ОТЧЕТ

о горном походе пятой категории сложности по Северному Памиру, совершенному с 02.08 по 26.08.2015

МАРШРУТ:

р. Туюксу - рад. пер. Туюксу (4765, 2Б) - траверс пика Панорамный (5027, 2А) - лед. Карасу Вост. - лев. приток Булаксу - пер. Запорожских ремонтников (4343, 1Б) - лев. приток р. Джанайдартака - пер. Плечо Обручева (5320, 3А) - лед. Корженевского - рад. пер. Туюксу - пер. Спартак (6140, 3А) - лед. Б. Саукдара - р. Сауксай - лед. Дзержинского - пер. Раздельный (6125, 3А*) - лед. Ленина — пер. Путешественников (4128, 1А) - лагерь Ачикташ.

Маршрутная книжка: 1/3 - 503, руководитель группы - Лебедев А.А.

Авторы отчета:

Автор текста - Андрей Лебедев. В отчете использованы фотографии Андрея Лебедева, Алексея Дорожкина и Ивана Жданова (фото 2012 г.).

ВВЕДЕНИЕ

Kmz-файл для просмотра маршрута в программе Google Earth

ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

3.1

Перевал Туюксу (4765, 2Б)

3.2

Перевал Панорамный (5027, 2А)

3.3

Перевал Запорожских романтиков (4343, 1Б)

3.4

Перевал Плечо Обручева (5320, 3А)

3.5

Перевал Спартак (6140, 3А)

3.6

Ледник Большая Саукдара, долина Сауксая

3.7

Перевал Раздельный (6125, 3А*)

ССЫЛКИ

1. ВВЕДЕНИЕ

В 2015 г. в качестве района для проведения похода 5 к.с. был выбран Заалайский хребет. Внешние обстоятельства требовали организационно простого и дешевого варианта, и Заалайский хребет подходил для этого, как нельзя лучше.

Акклиматизацию было решено провести в районе хребта Ледяной Мыс. Заброска на перевал Туюксу (4765, 2Б) позволяла после завершения акклиматизационного кольца иметь достаточный ресурс продуктов и топлива для прохождения финальной части похода с перевалами Спартак (6140,3А) и Раздельный (6125,3А*).

1.1. Изменения в первоначальных планах, произошедшие на маршруте.

1). Отказ от нового пути спуска с пика Панорамного. В момент нашего выхода на вершину пика Панорамного (5027) началась гроза. Поэтому мы отказались от заявленного нового пути спуска с вершины по её северо-восточному гребню с последующим траверсом вершины 4837. Вместо этого мы поспешили спуститься с пика просто на ледник В. Карасу, повторив путь первопроходцев 2012 г. [1].

2). Отказ от траверса пика Обручева. Ледник СВ гребня пика Обручева (спускающийся на ЮВ) был открыт и засорен камнями. Это было результатом июльской жары, и при крутизне ледника в 30-35 градусов, это состояние ледника мы оценили, как весьма камнеопасное. В результате мы отказались от заявленного траверса пика Обручева и, воспользовавшись запасным вариантом, обошли траверс через перевал Плечо Обручева (5320, 3А).

3). Отказ от восхождения на пик Ленина. В ночь с 22.08 по 23.08 в район пришел атлантический циклон. За эту ночь выпало 20 см. свежего снега. Весь день 23.08, когда мы пробивались через верхний ледопад ледника Дзержинского, также шел снег. 24.08 было ясно и морозно, но на гребнях дул неистовый ветер. В полдень мы поднялись с юга на седловину перевала Раздельного и собрались, было, начать подъем на плечо пика Ленина (6400), но вовремя одумались. Уже позже, внизу, гиды оценивали ветер до 30 м/c при температуре до минус 15 (возможно преувеличение). Так или иначе, ветер делал пребывание на гребне просто нестерпимым. Мы развернулись в сторону вершины Раздельной и отдохнули от ветра лишь на спуске с неё.

К слову, с момента прихода циклона 22.08 и вплоть до нашего отъезда в город Ош на пик Ленина не было совершено ни одного восхождения.

1.2. Новизна.

В нашем походе не было первопрохождений перевалов. Единственное запланированное первопрохождение 1Б к.с. не состоялось, так как на перевале мы обнаружили записку настоящих первопроходцев 2014 года. Подробнее об этом в пункте 1.5.

Однако:

1). Группе удалось существенно упростить спуск с перевала Панорамного (5027, 2А), точнее с ледника Восточный Карасу. Вместо спуска по непростому ледопаду, как это сделали первопроходцы в 2012 г. [1], мы нашли и осуществили проход по моренам левого борта ледника Восточный Карасу.

