_
ОТЧЕТ
О ГОРНОМ ПОХОДЕ 3-й к.с. ПО КИЧИК-АЛАЮ,
совершенном
с 28.07 по 16.08.2019 г.
МАРШРУТ:
г.
Ош - р. Акбура - зим. Кюндалма - пер.
Кюндайлык (2979, н.к.) - р.Утор - пер. Утор
(4345, 2А, 2-е прох.) - р. Чугам - пер. Кумбель
(3870, 1А) - р. Коргон - пер. Цвиллинга
Вост. (4245, 2А, 2-е прох.) - лед. Торпочаты
- пер. Капанина + рад. в.Агидель (4528,1Б)
- лев. исток р. Талды-Кель - пер. Генерала
Чой Хонг Хи (4135, 1А, п.п.) - прав. исток р.
Талды-Кель - пер. Кашкасу (4250, 1Б, п.п.) -
р.Кашкасу - р. Киндык - пер. Рототаева
(4835, 2А) - лед. Кумтор - пер. Дамджайлоо
Траверсный (4731,1Б) - озера Дамджайлоо
- пер. Спартак (4655, 2А) - р. Карасель - пер.
Кичик-Алай (4082, н.к.) - пер. Акарт (4522, 1Б)
- р. Акарт - р. Чиле – г. Янгинаукат.
Маршрутная
книжка: 1/3-303
Руководитель
группы и автор отчета - Лебедев Андрей
Александрович
Краткая
версия отчета в формате pdf загружена
ЗДЕСЬ.
Рецензия
на отчет загружена
ЗДЕСЬ.
Альбом
фотографий можно посмотреть по этой
ССЫЛКЕ.
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
.
1
|
СПРАВОЧНЫЕ
ДАННЫЕ О ПОХОДЕ
|
.
|
1.1
|
Паспорт
маршрута.
|
.
|
1.2
|
Состав
группы.
|
|
1.3
|
Список пройденных перевалов.
|
.
|
1.4
|
Маршрут
в Kmz-файле для просмотра программой
Google Earth.
|
.
|
1.5
|
Карта
с нанесенным на неё маршрутом.
|
.
|
1.6
|
Календарный
график движения.
|
|
1.7
|
Соответствие
заявленного и пройденного маршрута.
|
|
1.8
|
Элементы
новизны в маршруте.
|
|
1.9
|
Особенности
снежно-ледовой обстановки в августе
2019 г.
|
2
|
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
|
|
2.1
|
Заезд
к маршруту.
|
|
2.2
|
Перевал
Кюндайлык (2990, н.к.).
|
|
2.3
|
Перевал
Утор (4345, 2А).
|
|
2.4
|
Перевал
Кумбель (3880, 1А).
|
|
2.5
|
Перевал
Цвиллинга Восточный (4245, 2А).
|
|
2.6
|
Перевал
Капанина (4450, 1Б) и вершина Агидель
(4528).
|
|
2.7
|
Перевал
Генерала Чой Хонг Хи (4135, 1А, п.п.).
|
|
2.8
|
Перевал
Кашкасу
(4250,
1Б, п.п.).
|
3
|
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ
|
|
3.1
|
Долина
реки Киндык.
|
|
3.2
|
Перевал
Рототаева (4835, 2А).
|
|
3.3
|
Перевал
Дамджайлоо Траверсный (4731, 1Б).
|
|
3.4
|
Перевал
Спартак (4655, 2А).
|
|
3.5
|
Перевал
Кичик-Алай (4082, н.к.).
|
|
3.6
|
Перевал
Акарт
(4522,
1Б).
|
|
3.7
|
Долины
рек Акарт и Чиле, отъезд.
|
4
|
ПРОЕКТ
ПОХОДА
|
|
4.1
|
Карта с
маршрутом.
|
|
4.2
|
Календарный
план прохождения маршрута.
