.
2.11. Перевал Дмитрия Собянина (4590, 2А) расположен в северном и отходящем от пика Скобелева (5051) отроге Алайского хребта. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледники № 308 (восточная ветвь ледника Кумтор) на юге и № 310 на севере. Координаты седловины: 39° 48.390'N 72° 36.650'E 4590 H. Номера ледников соответствуют каталогу [3]. Утром 01.08.2025 мы собрали лагерь, пересекли восточную ветвь ледника Кумтор и по мелкой осыпи поднялись на перевал Дмитрия Собянина, см. фото 61. |
Ф.61. Южный склон пер. Дмитрия Собянина. Фото снято со склона пер. Скобелева Связной. |
Ф. 62. Группа на перевале Дмитрия Собянина. |
Ф.63. С перевала Дмитрия Собянина открывается прекрасный вид на пик Скобелева (5051). |
Ф.64. Короткий, но крутой северный склон перевала подрезан мощным бергшрундом. |
Ф.65. На спуске мы провесили две с половиной веревки перил. Ниже бергшрунда мы шли в связках одновременно. |
Ф.66. Для преодоления бергшрунда мы выбрали бесснежное место, но с прочной ледовой пробкой под обрывом. Высота вертикальной стенки над пробкой от двух до трех метров. |
Ниже бергшрунда начинается пологий ледник без трещин. Однако через 700 метров он круто ниспадает, сливаясь с центральной ветвью ледника № 310 [3], см. фото 67. Здесь можно было бы начать вешать перила, но мы предпочли спуститься по рантклюфту левого борта, см. фото 67, 68 и 69. |
Ф.67. Крутой спуск западной ветви ледника № 310 [3] перед её слиянием с центральной ветвью. |
Ф.68. Выход по скалам из рантклюфта на осыпной склон. |
|
Ф.69. Спуск по осыпному склону на основной ствол ледника № 310 [3]. |
Спустившись на ледник, мы прошли по нему около 750 метров и вошли в карман между ледником и левой береговой мореной. Через 200 метров карман из-за каменных завалов стал труднопроходимым, поэтому мы свернули направо, взобрались на зачехленный ледник и пересекли его к центру. Еще через 300 метров ледник закончился. Здесь мы повернули налево и спустились в карман между основной мореной и склоном левого борта. По этому карману мы вышли в пойму реки, некоторое время спускались вдоль воды, пока вода не ушла под землю. Наконец, перебродили вновь появившуюся реку на левый берег и по террасам левого берега спустились к углевозной дороге в долине реки Восточный Кичик-Алай, см. фото 70. К дороге через Кичик-Алай был переброшен скотогонный мост, рядом с ним машинный брод. Не доходя до моста 200 м мы встали лагерем на ночлег на симпатичной полянке рядом с ручьём. Координаты лагеря: 39° 51.779'N 72° 36.127'E 3365 H. |
Ф.70. Вот на таком углевозе 5 дней назад Макалкин уехал в Ош. |
.