К оглавлению

Назад

Вперед

.

2.11. Перевал Дмитрия Собянина (4590, 2А) расположен в северном и отходящем от пика Скобелева (5051) отроге Алайского хребта. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледники № 308 (восточная ветвь ледника Кумтор) на юге и № 310 на севере. Координаты седловины: 39° 48.390'N 72° 36.650'E 4590 H. Номера ледников соответствуют каталогу [3].

Утром 01.08.2025 мы собрали лагерь, пересекли восточную ветвь ледника Кумтор и по мелкой осыпи поднялись на перевал Дмитрия Собянина, см. фото 61.


Ф.61. Южный склон пер. Дмитрия Собянина. Фото снято со склона пер. Скобелева Связной.


Ф. 62. Группа на перевале Дмитрия Собянина.


Ф.63. С перевала Дмитрия Собянина открывается прекрасный вид на пик Скобелева (5051).


Ф.64. Короткий, но крутой северный склон перевала подрезан мощным бергшрундом.


Ф.65. На спуске мы провесили две с половиной веревки перил. Ниже бергшрунда мы шли в связках одновременно.


Ф.66. Для преодоления бергшрунда мы выбрали бесснежное место, но с прочной ледовой пробкой под обрывом. Высота вертикальной стенки над пробкой от двух до трех метров.

Ниже бергшрунда начинается пологий ледник без трещин. Однако через 700 метров он круто ниспадает, сливаясь с центральной ветвью ледника № 310 [3], см. фото 67. Здесь можно было бы начать вешать перила, но мы предпочли спуститься по рантклюфту левого борта, см. фото 67, 68 и 69.


Ф.67. Крутой спуск западной ветви ледника № 310 [3] перед её слиянием с центральной ветвью.


Ф.68. Выход по скалам из рантклюфта на осыпной склон.



Ф.69. Спуск по осыпному склону на основной ствол ледника № 310 [3].

Спустившись на ледник, мы прошли по нему около 750 метров и вошли в карман между ледником и левой береговой мореной. Через 200 метров карман из-за каменных завалов стал труднопроходимым, поэтому мы свернули направо, взобрались на зачехленный ледник и пересекли его к центру. Еще через 300 метров ледник закончился. Здесь мы повернули налево и спустились в карман между основной мореной и склоном левого борта. По этому карману мы вышли в пойму реки, некоторое время спускались вдоль воды, пока вода не ушла под землю. Наконец, перебродили вновь появившуюся реку на левый берег и по террасам левого берега спустились к углевозной дороге в долине реки Восточный Кичик-Алай, см. фото 70. К дороге через Кичик-Алай был переброшен скотогонный мост, рядом с ним машинный брод. Не доходя до моста 200 м мы встали лагерем на ночлег на симпатичной полянке рядом с ручьём. Координаты лагеря: 39° 51.779'N 72° 36.127'E 3365 H.


Ф.70. Вот на таком углевозе 5 дней назад Макалкин уехал в Ош.

.

К оглавлению

Назад

Вперед