К оглавлению

Назад

Вперед

.

2.5. Перевал Западный Карасель (4595, 1Б) расположен в северном отроге Алайского хребта к северу от западной главы вершины Кызыл-Ункюр (4888). Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет ледник Катта-Карасель № 130 (на востоке) с безымянным ледником № 113 в истоках реки Тюзашу (на западе). Номера ледников соответствуют каталогу [3]. Координаты перевала: 39° 46.195'N 72° 30.615'E 4595 H.

Утром 26.07.2025 мы собрали лагерь и траверсом склона над северным берегом озера 4200 вошли в долину ручья, стекающего с ледника № 113. В точке 39° 46.205'N 72° 29.930'E 4365 H русло ручья поворачивает на восток. Мы тоже повернули и тут же взобрались по камням на плато по ходу справа от ручья. По этому плато мы плавно поднялись к языку ледника № 113, стекающего с перевала Западный Карасель, см. фото 21.


Ф.21. Язык ледника 113 [3], стекающего с перевала Западный Карасель.

Здесь мы надели страховочные системы, кошки и поднялись на язык, стараясь близко не подходить к осыпям и скалам правого борта ледника. Очень быстро ледник потерял крутизну, он был открыт, и мы спокойно, в связках одновременно, см. фото 22, взошли на перевал, см. фото 23.


Ф.22. Подъем по леднику на пер. Западный Карасель.


Ф.23. Группа на перевале Западный Карасель (4595, 1Б).

Ледник был полностью открыт даже на перевальном плато, несмотря на высоту в 4600 м. Но всё же на восточной стороне перевала на перегибе с плато на склон снег сохранился. Мы начали по нему спускаться с центра плато, пока не увидели, что нижняя часть склона крута и свободна от снега, см. фото 24. Тогда мы по снегу траверсировали ледник к его левому борту. Здесь ледяной участок был менее протяженным, см. фото 24. Мы подошли ко льду и провесили на спуск одну веревку перил, см. фото 25 и 26. Последний (Иван Жданов) аккуратно спустился в три такта (лицом к склону).


Ф. 24. Восточный склон перевала Западный Карасель (4595, 1Б).


Ф.25. Группа по снежнику подходит к перильной веревке.


Ф.26. Спуск по перилам на пологую часть ледника.

2.6. Обход пер. Спартак (4655, 2А). С перевала Западный Карасель мы увидели наш следующий по плану перевал Спартак (4655, 2А), см. фото 27.


Ф.27. Западный склон пер. Спартак в июле 2021 г. [1] (слева) и в июле 2025 г. (справа).

Камнеопасность была для нас неприемлемой, и мы решили обойти перевал Спартак (4655, 2А) через перевал Очевидный (4615, 1А), который был прописан в запасном варианте №1. Поэтому мы пересекли ледник Катта-Карасель (№ 130 [3]) и вдоль его правого борта спустились до широкой правой береговой морены, которая начинается сразу после правого притока № 131 ледника Катта-Карасель, см. рис. 1. Миновав устье ледника № 131, мы пересекли морену и встали лагерем на ночлег в её кармане, в точке 39° 47.669'N 72° 31.312'E 4200 Н. На следующий день мы планировали подняться по леднику № 131 до ледника № 132, пройти перевал Очевидный (4615, 1А) и спуститься на ледник № 303 (Кумтор Западный). Обход перевала Спартак должен был завершиться, согласно запасному варианту № 1, прохождением перевала Дамджайлоо Траверсный (4730, 1Б), см. рис. 1. Однако этот план не удалось реализовать в полной мере.


Рис.1. Схема ледников из каталога [3] с нанесенными на неё перевалами: 1- пер. Западный Карасель (4595, 1Б), 2- пер. Спартак (4655, 2А), 3- пер. Очевидный (4615, 1А), 4- пер. Дамджайлоо Траверсный (4730, 1Б), 5- пер. Кичикбель (4195, 1А), 6- пер. Скобелева Западный (4655, 2А), 7- пер. Скобелева Связной (4705, 2А), 8- пер. Дмитрия Собянина (4590, 2А).

Утром 27.07.2025 Макалкин В.А. сказал, что чувствует себя отвратительно, что он не сможет осилить столь высокий перевал Очевидный (4615, 1А), поэтому хочет уехать в Ош. Мы собрали лагерь и пошли вниз по карману правой береговой морены ледника Катта-Карасель, чтобы через пологий и относительно низкий перевал Кичикбель (4195,1А) выйти к углевозной дороге и отправить Макалкина в Ош.

2.7. Перевал Кичикбель (4195, 1А) представляет собой обширное плато между долинами рек Карасель и Восточный Кичик-Алай и может быть пройден в разных вариантах. В нашем случае он соединяет правый приток р. Карасель с правым притоком Восточного Кичик-Алая, который настолько мутный, что делает мутным после своего впадения основную реку, значительно превосходящую этот приток по расходу воды. Координаты перевала: 39° 50.350'N 72° 30.175'E 4195 H.

Карман правой береговой морены, по которому мы спускались, трансформируется в долину ручья, который протекает между языком ледника и травянистым бортом долины. В месте, где ручей соединяется с вырывающейся из-под ледника рекой, мы повернули направо и поднялись из поймы на травянистую террасу. Путь по террасе через 3 км приводит к точке 39° 49.720'N 72° 29.825'E 4000 H перед спуском в долину ручья, стекающему из-под перевала Кичикбель. Здесь мы повернули на север и начали подъем вдоль ручья на перевал, см. фото 28.


Ф.28. Путь с террасы правого борта долины р. Карасель к перевалу Кичикбель.


Ф.29. Прохождение водопада на пути к плато пер. Кичикбель. Здесь помогали друг-другу, вытаскивали рюкзаки.


Ф.30. Спуск с перевала Кичикбель (4195, 1А) в долину Восточного Кичик-Алая. Фото 2012 года [5] с левого борта долины Кичик-Алая. В июле 2025 года снега под седловиной перевала не было.

Спустившись в пойму Восточного Кичик-Алая, мы перебродили реку чуть выше устья мутного ручья и встали на обед. После обеда по тропе, траверсом левого борта, мы в точке 39° 51.215'N 72° 31.680'E 3815 H поднялись на углевозную дорогу. Макалкин В.А. на попутной углевозной машине уехал в Ош, а мы по очень пыльной дороге пошли на восток в сторону р. Кумтор. Через 3.5 км в точке 39° 51.450'N 72° 34.075'E 3660 H мы сошли с дороги вправо на тропу и траверсом склона между дорогой и рекой спустились к мосту через Восточный Кичик-Алай. За мостом около устья р. Кумтор традиционно располагается кош. Мы миновали кош, прошли вдоль р. Кумтор 1 км и встали лагерем на ночлег на левом берегу реки в точке 39° 50.865'N 72° 34.975'E 3535 H.

.

К оглавлению

Назад

Вперед