.
2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ Уже который год мы с Ваней Ждановым выезжаем на майские праздники в Аладаглар. Хочется и снаряжение опробовать, подготовленное под большую летнюю экспедицию, и здоровье проверить. Беговые и лыжные тренировки - это хорошо. Но они коротки. А вот готовность организма работать, может и менее интенсивно, но по 8 часов в день и к тому же ежедневно - это лучше проверить в реальных условиях. Эту проверку мы делаем вместе с родными и друзьями. В этом году весна была очень поздней, снега в Аладагларе было, как никогда, много, а погода на майские праздники - неустойчивой. Поэтому мы не рвались высоко вверх и "нагружались" в южных отрогах Аладаглара, в его грандиозных каньонах. Всего в семидневном походе мы прошли около 86 км от селения Камышлы до водопадов Капузбаши. Спонсор снаряжения у нас – компания Mountech, распространитель изделий Marmot, Garmont и Black Diamond. А спонсор связи - компания Satellite-Rent, предоставляющая связь через спутниковую систему"Иридиум". Последнее предложение оправдывает присутствие фотоснимков со спутниковым телефоном Иридиум-9555 в предлагаемом ниже фотоотчете о нашем путешествии. 30.04.2011 мы прилетели в Анталию и на двух такси добрались до городского автовокзала. Одна машина такси из аэропорта в автовокзал стоит 45 лир. Денег вечером в аэропорте уже не меняли. И это хорошо, что мы их не поменяли. Сейчас турки легко берут валютой, причем по курсу даже лучшему, чем в почтовых офисах (это стандартные для Турции точки обмена). Поэтому мы заплатили за такси по 30 долларов (по курсу 1,5). Въезд в Турцию сейчас осуществляется без визы. "Как здорово затеряться в просторах Турции без всякой там регистрации в МВД в трехдневный срок", - пошутил Иван. И действительно, об обязанности регистрироваться в турецком МВД мы ничего не знали. Более того, за 14 дней нашего путешествия по стране у нас ни разу не проверили паспортов. На автовокзале мы кинули "пляжные вещи" в камеру хранения, обменяли деньги в почтовом офисе (Ptt), купили билеты до Аданы (по 40 лир) и сели в ночной автобус. Автобус стартовал в 21.30 и прибыл в Адану 01.05 в 9.00. А 9.30 мы уже выехали с городского автовокзала Аданы на маршрутном такси в сторону Камышлы. Даже поесть не успели, только бензин успели залить в пластиковые бутылки на автозаправке рядом с автовокзалом. От Аданы до Камышлы с нас взяли по 10 лир. До конечного пункта Камышлы мы ехали около 2-х часов. Потом водитель нас забросил еще на 2 км на восток от шоссе до деревни Хамидие, за которой начинался наш маршрут. Вот мы на старте в точке 1 (N 37° 33.60', E 34° 58.73', H 1304 м). Сразу за деревней на восток отходит тропа. Она идет высоко над ручьем по орографически правому борту маленькой долины. В конце второго перехода в точке 2 (N 37° 33.77', E 34° 59.85', H 1655 м) можно попить из родника. Вечером мы перевалили через первый перевал (Тилькиташи) в точке 3 (N 37° 34.08', E 35° 0.95', H 1963 м) и встали на поляне в точке 4 (N 37° 34.15', E 35° 1.15', H 1904 м), которая находится почти сразу вот за этим знаменитым деревом. Утром 02.05 мы пошли под дождем по дороге, которая траверсирует южные склоны массива Каранфиль (3095). А потом по тропе поднялись на второй перевал (Кызылбоюн), который находится в точке 5 (N 37° 35.35', E 35° 4.97', H 1989 м). Здесь неожиданно выглянуло Солнце, и открылся пик Каранфиль. На спуске с перевала мы снова попали в туман. Спустились низко, до высоты 1000 м. Попили чайку в гостях у турка в летовке около