3.4. По леднику Сингхи ( Singhi Glacier )

……

После тренировочного кольца около восьмитысячников мы отправились к наименее исследованному из крупных ледников долины Шаксгама - к леднику Сингхи.

За ледником Урдок, который был осмотрен Френсисом Янгхазбендом еще в 1889 г, на северных склонах водораздельного Каракорумского хребта Сиачен Музтаг лежат еще три крупных ледника - Стагхар, Сингхи и Кайягар.

Самый восточный из них - ледник Кайягар был открыт экспедицией Мэйсона в 1926 г. [1-2]. Ей удалось сравнительно высоко подняться вдоль правого борта этого ледника и получить интересные фотографии.

Ф. 4.2. Ледник Кайягар, стекающий со склонов массива Аспарасас.

Ф. 4.3. Нижняя часть ледника Кайягар. На горизонте Хидден-Пик, Гашербрукм-2, Броуд-Пик и К2.

Верховья ледника Стагхар с перевала Туркестан Ла осмотрела г-жа Баллок Воркман (Workmen) в 1912 г. [3]. Она вышла на этот перевал с юга с ледника Сиачен. В то время считалось, что этот перевал ведет на ледник Урдок.

Рис. 4.1. Маршрут экспедиции Баллок Воркман в верховьях ледника Сиачен в 1912 г.

В 1976 г. этим перевалом воспользовалась японская экспедиция. Она перевалила с ледника Сиачен на ледник Стагхар в его среднем течении, поднялась в его верхний цирк и оттуда по северному гребню совершила первое восхождение на Сингхи Кангри (7202) [4].

Что касается ледника Сингхи, то он наименее изучен. Этот ледник был открыт, так же как и ледник Стагхар, в 1929 г. итальянской экспедицией под руководством Спалето [5]. Сам Спалето в разведке Шаксгама не участвовал, он болел и был в этот момент на леднике Балторо. Ардито Дезио с другими участниками экспедиции сначала попытались подняться по леднику Урдок на перевал Северный Туркестан Ла, но, попав в непогоду, отступили. Спустившись с ледника Урдок, они впервые прошли долину Шаксгама на участке между ледниками Урдок и Кайягар.

Язык ледника Сингхи осмотрела также китайская гляциологическая экспедиция, которая прошла по всей долине Шаксгама, преодолев преграждающие долину языки ледников Кайягар и Сингхи и минуя языки ледников Стагхар и Урдок [6].

Нам хотелось не просто впервые побывать в верховьях ледника Сингхи, но и разведать пути подхода к вершине Терам Кангри (7462, на советской карте - 7513), а также сфотографировать ряд перевалов, соединяющих этот ледник с соседними ледниками Стагхар и Кайягар.

Рис. 4.2. Маршрут нашей группы к леднику Сингхи и по его истокам.

Утром 14 июля мы покинули наш лагерь между ледниками Гашербрум и Урдок, пересекли язык ледника Урдок и спустились в пойму Шаксгама между ледниками Урдок и Стагхар.

Ф.4.4. Позади сверкал пик 6279, доминирующий над языком ледника Восточный Скианг.

В пойме Шаксгама нас ожидал прижим этой реки к скалам левого борта. Поэтому пришлось дважды перебродить реку. Первый брод почти сразу за ледником Урдок оказался очень простым, а вот во втором броде, уже после прижима, пришлось применить веревки.

Ф.4.5. Здесь завалило Юру Максимовича, но снять на фото это не успели.

Сразу после этого брода мы спрятали в камнях нашу резиновую лодку и спасжилеты - ресурс для эвакуации с маршрута по долине Шаксгам.

15 июля мы миновали ледник Стагхар

Ф.4.6. Вид на язык ледника Стагхар из поймы Шаксгама. Слева узловой пик 6529, расположенный на стыке хребтов разделяющих ледники Стагхар, Урдок и Сиачен. Это самая северная точка Индии в границах, которые она контролирует.

