3.2. Караван. Илик - ледник Гашербрум

29 июня. За время нашего отсутствия, а мы не были в Китайском Каракоруме 4 года, китайцы проложили грунтовую дорогу от Илика до обрыва в пойму реки Сурукват - крупного левого притока Зуг-Шаксгама. Теперь пеший путь к К2 стал еще на 11 км короче. Несмотря на это верблюжьи караваны формируются по-прежнему в Илике и стартуют из кишлака. Мы тоже стартовали из кишлака. Рюкзаки у нас были легкие - по 25 кг, остальной экспедиционный груз мы отдали в караван.

Ф.2.1. Верблюд и малыш. Через 15 лет он тоже увидит К2. Фото А. Жарова (Илик, 2006).

На каждое животное здесь принято грузить не более 80 кг. Конечно же, верблюд выдержит и больше, но не следует забывать, что кроме нашего экспедиционного груза имеются еще и другой, например, бивачное снаряжение погонщиков, их еда и еда верблюдов, ведь животные не могут идти здесь только на подножном корму, приходится везти для них кашу.

А еще киргизы оставляют резерв на случай переправы через Шаксгам. Вот именно этого резерва в нашем караване, по их мнению, не хватало, и они предложили добавить к заказанным трем еще одного - четвертого верблюда.

Я не стал возражать, и около 10 часов утра наш караван из 4-х верблюдов, двух погонщиков, пары вспомогательных ишаков и двух собак вышел из кишлака Илик.

Мы перешли через дорогу и начали пересекать плато южного берега Раскемдарьи по направлению к его юго-восточному краю.

Ф.2.2. Начало пути к Шаксгаму. На плато южного берега Раскемдарьи. Фото М. Бертова (2010).

Здесь над обрывом в пойму Зуг-Шаксгама еще 4 года назад шла торная тропа.

Ф.2.3. Над поймой Зуг-Шаксгама. Фото А. Жарова (2006).

Теперь же мы обнаружили грунтовую дорогу, вполне приемлемую для джипов и грузовиков. С дороги было отлично видно погранзаставу. Конечно же, и мы были у пограничников как на ладони.

Затем дорога повернула на юго-запад в долину реки Сурукват и пошла по каменистому плато. Примерно на 11-м километре от Илика дорога заканчивается перед оврагом, который спускается с плато в пойму реки Сурукват. Дальше идет тропа, впрочем, весьма фундаментальная, доступная для мотоцикла.

С обрыва открываются захватывающие картины. Особенно поражает 100-метровый обрыв противоположного берега

Ф.2.4. Обрыв правого берега реки Сурукват. Фото М. Бертова (2010).

и многоярусная система надпойменных террас.

Ф.2.5. Террасы долины Сурукват. Фото М. Бертова (2010).

Как тут не вспомнить лекцию А.А. Алексеева [1]: "…Если скорость течения реки не меняется, пойма существует без особых изменений столетиями. Но вот происходит поднятие гор или опускание предгорных равнин. При этом скорость потока возрастает, начинается активный размыв и углубление дна. Бывшая пойма оказывается высоко над рекой, которая уже известным способом, разрабатывает новую пойму. Остатки прежней поймы образуют надпойменную террасу. У равнинных рек таких террас может быть 2-3. У Москвы-реки их две. У горных рек террас может быть значительно больше…".

Внизу у летовки под обрывом мы распрощались с нашим гидом и водителем одного из джипов. Они обогнали нас на машине и теперь гуляли около реки. Пока мы разговаривали, погонщики развьючили караван.

Ф.2.6. Наш главный укротитель верблюдов. Фото И. Жданова (2010).

"Они забыли печку и еще какие то вещи", - объяснил гид, - "и предлагают здесь заночевать". "Вот те раз", - подумал я, - "ведь до стандартной ночевки мы не дошли 6 км".

Нам предстояло идти 5 дней с двумя погонщиками-киргизами без гида или переводчика, и я очень боялся неуправляемого поведения наших спутников. "Вот возьмут и уйдут после третьего дня". И я начал настаивать на ночевке в стандартном месте около устья первого левого притока реки Сурукват.

"Если мы заночуем здесь, то следующий день будет на два часа перегружен, и ночевать нам придется на 4300 после слишком большой работы. Это плохо для плавной акклиматизации", - убеждал я гида. Наконец, мы нашли компромисс: старший из погонщиков поедет на джипе в деревню за вещами и вернется к нам вечером на мотоцикле. А мы пока поможем парнишке (наверно, его сыну) навьючить караван и дойдем, таки, до стандартного места ночевки.

Рис. 2.1. Путь с караваном к леднику Гашербрум.

Потом мы уже поняли, что наши погонщики - отличные ребята, и очень с ними подружились. Наверно и они рассказали о нас много хорошего - мы чувствовали, что всё мужское население Илика старше 15 лет к нам очень даже расположено. Сейчас вы поймете, о чем идет речь.

Недели за две до нас в район заехала огромная итальянская экспедиция на Хидден-Пик. Возможно, по гималайским меркам она была и не совсем огромной, но, по сравнению с нашей, она была очень огромной!

Как заметил Иван, мы с нашим форматом (одна палатка на 5 человек, четыре верблюда туда и ноль верблюдов обратно) шокируем как итальянцев, так и киргизов.

Экспедиция итальянцев на Хидден-Пик была грандиозной во всех отношениях. Пермит на нехоженый со стороны Китая восьмитысячник здесь стоит около 30 000 $, и это на трех восходителей..

Их солнечная батарея была в 1000 раз тяжелее нашей.

Ф.2.7. Солнечные батареи - как птицы. Орел и калибри. Фото И. Жданова (2010).

У них была куча палаток, и кушали они в большом защищенном от ветра и снега синем "домике".

Ф.2.8. В столовой у итальянских альпинистов. Фото И. Жданова (2010).

Но самое впечатляющее - это их караваны. Заброска в горы осуществлялась пятьюдесятью верблюдами, а выход к дороге - тридцатью. Бюджет этой экспедиции, по моим прикидкам, составлял от 70 до 100 тысяч долларов. Потом я спросил об этом у Бернаскони, но он ответил, что не знает - их спонсор купил весь "пакет" сразу.

Уже в конце похода, когда мы перевалили от Зуг-Шаксгама в долину Шаксгам и остановились на полудневку в оазисе Кулчинтубулак, я всех поздравил примерно такими словами: "Ну вот мы и спаслись. Теперь мы уже в цивилизации, на караванной тропе". От этого оазиса до дороги еще 4 дня пути, но ощущение было, как будто мы дома.

Поставив палатку и разбросав вокруг неё вещи, мы занялись своими личными делами. Я постирал свои трусики, носочки и штанишки, прижал их в ручье камнями, чтобы они хорошенько выполоскались, и отправился добывать табак по методу Паустовского [2].

Ф.2.9. Донияр, Стефания Мондини и знаменитый Агостино да Поленца (Agostino Da Polenza). Фото И. Жданова (2010).

Мое внимание привлекли какие-то движущиеся точки. "Караван!", - крикнул я. Снизу по долине подошел сначала один отряд, потом другой, третий… В каждом отряде было по 10 верблюдов и по 3 погонщика. Верховодил всем Донияр.

Этот караван шел забирать итальянскую экспедицию. Как только они поравнялись с нами, то тут же и развьючились. Участвовал в караване и наш погонщик, но только без сына. Его одежда была мокрой, его верблюд сорвался при переправе через Шаксгам и поплыл…

Я очень обрадовался этой встрече. Во-первых, это люди, а мы уже не видели людей чуть ли не 20 дней. А во вторых, отпала необходимость добывать табак методом Паустовского. Ведь я теперь мог рассчитывать, если не на дефицитные сигареты, то на махорку в неограниченном количестве.

Киргизы поинтересовались, как без верблюдов мы преодолеем прижим Шаксгама и с интересом слушали об обходном перевале, о котором они, кстати, не знали. Но больше всего их интересовала долина Зуг-Шаксгама, и много ли в ней травы.

Пришлось их разочаровать, травы там не много.

Ф.2.10. Долина Зуг-Шаксгама. Фото И. Жданова (2010).

Объясняться нам помогал Садык - гид итальянской экспедиции, сотрудник принимающей нас турфирмы.

Через три дня этот караван уже вместе с итальянцами догнал нас под обрывом в пойме реки Сурукват, примерно в том самом месте, где нам предлагали заночевать в первый походный день. Мы пришли туда после обеда, в Кашгар не спешили, поэтому возвращение в Илик решили отложить до утра следующего дня.

Часа через два нас настиг караван. И опять, киргизы поравнялись с нами и тут же развьючились.

Многие ошибаются, когда говорят о верблюдах, как о спокойных и послушных животных. Я никогда не видел, чтобы верблюды плевались в горах, как в зоопарке. У них здесь свои прибамбасы. Однажды Иван рассказал в присутствии одной из наших красавиц анекдот о верблюдице. На следующий день она воспользовалась удобным моментом и при обгоне Ивана попыталась его лягнуть.

Чтобы развьючить или навьючить верблюдов необходимо сначала их усадить. Некоторые, и чаще всего молодые верблюды, не слушаются погонщиков и не дают себя посадить. Они брыкаются, пытаются лягнуть...

Вот так наказывают верблюдов за их строптивость:

30 июня. Вчера всё получилось по плану. Погонщик-отец уехал за вещами на джипе, чтобы нагнать нас лишь к вечеру. А мы помогли его сыну навьючить верблюдов и, всё-таки, одолели свои 17 км от кишлака Илик до стандартного бивака близ устья реки Караджар - первого левого притока реки Сурукват.

Пока мы возились с верблюдами, то лишний раз убедились, как далеко отошло туристское многоборье от практики настоящих походов! Ну почему на дистанциях многоборцев нет такого этапа - навьючить верблюда? Ну не верблюда, так ишака. Ну, на худой конец, пластикового ишака…

Ф.2.11. Вьючить не просто, здесь приходится применять немалую силу. Фото И. Жданова (2010).

Вчера я так беспокоился за график нашего продвижения. А сегодня с утра дождь, причем достаточно сильный. Он начался около 7.30, мы только-только успели позавтракать. И вот мы сидим в палатке. А тут еще и у Ивана флюс, раздуло щеку - воспаление десны. Зуб мудрости прорезается.

Значит, будем совмещать - пережидать дождь и заодно лечиться. "Иван, ты должен бороться, нам с гнойным воспалением удаляться от дороги нельзя. Вот тебе антибиотик - по 2 таблетки в день на 5 дней, а вот - малавит. Смачивай им марлевые тампоны и закладывай их на десну, периодически их меняя, весь день. Главное - не сачкуй". И Иван начал бороться.

Еще мы звонили в Москву, достали телефон хорошего стоматолога, получили от него консультацию. Кстати, система Глобалстар в Синцзяне не работала, возможно, китайцы отключили эту связь после терактов и беспорядков лета 2009 года. Пришлось этот телефон закопать в заброску и полностью положиться на запасной телефон - исправно работающий Иридиум.

Ф.2.12. Пасущийся верблюд в зарослях гребенщика. Фото А. Жарова (2006).

А дождик все не прекращался…

Уже ближе к полудню в палатку заглянул погонщик-отец. Одежда у него была мокрой, ему было явно холодно. Палатки у погонщиков не было, и они пережидали дождь, лежа на матрасах и накрывшись куском жесткой ткани, наверно от тента грузовика. "Если один из них заболеет, то у нашей экспедиции будут большие проблемы", - подумал я.

Тогда мы пригласили киргизов в палатку, они согрелись и уснули.

Вечером дождь прекратился, у Ивана прорвался гнойник, и сквозь дырочку в облаках пробился лучик заходящего солнца. Мы вытащили из сахарного мешка предназначенный для защиты заброски полиэтилен и с помощью лыжных палок соорудили из него двухскатную палатку. Погонщики были в восторге.

Потом они достали верблюжью кашу, развели её теплой водой, наделали из неё больших желтых лепешек и начали скармливать их верблюдам.

1 июля. Приятное утро, светит солнышко, и влажный воздух поднимается из долины, окутывая скалы клочьями облаков. Мы собираемся и выходим.

Тропа сначала идет орографически левым берегом вдоль воды и через два с четвертью километра приводит к мосту в начале каньона.

Ф.2.13. Мост через Сурукват перед каньоном.

В каньоне тропа дважды высоко поднимается на скалы правого борта при обходе особенно узких теснин

Ф.2.14. В ущелье Сурукват.

и через 900 м от моста спускается к ручью, в верховьях которого экспедиция Шиптона в 1937 г. прошла перевал в долину Зуг-Шаксгама [3]. Затем тропа идет по узкому ущелью вдоль воды и перед поворотом ущелья налево взбирается на его орографически правый борт.

В 2,5 км от первого ручья тропа спускается в овраг ко второму ручью, за которым долина расширяется.

Ф.2.15. Галечная пойма ниже слияния истоков реки Сурукват. Урочище Даваныташ.

В конце этой широкой долины сливаются западный и юго-восточный истоки реки Сурукват. За слиянием тропа поворачивает налево в долину юго-восточного истока и поднимается в кош - естественное место ночевки погонщиков.

Ф.2.16. Кош в долине правого истока реки Сурукват. Урочище Агылтага.

Высота здесь 4310 - очень подходящая для акклиматизации перед перевалом Агылдаван (4805), который нам предстояло пройти на следующий день. Вот только у домиков очень грязно. Поэтому мы отошли от коша к реке и встали лагерем около воды.

2 июля. В этот день мы перешли через перевал Агылдаван (4805) и спустились в долину Шаксгама.

От коша (4310) до перевального плато 4 перехода. На плато - озеро.

Ф.2.17. Озеро чуть севернее перевала Агылдаван.

За перевалом возносятся ввысь вершины северных отрогов водораздельного хребта Каракорума.

Ф.2.18. Седловина перевала Агылдаван (4805). Вид на юг.

Спуск к Шаксгаму занимает около двух переходов. В конце спуска за узкими скальными воротами

Ф.2.19. Скальные ворота перед выходом в долину Шаксгам.

распахивается долина необыкновенной красоты.

Ф.2.20. Долина Шаксгам. Урочище Шорбулак.

До зарослей гребенщика в пойме Шаксгама еще полтора часа.

Ф.2.21. Долина Шаксгам, вид назад, на северо-запад. Перед скалистой вершиной направо - долина ручья к перевалу Агылдаван.

Здесь верблюды будут пастись. Высота 3985 м.
От лагеря хорошо виден открытый нами в 2006 г. перевал Прижимный (1А, 4730), которым мы традиционно пользуемся для обхода прижима реки Шаксгам на выходе из района в августе при большой воде.

Ф.2.22. Вид из долины Шаксгам на северный склон перевала Прижимный (1А, 4730).

3 июля. В этот день погонщики проходят очень немного - чуть более 5 км и останавливаются в оазисе Кулчинтубулак или Дарбин Янгал, как называл это место Френсис Янгхазбенд [4]. Дальше погонщики не пойдут - это последнее место перед ледником Гашербрум, где много зелени, и верблюды могут поесть.

Перед оазисом река Шаксгам прижимается к скалам правого борта долины, поэтому её приходится дважды бродить. 2 июля 2006 г. нам не удалось здесь перебродить без верблюдов.

