На главную страницу сайта

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ


...

ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 5-й к.с. ПО ЗААЛАЙСКОМУ ХРЕБТУ,

СОВЕРШЕННОМ с 04.08 по 22.08.2025

МАРШРУТ:

г. Ош – р. Нура – лев. приток р. Нура - пер. Рыжая осыпь (3960, н.к.) - пер. Тренировочный (4175, 1А, п.п.) - исток лев. притока р. Нура - траверс «в. 4285 - пер. 4255 - в. 4403 - пер. 4295» (1Б, п.п.) - пер. Вспомогательный (4130, 1А, п.п.) - пер. Вездеход (4690, 3А) - пер. Ворота Нуры (4795,2А) - лед. Вост. Кызылсу - пер. Транспортный (через в. 4275, 1А) - пер. Снежная Полоска (4150,1А) - р. Курумды – р. Кичкесу – р. Джанайдартака - пер. Запорожских Романтиков (4345, 1А) – пер. Плечо Обручева (5340, 3А) – лед. Корженевского - пер. Туюксу (4760, 2Б) – р. Туюксу – Алайская долина – г. Ош.

Маршрутная книжка: 1/3-503

Руководитель группы и автор отчета - Лебедев Андрей Александрович.

Краткая версия отчета в формате pdf загружена ЗДЕСЬ.

.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ


.

1.1

Паспорт маршрута.


.

1.2

Состав группы.


.

1.3

Маршрут в Kml-файле для просмотра программой Google Earth.


.

1.4

Карта с нанесенным на неё маршрутом.


.

1.5

Календарный график движения.



1.6

Список пройденных локальных препятствий.



1.7

Планирование маршрута. Пучок траекторий и кластерное планирование.



1.8

Особенности снежно-ледовой обстановки на юге Киргизии летом 2025 г.



1.9

Изменения сложности локальных препятствий в аномально жаркое и сухое лето.



1.10

Безопасность.



1.11

Элементы новизны в маршруте.



1.12

Соответствие заявленного и пройденного маршрута.



1.13

Заброски.


2

ФОТООТЧЕТ И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ



2.1

Заезд.



2.2

Перевал Рыжая осыпь (3960, н.к.).



2.3

Перевал Тренировочный (4175, 1А, первопрохождение).



2.4

Траверс вершины 4403 (1Б, первопрохождение).



2.5

Перевал Вспомогательный (4130, 1А, первопрохождение).



2.6

Перевал Вездеход (4690, 3А).



2.7

Перевал Ворота Нуры (4795, 2А).



2.8

Перевал Транспортный через вершину 4275 (1А).



2.9

Перевал Снежная полоска (4150, 1А).



2.10

Переход от р. Курумды до р. Джанайдартака.



2.11

Перевал Запорожских Романтиков (4345, 1А).



2.12

Подъём на перевал Плечо Обручева (5340, 3А).



2.13

Спуск с перевала Плечо Обручева. Ледник Корженевского.



2.14

Перевал Туюксу (4760, 2Б).


3

ВЫВОДЫ


4

ССЫЛКИ


5

ПРОЕКТ ПОХОДА



1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.

.

Район путешествия

Сев. Памир (Заалайский хребет)

Вид туризма

Горный

Спортивная организация

Центральная секция туризма МАИ

Категория сложности

Пятая

Количество участников

Шесть

Руководитель

Лебедев Андрей Александрович

Выпускающая МКК

МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка

1/3 - 503

Сроки активной части похода

04.08 - 22.08.2025

Продолжительность активной части похода

19 дней

Длина маршрута

161 км

Суммарный набор высоты

7078 м

Максимальная высота

5340 м

Средняя высота ночевок

4212 м


1.2. Состав группы.

.

N

Ф.И.О.

Дата рожд.

Место работы, учебы

01

Лебедев Андрей Александрович

27.07.1956

МАИ, доцент

02

Агафонов Владимир Александрович

29.11.1977

Рук. турклуба «Странник» (Бишкек)

03

Коробовцев Антон Сергеевич

10.07.1995

Курчатовский институт, инженер

04

Максимович Юрий Александрович

01.03.1961

пенсионер

05

Махалин Андрей Алексеевич

20.12.1989

ФГБУ «Автобаза № 2», ведущий специалист

06

Обозов Александр Евгеньевич

28.11.1989

Билайн, ведущий инженер


1.3. Kml-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен по ссылке:

https://static.turclubmai.ru/papers/2617/2025_pamir_res.kml

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом.

