71-е Первенство по туризму учеников образовательных учреждений г. Москвы. Зеленоградский АО гор. Москвы. ГБОУ школа №2045

ОТЧЕТ О ПЕШЕМ ПОХОДЕ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

СЛОЖНОСТИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ,

СОВЕРШЕННОМ С 28.06 ПО 13.07.2016 г.

МАРШРУТ:

пос. Новопрохладное – р. Сахрай – поляна Фирсова – Княжеская поляна – г. Большой Тхач (2290) – исток реки Тхач – г. Асбестная (2242) – перевал Чертовы ворота (н/к) – р. Шиша – южный склон хребта Агиге – хр. Агиге – г. Сундуки – хр. Малый Бамбак – балка Капустина – пос. Никитино – р. Никитинка – хр. севернее р. Никитинки – сев. склон г. Хацавита – г. Хацавита – приют Хацавита – г. Маркопидж – лев. приток р. Бескес – пер. Блыбский (н/к) – река Пр. Рожкао – рад. г. Дженту (2892) – рад. пещера Южный слон – р. Рожкао – пос. Рожкао.

Маршрутная книжка: 177-04/1-126. Руководитель: Жаров Андрей Викторович. Заместитель руководителя: Горошкова Ирина Валентиновна.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.5

Высотный график маршрута

1.6

Карта с нанесенным на неё маршрутом

1.7

I категория сложности

Нитка маршрута

Протяженность

Пройдено: 129 км, в зачёт 126 км.

(без учета коэффициента 1,2)

Продолжительность

Общая (от Москвы до Москвы): 16 дней.

Активная часть: 10 дней.

Сроки

28.06.2016 - 13.07.2016 г.

Маршрутная книжка

05.10.2002

Медик

1.3. Фото группы

На горе Хацавита. Автор Жаров А.В. В первом ряду сидят: Анастасия Гаранина, Екатерина Головей, Ярослав Черемисин, Жаров Андрей Викторович, Павел Борзяков. Во втором ряду стоят: Милинда Елчина, Арсений Тронь, Тимофей Хлопянов, Антон Малыгин, Евгений Съедин, Федор Рачинский, Макар Ефимкин, Илья Безруков, Алексей Безруков, Горошкова Ирина Валентиновна. Третий ряд (сидят на плечах): Софья Тюкина, Анна Головей, Алена Лев.

1.4. Маршрут в KMZ-файле для просмотра в программе Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.5. Высотный график маршрута

1.6. Карта с нанесенным на неё маршрутом.

1.7. Календарный график движения

Чистое

ходовое

время

Высота подъемов и спусков за день

Основные

Ночь: +21

Облачно

30.06

рад. выход на хребет Уна-Коз. Парк «Тetis»

Подъём по тропе

День: +30

Ночь: +20

Дождь, Гроза

4 (1)

01.07

Ст. Даховская – пос. Новопрохладное – р. Сахрай – поляна Фирсова – Княжеская поляна

7,4

2ч. 52мин.

921м.

94м.

Подъём по размытой тропе крутизной 5-20гр.

День: +15

Ночь: +8

Дождь

5 (2)

02.07

Княжеская Поляна – г. Большой Тхач (2290) – исток реки Тхач (1848м.)

8,6

09мин.

761м.

631м.

Подъёмы и спуски по тропе крутизной 5-20гр.

простое лазанье

День: +10

Ночь: +8

Пасмурно, Дождь, Туман

6(3)

03.07

Исток реки Тхач – гора Асбестная (2242м.) – перевал Чертовы ворота(н/к) – р. Шиша – южный склон хребта Агиге (2075 м.)

9,4

07мин.

630м.

376м.

Подъёмы и спуски по тропе крутизной 5-20гр.

Ночь: +7

Пасмурно, Туман

7 (4)

04.07

Южный склон хребта Агиге – Хребет Агиге – г.Сундуки – восточный склон г.Сундуки (2150 м.)

10,5

Переменная облачность

8 (5)

05.07

Восточный склон г.Сундуки –хребет мал. Бамбак – балка Капустина – пос. Никитино – ручей Никитина

22,3

6ч.

03мин.

184м.

1542м.

Движение по дороге, тропе, крутой склон 30гр.

День: +20 Ясно

Ночь: +20 Гроза

9 (6)

06.07

ручей Никитина –Хребет к севеур от ручья Никитина– Северный склон горы Хацавита (1830 м.)

13,9

Облачно

11(8)

08.07

приют Хацавита – гора Маркопидж – левый приток р.Бескес(2210м.)