2). Группа проложила логичный и самый короткий путь подъёма на перевал Плечо Обручева (5320,3А) по снежно-ледовому восточному склону этого перевала, в противовес весьма запутанному маршруту по скалам южного гребня пика Обручева, который прошла группа первопроходцев в 2012 г. [1].

3). Группа осуществила мониторинг современного состояния местности южнее пика Ленина, где всё меняется с каждым годом в зависимости от наступления и таяния пульсирующих ледников. Добытые нами сведения представляют интерес не только для путешественников и горных туристов, но также для гляциологов.

1.3. Коротко об аспектах безопасности.

В группе имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Не менее раза в два дня, а чаще всего, каждый вечер группа выходила на связь с московским диспетчером. Диспетчер имел карту с маршрутом и с пронумерованными точками на маршруте в местах планируемых биваков. При выходе на связь ему сообщалось, к примеру, что группа встала на бивак, не доходя до точки N21 два километра.

Кроме того, раз в неделю группа выходила на связь с представителем ЦМКК Алексеем Ярошевским.

Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на большой высоте. Для предотвращения этого мы разработали точную векторную карту района проведения похода и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены ледопады, разломы и ледосбросы, а также оптимальные пути спуска с определяющих локальных препятствий. Точность карты достигала 20-30 метров.

Чтобы избежать попадания в непогоду на сложных участках, большое внимание уделялось её прогнозированию. Раз в два дня, а чаще, ежедневно, во время связи с московским диспетчером мы узнавали прогноз погоды на ближайшие дни.

1.4. Материальное обеспечение похода и организация забросок.

В походе использовалось обычное для команд Лебедева А.А. снаряжение, см., например, [2]. Отметим наличие у каждого участника легких самодельных снегоступов.

Продуктовая раскладка была обычной для групп Лебедева А.А., см., например, [2]. Заброска делила маршрут на два равных по длительности автономных участка.

1.5. Выводы и рекомендации.

1). Оптимальным путем спуска из-под перевала Панорамного (5027 2А) вдоль ледника Восточный Карасу является проойденный нами путь по моренам левого борта ледника. Этот путь проще, короче и быстрее пути первопроходцев 2012 г. через ледопад, в котором потребовалась даже одна веревка дюльфера [1].

2). Первопрохождение перевала 4248 (1Б) не получилось (высота 4248 взята с орографической карты В.Ляпина, где этот перевал фигурирует под номером 5). На седловине этого перевала мы обнаружили записку группы из Запорожья под руководством Дерибас И.Н. от 31.07.2014, в которой фиксируется первопрохождение перевала «Запорожских ремонтников». Высота перевала по GPS - 4343 м.

Категория сложности в записке 2А (группа поднималась по снежно-ледовому склону). Однако мы поднялись по осыпному склону справа (по-ходу) от ледника, и оценили сложность не выше, чем 1Б.

3). Перевалы Панорамный (5027, 2А) и Запорожских высотников (4343, 1Б) дают возможность соединить северные долины хребта Ледяной Мыс в единой нитке маршрута. Красивый восьми километровый прогон по лугам Алайской долины (между этими перевалами) с ночевкой на высоте 3430 дает возможность отлично восстановиться после траверса пика Панорамного (5027,2А), что столь необходимо перед прохождением перевала Плечо Обручева (5320,3А).

4). В походе нами пройден наиболее естественный и короткий путь подъёма на перевал Плечо Обручева (5320, 3А) - по восточному склону (4 веревки перил по ледовому склону крутизной от 45 до 50 градусов). В ходе первопрохождения перевала в 2012 г. [1] руководитель не успел притормозить инициативу лидера, который увел группу по-ходу влево, на скалы южного гребня пика Обручева.

5). После июльской жары обнажился лед на западном склоне перевала Плечо Обручева (5320,3А). В результате на спуске мы провесили 16 веревок перил на ледобурах (с продергиванием сдвоенной веревки через петли в ледовых проушинах). Спускались до 21.30. Тем не менее, для перевала рекомендуется всё та же 3А категория сложности, так как категория 3Б требует определенной изюминки. Монотонный, хоть и продолжительный, спуск по 45-градусному льду квалифицированной сложности на 3Б не представляет.

6). Обстановка на ледниках южных склонов пика Ленина сильно зависит от года последней подвижки этих ледников. В связи с этим мы будем обсуждать ледники Большая Саукдара, Малая Саукдара и ледник Дзержинского.

