3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Перевал Архар (4771, 2А) расположен в северном отроге Заалайского хребта, который служит водоразделом между бассейном ледника Пограничников (и вытекающей из него реки) и бассейном реки Кызыларт. Перевал находится севернее пика Архар (5298), ориентирован с востока на запад и соединяет безымянный ледник (N 127 по каталогу ледников СССР) на востоке с ледником Бардоба (N 130) на западе. Координаты перевала: 39° 28.572'N 73° 19.775'E 4771 Н.

Рис. 2. Участок пути через перевал Архар (4771, 2А).

Из-за отставания от графика в 2 дня, мы решили пожертвовать перевалом Солнечный Северный (4890, 1Б*) и поднимакться сразу на следующий за ним (по заявленному маршруту) перевал Архар. Достигнув поймы реки, стекающей с ледника Пограничников, мы перебродили её на левый берег (см. бр9 на рис.2), там было много родников с чистой водой, к тому же так было быстрее заходить в долину реки, потому что мы «срезали угол». Река в этом месте растекалась на рукава, брод был очень простым. Координаты брода: 39° 32.024'N 73° 22.883'E 3543 H.

Этот брод оказался ошибочным. Очень скоро мы увидели впереди каньон с очень проблематичным склоном левого борта над этим каньоном. Следовало срочно перебродить на орографически правый берег реки, потому что было уже 12 часов, и вода в реке началала прибывать. Координаты брода: 39° 31.220'N 73° 22.210'E 3590 H (см. бр10 на рис. 2). Брод оказался непростым, бродили с веревкой, см. фото 51 и 52. Тем не менее, все участники, включая нашу единственную даму, успешно преодолели реку, никто не поплыл.

Ф.51-52. Брод через реку, стекающую с ледника Пограничников.

Не доходя до каньона мы увидели ручей, стекающий с террасы правого борта долины, и вдоль этого ручья поднялись на террасу. По ней мы поднялись над каньоном, см. фото 53.

Ф.53. Каньон в ущелье реки, стекающей с ледника Пограничников.

Терраса заканчивается перед высокой мореной уже растаявшего ледника, стекавшего когда-то с правого борта ущелья, см. фото 54. Здесь, перед мореной мы встали лагерем на ночлег. Ручей рядом. Координаты лагеря: 39° 30.045'N 73° 21.833'E 3852 H.

Ф.54. Место лагеря 3852 на террасе правого берега реки, стекающей с ледника Пограничников.

Из лагеря видно узкое V-образное горлышко между моренным валом на правом берегу реки и скалами левого берега, см. фото 55. Известно, что туристские группы проходят по этому горлышку. Однако мы стали свидетелями периодически возникающих камнепадов с обеих бортов ущелья, перебивающих это горлышко. Несколько камнепадов случились вечером, громыхало и ночью. И даже утром с левого борта сошел мощный камнепад. Поэтому нам оставалось только пересечь морену и обойти это горлышко сверху, см. фото 56.

Ф.55. Каньон завершается V-образным горлышком, которое перебивается с обеих бортов частыми камнепадами.

Ф.56. Обход V-образного горлышка по моренному валу..

Ф.57. Вид с моренного вала на долину реки выше каньона и на концевую морену ледника N127, стекающего из-под перевала Архар.

Утром 07.08.2018 мы перевалили через моренный вал, см. фото 56, спустились к реке и перебродили её (см. бр11 на рис. 2). Брод был утренним, не очень сложным, веревки не понадобилось. Затем начали подъём по концевой морене ледника N127, который стекает из-под с перевала Архар. Несложный подъём по местами поросшей травой осыпи естественным образом приводит в правый карман ледника N127, см. фото 57. Подъём по карману заканчивается выходом на ледник N128, который является правым притоком ледника N127 и отделен от основного ледника невысокой мореной.

В точке 39° 29.469'N 73° 20.919'E 4254 H мы пересекли эту морену и вышли на ледник N127, см. фото 58. Ледопады этого ледника обходятся вдоль левого борта, см. фото 59.

Ф.58. Нижняя часть ледника N127, стекающего из-под перевала Архар.

Ф. 59. Ледопады ледника N127 обходятся вдоль левого борта.

