ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
... ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 5-й к.с. ПО ЗААЛАЙСКОМУ ХРЕБТУ, СОВЕРШЕННОМ с 04.08 по 22.08.2025 МАРШРУТ: г. Ош – р. Нура – лев. приток р. Нура - пер. Рыжая осыпь (3960, н.к.) - пер. Тренировочный (4175, 1А, п.п.) - исток лев. притока р. Нура - траверс «в. 4285 - пер. 4255 - в. 4403 - пер. 4295» (1Б, п.п.) - пер. Вспомогательный (4130, 1А, п.п.) - пер. Вездеход (4690, 3А) - пер. Ворота Нуры (4795,2А) - лед. Вост. Кызылсу - пер. Транспортный (через в. 4275, 1А) - пер. Снежная Полоска (4150,1А) - р. Курумды – р. Кичкесу – р. Джанайдартака - пер. Запорожских Романтиков (4345, 1А) – пер. Плечо Обручева (5340, 3А) – лед. Корженевского - пер. Туюксу (4760, 2Б) – р. Туюксу – Алайская долина – г. Ош. Маршрутная книжка: 1/3-503 Руководитель группы и автор отчета - Лебедев Андрей Александрович. Краткая версия отчета в формате pdf загружена ЗДЕСЬ. .
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Kml-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен по ссылке: https://static.turclubmai.ru/papers/2617/2025_pamir_res.kml 1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. 1.5. Календарный график движения. Примечание: В столбце "H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "L" прописан пройденный путь. В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).
В зачет: 133.84 * 1.2 = 161 км. В маршрут и, соответственно, в длину маршрута мы не включили предварительный радиальный выход с заброской от трассы “Ош-Иркештам” до ледника Восточный Кызылсу: 11.1 + (11.1) км. 1.6. Список пройденных локальных препятствий. .
. 1.7. Планирование маршрута, пучок траекторий и кластерное планирование. Многие участники похода очень спешили на работу, поэтому поход изначально планировался максимально коротким. Заезд из Оша в горы был назначен на 03.08.2025, обратные билеты из Оша в Москву были куплены на раннее утро 26.08.2025. Однако реальный заезд состоялся лишь 04.08.2025 после регистрации в МВД руководителя группы Лебедева А.А., который задержался в походе 3 к.с. по Кичик-Алаю и не успел пройти регистрацию в пятницу 01.08.2025. При наличии столь коротких сроков, уже на этапе планирования мы стремились максимально повысить вероятность исполнения походной программы 5 к.с. Для этого было применено кластерное планирование. Сначала был спланирован пучок траекторий – каждая из которых представляла собой нитку маршрута 5 к.с. с необходимым набором ЛП и необходимой длины. У одних траекторий две тройки А были смещены к началу похода, у других равномерно распределены по маршруту, у третьих – тройки А были смещены к концу похода. Траектории эти пересекались в нескольких точках, и можно было переходить с одной траектории на другую, в зависимости от погоды. Например, если погода не благоприятствует в начале похода, то выбирается траектория с тройками А в середине и в конце похода. Спланированный пучок траекторий разбивался точками их пересечения на кластеры – куски траекторий длительностью в 5-6 дней. При этом каждая траектория из пучка являлась объединением некоторых из этих кластеров. Для оформления результата планирования в маршрутной книжке была создана нитка "основного маршрута", которая вбирала в себя максимальное число этих кластеров, и которую никто не собирался идти, так как она завершалась 31 августа, в то время, как авиабилеты были куплены на 26 августа, и контрольный срок в маршрутке был прописан 25 августа. Все кластеры, не вошедшие в нитку "основного маршрута", были оформлены в качестве запасных вариантов. Подобный подход к планированию психологически освобождал руководителя и участников от концентрации на прохождении "основной нитки маршрута" и ориентировал на свободное и творческое комбинирование кластеров. В итоге был реализован следующий набор кластеров: 1.5 + 2.3 + 3.1 + 4.3 (нумерация кластеров соответствует их кодировке в маршрутной книжке). 1.8. Особенности снежно-ледовой обстановки на юге Киргизии летом 2025 г. Лето 2025 года на юге Киргизии было абсолютно аномальным. Оно было очень жарким и засушливым. Снега на высотах ниже 5300 практически не было, все горы были закованы льдом. Камнеопасность была чудовищной. Бесчисленные камни, которые годами лежали под снегом или были скованы снегом, неожиданно освободились и скатывались по голому льду, разгоняясь до неимоверных скоростей. И вот тут нам помогло кластерное планирование. Мы надеялись, что оно поможет нам вписаться в погоду, однако погода была стабильно прекрасной. А вот многие перевалы были очень опасны, и мы могли, благодаря кластерному планированию, сделать выбор безопасных перевалов. Например, мы отказались от перевала Нура Верхний (5050, 3А), после того, как послали к нему маленький игрушечный вертолётик. С помощью него мы получили вот такую картинку. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северный склон пер. Нура Верхний (5050, 3А) был полностью свободен от снега. Осыпь подпоясана снизу поясом скал, и поэтому не закреплена. Весь ледник под склоном черный от камней. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. Перевал Приозерный (4510, 1Б) из-за камнеопасности пришлось заменить перевалом Запорожских Романтиков (4350, 1А) в варианте 1А [3], то есть, с подъемом по осыпи западнее ледника северного склона этого перевала. Никто не ожидал, что в условиях аномального лета придется обходить даже «единичку Б». В маршрутной книжке имелась запись: «Вариант 5.1. Допускается обход любого локального препятствия или серии из нескольких локальных препятствий по долинам и перевалам не выше 1А к.с.» И, тем не менее, мы всё равно позвонили в МКК и согласовали эту замену с Кодышем В.Э. Наконец, на финише мы отказались от всех вариантов с прохождением перевала Обручева (4930, 2Б) из-за потенциальной камнеопасности его южного склона и камнеопасности в узком горлышке при спуске с перевала на север. На финише мы выбрали надежный перевал Туюксу (4650, 2Б) с устойчивым осыпным склоном на юге и с широким ледовым склоном на севере. Другой особенностью аномального лета 2025 года были реки. Вода в реках начинала заметно прибывать, начиная с 9 утра. Днем даже небольшие ручьи превращались в бешеные потоки! Это заставляло нас ночевать перед ответственными бродами максимально близко к реке. Особенно мы боялись брода через Кичкесу, которая берет начало с больших ледников Правый и Левый Кичкесу, и брода через реку Джанайдартака, которая истекает с огромного ледника Корженевского и доставляет проблемы желающим её перебродить даже в обычные сезоны. 1.9. Изменения сложности локальных препятствий в аномально жаркое и сухое лето. Тотальное отсутствие снега на высотах менее 5300 м привело не только к повышению камнеопасности, но и к изменению сложности перевалов. Например, при подъеме на пер. Вездеход мы провесили 15 веревок перил: 7 от подножия перевала до ночевки на гребне и 8 вдоль гребня (от ночевки до тура на перевале). Это на 4 веревки больше, чем у первопроходцев [4], причем мы не учли еще те участки, где шли в связках одновременно с ледобурной страховкой. При подъеме на Плечо Обручева нам пришлось провесить 6 веревок перил. В обычные сезоны удается максимально высоко подняться без перил по снегу и лишь в финальной части подъема провешивали 4 веревки [3]. На спуске с Плеча Обручева вместо стандартных 16 веревок [3] мы провесили 18. И всё это из-за отсутствия снега - никаких "пешеходных" подходов к склону, никаких "пешеходных" сходов со склона. Жесткий лед, многочисленные обнажившиеся бергшрунды с редкими и ненадежными мостами – и так везде! Впрочем, удивительное усложнение перевала Туюксу имело иные причины, там сильно изменился рельеф, о чем подробно будет рассказано в разделе 2.14. А пока отметим, что на северной стене перевала Туюксу вместо 2 веревок [3], мы провесили 5. Но встречались и упрощения, и это касалось несложных перевалов. Там, где в обычные сезоны был снег, в 2025 году мы увидели осыпь. Прохождение маршрута при повышенной опасности, и в первую очередь, камнеопасности, потребовало от нас дополнительных усилий по обеспечению безопасности. К обычным и традиционным для нашей команды мерам по обеспечению безопасности можно отнести: 1) наличие спутникового телефона, сеансы связи с московским куратором группы не реже одного раза в два дня; 2) систематическое прогнозирование погоды и передача этих прогнозов от куратора в группу; 3) постановка на учет в МЧС Киргизии; 4) страховка с возможностью вертолетной эвакуации и с поисково-спасательными работами; 5) наличие двух GPS-приемников с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута. В качестве дополнительных мер по обеспечению безопасности выделим: 1) разведку и видео-фотосъемку перевальных склонов с помощью маленького игрушечного вертолётика. Эта игрушка особенно полезна для обследования спусковой стороны перевалов, которая, как правило, не видна с седловины; 2) тщательный анализ возможных траекторий падения камней и планирование маршрута через перевал в обход этих траекторий; 3) наличие дистанционного ледобура для организации переправ через широкие разломы в ледопадах, что уменьшает соблазн обходить разломы в опасных местах, например, под ледосбросами. Устройство не было применено из-за отсутствия достойных ледопадов на нитке маршрута. 