7). Ледник Большая Саукдара. Подвижки на этом леднике незначительны, положение языка практически не меняется. Однако изменяется «взволнованность» ледника и сложность его ледопадов в средней части (напротив перевалов 20 лет ККТ и Октябрьский). В 2001 г. группа туристов МАИ пересекла здесь ледник без особых проблем [3]. Сейчас же быстрого продвижения по леднику не получилось. То, что планировалось пройти за 1 день, мы прошли за 2 дня.

8). Ледник Малая Саукдара. Последняя подвижка наблюдалась в 2009 г. [2]. Группа туристов НГУ в 2008 году испытала большие трудности с бродом через вытекающую из-под ледника реку [4]. Действительно, перед подвижкой ледник сильно деградировал, язык его убрался глубоко в ложе, из под него вырывался мощный поток воды. В 2015 году (на 6-й год после подвижки) ледник, конечно, деградировал: сераков на его языке уже не наблюдалось. Но он еще впадал (пока) в ледник Большая Саукдара. Поэтому никакого препятствия в виде реки у нас не было, и мы без проблем пересекли белый лед ледника Малая Саукдара, даже, не надевая кошек.

9). Ледник Дзержинского. Последняя подвижка была в 1997 (или в 1996) году. Подвижки на этом леднике, прежде всего, усложняют нижний ледопад ( от ~4700 до ~4850, однако высоты могут изменяться). В 1997 г. группа туристов МАИ преодолела в этом ледопаде достаточный для 3Б набор сложностей [5]. Было и лазание по серакам и отчаянные прыжки через широкие разломы, см. ф. 3.6.9 — 3.6.11. Что касается верхнего ледопада ( с 5300 до 5500), то его состояние от подвижек не зависит.

Сейчас уже 18-й год после последней подвижки ледника Дзержинского. Нижний ледопад проходится очень легко (1Б-2А), и категория перевала Раздельный сейчас никак не выше 3А.

Рекомендуется изменить категорию сложности перевала Раздельный с 3Б на 3А*, причем звездочка имеет здесь канонический смысл, а именно, возможны периоды, когда реальная сложность перевала достигает 3Б.

18 лет без подвижки - это очень много. Подвижка у ледника Дзержинского вот-вот произойдет. Поэтому МКК вправе требовать от руководителей походов 5 к.с. свежей информации о леднике Дзержинского в виде недавно отснятых космических снимков. Иначе, какая-нибудь группа, подготовленная к горному походу 5 к.с., может столкнуться в нижнем ледопаде с большими неприятностями, ледопад может оказаться непроходим вообще.

2. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

25 дней

Количество «рабочих» дней

Количество дневок

Длина маршрута без повторно пройденного пути

160 км

Ночевки выше 5500

5895, 6140, 5675, 5590.

2.2. Нитка маршрута.

2.3. Список пройденных перевалов.

N

Название

Высота

к.с.

Примечание

Туюксу

4765

Рад. выходы на пер. с обеих сторон.

Панорамный

3А*

Путешественников

4128

2.4. Состав спортивной группы.

N

18.01.1991

Копытов Иван Юрьевич

07.05.1990

г. Химки (Московская обл.)

Миняев Сергей Анатольевич

05.05.1990

г. Истра (Московская обл.)

2.5. Схема В. Ляпина с нанесенным на неё маршрутом.

На орографической схеме Заалайского хребта, составленной Вадимом Ляпиным, красной линией изображен пешеходный путь группы. Зелеными кружками на черном фоне обозначены места ночевок, красные номера ночевок соответствуют номерам дней из календарного плана похода, см. раздел 2.6. При этом, ночевка с номером K следует после дня с номером K ( К=1, 2, … , 35 ). Пройденные перевалы обозначены синими кружками, если на них не было ночевки. В противном случае значок перевала или вершины замещается значком ночевки.

2.6. Календарный план похода.

2.7. Kmz-файл для просмотра маршрута в программе Google Earth

3. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

4. ССЫЛКИ

1. Отчет о походе 6 к.с. по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 7323, 2012.

2. Отчет о походе 6 к.с. по Центральному и Северному Памиру с восхождениями на пики Революции, Коммунизма и Ленина ( «Памирский марафон 2009» ). Библиотека МГКТ, отчет N 6553, 2009.

3. Отчет о походе 6 к.с. по Северному Памиру ( «Заалайский марафон» ). Библиотека МГКТ, отчет N 5819, 2001.

4. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру в 2008 г.

5. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 5509, 1997.

6. Отчет о походе 6 к.с. по Центральному и Северному Памиру с восхождениями на пики Революции и Ленина ( «Памирский марафон 1999» ). Библиотека МГКТ, отчет N 5627, 1999.