.
2.6. Перевал Вездеход (4690, 3А) расположен в широтно ориентированном хребте, который отделяет долину верхнего левого притока Нуры от Алайской долины. Перевал находится в точке, где от основного хрета отходит северный отрог, разделяющий бассейны рек Кальтабулак (на западе) и Нура (на востоке). Эту точку можно охарактеризовать, также, как стык северо-восточного и юго-восточного гребней вершины 4813. Перевал ориентирован с северо-запада на юг и соединяет ледник № 76 [1] (на северо-западе) с ледником № 78-1 (на юге), см. рис. 2. Координаты перевала: 39° 32.684'N 73° 44.115'E 4690 H. |
Рис. 2. Нумерация ледников в районе реки Нура. Схема из каталога [1]. Красными цифрами обозначены перевалы: 1- Вездеход, 2- Ворота Нуры. |
Подъём на перевал осуществляется в два этапа: подъем на северо-восточный гребень вершины 4813 и подъем по этому гребню на перевал, см. фото 21 и 22. Каждый этап у нас занял по одному дню. |
Ф.21. Основные элементы рельефа на подъёме к перевалу Вездеход. |
Утром 08.08.2025 мы вышли на ровный ледник и подошли по нему к основанию первого взлёта. В правой (по-ходу) его части имелся снежник, по которому можно было подняться максимально высоко, тем самым, сократив техническую работу на льду. Отсюда мы провесили две веревки перил вверх по линии падения воды, а затем две веревки, которые траверсом поднимались по сети трещин (с удобными полочками на нижних краях) к большой наклонной полке между первым и вторым взлётами, см. фото 21-23. На этой наклонной полке лежало много камней, но они не были опасными, так как полка была сплошь рассечена глубокими и весьма широкими трещинами, см. фото 24. |
Ф.22. Пятнадцать перильных веревок на подъёме к перевалу Вездеход. |
|
Ф.23. Подъём на северо-воситочный гребень вершины 4813 к лагерю 4520. |
Ф.24. Группа на наклонной полке между первым и вторым взлётами. |
По наклонной полке мы шли в связках одновременно, лишь иногда используя ледобурную страховку при форсировании трещин. Ко второму взлёту мы подошли так, чтобы провеска и прохождение перпил были под мульдой, см. фото 21 и 23. Действительно, мульда собирала камни и под нею было безопасно. К счастью, рядом оказался полуразрушенный, но смерзшийся мост через бергшрунд. Выше бергшрунда мы провесили две веревки перил до точки 39° 32.808'N 73° 44.236'E 4495 H на нижнем краю мульды, см. фото 25, и еще одну веревку вдоль края мульды до гребня. Там в точке 39° 32.785'N 73° 44.231'E 4520 H нашлось место для лагеря, см. фото 26. |
Ф.25. Мульда под скалами северо-восточного гребня вершины 4813 и лагерь 4520 на этом гребне. |
Ф.26. Лагерь 4520. |
Утром 09.08.2025 мы провесили 4 веревки по льду до треугольного жандарма, см. фото 21 и 27 (такое название этому жандарму дали первопроходцы перевала [4]). Пятая веревка в обход треугольного жандарма проходила по 20-метровому участку очень крутого льда, порядка 55-60 градусов, см. фото 28. Шестая и седьмая веревки были провешены по более пологому льду, а восьмая веревка «проскочила» мимо перевала, лишь первые 15 метров её были действительно необходимы. Но лидер пропустил перевал, потому что тур на скалах слева был совсем не заметен. В результате лидеру и еще троим участникам пришлось возвращаться обратно. |
Ф.27. Участок северо-восточного гребеня вершины 4811 от лагеря 4520 до перевала Вездеход. |
Ф.28. Обход треугольного жандарма по 55-60 градусному льду. |
Ф.29. Группа на перевале Вездеход. |
Ф.30. Спуск с перевала Вездеход к лагерю 4535. |
Спуск с пер. Вездеход на ледник № 78-1 проходит по средней осыпи южного склона юго-восточного гребня вершины 4813, см. фото 30. Сначала мы шли вдоль гребня до седла между вершинами 4813 и 4880, а потом с седла спустились на ледник. Там, на моренной гряде в точке 39° 32.556'N 73° 44.280'E 4535 H мы встали лагерем на ночлег. |
.