и после прижима Шаксгама к конгломератному обрыву левого берега, который мы преодолели по камням вдоль воды, попали в пустынную пойму этой реки перед ледником Сингхи.

Ф. 4.7. Вдали видны зубчики ледника Сингхи.

Ф.4.8. Утром 16 июля мы подошли к леднику Сингхи и завернули в его левый карман.

Сначала мы поднимались вдоль полноводного бурного потока, потом по камням в сухом кармане ледника. За отступившим ледовым притоком мы оказались в удобном кармане левобережной морены ледника Сингхи, который закончился перед первым его левым притоком.

Ф.4.9. Поверхность этого левого притока была загромождена огромными сераками, которые продуцировали длинную дорожку кальгаспоров в русле основного ледника.

Ф.4.10. Здесь мы решили, что легче пересечь не приток, а именно эту, изображенную на фото, кальгаспорную дорожку и следовать далее по следующей, зачехленной камнями серой полосе ледника Сингхи.

Ф.4.11. Спускаемся к кальгаспорам.

Ф.4.12 - 4.13. Разведка прохода в дорожке кальгаспоров заняла не менее часа.

После преодоления кальгаспоров мы вышли на зачехленную камнями серую полосу на леднике Сингхи и тут же встали на ночлег.

Ледник Сингхи имеет в среднем течении фантастический, ни с чем не сравнимый вид.

Ф.4.14. На многие километры в ширину и в длину раскинулся непроходимый лес гигантских кальгаспоров, высотою 20 метров и более.

Ф.4.15 - Ф.4.16. Я в жизни не видел подобной картины!

Бескрайнее море торосов...

Ф.4.17 - Ф.4.18. Утром 17 июля мы подошли по серой полосе ко 2-му левому притоку ледника. Впереди низвергалась мощным ледопадом западная ветвь основного ледника, которая берет начало на северо-западном склоне вершины Терам Кангри-3 (7382).

Если бы не осыпь — тут вырасли такие кальгаспоры!

Ф.4.19. Мы завернули в левый приток и увидели в его верховьях пик (6891).

Ф.4.20. К вечеру мы почти подошли к подножию пика (6891) и получили первую фотографию северного склона этой вершины.

18 июля мы завернули в восточный цирк ледника и направились к перевалу на плато западной ветви ледника Сингхи выше её ледопада. Вот этот перевал, он слева от солнца и чуть левее скальной башенки в гребне.

Ф.4.21. Юго-западный склон перевала Западный Сингхи (5820, 2Б).

Ф.4.22. Со склона нашего перевала (Зап. Сингхи) хорошо виден западный цирк ледника (по которому мы поднялись) с перевалом 5950 на ледник Стагхар. Справа пик 6573.

Ф.4.23. А на юге доминировал пик (6891).

Ф. 4.24. Пройденный новый перевал мы назвали перевалом Западный Сингхи (5820,2Б). Спуск с него оказался несложным.

Ф. 4.25. С северо-восточного склона перевала Западный Сингхи хорошо просматривался путь к нашему следующему перевалу Северный Сингхи.

Теперь мы оказались в местах максимально удаленных от цивилизации. Для спуска с ледника Сингхи и выхода к людям даже при наличии лодки потребуется около 10 дней.

Ф. 4.26. Лагерь на западной ветви ледника Сингхи выше ледопада.

Ф. 4.27. Утро 19 июля снова встретило нас отличной погодой. Впереди сверкала Терам Кангри-3 (7382). Первое восхождение на эту вершину совершили с юга (с другой стороны) японские альпинисты в 1979 г. А западная маковка этой вершины пока не покорена. Слева от вершины на уровне ледникового плато - наш следующий перевал.

Ф. 4.28. Разломы ледника впереди не просматривались, поэтому мы шли по GPS, следуя прорисованному на космическом снимке треку.

Ф. 4.29. Справа от нас сверкали льдом пики (6884) и (6891).

