К оглавлению отчета

5. ДНЕВНИК КОНСТАНТИНА ШИЧАНИНА

29.04.18 – День первый, дорожный.

Доброе утро!

Закрыв за собой двери квартир, общежитий и попрощавшись с родными, туристы садятся в поезд. В 8:22 состав отправляется с Казанского вокзала в сторону Армавира.

Надо сказать, что в конце апреля в Подмосковье почти нет листвы на деревьях. Новая трава едва начинает заменять прошлогоднюю. По мере продвижения на юг, картина плавно меняется. К примеру, в Армавире плодовые деревья частью уже отцвели. Зеленеют луга, а леса уже совсем зеленые.

Я еду в двухэтажном поезде на втором этаже, на верхней полке. Здесь нет верхних багажных полок. Сначала непонятно, куда девать рюкзаки, размером в полтора багажных места. Поэтому нужны либо качества дипломатии, либо понимающие попутчики. С соседями нам повезло.

В вагоне один раз в день кормят и, как в электричке, объявляют текущие и следующие остановки. К концу дня зелени за окнами заметно прибавилось. Вечереет. Одеяло на себя – пора спать.

30.04.18 - День человека с рюкзаком.

Утро!

В 4:25 поезд прибывает в Армавир. Я настолько увлекся сборами, что когда надел рюкзак на выход, заметил на ногах аккуратные синие тапочки РЖД. Момент – переобулся. Теперь можно выходить.

4:40 поезд остановился. Две группы в сборе. Взвесил рюкзак – 25 кг. Слегка приминают спинку лишние 2 кг одежды. Знакомый по прошедшей заброске водитель довез нас за 5000 рублей до поселка Никитино.

7:30 – группы Лебедева и Третьякова в поселке Никитино. На улице – солнце. Ветра нет, облаков и дождя не предвидится. Остановились недалеко от моста через реку Никитинку - правый приток Малой Лабы. Задача выйти на хребет Голый и встать лагерем на горнолыжной базе.

Ф.1. Начало маршрута. Мост через Никитинку.

Первый переход две группы шли одним роем. На второй мы стали приобретать навыки туристической группы и выстраиваться в строй.

До обеда (12:00) сделали три перехода. Погода сохранилась утренняя. Иногда нас по дороге обгоняют внедорожники. Дорога эта популярна летом.

В 15:40 ставим лагерь на горнолыжной базе. Здесь есть крытые столы со скамьями, кострище, баня. Так же есть вода: из недр земли тянется «Г»-образная палка и шланг подачи воды. Поворачивая длинную перекладину палки, регулируется напор воды в шланге.

Здесь сидела приехавшая с утра компания. Ребята приняли нас за геологов, они обозвали наши ледорубы «геологическими молоточками». Наверное, похожи.

Ф.2. В лагере на горнолыжной базе.

Тем временем ужин. Солнце садится за горы. Пейзаж окрашивается в синие тона. Пора спать. 19:00 отбой.

01.05.18 – День находок.

Подъем дежурных в 4:00. Общий подъем в 5:00 – Леша приготовил нам завтрак. Погода безоблачная, солнечно, безветренно.

На группу взяли две палатки. На шесть и три человека. Сплю в трешке с Сашей и Антоном. Палатка с юбками, хорошо вентилируется. Чтобы постоянно не вентилировало двух одних и тех же человек, решили меняться местами. Палатка быстро собирается. Так, за 5-10 минут после подъема мы успевали вытащить все вещи из палатки и упаковать ее в чехол, собрать рюкзаки. Понятное дело, можно быстрее.

Задача на день: Пройти хребтом Голый до г. Хацовита, спуститься по грунтовой дороге от нее до Коша с егерями и заночевать недалеко от коша в лесу.

Вышли на маршрут в 7 утра, пропустив вперед группу Третьякова. Группу на первом привале не догнали, хотя, егеря, встретившиеся нам на тропе, их видели. С хребта видна г. Маркопидж, перевал Блыбский. Когда хребет изгибается видна и наша стоянка на горнолыжной базе.

Ф.3. Вид с перемычки между вершинами 1937 и Хацавита (1993) на хребет Голый. Справа видна станция лыжной трассы.

Под ногами растут первоцветы. На опушке клочьями взрыта земля - следы кабанов. В 10:55 поднялись на вершину г. Хацавита. На горе легкий ветер. Здесь установлен памятник в честь 75-летия победы. Ребят из параллельной группы не видно. Продолжаем движение.

Ф.4. Монумент на г. Хацавита.

