3.6. Ледник Большая Саукдара, долина Сауксая. Первые километры спуска с перевала Крыленко мы шустро прошли по закрытой части ледника Большая Саукдара. Но чем ниже, тем препятствия встречались чаще и становились сложнее. На повороте ледника на юго-восток, на высоте около 5300 ледник открылся, начались прыжки через трещины. Но настоящие сложности нас ожидали после обеда, который мы провели напротив главной вершины пика Октябрьский (6780). Здесь ледник снова поворачивает на юг, и начинается протяженный ледопад. Наше петляние в обход разломов приобрело систематический характер, и продвижение вперед стало очень медленным. Наконец, мы увидели справа дорожку серединной морены, которая рождалась на краю отрога, отходящего от ребра Хойера (см. маршрут Хойера на пик Ленина). Мы поспешили повернуть направо и пробиться к этой дорожке.

Ф.3.6.1. Проследовав вдоль центральной морены чуть менее 2-х км, мы встали на ночлег в точке 4725 с координатами: 39° 17.932'С 72° 56.441'В.

Утром 20.08.2015 мы продолжили движение по центральной морене. Через километр моренная дорожка привела в ледопад столь мощный, что начала разбиваться на фрагменты широкими разломами ледника. Дальнейшее движение по центральной морене стало невозможным.

Слева мы уже миновали упирающийся в ледник скальный контрфорс, который спускается с вершины между перевалами 20-летия ККТ и Октябрьский, и это открывало перспективу прохода по рантклюфту левого борта.

Мы повернули налево и, воспользовавшись глубоким поперечным желобом в леднике, подошли к полосе сплошных сераков, которая тянулась вдоль левого борта ледника Большая Саукдара.

Ф.3.6.2. После продолжительной разведки нам удалось обнаружить путь, который без дюльферов выводил в рантклюфт. Дюльферов действительно не было, но были многочисленные стенки высотою до 2-х метров, которые преодолевались в кошках на передних зубьях.

Ф.3.6.3. Спуск в рантклюфт заканчивался выходом к озеру.

Ф.3.6.4. Для обхода этого озера необходимо было сначала взобраться на разрушенные скалы, а потом над скалами траверсировать крутой конгломератный склон. Всё это тоже производилось в кошках.

Наконец, за озером, в точке 4695 с координатами 39° 17.249'С 72° 56.991'В мы сняли кошки и устремились на юг то по грязи, то по льду, то по камням на дне глубокой канавы между крутым конгломератным склоном слева и отвесным ледником справа. Эта канава не прерывалась даже ледником с перевала Октябрьский.

К обеду мы достигли бурной реки с ледника перевала Профсоюзов и поспешили поскорее перебродить её. Это было нетрудно, так как река перед своим исчезновением в гроте ледника Большая Саукдара разбивалась в плоской галечной пойме на множество мелких рукавов.

После обеда нам удалось пройти чуть более 2-х километров. Из соображений безопасности, в поисках места для ночлега мы вылезли из рантклюфта на ледник, нашли плоскую площадку и заночевали в точке 4470 с координатами: 39° 13.832'С 72° 55.135'В.

Утром 21.08.2015 мы прошли по рантклюфту чуть менее полутора километров и, миновав устье левого притока Большой Саукдары, без особых сложностей пересекли ледник, поднявшись на морены его правого борта в точке 4450 с координатами: 39° 13.361'С 72° 53.700'В.

Места здесь начались очень красивые. Морены поросли травой, кругом живописно разбросаны темно-коричневые от загара камни. Здесь, можно сказать, в полюсе недоступности на нитке нашего маршрута я решил сфотографировать свою группу.

Ф.3.6.5. Группа на фоне ледника Северный Зулумарт: Сергей Миняев, Алексей Дорожкин, Юрий Максимович, Иван Копытов, Александр Силин, Андрей Вячистый.

Ф.3.6.6. Наконец, открылся вид на грандиозную морену ледника Дзержинского. Это был «момент истины»!» Льда над мореной не было видно. Это означало, что ледник Дзержинского так и не подвинулся с 2012 г.

Ф.3.6.7. А ведь могло быть и так, как на этом фото 1999 г. [6].

От года, прошедшего с момента подвижки ледника Дзержинского, очень зависит истинная сложность перевала Раздельный. В 1997 г. сразу после последней подвижки нижний ледопад ледника Дзержинского вполне оправдывал традиционную классификацию сложности у этого перевала, как 3Б. Достаточно посмотреть вот на эти картинки из отчета группы туристов МАИ о походе 1997 г. [5].

