° 1.188'В.

Ф.3.1.3. Перевал Туюксу (4765,2Б), вид с севера.

Подъём с севера на перевал Туюксу включает прохождение ледопада (см. трек на предыдущем фото до точки 1), пересечение ледникового плато, подъём к огромному разлому (к точке 2) обход разлома (до точки 3) и подъем по снежно-ледовому склону на перевал (к точке 4) (2 веревки перил, 45 градусов), см. фото 3.1.3.

Ф.3.1.4. Ледопад проходится зигзагом, сначала с запада на восток, как на этом фото, а потом с востока на запад, см., также, фото 3.1.3.

Ф.3.1.5. Поворот к проходу на запад.

Ф.3.1.6. В проходе по ледопаду на запад.

Ф.3.1.7. В верхней части прохода на запад, перед выходом на плато, ледопад заставляет призадуматься...

Ф.3.1.8. Вид на перевал с плато над ледопадом, см. ф. 3.1.3.

Ф.3.1.9. Перевальный взлет (группа на спуске).

Ф.3.1.10. Южный склон перевала Туюксу представляет собой заснеженную осыпь крутизной около 25-30 градусов с общим перепадом высоты порядка 100 м. Фото снято с ледника Перевального.

Ф.3.1.11. Взятие заброски с перевала Туюксу 13.08.2015.