Ф.2.23. Неудачная попытка брода через Шаксгам 02.07.2006.

Вода была животным по брюхо.

Ф.2.24. Преодоление прижима на верблюдах 02.07.2006.

В 2010 г. оба брода на этом прижиме мы прошли пешком.

Ф.2.25. Успешный брод через Шаксгам 03.07.2010.

На обратном пути мы были без каравана и обошли прижим через перевал Прижимный (4730,1А).

В оазисе Кулчинтубулак действительно хорошо!

Ф.2.26. Оазис Кулчинтубулак или Дарбин Янгал.

Вечером мы отнесли заброску к слиянию истоков Кулчинтубулаксу и разведали каньон правого истока. Река вырывается там из пещеры.

Ф.2.27. Правый исток Кулчинтубулаксу вырывается из пещеры.

Длина пещеры около 50 метров, мы её облезли по крутой осыпи и скалам, и увидели впереди очень трудный и опасный каньон.

Первоначально планировалось, что в финале похода мы спустимся по левому истоку реки, возьмем заброску и войдем в каньон правого истока, чтобы через несколько перевалов за шесть дней выйти в Илик. Разведка показала, что на прохождение каньона может уйти пара дней, поэтому программа выхода в Илик чрезмерно удлиняется, к тому же каньон производил впечатление гиблого места.

Рис. 2.2. На карте изображен участок пути от первой ночевки на Шаксгаме до оазиса Дарбин Янгал (Кулчинтубулак). На синем караванном треке показаны два брода br 1 и br 2. В обход прижима через перевал Прижимный (4730,1А) ведет зеленый трек. Синими точками показана вечерняя разведка каньона правого истока Кулчинтубулаксу.

4 июля. В этот день по плану погонщиков (а вам не удастся навязать свой план против их, весьма обоснованного) проводится "верблюжий марш-бросок". Отъевшиеся в оазисе Кулчинтубулак верблюды должны пройти более 20 км (в нашем случае 21,3 км) и углубиться в область, где им придется провести голодную ночь (надеюсь, что их, все-таки, покормят верблюжьей кашей).

В 8 км выше оазиса Кулчинтубулак Шаксгам прижимается к скалам правого борта долины. Перед прижимом проводится брод на орографически левый берег реки. Брод трудный, ни в 2006, ни в 2010 гг. здесь не удалось переправиться без верблюдов. И дело не в глубине реки, река тут не глубже, чем на прижиме перед оазисом, - течение здесь слишком быстрое.

Ф.2.28. Брод через Шаксгам в 8 км выше оазиса Кулчинтубулак.

Дальнейший путь до ледника Гашербрум идет по орографическа левому берегу. В 10,5 км от оазиса Кулчинтубулак имеется прижим к скалам пика 4900 левого борта долины. Этот прижим "работает" только в августе, поэтому мы назвали его Августовским прижимом. В начале июля это место проходится посуху.

Пустынная долина

Ф.2.29. Долина Шаксгам. Впереди уже виден ледник Гашербрум.

оживает около ручьев, стекающих с ледников левого борта.

Ф.2.30-2.31. Цветы в долине Шаксгам.

Последнее актуальное в августе препятствие находится на 19-м км пути недалеко от ледника Гашербрум. Это поток с ледника Восточный Скианг. В середине июля и в августе пеший брод через него проходится "на пределе".

Ссылки:

1. А. Алексеев. Горообразование и горный рельеф.

2. К. Паустовский. Книга о жизни. Бесплатный табак.

3. Eric Shipton, Michael Spender, J. B. Auden. The Shaksgam Expedition, 1937. The Geographical Journal, Vol. 91, No. 4. (Apr., 1938), pp. 313-336.

4. А.А. Лебедев. Иллюстрированный перевод доклада Янгхазбенда "The Problem of The Shaksgam" (1926).