крепости Эгни и завернули в каньон. Сначала мы планировали пройти каньон между вершинами Каван (2119) и Безе (2058). Поэтому заночевали прямо у входа в этот каньон в точке 6 (N 37° 36.24', E 35° 7.31', H 1124 м). Утром 03.05 мы решительно двинулись вверх по каньону. В конце второго перехода мы зашли в узкую щель между скалами. Потом мы уперлись в водопад, который я попытался облезть по скальной полке. Крючьев у нас не было. Я забил клюв ледоруба в горизонтальную щель, постучав по лопатке вторым ледорубом. Получилась весьма ненадежная точка, которая всё-же позволила принять Ивана и спустить его с полки выше водопада. Иван сходил на разведку и вернулся с неутешительными новостями. За поворотом был второй водопад, для преодоления которого надо пролезть по мокрой скользкой заполированной скальной стенке, высотою около 3-х метров. Может и можно было бы чего-нибудь придумать, соорудив, например, пирамиду из двух человек. Но общая ситуация была ясной - группа не готова проходить каньон с такими сложностями. Не было ни технических средств, ни соответствующего морального настроя. Поэтому мы развернулись и, потеряв три часа, снова оказались у места нашей ночевки. Здесь нас встретил турок, который угощал нас чаем день назад. Мы рассказали ему обо всех сложностях и сообщили, что намерены пройти соседний каньон, так называемый, "Каньон 77-ми бродов". Турок засмеялся и показал, что вода в каньоне будет по шею. И действительно, воды в реке было много. Однако делать нечего, поход надо как то развивать... Я рассказал турку, что этот каньон я уже проходил в 2005 и в 2007 годах. Он улыбнулся и покачал головой. И вот, наконец, мы вошли в каньон 77-ми бродов. В местах, где нам удавалось выйти из реки, мы радовались короткому отдыху и цветам. Эти синенькие цветы под ногами называются мускари. И в 2005 и в 2007 годах вторая четверть каньона была сухой - вода скрывалась под камнями и выходила из-под камней. Поэтому в самой высокой части, под восточной стеной пика Каранфиль, где скалы над дном каньона поднимаются на сотни метров, эту часть каньона мы проходили по сухому дну, перелезая через каменные завалы. В 2011 году, наверно из-за очень поздней весны, сухого участка в каньоне не было. На протяжении всего каньона мы шли вдоль весьма полноводной реки. В точке 7 (N 37° 36.69', E 35° 5.89', H 1226 м) мы вышли на обширную поляну и встали на обед. Потом был самый ответственный участок, где река заполняет всё пространство между скалами. Нам повезло, водопадов на этом участке не оказалось. Потом мы вышли на поляну с молодым юганом. Вот такие там елочки... В одном месте Иван подскользнулся. Его снесло течением и он напоролся одеждой на сучок поваленной ели. Пришлось его вытаскивать... К вечеру мы достигли большой поляны с кошем. Сюда с запада спускается дорога. Это точка 8 (N 37° 37.96', E 35° 5.25', H 1416 м). Но нам эта дорога не нужна. Наш путь на север по каньону. В полутора километрах выше коша имеется место, в котором рекомендуется "подержаться за веревку". Сначала мы переправили рюкзаки, потом спустились со скалы сами. 04.05 около 11.30 в точке 9 (N 37° 39.22', E 35° 5.66', H 1609 м) мы покинули каньон и поднялись по склону правого борта долины до грунтовой дороги. Вечером мы достигли перевала Чильолугу в точке 10 (N 37° 41.73', E 35° 7.24', H 2255 м). Здесь мы сошли с грунтовой дороги налево и по тропе спустились до первой полянки с ручьем. Рядом с местом ночевки в точке 11 (N 37° 41.87', E 35° 7.60', H 2225 м) росли крупные желтые примулы (или первоцветы). Утром 5.05 мы взошли на перевал Калды Южный в точке 12 (N 37° 42.29', E 35° 9.68', H 2411). Дорога, ведущая на перевал, была полностью под снегом. Поэтому мы поднялись по осыпи слева от дороги. Отсюда открылся вид на еще какие-то мелкие будущие перевалы. На перевале в точке 13 (N 37° 42.39', E 35° 11.27', H 2192 м) стоит летовка. Отсюда по хорошей тропе мы достигли большой летовки - целой деревни. Она находится в точке 14 (N 37° 42.98', E 35° 12.02', H 2147 м). Все эти летовки были пустыми, турки в них пока еще не пришли. Около летовки в точке 14 мы встали на ночлег. Утром 06.05.2011 мы продолжили наш путь к водопадам Капузбаши. Погода стояла неустойчивой, после обеда и ночью шли дожди. На маленьком перевале в точке 15 (N 37° 43.13', E 35° 12.35', H 2145), который оказался полностью снежным, мы попали в плотный туман. Далее шли по GPS. В точке 16 (N 37° 43.175', E 35° 12.73', H 2117) мы неожиданно наткнулись на торную промаркированную турами тропу, которая привела нас в очередную деревню-летовку, которая расположена в точке 17 (N 37° 43.13', E 35° 13.36', H 2075). Пустая деревня материализовалась из тумана, как приведение или как корабль-призрак. Жалко, что я её не сфотографировал. Мы миновали эту деревню и поднялись выше облаков. Впереди был очередной перевал, который так и хотелось назвать Занозой. Сначала мы поднялись на правую часть седловины, точка 18 (N 37° 43.58', E 35° 13.71', H 2221). Спуск с неё был снежный, крутой и не просматривался до конца. Тогда мы обошли занозу слева и перешли на левую часть седловины в точку 19 (N 37° 43.63', E 35° 13.62', H 2234). Спуск с неё оказался приемлемым - метров 100 по 35-градусному снежному склону между больших валунов. Вот так, в общем то, "ничто" может превратиться в мае в "спортивный перевал". Впереди из под низких облаков выглядывала седловина нашего следующего перевала (Первых пастухов), который находится в точке 21 (N 37° 44.05', E 35° 15.25', H 2058). На зеленой террасе перед перевалом паслось стадо овец. Здесь мы встретили пастуха - первого человека с тех пор, как вошли в каньон 77-ми бродов. Далее пастухи попадались уже регулярно. С обратной стороны этот перевал выглядит так. По торной тропе мы перешли с него на следующий перевал (Тракторный) в точке 22 (N 37° 44.06', E 35° 16.67', H 2004). Время подошло к обеду, и начался дождь. На плато за перевалом мы миновали уже населенную летовку и отдалившись от неё разбили лагерь в точке 24 (N 37° 44.38', E 35° 17.68', H 2029). "У природы нет плохой погоды", - объяснил всем Эльдар Рязанов. В плохую погоду возникают интереснейшие пограничные состояния. Утром 07.05 мы стали свидетелями одного из таких чудесных состояний. Когда туман немного рассеялся, мы увидели далеко позади перевал Занозу. Вот, я его выделил красной точкой. С последнего нашего перевала (Улупинар), который находится в точке 25 (N 37° 45.20', E 35° 18.16', H 1914), мы увидели далеко внизу селение Базарма. Вот та ярко-зеленая лужайка, что ниже центра кадра, оказалась маленьким пшеничным полем. Потом мы любовались цветами на скалах. А в самом конце похода уже за селением Капусбаши увидели чудо природы - низвергающиеся из пещер водопады Капусбаши. На майские праздники в селении Капузбаши всегда (при мне уже 5-й раз) стоит микроавтобус, готовый отвезти путешественников куда угодно. За переезд до городка Гёреме в Каппадокии водитель взял с нас по 50 лир. От Капузбаши до Гёреме по прямой всего-то 110 км, но по дороге, естественно, больше - 3 часа езды. |
.