15,1

4ч.

46мин

1227м.

521м.

Броды, движение по размытой конной тропе.

Ночь:0

Дождь

12(9)

09.07

левый приток р.Бескес – перевал Блыбский (н/к) – река Правый Рожкао(2390м.)

9,1

Ясно

13(10)

10.07

река Правый Рожкао – рад. выход на Дженту (2892) – пещера Южный слон (рад. выход) – р. Рожкао – пос. Рожкао

27,3

р. Рожкао-пос. Рожкао – Армавир

Армавир – Москва

jpg

Данные о расстоянии, ходовом времени, подъёмах и спусках представлены на основании треков GPS и обработки данных в программе Garmin Basecamp. Общая протяженность активной части маршрута 129,3 км. В зачёт 126 км.

Общий перепад высот: Подъём: 7233 м. Спуск: 7155 м. Минимум: 762 м. Максимум: 2892 м. Средняя скорость движения: 3,42 км/ч.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

Рельеф. Рельеф района характерен для горных стран в областях развития карста. Карстово - эрозионные процессы участвовали в формировании ущелий и каньонов. Резкие перепады высот, глубокие V- и U- образные долины рек, отвесные скальные уступы, все это встречается в этом районе.

Населенность и посещаемость. Маршрут включал в себя три небольших населённых пункта: пос. Новопрохладное, пос. Никитино в средней части маршрута, пос. Рожкао. В каждом из этих посёлков проживает около ста жителей. На маршруте мы встретили три группы: в районе Тхачей, при подъёме на перевал Чёртовы ворота и при спуске в Никитино.

Дороги. Большая часть маршрута проходит по горным тропам и дорогам. Нередко встречаются тропы животного происхождения. По верху хребта Агиге тропы отсутствуют. В тумане, без троп по хребту можно безопасно двигаться только с помощью спутниковой навигации.

Ночлег, дрова, вода. Ночевки на всем протяжении маршрута в полевых условиях, дров мало, на высотах выше 1800 метров готовка на горелках. С водой тоже могут быть проблемы, особенно в жаркую и сухую погоду. В нашем случае было много дождей, и все возможные родники функционировали. На карте, приложенной к отчету мы отметили источники, на которые имеет смысл ориентироваться. Других источников воды мы на пути не обнаружили.

Продукты. Пополнить запас продуктов на пути следования возможно лишь в пос. Никитино. Но мы этой возможностью воспользовались отчасти, побаловав себя газировкой, сладким, мороженным.

Средства связи. Мобильная связь в районе маршрута редкость, во многих местах не работают даже местные операторы. Рекомендуем брать спутниковый телефон.

Медицинская помощь. С собой надо иметь стандартную походную аптечку первой помощи. Никаких специальных медикаментов для похода не требуется. Стоит обратить внимание на усиленное количество средств для лечения простуды.

Деньги. На маршруте их тратить можно только в Никитино, а также до и после похода. На ваше усмотрение.

Транспорт. Рейсовый транспорт на начальную точку маршрута, пос. Никитино, не ходит, также, как и с конечной точки, из Рожкау, тоже. Нас отлично доставил во все пункты и проконсультировал Данюк Олег Николаевич, руководитель фирмы, у которой есть все необходимые документы 89184235038

Сложные участки и их прохождение. Для детской группы сам факт набора высоты под рюкзаком является испытанием, в нашем походе набор высот доходил до 1178 метров в день, спуски же до 2279 метров в день. Это не мало и для взрослых. Также, к примеру, в первый день до Княжеской поляны из-за отсутствия воды на подъеме, группа должна была набрать почти 1000 метров на расстоянии 7 км, это требует от группы хорошей подготовки и мотивации.

Движение большей части маршрута по тропам, конным тропам и грунтовым дорогам с одной стороны облегчало движение, но стоит отметить, что конные тропы являются очень неудобными для передвижения во время дождей, они изрыты и залиты водой.

На спуске с горы Тхач в дождливую погоду трекинговые палки или альпенштоки просто необходимы, также, как и на подъёме на вершину Дженту.

Также, на спуске с горы Тхач, на восточном склоне есть россыпи крупных и средних камней, протяженностью до 200 метров, тропа там почти теряется, Некоторые камни живые, а во время дождей еще и мокрые. Нужно быть аккуратными и осуществлять самостраховку.

