ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 5-й КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

В КИТАЙСКОМ КАРАКОРУМЕ, СОВЕРШЕННОМ ТУРИСТАМИ

МАИ с 26.06 по 03.08 2010 г.

Экспедиция МАИ в Китайский Каракорум «Chinese Karakoram 2010»

МАРШРУТ:

Илик - пер. Агылдаван (4805, н.к.) - р. Шаксгам - лед. Урдок - пер. Урдок-Гашербрум (5780,2А) - восточная ветвь лед. Гашербрум - пер. Северный Гашербрум (6350, 3А, п.п.) - главная ветвь лед. Гашербрум - р. Шаксгам - лед. Сингхи - 2-й левый приток лед. Сингхи - пер. Западный Сингхи (5820,2Б, п.п.) - западная ветвь лед. Сингхи - пер. Северный Сингхи (5985, 3А, п.п.) - восточная ветвь лед Сингхи - пер. Чорный (5420, 1Б, п.п.) - р. Шаксгам - пер. Озерный (5240, 1А, п.п.) - левый приток Зуг-Шаксгама - р. Зуг-Шаксгам - каньон р. Зуг-Шаксгам - пер. Кызылдаван (5710, 2А, п.п.) - каньон р. Кулчинтубулаксу - р. Шаксгам - пер. Прижимный (4730,1А) - р. Шаксгам - пер. Агылдаван (4805, н.к.) - Илик.

Руководитель - Андрей Лебедев.

Автор текста отчета и схем - Андрей Лебедев. Все фотографии в отчете подписаны в нижнем правом или в нижнем левом углу. Автор большинства фотографий - Иван Жданов, другие авторы - Андрей Лебедев и Михаил Бертов. В отдельных местах вставлены фотографии Андрея Жарова из отчета [1] 2006 г. В описании заезда (нулевая глава) использованы (со ссылками на оригиналы) фотографии с сайта panoramio.com и работы Татьяны Беляевой из этнографической коллекции нашей экспедиции на Китайский Памир в 2003 г.

Отчет, сверстанный в формате pdf, загружен ЗДЕСЬ (62 МБ).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Справочные сведения о походе.

3. Краткое описание и фотоматериалы.

3.1. Дорога. Москва - Кашгар — Каракорум.

3.2. Караван. Илик - ледник Гашербрум ( Gasherbrum Glacier ).

3.3. В царстве восьмитысячников. Кольцо у подножия великих вершин.

3.4. По леднику Сингхи ( Singhi Glacier ).

3.5. По долине Зуг-Шаксгама ( Zug-Shaksgam ).

4. Иллюстрированные приложения.

4.1. Лики невиданных вершин. Фотогалерея вершин бассейна реки Зуг-Шаксгам.

4.2. История долины Шаксгам (историко-географический очерк).

5. Изюминки похода.

6. Благодарности.

7. Спонсоры снаряжения.

8. Ссылки к разделам 1, 2 и 5.

Примечание. В каждой главе разделов 3 и 4 представлен локальный список литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ

В июле 2010 г. состоялась вторая экспедиция МАИ в Китайский Каракорум. На этот раз мы решили отказаться от восхождений и постараться максимально охватить район.

Если в первой экспедиции 2006 г. [1] наше внимание было сконцентрировано на пространстве между вершинами Гашербрум-2 и К2, то теперь мы решили исследовать соседнюю более восточную область. К ней нас манил таинственный Зуг-Шаксгам со своим 31-километровым не пройденным участком, в бассейне которого сосредоточено множество интересных еще никем не виданных вершин.

Другим районом, где не ступала нога человека, был ледник Сингхи, точнее - верховья этого ледника. Здесь мы надеялись разведать вершины группы Терам Кангри и многочисленные перевалы в северных отрогах хребта Сиачен-Музтаг.

Еще мы хотели провести разведку прижимов и бродов через Шаксгам вплоть до ледника Кайагар. Неопределенность с этими бродами очень мешает правильному планированию экспедиций.