|
|
4.3
|
Kmz-файл для
просмотра маршрута в программе
Google Earth.
|
|
4.4
|
Типовой
мужской список личного снаряжения.
|
|
4.5
|
Таблица
с контролем важнейших позиций личного
снаряжения.
|
|
4.6
|
Программа
питания в походе.
|
|
4.7
|
Сводная
таблица закупок продуктов питания.
|
|
4.8
|
Таблица
поручений по закупке продуктов
питания и распределение их по
рюкзакам.
|
|
4.9
|
Таблица
распределения общественного
снаряжения по рюкзакам.
|
|
4.10
|
Таблицы контроля
веса рюкзаков.
|
|
4.11
|
Список
аптечки.
|
5
|
ДНЕВНИК
КОНСТАНТИНА ШИЧАНИНА.
|
6
|
ССЫЛКИ
|
1.
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ
1.1.
Паспорт маршрута.
Район путешествия
|
Кичик-Алай
|
Вид туризма
|
Горный
|
Спортивная
организация
|
Центральная
секция туризма МАИ
|
Категория
сложности
|
Третья
|
Количество
участников
|
Десять
|
Руководитель
|
Лебедев Андрей
Александрович
|
Выпускающая МКК
|
МКК ФСТ-ОТМ
|
Маршрутная книжка
|
1/3 - 303
|
Сроки активной
части похода
|
28.07
- 16.08.2019
|
Продолжительность
активной части похода
|
20 дней
|
Длина маршрута
|
178 км
|
Суммарный набор
высоты
|
10446 м
|
Максимальная
высота
|
4835 м
|
Средняя высота
ночевок
|
3474 м
|
Ночевки выше
4000 м.
|
4210, 4205, 4385, 4835,
4120, 4135, 4180, 4075
|
1.2.
Состав группы.
N
|
Ф.И.О.
|
Дата
рожд.
|
Место
работы, учебы
|
01
|
Лебедев
Андрей Александрович
|
27.07.1956
|
МАИ,
доцент
|
02
|
Бирюкова
Екатерина Александровна
|
15.06.1999
|
МАИ,
ст. 3О-204Б
|
03
|
Волкова
Анастасия Викторовна
|
21.10.1996
|
Студент
МГМСУ
|
04
|
Еналеев
Константин Русланович
|
07.09.1994
|
ЦУП
ЦНИИМАШ, инженер
|
05
|
Карпова
Алина Андреевна
|
05.08.1998
|
МАИ,
ст. 6О-306Б
|
06
|
Коробовцев
Антон Сергеевич
|
10.07.1995
|
АО
"НПО Лавочкина", инженер-конструктор
|
07
|
Максимович
Юрий Александрович
|
01.03.1961
|
ГБУ
г. Москвы «ЦИПиЖС», зам. нач. отдела.
|
08
|
Прохницкий
Владимир Андреевич
|
17.07.1989
|
ГБОУ
Школа №1400, учитель
|
09
|
Шеин
Михаил Алексеевич
|
20.09.1999
|
МАИ,
студент 4О-205С
|
10
|
Шичанин
Константин Алексеевич
|
09.11.1991
|
АО
«Камов», инженер-конструктор
|
1.3.
Список пройденных перевалов.
N
|
Название
|
Высота
|
к.с.
|
Примечание
|
1
|
Кюндайлык
|
2979
|
н.к.
|
1-е прохождение туристской спорт.
группой ?
|
2
|
Утор
|
4345
|
2А
|
2-е прохождение
|
3
|
Кумбель
|
3870
|
1А
|
|
4
|
Цвиллинга
Восточный
|
4245
|
2А
|
2-е прохождение
|
5
|
Капанина
|
4528
|
1Б
|
Через вершину Агидель (4528)
|
6
|
Генерала
Чой Хонг Хи
|
4135
|
1А
|
1-е прохождение
|
7
|
Кашкасу
|
4250
|
1Б
|
1-е прохождение
|
8
|
Рототаева
|
4835
|
2А
|
|
9
|
Дамджайлоо
Траверсный
|
4731
|
1Б
|
|
10
|
Спартак
|
4655
|
2А
|
|
11
|
Кичик-Алай
|
4082
|
н.к.
|
|
12
|
Акарт
|
4522
|
1Б
|
|
Примечание.