К сложным участкам стоит отнести и травяные склоны хребтов. Так, на хребте Агиге движение до седловины 2066 полностью без тропы. Здесь также необходима самостраховка альпенштоками или палками. Так как погода стояла облачная и туманная, движение часто проходило в ограниченной видимости, здесь важно было не растягиваться, назначать замыкающих.

Довольно много участков, где тропа подходит вплотную к скалам и скальным сбросам. Здесь не стоит подходить к краю слишком близко, надо провести инструктаж о правилах движения рядом с такими обрывами.

3. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ

4. НОВИЗНА

Мы не нашли никаких данных о прохождении данного спортивного маршрута детскими группами г. Москвы и других регионов. Однако, отметим, что в интернете есть исследование Майкопских школьников массива Тхачей. Уже, в довольно давнем 1996 г. они произвели интересное исследование пещер этого района под руководством В. Каратаева [1].

Что же касается взрослых Московских групп, то весной 2014 г. аналогичный маршрут прошла группа под руководство Д. Шимятихина. Но они не делали восхождения на г. Дженту, зато сделали восхождение на г. Ачешбок Западный [2].

Весной 2016 г. взрослые группы под руководством Александра Сучкова и группа из МГТУ им. Баумана под руководство Андрея Филатова совершали такой же маршрут, тоже без восхождения на Дженту. Но отчетов этих групп найти не удалось.

Маршруты, пройденные под руководством Андрея Лебедева (МАИ) весной 2008 г. [3] и весной 2016 г. [4], имеют общие участки с нашим маршрутом в районах Тхача и Дженту.

В целом район часто посещаем группами Краснодарского края и других областей России, но в основном туристы ходят более короткие маршруты, а опытные взрослые группы часто посещают эти места весной.

5. ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА И ОБЪЕКТЫ

5.1. Сплав по реке Белой. Перед выходом на маршрут мы запланировали сплав по реке Белой. Сплав был начат в Гузерпле, потом мы объехали каньон и по его окончании доплыли до Даховской, где прям на берегу разбили лагерь. Информацию можно найти на сайте [5].

5.2. Веревочный парк приключений «Tetis». Информацию можно найти на сайте [6].

5.3. Кяжеская поляна. Поляна «Княжеская» имеет богатую историю, ее название появилось еще в конце XIX века, когда эти места были выбраны князьями династии Романовых для великокняжеской кубанской охоты. Впервые Кубанская охота здесь была организована в 1888 году Великими Князьями Романовыми. Место для охоты было выбрано весьма удачное: с Княжеской поляны открываются потрясающе красивые виды на далекие горы, а восточная сторона выходит в ущелье реки Ходзь.

Одна из самых красивых ночевок на Княжеской поляне.

Лагерь 1 июля на Княжеской поляне.

5.4. Большой Тхач (2319) - горный массив на водоразделе рек Малая Лаба и Белая, расположен на Западном Кавказе, на границе республики Адыгея и Краснодарского края. Часть горного массива, расположенная на территории республики Адыгея, входит в состав природного парка «Большой Тхач», включенного в 1999 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, мы не смогли насладиться видами, так как все два дня, которые мы шли вдоль этого массива была сплошная облачность.

Группа на вершине Большой Тхач.

Фото массива из статьи А. Ермолицкого [7]. Мы шли при нулевой видимости.

5.5. Перевал Чертовы ворота. Другое название перевала, означает «пах тура». Если перевернуть козла на спину, образуется своеобразное подобие буквы U. Именно так и выглядит этот перевал.

Вид на перевал с места ночевки 3 июля.

5.6. Гора Сундуки. С нее открывается замечательный вид на массив Больших Тхачей и окрестности.

Фото в районе ночевки 4 июля.

5.7. Водопад Капустинский. Красивейший водопад неподалёку от посёлка Никитино. Представляет из себя полностью вертикальную скалу высотой более 50 метров, с вершины которой падает чистейшая вода, разбиваясь в клубы водной пыли. Координаты: 43°58'4.12"С 40°41'17.41"В.

5.8. Перевал Блыбский. Для нас был интересен тем, что позволил ребятам подняться на значительную высоту и преодолеть свой первый настоящий перевал в окружение довольно острых вершин и открытых пространств.

Путь подъёма по северо-западному склону перевала Блыбский.

5.9. Верщина Дженту. Высшая точка нашего похода, к тому же это категорийное препятствие (1А). С нее открываются замечательные виды на все окрестные хребты, почти полностью видна нитка пройденного маршрута. В хорошую погоду можно увидеть Эльбрус – высшую гору Европы.