.


.

1.5. Календарный график движения.

Примечание: В столбце "H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "L" прописан пройденный путь. В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).

Дата

N

Наименование участка пути

Перепады высоты

Высота ночевки

H [m]

L[км]

L эфф.

04.8

1

Переезд «Ош - Нура» + переход до поляны 3105 в долине р. Нура

2980-3105

3105

125

5.93

7.18

05.8

2

п.т. - лев. приток р. Нура

3105-3690

3690

585

6.32

12.17

06.8

3

п.т. - пер. Рыжая осыпь (3960, н.к.) - пер. Тренировочный (4175, 1А, п.п.) - исток лев. притока р. Нура.

3690-3960-3870-4175-4005

4005

575

3.88

9.63

07.8

4

п.т. - траверс «в. 4285 - пер. 4255 - в. 4403 - пер. 4295» (1Б, п.п.) - пер. Вспомогательный (4130, 1А, п.п.) - морена лед. № 76 [1](ледник к СЗ от пер. Вездеход).

4005-4285-4255-4403-4070-4115-4060

4060

473

3.73

8.46

08.8

5

п.т. - СВ гребень пер. Вездеход

4060-4520

4520

460

1.74

6.34

09.8

6

п.т. - пер. Вездеход (4690, 3А) - ледник у южн. подножия пер. Вездеход.

4520-4690-4535

4535

170

0.70

2.4

10.8

7

п.т. - левая морена лед. № 79 [1] (ледник вост. склона пер. Ворота Нуры).

4535-4100-4270

4270

170

5.15

6.85

11.8

8

п.т. - пер. Ворота Нуры (4795,2А) - карман пр. морены лед. Вост. Кызылсу

4270-4795-3775

3775

525

8.03

13.28

12.8

9

п.т. - лев. морена лед. Вост. Кызылсу (взятие заброски) - пер. Транспортный (через вершину 4275, 1А) - р. Карасу

3775-3855-3725-4275-3995

3995

630

8

14.3

13.8

10

п.т. - пер. Снежная Полоска (4150,1А) - р. Курумды - р. Машале

3995-4150-3595-3630-3610-3655-3560-3645-3605

3605

320

16.91

20.11

14.8

11

п.т. - р. Кичкесу - р. Кызыл-Арт - пойма р. Джанайдартака

3605-3615-3555-3615-3480-3540-3290-3405-3400-3485-3400

3400

330

25.41

28.71

15.8

12

п.т. - сев. цирк пер. Запорожских Романтиков

3400-4155

4155

755

10.59

18.14

16.8

13

п.т. - пер. Запорожских Романтиков (4345, 1А) - лед. № 170 [2] (ледник к ЮВ от пика Обручева).

4155-4345-4265-4670-4660-4760

4760

695

4.65

11.6

17.8

14

п.т. - пер. Плечо Обручева

4760-5340

5340

580

1.48

7.28

18.8

15

Дневка (отсидка, циклон)

-

5340

0

0

0

19.8

16

п.т. - лед. № 167 [2] (ледник к ЮЗ от пика Обручева).

5340-4515

4515

0

2.28

2.28

20.8

17

п.т. - лед. Корженневского

4515-4140-4285

4285

145

5.63

7.08

21.8

18

п.т. - пер. Туюксу (4760, 2Б) - сев. цирк пер. Туюксу

4285-4760-4465

4465

475

5.46

10.21

22.8

19

п.т. - р. Туюксу - Алайская долина + переезд в Сарымогол

4465-4540-4605-3190

-

65

17.95

18.60

23.8


Переезд из Сарымагола в Ош

-

-

0

0

0



ВСЕГО


4212

7078

133.84

204.62

В зачет: 133.84 * 1.2 = 161 км. В маршрут и, соответственно, в длину маршрута мы не включили предварительный радиальный выход с заброской от трассы “Ош-Иркештам” до ледника Восточный Кызылсу: 11.1 + (11.1) км.