Спустились к посту Соленовского охотхозяйства в 12:30. Обедаем, купаемся в речке. Егеря сегодня не видели проходящих мимо групп. Никита с ребятами появился спустя 2 с половиной часа после нашего прихода на поляну. Оказывается, они свернули с дороги и решили найти путь покороче.

Возле домика егерей пасутся кони и лошади. Некоторые стреножены. Часть тропинок выложена красным кирпичом. Есть и беседки. На одной из них приколочена пожелтевшая табличка с картинками «Правила поведения при встрече с леопардом».

Ф.5. Вырезка из "Правил".

Здесь растут сосны с тополями. Если лечь на землю и посмотреть на небо, их вершины кажутся очень далекими. Может, по ветвям можно долезть до облаков и там погулять.

Лагерь поставили чуть выше по ручью, перед подъемом на хребет Вал. Где-то в лесу раздался «выстрел», спустя минуту, в 20 метрах перед нашими глазами, породив серию выстрелов, свалился тополь. Его крона могла бы покрыть 5-6 таких лагерей, как наш. Зато прекраснейший излом древесной коры и ствола мог быть достоин кисти Шишкина, настолько плавны и гармоничны переходы древесного рисунка.. По счастью, рухнул он от лагеря в сторону.

Кстати, 19:20. Отбой.

Ф.6. Свежерухнувший тополь.

02.05.18 – Длинный день.

Утро доброе!

Сегодня кашеварит Шамиль. В 5:20 общий подъем. По турклубной классификации сложности дней, 1 очко равняется одному километру по горизонтали, либо 100 метров набора высоты. Сегодня у нас 21 очко (11 км пути и 1 км набора). Вперед!

Задача на день подняться на хребет Вал, обогнуть гору Маркопидж, подойти к верхнему посту егерей и заночевать перед перевалом Блыбский.

Рабочий день начался с подъема на хребет Вал. Набор высоты 400 м. Хребет проходит через лесную и луговую зоны и подходит к горе Маркопидж.

Узкая тропа, шириной с локоть траверсом огибает гору Маркопидж. Шаг в сторону, и ты в свободном полете на метров 200. С другой стороны – стена из камня. Внизу артериями струятся реки, чштыками насажены елки и сосны.

После траверса начинается спуск, медленный, плавный. Берегите колени, друзья! Здесь им есть хорошее испытание на выносливость. Отдыхать на такой тропе – двоякое ощущение. Стараюсь закинуть рюкзак повыше и поровнее, чтобы вниз не скатился.

Кто-то из ребят впереди крикнул «Конь!». Конь! Всадник на коне, груженный оленьими рогами. Кажется, только круп коня займет в ширину 2-3 таких тропинки, по которой мы движемся. Однако, разошлись.

В 12:00 вышли к посту егерей. Облачно, ветрено. Попали под град с дождем. Обед варили на дровах, смешанных с кизяком. Сухих какашек на склонах полно – никакого леса не надо!

Ф.7. Обед во что бы то ни стало!

В 16:00 взошли на перевал 2245, на спуске пересекли обломки от лавины, перешли по снежному мосту речку. Встали на лугах перед перевалом Блыбский. Высота стоянки 2072 м. Облачно, безветренно.

Ф.8. Вид с перевала 2245 на долину с нашей стоянкой. Спрвава г. Дженту и пер. Блыбский.

Вечером играли в «фаербол» – рулон туалетной бумаги пропитывается бензином, поджигается и бросается в сторону партнера по файерболу. Еще устроили химический опыт по наблюдению горения отходов лошадок – подожгли кучу кизяка и любовались, как ветер перебрасыват дым от нее в нашу сторону. О, этот «прекрасный» запах! Как раз недавно читал статью, как парфюмеры смешали навоз с мылом и на этом получили хорошую прибыль в конце 19 века.

В 19:00 отбой. Ночью луна не показывалась – из за гор ее не видно. Зато небо усеяно звездами.

03.05.18 – День ожиданий.

Сегодня кашеварит Костя Науменко.

5:40 – завтрак готов. Соседняя группа почти собралась, когда выяснилось, что у одного из её участников температура 38.5˚. Решили остаться и задневать. Кого-то пробрал восторг: «Восьмерка остается!» - это про нас. Дневка.

Добрую половину дня валялся на траве и созерцал горы и парящих над ними птиц. Светит солнце. Облаков и ветра нет. Ушел на прогулку по холмам. Нашел цветущий рододендрон. Запах похож на запах розы, только более нежный.. После обеда поднялись облака, ветер.

У Егора температура пошла на спад. По замерам 37˚.

К концу дня горы прокрасились в красный цвет.

Позвонил брату по спутнику, передал, что поход проходит хорошо.

18:37 Отбой.

04.05.18 – День здоровья.

Утром ветрено.

Подошел Никита: у Егора 38,5. Посоветовали стряхнуть градусник. Помогло. Температуры нет - можем идти.

9:10. Группы на перевале Блыбский. Здесь солнечно, умеренные порывы ветра. Отсюда виден перевал Сосновый, где я был в августе и через который нам предстоит пройти через 4 дня.

Ф.9. Вид на хребет восточнее Большой Лабы, там перевал Сосновый.

В 12:00 обогнули Дженту. Потренировались спускаться по снегу.

Ф.10. Спуск по снежнику.

Дров на стоянке нет. Только трава и кизяк. Сегодня облачно, ветрено. Завтра планируем радиалку на Дженту. С перекусом вместо завтрака.

05.05.18 – День прощаний и встреч.

4:00 Подъем. Перекус. Оставив в лагере несколько человек, начинаем подъем на Дженту.

4:40 на середине подъема. Желтым диском солнце показалось из-за гор. Мигнув, оно скрылось за тучами. Внизу видны группы людей – какие-то вновь прибывшие туристы. На горе установлен тур. Вчера здесь была группа туристов, совершавшая поход 3 к.с.

Здесь ветрено. Поверху носятся облака. С вершины можно видеть части нашего маршрута, пройденные за последние дни. Так же видны будущие цели – перевал Сосновый и безымянный перевал в долину реки Шантацара.

Ф.11. На вершине Дженту.

7:00 спустились с горы по снежнику. Позавтракали.

9:00 прощаемся с группой Третьякова. Начинаем спуск в Рожкао.

Переменная облачность, ветрено.

В поселке Рожкао палатку поставили недалеко от реки Большая Лаба. Переждали дождь с громом и молниями. Группу Никиты этот дождь застал на хребте. А мы поужинали в столовой турбазы Комбат. Необычно в середине похода сесть за стол, взять рукой столовые приборы и употребить их по назначению. Ребята вечером сходили в баню.

К слову, мы идем довольно быстрым темпом: несмотря на дневку, отставание от графика движения всего в 2 перехода.

19:30 отбой.

06.05.18 – Экватор маршрута.

Кашеварит Миша. Подъем в 5:00.

Ветрено, облачно. Проглядывает солнце. Шумит гневная коричневая Большая Лаба. Перешли дорогу по навесному мосту – мы на автодороге. В путь.

Утром река и горы в облаках. Пар бежит по воде, испаряется и поднимается в горы, где оседает, или нагревается и снова падает вниз. Перешли Верхний Соленовский мост. Миновали место плановой стоянки. В воздухе прохлада, идется легко. По дороге попадаются следы разных машин. От камаза до мотоцикла.

Остановились недалеко от окончания лесной зоны. Скоро начнется дождь. Обед. К ужину накрапывать, но лагерь уже стоял и жил.

18:00 ужин, 19:30 отбой.

07.05.18 – День подъема.

Проснулся в 4:00 (разбудил Антон, так как мой мобильник отдал концы – разрядился). С ночи по утро все время шел дождь. Наломал сухих веток, что под елками. Сделал завтрак.

9:30 дождь закончился, собираем лагерь, выходим. Грязь липнет к ботинкам, зато идется легко.

Поднялись на перевал Сосновый. Ветрено, облачно. Напротив, вдали на 500 метров выше нас находится перевал Блыбский. За 4 дня мы спустились и вновь набрали высоту. И продолжаем ее набирать.

Ф.12. Вид с пер. Сосновый на юго-восток.

После перекуса начали подъем к неизвестному перевалу. Упоминаний о его спортивном прохождении нет в интернете. Возможно, он уже хожен не раз, но где эти отчеты? На подъеме попадаются кузнечики, размером с пол-ладони. Видели карликовую вербу – тонкие веточки с пухом на конце, прорастающие сквозь траву. Потом начался дождь с градом, минут на 15. На подступах к месту стоянки дождь закончился.

Ставим лагерь. Трава здесь преимущественно желтая. Ветрено, облачно. Хорошо видна вершина Дженту.

Сходили в радиалку на соседние вершины, посмотреть завтрашний маршрут. На одной из вершин памятная табличка погибшему мотоциклисту. По возвращении, в лагере у Миши обнаружился клещ. У Антона ухудшилось самочувствие, проблемы с кишечником.

Ф.13. На стоянке перед перевалом в долину реки Шантацара.