Седловина перед подъемом на Дженту (вид со склона Дженту на поднимающуюся группу).

Восхождение на Дженту. Видна высшая точка.

5.10. Пещера Южный слон. Вход в пещеру был открыт случайно бригадой рабочих местного лесхоза под руководством В.Ф. Щербакова в 1969 году, когда они, расчищая лесовозный волок, обнаружили вертикальный колодец, ведущий в пещеру. Спелеологами в пещере Южный Слон сделано много интересных находок, и среди них костные останки ископаемого медведя, пробитые примитивным оружием, и костяной нож с кремневыми вкладышами. Эти неоспоримые свидетельства пребывания в пещере первобытных охотников заставляют относиться к Южному Слону с особым вниманием. На Дженту продолжают работать спелеологи, здесь еще, вероятно, много не найденных и неисследованных пещер, есть также полости, не пройденные до конца, и Дженту по-прежнему ждет своих первооткрывателей.

5.11. Горячие источники в пос. Мостовской. После похода мы заехали на горячие источники, где отлично поныряли в горячей воде под открытым небом и пообедали. Информацию можно найти на сайте базы отдыха Хуторок [8].

6. РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ

Маршрут пройден группой по графику, в полном составе. Было небольшое отклонение от пути, которое вызвано тем, что группа вынуждена была идти по запасному варианту пути, так как перейти речку в пос. Никитино после ливня стало невозможно, мост снесло, а в брод идти было опасно.

С погодой в этом году не повезло, практически каждый день группа попадала под дождь, было прохладно.

Нитка маршрута. Маршрут полностью линейный. С большими перепадами высот. Дневные переходы часто обуславливались наличием воды. Основными целями были г. Большой Тхач, г. Дженту, водопад Капустинский, пещера Южный слон.

Практически единственный логичный маршрут по Тхачам проходит по границе заповедника по хребтам Тхачи-Ачешбок-Агиге-Бамбаки-Сундуки. Отовсюду красивые виды. Внизу по долинам вроде тоже есть тропы и дороги, много лесовозок, но по ним не очень интересно идти.

От Никитино до Большой Лабы мы выбрали путь через перевал Блыбский, который находится с юга от г. Дженту. Путь туда лежит через г. Маркопидж по гребню между долинами рек Бескес и Маркопидж. Удобно делать восхождение на г. Дженту (1А) с востока с долины р. Прав. Рожкау.

Особенности подготовки к походу. На маршрут рекомендуем брать с собой GPS. Его использование необходимо при движении по тропам и без троп вдоль хребтов, особенно в период плохой погоды. На район имеется очень качественная OSM карта. На ней отмечены все необходимые тропы, стоянки, источники воды. Дополнительно к этой карте мы подготовили 1:50000 топографическую карту, распечатали, а также загрузили её в GPS.

Также необходимо брать с собой спутниковый телефон, мобильной связи на маршруте почти нет, несмотря на то, что маршрут пролегает по хребтам.

Транспортная заброска проста, есть фирмы, которые организуют качественную перевозку в любую точку. (см. характеристику района).

Аптечка стандартная.

Ремнабор стандартный.

Наличие горелок на маршруте обязательно, так как значительная часть ночевок находится выше зоны леса.

В нашей группе было два тента, и мы не пожалели.

Ввиду того, что в районе могут выпадать значительные осадки, рекомендуем брать только качественные современные палатки.

Район позволяет не только пройти маршрут, но и дополнительно получить массу впечатлений. Так, перед походом мы организовали сплав по р. Белой, день провели в парке приключений «Tetis», а после похода отдохнули в горячих ваннах под открытым небом в поселке Мостовской.

В целом маршрут очень интересен, спортивен, логичен. Дает необходимый опыт участникам для более сложных походов. Руководитель похода отметил для себя, что надо бы этот поход повторить.

7. ССЫЛКИ

1. В. Каратаев. Пещеры горы Большой Тхач.

2. Д. Шемятихин. Отчет о пешем походе 1 к.с. по Западному Кавказу. Май 2014.

3. А.Лебедев. Отчет о горном походе н.к. с эл. 1 к.с. по Зап. Кавказу (район Тхачей). Май 2008.

4. А. Лебедев. Отчет о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу (район Дженту). Май 2016.

5. Сайт Мастерская рафтинга.

6. Сайт Веревочный парк приключений Tetis.

7. А. Ермолицкий. Природный парк Большой Тхач. Июнь 2013.

8. Сайт базы отдыха Хуторок.

Переход к главе 3 «ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ»