2.5. Перевал Западный Карасель (4595,
1Б) расположен
в северном отроге Алайского хребта к
северу от западной главы вершины
Кызыл-Ункюр (4888). Перевал ориентирован
с востока на запад и соединяет
ледник Катта-Карасель № 130 (на
востоке) с безымянным ледником № 113
в истоках реки Тюзашу (на западе).
Номера ледников соответствуют каталогу
[3]. Координаты перевала: 39° 46.195'N 72°
30.615'E 4595 H.
Утром 26.07.2025 мы собрали лагерь и траверсом склона над
северным берегом озера 4200 вошли в
долину ручья, стекающего с ледника №
113. В точке 39° 46.205'N 72° 29.930'E 4365 H русло
ручья поворачивает на восток. Мы тоже
повернули и тут же взобрались по камням
на плато по ходу справа от ручья. По
этому плато мы плавно поднялись к
языку ледника № 113, стекающего с
перевала Западный Карасель, см. фото
21.
|
|
Ф.21. Язык ледника №
113
[3], стекающего с перевала Западный
Карасель.
|
Здесь мы надели страховочные системы,
кошки и поднялись на язык, стараясь
близко не подходить к осыпям и скалам
правого борта ледника. Очень быстро
ледник потерял крутизну, он был открыт,
и мы спокойно, в связках одновременно,
см. фото 22, взошли на перевал, см. фото
23.
|
|
Ф.22. Подъем по леднику на пер. Западный
Карасель.
|
|
Ф.23. Группа на перевале Западный
Карасель (4595, 1Б).
|
Ледник был полностью открыт даже на
перевальном плато, несмотря на высоту
в 4600 м. Но всё же на восточной стороне
перевала на перегибе с плато на склон
снег сохранился. Мы начали по нему
спускаться с центра плато, пока не
увидели, что нижняя часть склона крута
и свободна от снега, см. фото 24. Тогда
мы по снегу траверсировали ледник к
его левому борту. Здесь ледяной участок
был менее протяженным, см. фото 24. Мы
подошли ко льду и провесили на спуск
одну веревку перил, см. фото 25 и 26.
Последний (Иван Жданов) аккуратно
спустился в три такта (лицом к склону).
|
|
Ф. 24. Восточный склон перевала Западный
Карасель (4595, 1Б).
|
|
Ф.25. Группа по снежнику подходит к
перильной веревке.
|
|
Ф.26. Спуск по перилам на пологую часть
ледника.
|
2.6. Обход пер. Спартак (4655, 2А). С
перевала Западный Карасель мы увидели
наш следующий по плану перевал Спартак
(4655, 2А), см. фото 27.
|
|
Ф.27. Западный склон пер. Спартак в
июле 2021 г. [1] (слева) и в июле 2025 г.
(справа).
|
Камнеопасность была для нас неприемлемой,
и мы решили обойти перевал
Спартак (4655, 2А) через перевал Очевидный (4615, 1А),
который был прописан в запасном
варианте №1. Поэтому мы пересекли
ледник Катта-Карасель (№ 130 [3]) и вдоль
его правого борта спустились до широкой
правой береговой морены, которая
начинается сразу после правого притока
№ 131 ледника Катта-Карасель, см. рис.
1. Миновав устье ледника № 131, мы
пересекли морену и встали лагерем на
ночлег в её кармане, в точке 39° 47.669'N
72° 31.312'E 4200 Н. На следующий день мы
планировали подняться по леднику №
131 до ледника № 132, пройти перевал
Очевидный (4615, 1А) и спуститься на ледник
№ 303 (Кумтор Западный). Обход перевала
Спартак должен был завершиться,
согласно запасному варианту № 1,
прохождением перевала Дамджайлоо
Траверсный (4730, 1Б), см. рис. 1. Однако
этот план не удалось реализовать в
полной мере.
|
|
Рис.1. Схема ледников из каталога [3]
с нанесенными на неё перевалами: 1-
пер. Западный Карасель (4595, 1Б), 2- пер.
Спартак (4655, 2А), 3- пер. Очевидный (4615,
1А), 4- пер. Дамджайлоо Траверсный (4730,
1Б), 5- пер. Кичикбель (4195, 1А), 6- пер.
Скобелева Западный (4655, 2А), 7- пер.
Скобелева Связной (4705, 2А), 8- пер. Дмитрия
Собянина (4590, 2А).
|
Утром 27.07.2025 Макалкин В.А. сказал, что чувствует себя
отвратительно, что он не сможет осилить
столь высокий перевал Очевидный (4615,
1А), поэтому хочет уехать в Ош. Мы собрали
лагерь и пошли вниз по карману правой
береговой морены ледника Катта-Карасель,
чтобы через пологий и относительно
низкий перевал Кичикбель (4195,1А) выйти
к углевозной дороге и отправить
Макалкина в Ош.
2.7.
Перевал Кичикбель (4195, 1А) представляет
собой обширное плато между долинами
рек Карасель и Восточный Кичик-Алай
и может быть пройден в разных вариантах.
В нашем случае он соединяет правый
приток р. Карасель с правым притоком
Восточного Кичик-Алая, который настолько
мутный, что делает мутным после своего
впадения основную реку, значительно
превосходящую этот приток по расходу
воды. Координаты перевала: 39° 50.350'N 72°
30.175'E 4195 H.
Карман
правой береговой морены, по которому
мы спускались, трансформируется в
долину ручья, который протекает между
языком ледника и травянистым бортом
долины. В месте, где ручей соединяется
с вырывающейся из-под ледника рекой,
мы повернули направо и поднялись из
поймы на травянистую террасу. Путь по
террасе через 3 км приводит к точке
39° 49.720'N 72° 29.825'E 4000 H перед спуском в
долину ручья, стекающему из-под перевала
Кичикбель. Здесь мы повернули на север
и начали подъем вдоль ручья на перевал,
см. фото 28.
|
|
Ф.28. Путь с террасы правого борта
долины р. Карасель к перевалу Кичикбель.
|
|
Ф.29. Прохождение водопада на пути к
плато пер. Кичикбель. Здесь помогали
друг-другу, вытаскивали рюкзаки.
|
|
Ф.30. Спуск с перевала Кичикбель (4195,
1А) в долину Восточного Кичик-Алая.
Фото 2012 года [5] с левого борта долины
Кичик-Алая. В июле 2025 года снега под
седловиной перевала не было.
|
Спустившись в пойму Восточного
Кичик-Алая, мы перебродили реку чуть
выше устья мутного ручья и встали на
обед. После обеда по тропе, траверсом
левого борта, мы в точке 39° 51.215'N 72°
31.680'E 3815 H поднялись на углевозную
дорогу. Макалкин В.А. на попутной
углевозной машине уехал в Ош, а мы по
очень пыльной дороге пошли на восток
в сторону р. Кумтор. Через 3.5 км в точке
39° 51.450'N 72° 34.075'E 3660 H мы сошли с дороги
вправо на тропу и траверсом склона
между дорогой и рекой спустились к
мосту через Восточный Кичик-Алай. За
мостом около устья р. Кумтор традиционно
располагается кош. Мы миновали кош,
прошли вдоль р. Кумтор 1 км и встали
лагерем на ночлег на левом берегу реки
в точке 39° 50.865'N 72° 34.975'E 3535 H.
|