1.11. Элементы новизны в маршруте. В процессе высотной адаптации перед перевалом Вездеход (4690, 3А) мы совершили несколько первопрохождений несложных перевалов и вершин. В качестве локальных препятствий эти первопрохождения описаны в пункте 1.6. Более подробно: 1). Перевал Тренировочный (4175, 1А) - это перевал, параллельный перевалу Рыжая Осыпь (3960, н.к.), но в отличие от последнего находится не севернее, а южнее вершины 4223. 2). Траверс «в. 4285 - пер. 4255 - в. 4403 - пер. 4295» (1Б) – это траверс подковы в истоках левого притока Нуры. На траверсе есть узкие места, которые требуют аккуратного хождения по легким разрушенным скалам и осыпям рядом с ними, поэтому весь траверс мы оцениваем, как 1Б. 3). Перевал Вспомогательный (4130,1А) параллелен перевалу Цветочный (3985, н.к.), но расположен значительно ближе к основанию отрога и выводит прямо к языку ледника, стекающего с перевала Вездеход. За перевалом Вездеход было не до новизны. Основное внимание было сосредоточено на безопасном прохождении маршрута в столь необычное лето, и каждый следующий перевал одаривал нас новизною небывалого количества льда и обнажившихся трещин. 1.12. Соответствие заявленного и пройденного маршрута. Как отмечалось в пункте 1.7, «основная нитка маршрута» была лишь инструментом оформления заявочных материалов, она была принципиально нереализуемой в отведенные для похода сроки, и идти её никто не собирался. В походе мы комбинировали кластеры (куски траекторий), адекватно реагируя, тем самым, на то, что видели в походе. Весь маршрут проходил строго в соответствии с прописанными в маршрутной книжке вариантами. Даже неожиданная замена перевала Приозерного (4510, 1Б) перевалом Запорожских Романтиков (4350, 1А) оправдывалась такой записью в маршрутной книжке: «Вариант 5.1. Допускается обход любого локального препятствия или серии из нескольких локальных препятствий по долинам и перевалам не выше 1А к.с.» И, тем не менее, мы всё равно позвонили в МКК и согласовали эту замену с Вадимом Кодышем. Перед выходом на маршрут были сделаны две заброски с продуктами питания и бензином. Первая - на левой морене ледника Восточный Кызылсу, а вторая - в юрте севернее погранпункта Бардоба. 2. ФОТООТЧЕТ И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ 1. Несмотря на свою непродолжительность, поход оказался разнообразным, динамичным, ярким, напряженным и по ощущениям больше походил на большую 30-дневную пятерку. 2. Полное отсутствие снега ниже 5300 метров в аномально жаркое и сухое лето 2025 года привело к высокой камнеопасности перевалов и к их техническому усложнению. 3. Несмотря на это, команде удалось проложить нитку маршрута по безопасным перевалам и без особого риска выполнить программу похода 5 к.с. 4. Поход оказался технически очень насыщенным. Всего в походе по льду было провешено 44 веревки перил, и это не считая участков одновременного хождения в связках с ледобурной страховкой. 5. Средняя скорость спуска с перевала Плечо Обручева (18 веревок перил) составила 20 минут на одну веревку и была достигнута благодаря многочисленным имитациям на прудах в парке Покровское-Стрешнево в соответствии с методичкой [5]. 1. Каталог ледников Кыргызстана. Часть 22. 2. Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 7. 3. А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру. Август, 2015. 4. В. Попов. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру. Август, 2018. 5. А. Лебедев. Упражнение «Спуск по ледовому склону». Методические указания. 2023. 6. А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Северному Памиру. Август, 2018. 7. А. Лебедев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Северному Памиру. Август 2023. 8. А. Лебедев. Отчет о горном походе 1 с эл. 5 к.с. по Северному Памиру. Август 2016. 9. А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Памиру. Август 2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
.