За поворотом ледника на юг (по-ходу налево), см. фото 59, мы вышли на заснеженное верхнее плато, см. фото 60. К седловине перевала Архар поднимается снежный склон, крутизной до 25 градусов, см. фото 61. В верхней части склона имеется снежная стенка, см. фото 62, которая обходится по-ходу справа по осыпи.

Ф. 60. Верхнее плато ледника N127.

Ф. 61. Восточный склон перевала Архар (4771, 2А).

Ф.62. Снежная стенка в верхней части склона обходится по-ходу справа по осыпи.

На западном склоне прямо от седловины начинается лед, см. фото 63. По льду провесили три веревки перил и вышли на осыпь по-ходу справа от льда, см. фото 64. По этой (очень подвижной) осыпи мы спустились на снежный склон ниже перевального взлета.

Ф.63. Седловина перевала Архар (4771, 2А). Начало спуска по западному склону.

Ф.64. Западный склон перевала Архар (4771, 2А).

Ф.65. Ледник Бардоба на участке между пер. Архар и ледопадом.

Спустившись на ледник Бардоба, мы проследовали вдоль его правого борта до ледопада на перегибе ледника. Этот ледопад обходится по заснеженнному правому карману ледника см. фото 66, 67 и 68.

Ф.66-67. Обход ледопада по заснеженному правому карману ледника.

Ф.68. Путь обхода ледопада по заснеженному правому карману ледника.

Ниже ледопада около правого борта ледника начинается серая морена, состоящая из мелких камней, на которых удобно ставить паладки. Достигнув точки 39° 28.824'N 73° 18.688'E 4360 H, где эти камни уже покрывают ледник достаточно толстым слоем, мы остановились на ночлег.

Утром 08.08.2018 мы продолжили спуск по леднику Бардоба. Сначала шли по серой морене, пото спустились с неё в правый карман ледника. Очень скоро этот карман стал неудобен для прохождения, и мы поднялись на высокую правую морену ледника Бардоба, оказавшись на её гребне в точке 39° 28.899'N 73° 17.978'E 4244 H. Проследовав по гребню этой морены около 250 метров, мы дошли до её конца, где она размывается ручьем, спустились к ручью и вдоль его русла в правом кармане ледника спустились к точке 39° 29.113'N 73° 17.606'E 4054 H. Здесь появилась возможность подняться на террасу правого берега, см. фото 69.

Ф.69. Вид с правой морены ледника Бардоба, на ручей в правом кармане ледника и на террасу справа от ручья.

Эта терраса переходит в долину, простирающуюся с юга на север, и отделенную от поймы р. Кызыларт невысокими вершинами. По этой долине мы обошли погранзаставу в Бардобе и без лишних формальностей спустились к юрте, где нас ожидала наша заброска. Спуск к шоссе за дальней вершиной, см. фото 70.

Ф.70. Обход погранзаставы по висячей долине.

Ф.71. Катание на лошадке.

Ф.72. Нас угощают...

Ф.73. Туристы МАИ добывают кумыс. :)

Лагерь поставили в 100 м севернее юрты. Координаты лагеря: 39° 30.940'N 73° 16.084'E 3473 Н. В обед сходили на погранзаставу и договорились, что к 18 часам пограничники приедут в лагерь, чтобы проверить наши пропуска. Иначе нас могли задержать на марше, скажем, в 2-х километрах от Бардобы и заставить вернуться на погранзаставу для проверки документов.

3.2. Долина Джанайдар и ледник Корженевского.

Утром 09.08.2018 мы перебродили р. Кызыларт и вошли в широкую долину р. Джанайдар, фото 75 и 76. Вдоль правого края поймы по этой долине идет не очень заметная и редко используемая грунтовая дорога. Определенную проблему в долине составляет отсутствие чистой воды, река Джанайдар, как и подавляющее большинство ручьев в пойме реки подобны какао. Первый чистый ручей нам встретился лишь на 4-м километре долины в точке 39° 28.129'N 73° 14.012'E 3568 H. А второй чистый ручей еще через 5 км в точке 39° 26.723'N 73° 11.255'E 3702 H. Здесь, около родников близ устья не совсем чистого потока с правого борта долины мы остановились на ночлег.