1.6. Список пройденных локальных препятствий.

.

N

Название ЛП

Высота

К.т.

Примечание

01

Пер. Рыжая Осыпь

3960

н.к.


02

Пер. Тренировочный

4175

Первое прохождение

03

Траверс «в. 4285 - пер. 4255 - в. 4403 - пер. 4295»

4403

Первое прохождение

04

Пер. Вспомогательный

4130

Первое прохождение

05

Пер. Вездеход

4690


06

Пер. Ворота Нуры

4795


07

пер. Транспортный

4275

Вариант через вершину 4275

08

пер. Снежная Полоска

4150


09

пер. Запорожских Романтиков

4345

Вариант 1А по осыпи западнее ледника сев. склона перевала

10

Пер. Плечо Обручева

5340

Указана высота ночевки на перевале у верхних скал

11

Пер. Туюксу

4760


.

1.7. Планирование маршрута, пучок траекторий и кластерное планирование.

Многие участники похода очень спешили на работу, поэтому поход изначально планировался максимально коротким. Заезд из Оша в горы был назначен на 03.08.2025, обратные билеты из Оша в Москву были куплены на раннее утро 26.08.2025. Однако реальный заезд состоялся лишь 04.08.2025 после регистрации в МВД руководителя группы Лебедева А.А., который задержался в походе 3 к.с. по Кичик-Алаю и не успел пройти регистрацию в пятницу 01.08.2025.

При наличии столь коротких сроков, уже на этапе планирования мы стремились максимально повысить вероятность исполнения походной программы 5 к.с. Для этого было применено кластерное планирование. Сначала был спланирован пучок траекторий – каждая из которых представляла собой нитку маршрута 5 к.с. с необходимым набором ЛП и необходимой длины. У одних траекторий две тройки А были смещены к началу похода, у других равномерно распределены по маршруту, у третьих – тройки А были смещены к концу похода. Траектории эти пересекались в нескольких точках, и можно было переходить с одной траектории на другую, в зависимости от погоды. Например, если погода не благоприятствует в начале похода, то выбирается траектория с тройками А в середине и в конце похода.

Спланированный пучок траекторий разбивался точками их пересечения на кластеры – куски траекторий длительностью в 5-6 дней. При этом каждая траектория из пучка являлась объединением некоторых из этих кластеров.

Для оформления результата планирования в маршрутной книжке была создана нитка "основного маршрута", которая вбирала в себя максимальное число этих кластеров, и которую никто не собирался идти, так как она завершалась 31 августа, в то время, как авиабилеты были куплены на 26 августа, и контрольный срок в маршрутке был прописан 25 августа. Все кластеры, не вошедшие в нитку "основного маршрута", были оформлены в качестве запасных вариантов.

Подобный подход к планированию психологически освобождал руководителя и участников от концентрации на прохождении "основной нитки маршрута" и ориентировал на свободное и творческое комбинирование кластеров. В итоге был реализован следующий набор кластеров: 1.5 + 2.3 + 3.1 + 4.3 (нумерация кластеров соответствует их кодировке в маршрутной книжке).

1.8. Особенности снежно-ледовой обстановки на юге Киргизии летом 2025 г.

Лето 2025 года на юге Киргизии было абсолютно аномальным. Оно было очень жарким и засушливым. Снега на высотах ниже 5300 практически не было, все горы были закованы льдом. Камнеопасность была чудовищной. Бесчисленные камни, которые годами лежали под снегом или были скованы снегом, неожиданно освободились и скатывались по голому льду, разгоняясь до неимоверных скоростей. И вот тут нам помогло кластерное планирование. Мы надеялись, что оно поможет нам вписаться в погоду, однако погода была стабильно прекрасной. А вот многие перевалы были очень опасны, и мы могли, благодаря кластерному планированию, сделать выбор безопасных перевалов.

Например, мы отказались от перевала Нура Верхний (5050, 3А), после того, как послали к нему маленький игрушечный вертолётик. С помощью него мы получили вот такую картинку.

.

Северный склон пер. Нура Верхний (5050, 3А) был полностью свободен от снега. Осыпь подпоясана снизу поясом скал, и поэтому не закреплена. Весь ледник под склоном черный от камней.

