2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Как правило, подъем дежурного осуществлялся в 4 час. 00 мин., выход группы с места ночевки в диапазоне от 6 час. 30 мин. до 6 час. 50 мин. Длительность стандартного перехода 45 мин.

2.1. Заезд к маршруту. Ночью 03.05.2021 мы слезли с поезда на железнодорожном вокзале Армавир-1, загрузились в арендованный микроавтобус и к 6 час. прибыли в пос. Никитино к началу маршрута у подвесного пешеходного моста через р. Никитинка. Координаты моста: N 43° 58.160' E 40° 42.519' H 784.

Ф.1. Подвесной мост через р. Никитинка.

2.2. Траверс хребта Голый и горы Хацавита. За подвесным мостом мы вышли на грунтовую дорогу, ведущую к верхней станции подъёмника, расположенного на вершине Голая (1851). Сначала дорога плавно поднимается, следуя на юг по правому борту долины Малой Лабы, а в точке N 43° 57.050' E 40° 41.912' H 960 резко поворачивает на северо-восток и начинает огибать вершину Голая. Подъём до верхней станции подъёмника занимает 6 переходов. Рядом со станцией в точке N 43° 55.758' E 40° 43.648' H 1682 встали на ночлег.

Утром 04.05.2021 мы начали подъём по дороге на хребет Голый и почти сразу свернули направо к вагончику, рядом с которым стоит мангал и бьёт из трубы вода. За вагончиком начинается тропа, которая выводит на гребень хребта Голый в обход горы Голая. Эта тропа сливается с дорогой для квадроциклов, которая идет, в основном, по гребню хребта, но иногда справа от гребня.

В районе точки N 43° 54.586' E 40° 44.604' H 1820 квадроцикольная дорога уходит вправо и спускается, скорее всего, в долину Малой Лабы. Здесь следует сойти с дороги и продолжить движение по гребню хребта Голый. Короткий подъём на очередную вершину хребта Голый завершается выходом на тропу, которая следует по гребню хребта.

Следующую вершину N 43° 54.676' E 40° 45.557' H 1935 тропа обходит траверсом её северного склона. Затем мы спустились на седло 1869 между вершиной 1935 и горой Хацавита (1993). От верхней станции подъёмника до этого седла 3 перехода. Подъём с седла на г. Хацавита осуществляется по старой тракторной дороге. Миновав вершину, мы продолжили движение по этой дороге на восток, пока в точке N 43° 55.221' E 40° 47.551' H 1685 не вышли на дорогу со свежими следами протектора, ведущую к посту Соленовского охотхозяйства южнее г. Хацавита.

Затем мы спустились к р. Хацавита, пересекли её по камням и встали на ночлег в лесу на левом берегу ручья, который стекает с хребта Вал и впадает в Хацавиту. Координаты лагеря: N 43° 53.647' E 40° 47.490' H 1417.

2.3. Траверс западного склона горы Маркопидж и перевал 2245. Утром 05.05.2021 за два перехода мы поднялись по торной тропе на хребет Вал и успели немного пройти по его гребню на запад. Еще за один переход мы поднялись к роднику, который расположен в точке 43° 52.390'N 40° 46.046'E 1972 H около северо-западного плеча горы Маркопидж (2217). Около родника привалили на перекус, см. фото 2.

Ф.2. На перекусе около родника близ северо-западного плеча г. Маркопидж.

Ф.3. На траверсе западного склона г. Маркопидж.

Траверс западного склона г. Маркопидж проходил в тумане по бесснежной тропе, см. фото 3. Снежная обстановка на траверсе была такая же, как в мае 2018 года, см. фото 4. Траверс завершается выходом на южный гребень вершины.

Ф.4. Тропа на траверсе западного склона г. Маркопидж. Фото снято в начале мая 2018 г. [3].

Затем по свободной от снега тропе мы спустились к перемычке в хребте, где стоит табличка охотхозяйства. Около этой таблички тропа резко поворачивает налево и спускается с гребня до высоты 1897 м. Затем она траверсирует восточный склон хребта, соединяющего вершину Маркопидж с хребтом Сергеев Гай, см. фото 5, и плавно поднимается на его гребень в точке N 43° 51.426' E 40° 45.661' H 1956. От плеча вершины Маркопидж 2 перехода.

Ф.5. На лесной тропе южнее г. Маркопидж.

Южнее точки 1956 в гребне хребта имеется безлесое седло, см. фото 22. За этим седлом тропа снова поднимается в лес, но идет уже вдоль гребня хребта по его западному склону. На полукилометровом участке перед верхним постом Соленовского охотхозяйства тропа пересекает два снежника, преодоление второго из них запечатлено на фото 6.

Ф.6. Пересечение снежника перед выходом к верхнему посту Соленовского охотхозяйства.

Ф.7. Верхний пост Соленовского охотхозяйства.

Домик охотхозяйства был заперт, егерей мы не встретили. Мы остановились около домиков на второй перекус с горячим чаем, а после перекуса начали подъём к перевалу 2245, см. фото 7.

Перевал 2245 (весной 1А) находится в хребте, который соединяет вершину Маркопидж (2217) с хребтом Сергеев Гай, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет верховья рек Маркопидж (на СЗ) и Бескес (на ЮВ). Координаты перевала: N 43° 49.495' E 40° 45.089' H 2245. Именно через эту точку на гребне летом проходит тропа.

