3.3. В царстве восьмитысячников. Кольцо у подножия великих вершин

Ф. 3.1. Пик Накпо Кангри-1 (Nakpo Kangri I, 6956).

Перед тем, как войти в очень удаленные, труднодоступные и совершенно неизведанные области, к которым кроме Зуг-Шаксгама, я причисляю верховья ледника Сингхи, мы прошли семидневное тренировочное колечко у подножия восьмитысячников.

Места здесь уже хоженые, см., например, [1-2]. Единственная наша новизна на этом колечке - первопрохождение перевала Северный Гашербрум (6350, 3А) между восточной и главной ветвями ледника Гашербрум. Но всё равно, колечко классное! Разве можно отказаться от осмотра с близкого расстояния великих гор?

Рис. 3.1 и 3.2. Карты с маршрутом кольца. Даты соответствуют моменту прихода на очередной бивак. Трек на карте нарисован схематично. Точная линия маршрута выложена в Google Earth, в ЭТОМ ФАЙЛЕ.

Вечером 4 июля мы достигли с караваном базового лагеря итальянской экспедиции на Хидден Пик. После обмена приветствиями, я сразу поинтересовался о наличии в окрестности лагеря чистой воды, и, убедившись в её дефиците, направил караван дальше к подножию левой морены ледника Гашербрум - с морены стекал чистый ручей. Я боялся, что погонщики расслабятся и развьючат верблюдов прямо в итальянском лагере.

Потом мы распрощались с погонщиками, поставили свой лагерь и пошли общаться к итальянцам.

Ф. 3.2. Даниэле Бернаскони (фото отсюда).

Кроме Даниэле Бернаскони, знаменитого своим перелазом через Гашербрум-2 (8034) из Китая прямо в пакистанскую тюрьму в 2007 г.,с нами общался его товарищ (надеюсь, что Лена Лалетина поможет восстановить его имя).

Ф. 3.3. На кухне у итальянцев вместе с Марио Панжери.

Он был очень общителен, и 10 восьмитысячников не отучили его покуривать сигаретки. А еще он ужасно похож на Лешу Тимошенкова, не только внешне, но и мимикой, и вообще манерой разговора. К тому же он периодически вставлял в разговор несложные русские фразы. Короче, уже через полчаса я не мог его воспринимать иначе, как лешкиного папочку или, на худой конец, дядюшку. Уже в Москве я узнал от Лалетиной, то зовут его Марио Панжери. Поскольку итальянцы начали хвастаться своими восьмитысячниками, то и мы рассказали им про Памирский Марафон, дескать, не лыком шиты.

В общем, классно пообщались, поделились планами и даже чуток заквасили винца из пакетиков.

От итальянцев мы узнали, что они уже разнесли заброски по леднику Урдок и побывали в цирке у подножия Хидден Пика на 5200. Но после этого офицер связи сообщил, что у них нет разрешения на посещение ледника Урдок. "Это просто сумасшествие!", - несколько раз повторил Бернаскони. Теперь они уже неделю сидят в лагере и ждут, пока итальянское консульство пробьет этот вопрос.

Подивившись про себя изысканности и тонкости китайских чиновников в подходе к наказанию за незаконный переход границы (в 2007 г.), я понял, что на всякий случай лучше отсюда смотаться, пока не прибыл их офицер связи. Поэтому весь следующий день мы перетаскивали наши грузы через ледник Гашербрум в пойму Шаксгама между этим ледником и следующим ледником Урдок, так спокойнее.

Ф. 3.4. Ледник Гашербрум подпирает своим языком реку Шаксгам, верблюды здесь могут пройти в мае, но не в июне.

Ф. 3.5. Пришлось воспользоваться промаркированной итальянцами тропой по языку ледника Гашербрум. Кальгаспоры там немаленькие. Воооооооон человечек справа от ледяной глыбы идет, крохотный такой, как камушек…

Ф. 3.6. Погодка была не ахти, восьмитысячников с ледника видно не было, вот только пик Накпо Кангри-1 (6956) был ниже облаков.

Ф.3.7. Наконец, 6 июля мы вышли на запрещенный для итальянцев ледник Урдок.

Ф.3.8. Утром 7 июля погода улучшилась.

Ф.3.9. Мы подошли к первому левому притоку ледника Урдок и увидели Хидден Пик (8080).

Ф.3.10. Ну, мы сразу к нему (к Хидден Пику) и повернули. Подошли к ледопаду этого притока и обошли его по кулуару слева.

Ф.3.11. Иду к горе и всё думу думаю: "И как же итальянцы на неё полезут?"

Ф.3.12. 8 июля просыпаемся - а погодка еще лучше прежней!

Ф.3.13. Солнышко встает, а мы всё ближе к горе подходим.

Ф.3.14. Наконец вошли в цирк и повернули направо. Слева Хидден Пик (8080), в центре - перевал в Пакистан аццкий…

Ф.3.15. А справа - Гашербрум Восточный (7758).