К вечеру ветер усилился. Ужинали в палатке. Истратили весь запас бензина на приготовление пищи, чая. Ошибкой было не ставить металлический поддон под печку. Из-за этого часть полиэтилена стекала в землю и костер охлаждался снизу.

19:00 Отбой.

08.05.18 – День испытаний.

Утро. Завтракаем. Взошли на перевал в хребте Шантацара. Спустились к реке по снежнику. Спуск подобен лифту. Упираешься пяткой в склон и нагружаешь ее всем весом. Пятка продавливает снег. Очередь другой пятки. Видели ложное солнце – шарообразное отражение основного солнца от облака рядышком.

Антон всю ночь не спал. Организм ослабел. Весь день идет медленно. Разгрузили. Из долины реки Шантацара сноваподнялись на хребет, теперь уже водораздельный межэду Большой Лабой и Урупом. На хребте поднялся ветер, набежали облака. Небо заслезилось - дождь. Когда дождь закончился, облака не рассеивались и весь оставшийся день мы прошли в облаке.

Ф.14. Дорога в тумане. Разрывы в облаках.

За последние дни горы прибавили в цветах. Их стало больше.

Встали лагерем прямо на гребне хребта перед горой Семиколенка. Дождь после обеда загнал нас в палатки. Уснул часа на 3. Здесь растет карликовая береза. Встречается карликовая ель. За дровами стоит спуститься ниже, метров на 25. Тогда можно найти сухой лес. У Леши к концу дня поднялась температура.

Ужин прошел в тумане. Сходил вниз за водой. Завтра дежурю с Костей.

19:30 отбой. Ночьюребята видели огни в горах. Возможно – обсерватория, либо военная часть.

09.05.18 – День здорового духа.

Доброе утро. С днем победы!

Сегодня приготовили завтрак рекордно быстро – за 50 минут. «Подъем» звучал до 5 утра. Леша до сих пор с температурой. Он ушел на прогулку – проверить свое самочувствие. До обеда отдыхаем.

Туман до сих пор не сходит. Иногда открываются дырки в тумане и становятся видны горы.

Ф.15. Утро.

После обеда температура у Алексея пошла на спад. Решено сделать несколько переходов до следующей стоянки. Огибаем гору Семиколенка. Здесь установлен флаг России и памятная табличка погибшему охотнику. Склоны горы покрыты цветущими рододендронами. Потом обходили гору Урденижерта по заросшей синими и желтыми фиалками тропе.

Ф.16. Фиалки на тропе.

Несколько сотен шагов и мы из гористой местности переходим в луга, находясь все время в тумане. Здесь меньше пожухлой травы и больше зелени. Чаще видны зеленые деревья.

Еще несколько сот шагов, и земля вздыбливается кочками – палатку не поставить. Под ногами появляется вода. Становится больше берез. Болотистая местность.

Издали заунывно тарахтит мотор, но его не видно, все в белой пелене. Нам встретился всадник с двумя лошадьми. Издали, ему не хватало щита и копья за плечом, для образа богатырского. Во всяком случае, соловья разбойника за крупом коня у него не болталось. Всадник указал направление к реке и наказал не сворачивать с дороги.

Вскоре нас облил дождик. К этому моменту окружение снова изменилось. Внезапно мы оказались в лесу. Вязы, толщиной с локоть, или с ногу незыблемо растут вверх. Их кроны теряются в тумане. Ощущение бесконечности леса по вертикали.

Иногда дорогу пересекает речей. Иногда на нас льет дождь. Иногда хочется проснуться, но понимаю, что это не сон.

Ставим лагерь в 18:30. Кстати вяз, несмотря на суровую мощь, хорошо горит. Ломкие сухие ветки уже трещат в печке. В кастрюле варится ужин.

20:10 отбой.

10.05.18 – День отдыха.

5:30 Утро доброе!

Сегодня у нас в планах выйти в поселок. Собрали лагерь. Перебродили через речку Власенчиха и в путь. Частенько нас поливает дождь. Три-четыре раза река пересекала дорогу и мы вновь тренировали хождение по воде с рюкзаком.

Дождь лил ночью – на дорогах грязь. Деревья снова растут куда-то вверх. По ногам хлещет крапива. Пошли выше основной дороги – заблудились. Спускались вниз по каменистому руслу ручья. Это была тренировка спуска по крутому мокрому склону.

А после него – брод по колено. Натренировавшись вдоволь, вышли на асфальтированную дорогу.

Она ведет в поселок Уруп. Оттуда водитель довез нас за 2500 р до Архыза, где мы переночевали пару ночей и уехали в Москву. Погода, надо сказать начала улучшаться в день нашего отъезда. Маршрут закончен!