Высота
перевалов в таблице указана по данным
измерения GPS-приемником.
1.4.
Kml-файл с маршрутом для просмотра
программой Google Earth загружен
ЗДЕСЬ.
1.5.
Карта с нанесенным на неё маршрутом.
.
1.6.
Календарный график движения.
В
столбце "H" прописана положительная
вариация высоты за день (сумма всех
наборов). В столбце "Lz
"
прописан пройденный путь (по карте) в
зачет. В столбце "L" прописан
фактически пройденный путь (по карте).
В столбце "L эфф." прописан
эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для
оценки трудоемкости).
Дата
|
N
|
Наименование
участка пути
|
Перепады
высоты
|
Высота ночевки
|
H [m]
|
Lz
|
L
|
L эфф.
|
26.07
|
-
|
Вечером
в 23.25 вылет из аэропорта Домодедово
в город Ош.
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
27.07
|
-
|
Посадка
в Ошском аэропорту в 6.35. Заезд в горы,
в долину Акбуры, заброска в с. Кашкасу,
возвращение в зим. Кюндалма
|
1635-1615
|
1615
|
0
|
0.46
|
0.46
|
0.46
|
28.07
|
1
|
п.т.
- лев. приток р. Кюндайлык
|
1615-2535
|
2535
|
920
|
6
|
6
|
15.2
|
29.07
|
2
|
п.т. - пер.
Кюндайлык (2990, н.к.) - р. Утор
|
2535-2990-1955-2065
|
2065
|
565
|
12.68
|
12.68
|
18.33
|
30.07
|
3
|
п.т. - поляна
ниже водопада на р. Утор
|
2065-3095
|
3095
|
1030
|
5.93
|
5.93
|
16.23
|
31.07
|
4
|
п.т. - лед. Утор
|
3095-3930
|
3930
|
835
|
3.57
|
3.57
|
11.92
|
01.08
|
5
|
п.т. - пер. Утор
(4345, 2А) - р.Чугам
|
3930-4345-3170
|
3170
|
415
|
5.85
|
5.85
|
10
|
02.08
|
6
|
п.т.
- пер. Кумбель (3880, 1А) - дол. Коргон
|
3170-3770-3740-3880-3605
|
3605
|
740
|
4.98
|
4.98
|
12.38
|
03.08
|
7
|
п.т. - пер.
Цвиллинга Вост. (4240, 2А) - южный цирк
пер. Цвиллинга
|
3605-4240-4210
|
4210
|
635
|
2.91
|
2.91
|
9.26
|
04.08
|
8
|
п.т. - лед.
Турпачаты
|
4210-3865-4205
|
4205
|
340
|
4.52
|
4.52
|
7.92
|
05.08
|
9
|
п.т.
- в. Агидель
(4530)
+ пер. Капанина (4450, 1Б) -
пер.
генерала
Чой
Хонг Хи (4135, 1А, п.п.) - правый
исток
р. Талдыкёль.
|
4205-4530-4450-4025-4135-3950
|
3950
|
435
|
3.25
|
3.36
|
7.71
|
06.08
|
10
|
п.т. - пер. Кашкасу
(4250, 1Б, п.п.) - с. Кашкасу
|
3950-4250-2680
|
2680
|
300
|
8.26
|
8.26
|
11.26
|
07.08
|
11
|
п.т. - дол. р.
Киндык (половину 5-километрового
участка пути от с.Кашкасу до р. Киндык
мы проехали на грузовике).
|
2680-3685
|
3685
|
1005
|
11.17
|
11.17
|
21.22
|
08.08
|
12
|
п.т. - лед. вост.
склона пер. Рототаева.
|
3685-4385
|
4385
|
700
|
6.67
|
6.67
|
13.67
|
09.08
|
13
|
п.т. - пер.
Рототаева (4835, 2А)
|
4385-4835
|
4835
|
450
|
1.59
|
1.59
|
6.09
|
10.08
|
14
|
п.т. - лед. Кумтор
- оз. 4120
|
4835-3990-4120
|
4120
|
130
|
4.85
|
4.85
|
6.15
|
11.08
|
15
|
п.т. - пер.
Дамджайлоо Траверсный (4731, 1Б) - озера
Дамджайлоо
|
4120-4731-4135
|
4135
|
611
|
7.1
|
7.1
|
13.21
|
12.08
|
16
|
п.т. - пер. Спартак
(4650, 2А)- карман пр. морены ледника
Карасель
|
4135-4650-4180
|
4180
|
515
|
6.65
|
6.65
|
11.8
|
13.08
|
17
|
п.т. - р. Карасель
- пер. Кичик-Алай (4090, н.к.) - плато
юго-восточнее пер. Акарт
|
4180-3805-4090-4005-4100-4075
|
4075
|
380
|
13.6
|
13.6
|
17.4
|
14.08
|
18
|
п.т. - пер. Акарт
(4520) - р.Акарт
|
4080-4520-3170
|
3170
|
440
|
12.1
|
12.1
|
16.5
|
15.08
|
19
|
п.т. - р. Чиле
|
3170-1840
|
1840
|
0
|
22.8
|
22.8
|
22.8
|
16.08
|
20
|
п.т. - спуск про
долине р. Чиле - посадка на попутную
машину до Янгинауката - переезд в
Ош.
|
1840-1780
|
-
|
0
|
3
|
3
|
3
|
17.08
|
-
|
Отдых
в Оше
|
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
18.08
|
-
|
Отдых
в Оше
|
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
19.08
|
-
|
Утром
в 7.45 вылет из Ошского аэропорта, в
9.20 посадка в аэропорту Домодедово.
|
|
-
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
ВСЕГО
|
|
|
10446
|
147.94
|
148.05
|
252.51
|
Длина
маршрута 147.94 * 1.2 = 178 км.
1.7. Соответствие заявленного и
пройденного маршрута.
Поход пройден практически полностью
по заявленному основному маршруту,
за исключением двух моментов.
1. Между перевалом Капанина (4450, 1Б) и
перевалом Кашкасу (4250, 1Б, п.п.) мы
изначально планировали пройти низом:
сначала спуститься по левому истоку
р. Талды-Кёль до высоты 3749, а потом
подняться по её правому истоку к
подножию пер. Кашкасу. Однако, с перевала
Капанина мы увидели, что этот обход
хребта, разделяющего истоки р.
Талды-Кёль, можно сократить через
невысокий осыпной перевал не более
1А
к.с. Это сокращение было согласовано
в разговоре по спутниковому телефону
с членом МКК Кодышем В.Э.
В
результате мы прошли перевал (4135,
1А, п.п.), который мы назвали именем
генерала Чой Хонг Хи - создателя
корейского боевого искусства тхэквондо.
Тем самым, мы удовлетворили просьбу
участника похода, чемпионки Европы
по тхэквондо ITF Алины Карповой, в день
рождения которой проходился этот
перевал.
2.
В финале похода мы обошли пару перевалов
Гезарт Ложный (4495, 1Б) и Высоцкого (4665,
1Б-2А) через перевал Акарт (4522, 1Б),
воспользовавшись заявленным запасным
вариантом N9. Это было обосновано тем,
что в результате многочисленных гроз,
которые, как правило, начинались в
14-15 часов дня, у нас накопилось отставание
от графика в 2 дня. К тому же, погода в
финале маршрута испортилась, после
грозы 13.08.2019 заметно похолодало, а
15.08.2019 (в день потенциального прохождения
пер. Высоцкого) даже утром наблюдалась
сплошная и низкая облачность, см. фото
111.