Ф.3.16 - 3.17. Тут Иван не выдержал эмоционального напряжения и вытащил наружу всё наше лозунговое хозяйство.

Коротко о перевале.

Ф.3.18. 9 июля мы поперлись на перевал Урдок-Гашербрум (5780). Если из цирка в цирк (как мы), то больше чем на 2А он не тянет при всей своей высоте.

Перевал этот известный, кто его первым прошел точно не знаю, но Бернаскони его точно прошел, прежде чем в Пакистан через Гашербрум сигануть. С перевала открылся классный вид на Гашербрум-2 (8034) и на наш следующий перевал.

Ф.3.19. Вид с перевала Урдок-Гашербрум на перевал Северный Гашербрум (6350, 3А).

Ф.3.20. Вид с перевала Урдок-Гашербрум на Терам Кангри-3 (7382), Сингхи Кангри (7202) и на перевал Северный Туркестан Ла.

Приспустившись с перевала, мы оказались на плато восточной ветви ледника Гашербрум. Удрать с этого плато можно только назад через перевал Урдок-Гашербрум, который почти вровень с плато.

Ф.3.21. Вид с плато восточной ветви ледника Гашербрум на перевал Урдок-Гашербрум (2А, 5780).

А вот спуск с плато по ледопаду невозможен, ледопад не проходной.

Ф.3.22. Это фото мы уже потом с ледника Гашербрум сняли. Слева - перевал Коблера в западный цирк ледника Урдок, который прошли швейцарцы в 2006 г., как часть маршрута на Восточный Гашербрум. Справа - стекающий с плато ледопад.

Ф.3.23. На плато мы пообедали прямо напротив Гашербрума-2 (8034) и пошли ледопады топтать к нашему следующему перевалу.

Ф.3.24. Вид на восточный склон перевала Северный Гашербрум (3А, 6350) и на подходы к нему.

Ф.3.25. Слева от перевала громоздились прямо-таки ледовые эстакады.

Ф.3.26. И вообще классно там было, хоть и высота не малая - 5900.

Ф.3.27. Утром 10 июля подошли к перевалу. Бац, а там стенка.

Пока дежурный готовил обед, Ваня Жданов и Леша Воробьев протянули три конца к дырке в карнизе. Уже к вечеру залезли на перевал. Назвали его Северный Гашербрум (3А, 6350).

Ф.3.28. Карниз на перевале Северный Гашербрум.

Ф.3.29 - 3.30. Весь день 11 июля спускались по главной ветви ледника Гашербрум сначала мимо Гашербрума-4 (7932).

Вот еще такое фото. Здесь Гашербрум-3 виден лучше.

Ф.3.31. Потом прошли мимо Броуд-Пика (8051).

Ф.3.32. Вдоль Броуд-Пика шли долго и осмотрели его со всех сторон.

Ф.3.33. В отрогах Броуд-Пика куча классных вершин высотою под 7000 м.

Ф.3.34. Среди них есть со стеночками, например двуглавый Карабас Пик (6824 и 6928).

Ф.3.35. А вот пик 6942.

Ф.3.36 - 3.37. За последним левым притоком ледника Гашербрум мы начали пробираться к морене его левого борта.

Соскучались мы по траве…

Ф.3.38. Первую жизнь мы встретили на высоте 4800. Это мы уже на морену перебрались.

Ф.3.39. А потом чеснок пошел.

Ф.3.40. Вечером любовались красной стеной пика Накпо Кангри-1 (6956),

Ф.3.41. Хидден Пиком (8080) и Гашербрумом-2 (8035).

Ф.3.42. Вот он какой, Хидден Пик (8080).

Ф. 3.43. А еще на закате красиво смотрелись скалистые пики Агыл-Каракорума. Слева - соблазнительная «тройка А», ведущая в к подножию западной стены Бурнаг Кангри (6821), справа - пик 6532.

Ф.3.44. 12 июля опять с морены на ледник перебрались.

Ф.3.45. Тут от кальгаспоров высоких Ваня в такой фотоэкстаз вошел! Нарядил всех, построил и фоткал до тех пор, пока в эту самую лужу между кальгаспорами не свалился.

К обеду спустились к итальянцам. А там уже другие люди из группы поддержки приехали. Сказали, что восходители, наконец, получили разрешение на ледник Урдок и вышли сегодня утром наверх.

Потом мы еще два раза встретили итальянцев - на выходе с гор и в Кашгаре. Не получилось у них восхождение, слишком много времени ушло на ожидание пермита.

Вечером мы прибыли к нашей заброске между ледниками Гашербрум и Урдок. Наше семидневное колечко закончилось.

Теперь можно отдохнуть - 13 июля - первая дневка.

Ф.3.46. Вот так выглядит Гашербрум-2 от языка ледника Гашербрум.

Ссылки:

1. Dan Mazur. Mustagh Ata, Gasherbrum II, and Other Activity in the Chinese Karakoram. AAJ, 1999.

2. Экспедиция Коблера на Восточный Гашербрум в 2006 г.