Ф.74. В пойме р. Кызыларт. Вдали Заалайский хребет, справа вершина Кызылагын (6683).

Ф.75. Табун лошадей в долине реки Джанайдар.

Ф.76. В долине р. Джанайдар.

Утром 10.08.2018 мы продолжили путь по долине р. Джанайдар. Берега реки были загромождены древними моренными отлдожениями, поэтому мы шли, в основном, по гальке около воды.

Ф.77. Переправа через поток с ледника Назарова.

В точке 39° 25.751'N 73° 8.722'E 3842 H мы по камням перескочили через правый приток, берущего начало с ледника Назарова, см. фото 77. Почти сразу за этим притоком основная река прижимается к морене, оставляя узкий неудобный проход, к тому же и река через 800 заканчивается, вырываясь из грота ледника Корженевского. Поэтому мы отклонились от неё вдоль потока с ледника Назарова поднялись на его основную морену. По этой морене мы обошли язык ледника Корженевского и подошли к его правому притоку - леднику Заблуждений. В точке 39° 25.448'N 73° 7.468'E 4003 H мы перепрыгнули по камням поток из правого кармана этого ледника.

Поднявшись на ледник Заблуждений, мы неожиданно наткнулись на чудовищно быстрый и мощный ручей, протекающий по ледяному желобу. Ручей был смертельно опасен, так как любой упавший в него неминуему уносился бы в глубокий рандклюфт. Через этот ручей мы прыгали со страховкой. После обеда мы обошли реку, вырывающуюся из грота ледника Заблуждений, см. фото 78, и обошли красивое озеро, которое находится сразу за устьем ледника Заблуждений, см. фото 79.

Ф.78. Обход реки, вырывающейся из грота ледника Заблуждений.

Ф.79. Озеро чуть выше слияния ледников Заблуждений и Корженевского.

За озером мы вошли в удобный для прохода желоб, ориентированный вдоль ледника Корженевского, и через 400 метров встали на ночлег в точке 39° 25.575'N 73° 6.297'E 4077 H около струйки чистой воды, сочившейся из-под моренного чехла на ледовом конусе.

Утром 11.08.2018 выяснилось, что в группе двое слегли с температурой более 38°, у обоих желудочно-кишечное расстройство. Вынужденная дневка. Где они подцепили инфекцию? Около коша 08.08 или на обеде 09.08 у сомнительного ручья, возможно, размывшего сурковый помет?

Утром 12.08.2018 все чувствовали себя хорошо, и мы продолжили подъём вдоль ледника Корженевского. Напротив потока, который стекает с южного склона пика Обручева, мы спустились с морен на ледник Корженевского, чтобы пересечь его и подняться на морены левого борта, см. фото 80. В 900 метрах выше упомянутого потока в точке 39° 25.931'N 73° 5.316'E H4140 мы нашли неосложненный рандклюфтом выход на левый склон долины. Далее шли по моренам левого борта, см. фото 81 и 82.

Ф.80. Группа пересекает ледник Корженевского к левому борту.

Ф.81. Путь вдоль ледника Корженевского по моренам его левого борта.

Ф.82. На подходе к слиянию ледников Перевальный и Корженевского путь идет по очень удобному карману в морене. Этот карман завершается выходом к ручью, за которым целесообразно подняться на высокую террасу. Фото из отчета 2015 г. [3].

Великолепная погода на фото 82 была в 2016 г. [4], а у нас в этом месте была гроза со снегопадом, см. фото 83. После грозы группа поспешила сфотографироваться, см. фото 84 и 85. Виды с террасы над устьем ледника Перевальный - просто потрясающие.

Ф.83. Снег, ветер, вот только молнии не сфотографировали...

Ф.84. На террасе над устьем ледника Перевальный.

Ф.85. Слияние ледников Корженевского и Перевальный. Фото из похода 2015 года снято в районе лагеря 4493.

Лагерь разбили в точке 39° 25.375'N 73° 2.025'E 4493 H на ровной площадке около чистого ручья. Вечером разразилась гроза, потом до середины ночи шел снег.

Ф.86. Вечером в лагере 4493.