.
2.10. Перевал Скобелева Связной (4705, 2А) расположен в северо-западном отроге западной вершины пика Скобелева, ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет верховья ледника № 307 (на юго-западе) с центральной частью ледника № 308 (на северо-востоке). Номера ледников соответствуют каталогу [3]. Перевал Скобелева Связной позволяет обойти ледопад в нижней части ледника № 307 на пути от перевала Скобелева Западный к перевалам Рототаева, Собянина и Скобелева. Координаты седловины: 39° 47.750'N 72° 36.335'E 4705 H. Отсутствие снега на высотах менее 4600 м привело не только к повышению камнеопасности, но и к изменению сложности перевалов. Там, где в обычный сезон удавалось относительно безопасно пройти по ступеням в снегу, теперь приходилось идти с ледобурной страховкой или даже вешать перила. Количество снежных мостов через трещины значительно уменьшилось, а те мосты, которые остались, потеряли надежность. В результате, при спуске с пер. Скобелева Связной мы провесили 4 веревки перил. А в 2021 г., когда команда Лебедева А.А. осуществила первопрохождение этого перевала [1], перил вообще не вешали и оценили перевал, как 1Б. В июле 2025 года перевал Скобелева Связной оказался сложнее перевала Дмитрия Собянина (4590, 2А), он был и протяженнее и разнообразнее, так как требовал не только техники спуска по ледовым склонам, но и опыта преодоления ненадёжных снежных мостов через широкие разломы в леднике. В момент нашего прохождения перевал Скобелева Связной был полноценной "Двойкой А". К перевалу с ледника № 307 [3] ведёт осыпной кулуар. В июле 2021 г. он был заснежен [1], а в июле 2025 г. снега не было. см. фото 51. |
Ф. 51. Вид на пер. Скобелева Связной с ледника № 307 [3]. Оба снимка сделаны в июле: слева в 2021 г. [1], а справа в 2025 г. Седловина перевала широкая и покрыта мелкой осыпью. Здесь, при желании, можно встать лагерем на ночлег. |
Ф.52. Траектория спуска с перевала Скобелева Связной (4705, 2А). Основные сложности в верхней части склона, см. фото 53. |
Ф.53. Черными точками обозначено примерное расположение станций на участке спуска по перилам. Всего было провешено 4 веревки. Ниже точки 5 вплоть до лагеря у подножия перевального склона мы спускались в связках одновременно. |
Ф.54. Огромный разлом чуть ниже седловины перевала. |
Первым серьезным препятствием на спуске с перевала был огромный разлом, на фото 53 он выше точки 1. Сверху он был покрыт снежным мостом, см. фото 54. Верхний край этого моста протаял, и около льда на краю разлома зияли черные дыры. По сути, это был уже не мост, а карниз. Было совершенно не понятно, насколько широка эта трещина. Лидеру было страшно! Первым делом он со всей дури бросил на мост свой рюкзак. Мост выдержал. После этого он прыгнул к рюкзаку и тут же совершил кувырок через рюкзак, чтобы распределить по пространству тормозящие усилия и остановиться как можно дальше от переднего края трещины, см. фото 55. |
Ф.55. Преодоление разлома в кувырке. |
Ф.56. Выше точки 1, см. фото 53, были и другие опасные трещины. Преодоление одной из них сидя на попе. |
Ф.57. Череда трещин закончилась и началась обычная и «милая сердцу» перильная работа. |
|
Ф.58. Вторая, третья и четвертая веревки. |
Ф.59. У основания перевального склона в точке 39° 48.131'N 72° 36.473'E мы встали лагерем на ночлег. Высота 4450. |
Ф.60. Лагерь 4450. |
.