Поэтому
мы нисколько не пожалели, выбрав более
логичный и прямой путь к финишу через
перевал Акарт.
1.8. Элементы новизны в маршруте.
1. В походе совершено первопрохождение
двух следующих друг за другом перевалов:
генерала
Чой Хонг Хи (4135, 1А) и Кашкасу (4250, 1Б).
Вместе с перевалом Капанина (4450, 1Б)
они открывают самый быстрый и короткий
путь с ледника Турпачаты в кишлак
Кашкасу.
2.
Возможно впервые в рамках спортивного
туристского похода нами пройдена
долина левого истока р. Кюндайлык и
перевал Кюндайлык (2980, н.к.). Сведений
о посещении этих мест туристами нами
не обнаружено, более того, пастух в
самом верхнем коше на западном склоне
пер. Кюндайлык признал, что ранее
туристов на своём джайляу он
не
встречал. В Перечень высокогорных
перевалов перевал Кюндайлык попал,
скорее всего, с советской топографической
карты.
3.
Судя по перевальной записке, мы
совершили второе сквозное прохождение
перевала Утор (4345, 2А) после первопроходцев
- туристов из турклуба КПИ «Глобус»
под руководством Олега Янчевского в
2006 г. [1].
4.
Судя по перевальной записке, мы
совершили второе сквозное прохождение
восточного седла перевала Цвиллинга
(4240, 2А) после первопроходцев - туристов
из турклуба КПИ «Глобус» под руководством
Алексея Келина в 2007 г. [2].
Подтверждена
декларированная в отчете Келина
категория сложности перевала 2А (в
Перечне высокогорных перевалов
проставлено 2Б).
1.9.
Особенности снежно-ледовой обстановки
в августе 2019 г. В
результате продолжительной жары в
июле 2019 г. снег сильно потаял, в походе
мы обнаружили изобилие льда на
перевальных склонах. Протяженность
участков, где требовалась перильная
страховка, увеличилась, в среднем, на
2 веревки. На снежно-ледовых спусках,
в тех местах, где иные группы в иные
годы съезжали из-под последней веревки
перил на «5-й точке», см. пер. Спартак
[3], мы были вынуждены вести
перильную
работу на открытом льду.
То
же и на подъёме. Во время первопрохождения
перевала Рототаева в 1996 г., группа
Андрея
Лебедева и Отто Чхетиани
поднялась на него по заснеженному
восточному склону без перил, просто
аккуратно
формируя ступени в снегу. Аналогично
было и в 2002 г. [3]. А в августе 2019 г. при
подъёме на пер. Рототаева по восточному
склону нам пришлось провесить 3 веревки
перил, см. фото 62.
Изобилие
открытого льда привело
не
только к удлинению участков перильной
страховки. В августе 2019 г.
сильно
возросла
опасность, исходящая от
убийственно
разгоняющихся по открытому льду
камней, см. фото 20.
Это
накладывало дополнительные ограничения
при выборе пути через перевалы.
2.
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
3.
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
4.
ПРОЕКТ ПОХОДА.
5.
ДНЕВНИК КОНСТАНТИНА ШИЧАНИНА.
6.
ССЫЛКИ.
1.
О.З.
Янчевский.
Отчет
о горном походе 5 к.с. по Кичик-Алаю и
Северному Памиру (2006
г.)
2.
А.Л. Келин. Отчет
о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю
(2007
г.)
3.
А.А. Лебедев. К
озерам Кичик-Алая (2002 г.)
4.
А.А. Лебедев. Отчет
о горном походе 2 к.с. по Кичик-Алаю
(2017
г.)
|