.

Перевал Приозерный (4510, 1Б) из-за камнеопасности пришлось заменить перевалом Запорожских Романтиков (4350, 1А) в варианте 1А [3], то есть, с подъемом по осыпи западнее ледника северного склона этого перевала. Никто не ожидал, что в условиях аномального лета придется обходить даже «единичку Б». В маршрутной книжке имелась запись: «Вариант 5.1. Допускается обход любого локального препятствия или серии из нескольких локальных препятствий по долинам и перевалам не выше 1А к.с.» И, тем не менее, мы всё равно позвонили в МКК и согласовали эту замену с Кодышем В.Э.

Наконец, на финише мы отказались от всех вариантов с прохождением перевала Обручева (4930, 2Б) из-за потенциальной камнеопасности его южного склона и камнеопасности в узком горлышке при спуске с перевала на север. На финише мы выбрали надежный перевал Туюксу (4650, 2Б) с устойчивым осыпным склоном на юге и с широким ледовым склоном на севере.

Другой особенностью аномального лета 2025 года были реки. Вода в реках начинала заметно прибывать, начиная с 9 утра. Днем даже небольшие ручьи превращались в бешеные потоки! Это заставляло нас ночевать перед ответственными бродами максимально близко к реке. Особенно мы боялись брода через Кичкесу, которая берет начало с больших ледников Правый и Левый Кичкесу, и брода через реку Джанайдартака, которая истекает с огромного ледника Корженевского и доставляет проблемы желающим её перебродить даже в обычные сезоны.

1.9. Изменения сложности локальных препятствий в аномально жаркое и сухое лето.

Тотальное отсутствие снега на высотах менее 5300 м привело не только к повышению камнеопасности, но и к изменению сложности перевалов. Например, при подъеме на пер. Вездеход мы провесили 15 веревок перил: 7 от подножия перевала до ночевки на гребне и 8 вдоль гребня (от ночевки до тура на перевале). Это на 4 веревки больше, чем у первопроходцев [4], причем мы не учли еще те участки, где шли в связках одновременно с ледобурной страховкой.

При подъеме на Плечо Обручева нам пришлось провесить 6 веревок перил. В обычные сезоны удается максимально высоко подняться без перил по снегу и лишь в финальной части подъема провешивали 4 веревки [3]. На спуске с Плеча Обручева вместо стандартных 16 веревок [3] мы провесили 18. И всё это из-за отсутствия снега - никаких "пешеходных" подходов к склону, никаких "пешеходных" сходов со склона. Жесткий лед, многочисленные обнажившиеся бергшрунды с редкими и ненадежными мостами – и так везде!

Впрочем, удивительное усложнение перевала Туюксу имело иные причины, там сильно изменился рельеф, о чем подробно будет рассказано в разделе 2.14. А пока отметим, что на северной стене перевала Туюксу вместо 2 веревок [3], мы провесили 5.

Но встречались и упрощения, и это касалось несложных перевалов. Там, где в обычные сезоны был снег, в 2025 году мы увидели осыпь.

1.10. Безопасность.

Прохождение маршрута при повышенной опасности, и в первую очередь, камнеопасности, потребовало от нас дополнительных усилий по обеспечению безопасности. К обычным и традиционным для нашей команды мерам по обеспечению безопасности можно отнести:

1) наличие спутникового телефона, сеансы связи с московским куратором группы не реже одного раза в два дня;

2) систематическое прогнозирование погоды и передача этих прогнозов от куратора в группу;

3) постановка на учет в МЧС Киргизии;

4) страховка с возможностью вертолетной эвакуации и с поисково-спасательными работами;

5) наличие двух GPS-приемников с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута.

В качестве дополнительных мер по обеспечению безопасности выделим:

1) разведку и видео-фотосъемку перевальных склонов с помощью маленького игрушечного вертолётика. Эта игрушка особенно полезна для обследования спусковой стороны перевалов, которая, как правило, не видна с седловины;

2) тщательный анализ возможных траекторий падения камней и планирование маршрута через перевал в обход этих траекторий;

3) наличие дистанционного ледобура для организации переправ через широкие разломы в ледопадах, что уменьшает соблазн обходить разломы в опасных местах, например, под ледосбросами. Устройство не было применено из-за отсутствия достойных ледопадов на нитке маршрута.