Однако в начале мая эта тропа на юго-восточном склоне перевала уходит под крутой снежник, см. фото 8. В майских походах 2016 и 2018 гг. [2 и 3] этот снежник мы обходили снизу, но попадали в зону поражения снежных обвалов, см. фото 8 и 9.

Ф.8. Вид с пер. 2245 (с его летней седловины) в сторону долины р. Бескес. Основная тропа скрывается под крутым снежником, а его обход снизу пересекает зону поражения снежными обвалами. Фото 2018 г. [3].

Ф.9. Фрагменты сорвавшегося со склона снежника. Фото 2018 г. [3].

В мае 2019 г. [4] было реализовано безопасное прохождение перевала 2245 через точку N 43° 49.628' E 40° 45.211' H 2245. И в мае 2021 года мы повторили этот вариант. На северо-западном склоне мы заблаговременно сошли с тропы и по травянистому склону поднялись на гребень хребта. На юге мы увидели куполообразное возвышение рядом с характерным скальным выходом в гребне хребта, см. фото 10. От этого купола на юго-восток спускается пологий отрог. Мы спустились по этому отрогу, см. фото 11 и 12, к сараю в долине р. Бескес, поднялись от сарая на следующую террасу и встали лагерем в точке 43° 48.985'N 40° 45.754'E 2070 Н.

Ф.10. Точка прохождения перевала 2245 в безопасном для весны варианте расположена рядом с характерным скальным выходом в гребне хребта.

Ф.11. Вид с перевала 2245 на путь спуска в долину р.Бескес по отходящему от него отрогу.

Ф.12. Вид на пер. 2245 из долины р. Бескес.

2.4. Траверс вершины 2917 (1А).

Утром 06.05.2021 мы решили не уходить из долины р. Бескес через пер. Блыбский, как того требовал график основного варианта маршрута, но остаться в долине и подстраховать, тем самым, группу школьников, в которой имелся тяжело больной участник, см. пункт 1.7. Еще вечером 05.05.2021 мы сообщили в МЧС о необходимости эвакуации больного с помощью вертолёта, и вертолёт был обещан. Мы оставили свой спутниковый трекер, способный общаться с миром по СМС, руководителю школьников Владимиру Прохницкому, а сами пошли (без бивачного снаряжения) на вершину 2917 в соответствии с запасным вариантом N1.

Вершина 2917 примыкает с севера к пер. Миршавко (2800, 1А) и имеет длинный северо-восточный отрог, который спускается в долину р. Бескес. О возможности восхождения на вершину по этому отрогу мы узнали из отчета [1]. Отрог имеет склон юго-восточной экспозиции, который хорошо прогревается солнцем и к майским праздникам должен быть свободен от снега. Это позволяло надеяться на возможность обхода по склону особенно сложных заснеженных участков гребня. Однако этой возможностью мы не воспользовались, почти на всём протяжении гребень отрога был тоже свободен от снега.

Весь маршрут на вершину представлял собой кольцо, см. фото 13. Подъём на вершину осуществлялся по её северо-восточному отрогу, а спуск с пер. Миршавко проходил по снежникам в глубине долины, по которым мы шли в снегоступах. Всё мероприятие (от лагеря до лагеря) заняло чуть менее 7 часов.

Ф.13. Вершина 2917 и её северо-восточный отрог. Вид со склона пер. Блыбский.

Ф.14. Вид от лагеря 2070 на конец северо-восточного отрога вершины 2017.

Ф.15. Привал у скалы в месте выхода на гребень северо-восточного отрога в. 2917.

Ф.16. Вид со скалы в месте выхода на гребень на перевал Блыбский (2568, 1А).

Ф.17. На гребне северо-восточного отрога в. 2917 мы встретили 2-х козлов. Это первый из них.

Ф.18. Вид с гребня северо-восточного отрога в. 2917 на юго-восток.

Ф.19. Снежный взлёт на гребне северо-восточного отрога в. 2917.

Ф.20. Вид на перевал, который параллелен Блыбскому, но располож южнее в. 2854.

Ф.21. Вид с гребня северо-восточного отрога вершины 2917 на саму вершину. Красной линией отмечен путь к началу ведущего на вершину травянистого склона.

Ф.22. Подъем на вершину 2917 по травянистому склону.

Ф.23. Вид с травянистого склона на вершину 2917. Последний участок пути к вершине.

Ф.24. Группа на вершине 2917.

Ф.25. Вид с вершины 2917 на запад и на юг.

Ф.26. Вид с вершины 2917 на юго-восток и северо-восток.

Ф.27-28. Первые десятки метров спуска с вершины 2917 на пер. Миршавко. Сначала спускались на юго-восток, чтобы обойти крутой взлёт южного гребня. Потом вернулись на южный гребень.

Ф.29. Вид с северной седловины пер. Миршавко на вершину 2917. Показан обход взлёта южного гребня с выходами скал.

Ф.30. Первые метры спуска с северной седловины пер. Миршавко проходили по глубокому снегу.

Ф.31. Спуск с северной седловины пер. Миршавко.

Ф.32. Путь спуска с вершины 2917 в цирк перевала Миршавко.

Ф.33. Мы в снегоступах! На заднем плане, на снежном склоне следы медведей поражают воображение.

Ф.34. Катание со снежных горок на пути к лагерю 2070.