Ф. 4.30. А сзади открылся редкий вид на Хидден Пик (8080, Гашербрум-2 (8034), Броуд Пик (8051) и К2 (8611).

Ф. 4.31. Вот Хидден пик и Гашербрум-2 в этаком необычном ракурсе.

К полудню мы поднялись на плато перевала в северном отроге вершины Терам Кангри-3. На восток с перевала свисал мощный карниз, и под ним в глубокую пропасть уходила ледовая стена. Похоже, что карниз обрушался мелкими частями, которые в своем падении очищали от снега стену, образуя около её основания маленькие лавинные конусы. Такие лавины не очень опасны, если группа находится на ледобурной страховке, и всё-таки спускаться во второй половине дня под карнизом, нависающим над стеной восточной экспозиции, было очень страшно. Поэтому мы разбили лагерь и провели в палатках остаток дня.

Ф. 4.32. Лагерь на седловине перевала Северный Сингхи.

Утром 20 июля мы начали спуск. Всего до ледника пришлось провесить 8 веревок перил, весьма разнообразных по способу их закрепления. Забавно, что перед спуском на одну из них уселась маленькая птичка. Откуда она взялась в этом бескрайнем царстве льда - уму не постижимо. Она посидела на веревке, покачала хвостиком и улетела. Добрый знак.

Ф. 4.33. Ледовая стена на восточной стороне перевала Северный Сингхи.

Пройденный новый перевал мы назвали перевалом Северный Сингхи (5985, 3А). Возможно, что он открывает простейший путь с западной ветви ледника Сингхи на его восточную ветвь в обход непроходимого леса кальгаспоров.

Ф. 4.34. Лагель на восточной ветви ледника Сингхи. Погода начала портиться.

Ф. 4.35. Вот так мы ужинали в теплой палаточке.

Ф. 4.36. Вечером еще были голубые просветы.

Ф. 4.37. А утром 21 июля погода совсем испортилась. Нам так и не суждено было увидеть главную вершину Терам Кангри (7462). Все горы были затянуты облаками, шел редкий снег. Мы пересекли восточную ветвь ледника Сингхи и начали спуск по карману его правобережной морены.

Ф. 4.38. Сначала карман был удобен, но потом всё чаще и чаще то разрывался скальными отрогами, то вовсе исчезал, уступая пространство крутому осыпному или даже конгломератному склону.

Ф. 4.39. В таких местах мы пользовались козьей тропой, иногда очень страшной.

Ф. 4.40. В одном месте мы спустились на ледник и какое то время шли по грязным серакам у самого борта. В другом месте мы испугались отчаянной козьей тропы и на обходе скального ребра поднялись над тропою на 100 с лишним метров.

Ф. 4.41. К концу дня мы дошли до поворота ледника на северо-запад и остановились на дне сухого сая, в верховьях которого мы надеялись найти простой перевал в долину Шаксгама.

Ф. 4.42. 22 июля весь день шли осадки, сначала мокрый снег, а после обеда — дождь.

С утра мы прошли новый перевал Чорный (5420, 1Б) и к обеду спустились в долину Шаксгама.

Ф.4.43. На спуске с перевала Чорного.

Остаток дня мы провели в палатках.

Ф. 4.44. Вот, какой у нас получился путь по леднику Сингхи.

Ссылки:

1. Kenneth Mason. Exploration of the Shaksgam Valley and Aghil Ranges 1926.

2. Kenneth Mason. The Shaksgam Valley and Aghil Range. The Geographical Journal Vol. LXIX No. 4, April, 1927.

3. Fanny Bullock Workman. The Exploration of the Siachen or Rose Glacier, Eastern Karakoram. The Geographical Journal, Vol. 43, No. 2. (Feb., 1914), pp. 117-141.

4. J. Neate. High Asia: An Illustrated History of the 7000 Metre Peaks. 1989.

5. The Italian Expedition to the Karakoram in 1929. The Geographical Journal, Vol. 75, No. 5 (May, 1930), pp. 385-394.