1.11. Элементы новизны в маршруте.

В процессе высотной адаптации перед перевалом Вездеход (4690, 3А) мы совершили несколько первопрохождений несложных перевалов и вершин. В качестве локальных препятствий эти первопрохождения описаны в пункте 1.6. Более подробно:

1). Перевал Тренировочный (4175, 1А) - это перевал, параллельный перевалу Рыжая Осыпь (3960, н.к.), но в отличие от последнего находится не севернее, а южнее вершины 4223.

2). Траверс «в. 4285 - пер. 4255 - в. 4403 - пер. 4295» (1Б) – это траверс подковы в истоках левого притока Нуры. На траверсе есть узкие места, которые требуют аккуратного хождения по легким разрушенным скалам и осыпям рядом с ними, поэтому весь траверс мы оцениваем, как 1Б.

3). Перевал Вспомогательный (4130,1А) параллелен перевалу Цветочный (3985, н.к.), но расположен значительно ближе к основанию отрога и выводит прямо к языку ледника, стекающего с перевала Вездеход.

За перевалом Вездеход было не до новизны. Основное внимание было сосредоточено на безопасном прохождении маршрута в столь необычное лето, и каждый следующий перевал одаривал нас новизною небывалого количества льда и обнажившихся трещин.

1.12. Соответствие заявленного и пройденного маршрута.

Как отмечалось в пункте 1.7, «основная нитка маршрута» была лишь инструментом оформления заявочных материалов, она была принципиально нереализуемой в отведенные для похода сроки, и идти её никто не собирался. В походе мы комбинировали кластеры (куски траекторий), адекватно реагируя, тем самым, на то, что видели в походе. Весь маршрут проходил строго в соответствии с прописанными в маршрутной книжке вариантами. Даже неожиданная замена перевала Приозерного (4510, 1Б) перевалом Запорожских Романтиков (4350, 1А) оправдывалась такой записью в маршрутной книжке: «Вариант 5.1. Допускается обход любого локального препятствия или серии из нескольких локальных препятствий по долинам и перевалам не выше 1А к.с.» И, тем не менее, мы всё равно позвонили в МКК и согласовали эту замену с Вадимом Кодышем.

1.13. Заброски.

Перед выходом на маршрут были сделаны две заброски с продуктами питания и бензином. Первая - на левой морене ледника Восточный Кызылсу, а вторая - в юрте севернее погранпункта Бардоба.

2. ФОТООТЧЕТ И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

3. ВЫВОДЫ

1. Несмотря на свою непродолжительность, поход оказался разнообразным, динамичным, ярким, напряженным и по ощущениям больше походил на большую 30-дневную пятерку.

2. Полное отсутствие снега ниже 5300 метров в аномально жаркое и сухое лето 2025 года привело к высокой камнеопасности перевалов и к их техническому усложнению.

3. Несмотря на это, команде удалось проложить нитку маршрута по безопасным перевалам и без особого риска выполнить программу похода 5 к.с.

4. Поход оказался технически очень насыщенным. Всего в походе по льду было провешено 44 веревки перил, и это не считая участков одновременного хождения в связках с ледобурной страховкой.

5. Средняя скорость спуска с перевала Плечо Обручева (18 веревок перил) составила 20 минут на одну веревку и была достигнута благодаря многочисленным имитациям на прудах в парке Покровское-Стрешнево в соответствии с методичкой [5].

4. ССЫЛКИ

1. Каталог ледников Кыргызстана. Часть 22.

2. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 7.

3. А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру. Август, 2015.

4. В. Попов. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру. Август, 2018.

5. А. Лебедев. Упражнение «Спуск по ледовому склону». Методические указания. 2023.

6. А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Северному Памиру. Август, 2018.

7. А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Северному Памиру. Август 2023.

8. А. Лебедев. Отчет о горном походе 1 с эл. 5 к.с. по Северному Памиру. Август 2016.

9. А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Памиру. Август 2012.

.

.

На главную страницу сайта