Ф.3.6.8. Нижний ледопад ледника Дзержинского в 1997 г.

Ф.3.6.9. Преодоление сераков в нижнем ледопаде ледника Дзержинского в 1997 г.

Ф.3.6.10. Преодоление разлома в верхней части нижн. ледопада лед. Дзержинского в 1997 г.

Ф.3.6.11. Прыжок через разлом в верхней части нижн. ледопада лед. Дзержинского в 1997 г.

С 1997 г. у ледника Дзержинского не было ни одной подвижки. Нижний ледопад год от года упрощался и к 2012 г. стал настолько простым, что и 2Б вот только за такой ледопад перевалу даже и не дашь. А в 1915 г. этот ледопад, наверно можно было пройти без кошек, просто в ботинках. Конечно, мы не экспериментировали, но было очень легко.

Всё это не относится к верхнему ледопаду ледника Дзержинского, характер и сложность которого не меняется из-за подвижек. Есть и другие сложности у перевала Раздельный.

Из всего сказанного следует, что сложность перевала Раздельный целесообразно классифицировать, как 3А*, причем звездочка здесь имеет каноническое значение: она сигнализирует, что бывают периоды, когда сложность перевала возрастает до 3Б.

Кстати, подвижек у ледника Дзержинского не было с 1997 г., то есть, 18 лет. Это очень много. Не удивлюсь, что через год-два перевал Раздельный снова станет полноценной 3Б.

Будущим руководителям походов 5 к.с. следует внимательно следить за ситуацией и не включать в свой маршрут перевал Раздельный, предварительно не изучив состояние ледника Дзержинского по свежим космическим снимкам. Иначе, такой ледопад, см. ф. 3.6.9, можно и не пройти, и в результате остаться без продуктов на Сауксае.

Я морально подготовился к подвижке ледника Дзержинского и в качестве запасного варианта рассматривал перевал Ленина (6450, 3Б) с прохождением ледопадов ледника Малой Саукдары. С момента последней подвижки Малой Саукдары в 2009 г. прошло 6 лет. Поэтому пройденный в Памирском марафоне [2] нижний ледопад Малой Саукдары за эти 6 лет должен был упроститься.

Мы пересекли заросшие травой моренные холмы и спустились к леднику Большая Саукдара в точке 4185 с координатами: 39° 13.129'С 72° 51.878'В.

Ф.3.6.12. От точки 4185 мы пошли вдоль ледника Большая Саукдара по удобнейшему карману - просто проспект!

Ф.3.6.13. На песчаных участках в этом кармане было множество следов снежного барса. Вот на этом фото 2001 г. [3] запечатлена набитая барсами тропа, бывает здесь и такое!

Ф.3.6.14. Практически горизонтальный карман заканчивается крутым спуском к леднику Большая Саукдара. На перегибе мы получили еще один позитивный сигнал. Я увидел белый лед ледника Малая Саукдара. Это означало, что за 6 лет после последней подвижки ледник Малая Саукдара не успел деградировать настолько, что его язык убрался в ложе ледника. В этом случае нам пришлось бы бродить через мощный поток с ледника Малая Саукдара.

Ф.3.6.15. И действительно, ледник Малая Саудара впадал в Большую Саукдару. Поэтому никакого брода у нас не было, и мы спокойно, не надевая кошек, пересекли Малую Саукдару по белому льду.

Ф.3.6.16. Река вырывалась из грота Большой Саукдары сразу после впадения в неё Малой Саукдары. Это была вода именно Малой Саукдары, мы её потом перебродили. Что касается могучего Сауксая, то он вырывался из другого грота Большой Саукдары ближе к левому борту долины.

Этот поток, см. ф.3.6.16, принес нам немало хлопот. Он протекал в каньоне, который можно было обойти лишь высоко по склонам правого борта долины. Конгломераты, грязь, обход оврагов... На прохождение короткого 800-метрового участка между ледником Малая Саукдара и спуском в плоскую галечную пойму Сауксая потребовалось неожиданно много времени.

Наконец мы оказались на дне поймы и, предчувствуя недоброе, я заспешил к водопаду. Этот водопад образует ручей из кармана левой морены ледника Дзержинского. С этого водопада и вдоль этого ручья начинается путь к перевалу Раздельный для тех, кто изначально находится выше трудно преодолимого потока с ледника Дзержинского.

Предчувствия оправдались. Поток с Малой Саукдары перед водопадом прижимался к скале. Вода прибывала каждые 5 минут. Мы еле успели перебродить реку...