СКАЗ О ТОМ, КАК ЧИНОВНИКИ НЕОБОСНОВАННО ЗАКРЫВАЮТ

ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Часть 1. ПСЕБАЙСКИЙ ЗАКАЗНИК.

Турклуб МАИ на протяжении многих лет на майские праздники проводит горные походы в горах Северного Кавказа. Маршруты этих походов неоднократно проходили по территории Псебайского заказника.

В феврале-марте 2018 года из двух статей на сайте Риск «Проход туристам к горе Большой Тхач запрещен !!!!» и «Чертовы Ворота, Большой Большой Тхач или абсурд Псебайского заказника» мы узнали о подписании нового Положения о Псебайском заказнике http://docs.cntd.ru/document/556099753 .

Данное Положение мы считаем необоснованно жестким. В особо охраняемой зоне заказника запрещен проход с 1 сентября по 30 апреля. Пеший проход возможен только транзитом и только по тропам с разрешения уполномоченного органа.

Мы удивились, так как команды из нашего клуба ходят в походы по всей территории России, и ни разу не встречали в заказниках подобных ограничений для туристов, кроме запрещения разбивки лагерей вне отведенных мест и разведения костров.

Стало интересно, на основании чего был создан столь жесткий режим, и какими научными материалами он подкреплен. Оказалось, что исследования на территории заказника по трудовому договору с «ДорСтройИнжиниринг» проводил научный сотрудник Кавказского государственного природного Биосферного заповедника Трепет С.А., который выезжал на территорию Псебайского заказника для проведения комплексного экологического обследования.

Сергей Алексеевич Трепет - кандидат биологических наук, доцент кафедры лесохозяйственных дисциплин экологического факультета Майкопского государственного технологического университета, ведущий специалист по копытным Кавказа.

Мы обратились к нему, и он предоставил нам материалы своего обследования, и пояснил, что, так как у «ДорСтройИнжиниринг» нет специалистов в области биологии и зоологии, то он действительно был нанят по трудовому договору как субподрядчик, для проведения «Комплексного экологического обследования Псебайского государственного природного зоологического заказника регионального значения».

Материалы его обследования стали первоисточником для написания последующих документов. Ознакомимся с ними.

Материалы «Комплексного экологического обследования Псебайского государственного природного зоологического заказника регионального значения» (автор работы - Трепет С.А.) состоят из 9 глав.

1. Рельеф.

2. Карст.

3. Растительность.

4. Животный мир.

5. Природоохранная значимость.

6. Инвентаризация и бонитировка.

7. Пространственная структура антропогенной трансформации ландшафтов.

8. Рекреационные ресурсы Псебайского заказника.

9. Функциональное зонирование.

Литература.

А вот отчет «ДорСтройИнжиниринг», который стал основой для введения упомянутых выше строгих ограничений на посещение Псебайского заказника.

Уже на этапе написания этого отчета произведены необоснованные изменения результатов научного исследования Трепета С.А., позволяющие, в дальнейшем, «обосновать» столь желательные для кого-то запреты.

Слева схема функционального зонирования территории Псебайского заказника из главы 9 исследования С.А. Трепета. Справа то, что помещено вместо неё в отчет «ДорСтройИнжиниринг». На схеме из отчета «ДорСтройИнжиниринг» :

1. Изменено расположение и необоснованно увеличена особо охраняемая зона (зона строгой охраны на схеме Трепет С.А) .

2. Полностью изменено расположение и незаконно уменьшена зона познавательного туризма (рекреационная зона на схеме Трепет С.А).

3. Уменьшена зона экстенсивного природопользования (зона восстановления на схеме Трепет С.А.)

В 8-й главе своей работы С.А. Трепет пишет:

«При расчете рекреационной нагрузки мы исходили из того, что большая часть туристов будет заниматься преимущественно горно-пешеходным туризмом на туристских маршрутах. Этот же вид туризма будет оказывать наибольшее воздействие на природные комплексы. Другие виды туризма (скалолазание, каньонинг и спелеотуризм) будут иметь более ограниченное распространение и не внесут существенного вклада в общую рекреационную нагрузку. Определение емкости туристских троп и мест стоянок исследуемого района нами производилось на основе сочетания физических, экологических и психокомфортных критериев (Чижова, 2002). На самой тропе при постоянном ее использовании природные компоненты (почва с ее структурой и живыми организмами, а также напочвенный растительный покров) необратимо деградируют очень быстро, практически уже за один летний сезон. Эту деградацию можно отнести к разряду так называемых «нормальных потерь», то есть не требующих применения специальных мероприятий по восстановлению на полотне тропы почвенно-растительного покрова. Общепризнанно, что линейное движение по тропам ограничивает ущерб природе и локализует его на площади, составляющей менее 0,1% используемой территории (Manning, 1979). Такая тропа, если на ней не развивается эрозия (что, конечно же, нуждается в проведении защитных инженерных мероприятий), может выдержать практически без ущерба для себя довольно большое число туристов. Опасные признаки деградации почвенно-растительного покрова исчезают уже на расстоянии 1,5—2 м от центра тропы при ее ширине до 2 м.»

Эта цитата, защищающая туризм в Псебайском заказнике, без изменений внесена и в отчет «ДорСтройИнжиниринг» (стр. 453). Но что толку от такой защиты, если в этом отчете исключена из рекреационной зоны важнейшая туристская тропа, соединяющая вершину Большой Тхач с поселком Никитино ?

Туристы МАИ на «тропе С.А.Трепета» в мае 2008 года, см. отчет о походе.