И, наконец, нам очень хотелось пройти по тектонической полке рядом с вершинами Хидден Пик и Гашербрум-2. Там есть такая очень характерная полка, протянувшаяся на 10 км вдоль северной стены хребта Балторо Музтаг на высоте от 5200 до 6000 м.

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

2.1. Карта с маршрутом.

2.2. Kmz-файл для 3D-просмотра маршрута в программе Google Earth загружен ЗДЕСЬ. Открыв этот файл, вы сможете вслед за нами виртуально пройти весь маршрут.

2.3. Календарный график нашего передвижения представлен в ЭТОЙ ТАБЛИЦЕ. Из таблицы следует, что за 36 ходовых дней мы прошли путь длиною 388 км, а длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 326 км.

2.4. Состав команды.

1. Бертов Михаил Николаевич, 1973 г.р. (Москва).
2. Воробьев Алексей Александрович, 1976 г.р. (Подольск).
3. Жданов Иван Николаевич, 1973 г.р. (Москва).
4. Максимович Юрий Александрович, 1961 г.р. (Москва).
5. Лебедев Андрей Александрович, 1956 г.р. (Москва), руководитель.

2.5. Препятствия, список перевалов.

1. Агылдаван (4805, н.к.).
2. Урдок-Гашербрум (5780,2А).
3. Северный Гашербрум (6350, 3А) - первопрохождение.
4. Западный Сингхи (5820,2Б) - первопрохождение.
5. Северный Сингхи (5985, 3А) - первопрохождение.
6. Чорный (5420, 1Б) - первопрохождение.
7. Озерный (5240, 1А) - первопрохождение.
8. Кызылдаван (5710, 2А) - первопрохождение.
9. Прижимный (4730,1А).

2.6. Препятствия, каньоны, пройденные по дну.
1. Зуг-Шаксгам.
2. Кулчинтубулаксу.

2.7. Препятствия, броды через Шаксгам.
Из шести бродов пройдено пешком (без верблюдов) - 5 бродов.

2.8. Автономность.

1. Маршрут пройден в условиях жесткой автономности. Для выхода к людям с ледника Сингхи (при наличии лодки) или из верхней части долины Зуг-Шаксгама требуется не менее 10 дней.

2. Для эвакуации по долине Шаксгама требуются плавсредства, т.к. броды (особенно нижние) через Шаксгам с середины июля непроходимы.

3. В случае ЧП вертолеты китайцами не предоставляются.

2.9. Специальные средства безопасности.

1. Резиновая лодка на 2-х человек + моновесло.
2. Спасательные жилеты - 5 шт.
3. 200 метров веревки d8 для наведения переправы.

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ И ФОТОМАТЕРИАЛЫ

В маршруте естественно выделить 5 этапов: заезд с караваном к леднику Гашербрум, кольцо по ледникам Урдок и Гашербрум у подножия восьмитысячников, переход к леднику Сингхи и исследование верховий этого ледника, пересечение бассейна реки Зуг-Шаксгам, возвращение к дороге. Соответственно, иллюстрированное описание похода включает следующие главы:

3.1. Дорога. Москва - Кашгар - Каракорум.

3.2. Караван. Илик - ледник Гашербрум ( Gasherbrum Glacier ).

3.3. В царстве восьмитысячников. Кольцо у подножия великих вершин.

3.4. По леднику Сингхи ( Singhi Glacier ).

3.5. По долине Зуг-Шаксгама ( Zug-Shaksgam ).

Возвращение к дороге не описано. Оно проходило по пути захода с караваном за исключением перевала Прижимного (4730,1А), который описан в отчете [1].

4. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

4.1. Лики невиданных вершин. Фотогалерея вершин бассейна Зуг-Шаксгам.

4.2. История долины Шаксгам (историко-географический очерк).

5. ИЗЮМИНКИ ПОХОДА

Кольцо у подножия великих вершин.

В кольцевой части маршрута команда прошла у подножия великих вершин, она миновала Хидден Пик (8080), Восточный Гапшербрум (7758), Гашербрум-2 (8035), Гашербрум-3 (7946), Гашербрум-4 (7932), Броуд Пик (8051) и получила фотографии этих вершин с близкого расстояния. Напомним, что к осени 2010 г. на эти вершины со стороны Китая проложено только 2 маршрута - на Гашербрум Восточный и на Гашербрум-2.

Северная стена Хидден Пика (8080).

Броуд Пик (8051) с северо-востока.

Вид на Хидден Пик (8080) и Гашербрум-2 (8035) с морены ледника Гашербрум.

Кольцо у подножия великих вершин было замкнуто первопрохождением перевала Северный Гашербрум (6350, 3А).

По леднику Сингхи ( Singhi Glacier ).

Экспедиция впервые поднялась в верховья ледника Сингхи, который в своей нижней и в средней части представляет собой непроходимый лес гигантских кальгаспоров.

Преодолев разнообразные трудности, команда проникла в цирк западной ветви ледника Сингхи, получив уникальные фотографии пиков 6884, 6891 и вершины Терам Кангри-3 (7382), а также главных перевалов в районе этих вершин.

При переходе с западной ветви ледника Сингхи на восточную ветвь был открыт и впервые пройден перевал Северный Сингхи (5985, 3А).

По долине Зуг-Шаксгама ( Zug-Shaksgam ).

Экспедиция впервые посетила верхнюю часть долины реки Зуг-Шаксгам, где удалось пройти 60 км по никем не пройденной местности. Собрана коллекция фотографий шеститысячников этого района.

Вот, например, пик 6630.

Преодолев многочисленные препятствия в каньонах Зуг-Шаксгама,путешественники подошли к точке максимального продвижения с севера экспедиции майора Мэйсона в 1926 г. и обнаружила следы их стоянки.

При возвращении из долины Зуг-Шаксгама в долину реки Шаксгам через новый перевал Кызылдаван (5710, 2А) экспедиция открыла 1800-метровую стену вершины Дарбин Кангри-1 (6824).

Вообще то стен там много, например, уже не столь величественная, но крутая стена пика 6545.

Разработка проекта началась в конце 2007 г., однако, Олимпиада в Китае в 2008 г. и экономический кризис в 2009 г. помешали его более ранней реализации.

Примечание. Северная стена Дарбин Кангри-1 (6824) была обнаружена и отмечена, как интересный объект, при изучении спутниковых фотографий, см. статью на Риске [2]. Эту "кабинетную работу" в рамках данного проекта дополнили "полевые исследования", которые позволили получить многочисленные фотографии этой стены с разных ракурсов.
6. БЛАГОДАРНОСТИ
Команда выражает огромную признательность Отто Чхетиани и Дмитрию Шаповалову за помощь в поиске материалов по району, Анатолию Джулию за предоставленную им (в последний момент перед нашим отъездом) трубку спутниковой связи, администрации Спортивного клуба МАИ за всестороннюю поддержку.

7. СПОНСОРЫ СНАРЯЖЕНИЯ

Компания МАУНТЕК.

2. Сеть магазинов «День Сурка».

3. Marmot, Garmont, Black Diamond.

8. ССЫЛКИ К РАЗДЕЛАМ 1, 2 И 5

1. А. Лебедев. Поход по Китайскому Каракоруму. 2006 год.

2. А. Лебедев. Неизведанная Bigwall. А есть ли ещё на Земле тайны? (2008).

3. Энциклопедия Риска. Экспедиция МАИ в Китайский Каракорум Chinese Karakoram 2010.

4. М. Бертов, И. Жданов, А. Лебедев. Галерея привязанных к карте фотографий на сайте Panoramio.

5. D. Mazur. Chinese Karakoram 1999.

6. А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. в Китайском Каракоруме, 2010 (pdf, 62 МБ).

Другие ссылки на использованные источники даны в главах отчета.