ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 6 к.с. В РАЙОНЕ ХРЕБТА МУЗКОЛ (ВОСТОЧНЫЙ ПАМИР), СОВЕРШЕННОМ В АВГУСТЕ 2012 г.

.Руководитель — Романенков Сергей Алексеевич.

Маршрутная книжка Р12/3603

МАРШРУТ:

р. Гурумды – пер. Взаимопомощи (5047, 1А) – р. Джалан – р. Сасыксу – р. Кызылджилга – пер. Погребецкого (5040, 1А) – рад. верш. Зуб Погребецкого (5490, 1Б, п/в) – р. Акбайтал – пер. Памирских беглецов (4704, 1А, п/п) – р.Чинсу – пер. Зорташкол (5080, 1Б) – р. Зорташкол (4200) – лед. Музкол – траверс (верш.Удобная (5910) – пер. Музкол )(3Б) – пер. Перемётный (5440, 1Б) – пер. Вост. Сов.Офицеров (5656, 3Б) – вост. ветвь лед. Сов.Офицеров – рад. пик Двуглавый (6160, 2Б, п/п) – пер. Сев. Сов.Инженеров (5690, 3А) – лед. Вост. Муркалла – пер. Муркалла (5493, 2А) – рад. по сев. гребню верш. 6123 до 5983 – лед. Муркалла – р. Бозбайтал – зап. ветвь лед. Сов.Офицеров – пер. Зап. Сов.Офицеров (5460, 3А) – траверс (верш. Гнездо Будимира (5700, п/в) + верш. Адьютантов (5752, п/в) до пер. Вост. Сауксай (5350)) (3Б, п/п) – пер. Харченко (6101, 3Б, п/п) – рад. пик Сов.Офицеров (6233, 2Б) – лев. приток р. Бозбайтал – р. Бозбайтал – прав. приток р. Бозбайтал – пер. Таджикских Вертолётчиков (5401, 2Б) – лед. Зорташкол – перемычка в сев. гребне верш. Белая Пирамида (5757) – рад. верш. Белая Пирамида (6038, 2А из лагеря 5757) – рад. верш. Зорташ (6121, 3А) – лед. Зорташкол – р. Зорташкол– р. Кокуйбель.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРШРУТА

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

4.1. Участок 1. р. Гурумды – пер. Взаимопомощи (5047, 1А) – р. Джалан – р. Сасыксу – р. Кызылджилга – пер. Погребецкого (5040, 1А) – рад. вер. Зуб Погребецкого (5490, 1Б, п/в) – р. Акбайтал – пер. Памирских беглецов (4704, 1А, п/п) – р.Чинсу – пер. Зорташкол (5080, 1Б) – р. Зорташкол.

4.2. Участок 2. р. Зорташкол (4200) – лед. Музкол – траверс (в.Удобная (5910) – пер. Музкол)(3Б) – пер. Перемётный (5440, 1Б) – пер. Вост. Сов.Офицеров (5656, 3Б) – вост. ветвь лед. Сов.Офицеров – рад. пик Двуглавый (6160, 2Б, п/п) – пер. Сев. Сов.Инженеров (5690, 3А) – л. Вост. Муркалла.

4.3. Участок 3. лед. Вост. Муркалла – пер. Муркалла (2А,5493) – рад. по Сев. гребню верш. 6123 до 5983 – лед. Муркалла – р. Бозбайтал.

4.4. Участок 4. р. Бозбайтал – зап. ветвь лед. Сов. Офицеров – пер. Зап. Сов. Офицеров (3А, 5460) – траверс {верш. Гнездо Будимира (5700, п/в) + верш. Адъютантов (5752, п/в) до пер. Вост. Сауксай (5350)} (3Б, п/п) – пер. Харченко (3Б, п/п, 6101) – рад. пик Сов. Офицеров - лев. приток р. Бозбайтал – р. Бозбайтал.

4.5. Участок 5. р. Бозбайтал – прав. приток р. Бозбайтал – пер. Таджикских Вертолётчиков (2Б, 5401) – лед. Зорташкол – перемычка в Сев. гребне (5757) верш. Белая Пирамида – рад. верш. Белая Пирамида (2А, 6038) – рад. верш. Зорташ (3А, 6121) – лед. Зорташкол – р. Зорташкол – р. Кокуйбель .

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

7.1. GPS координаты ночевок и препятствий на маршруте

7.2. Контрольные записки

Условные обозначения и сокращения.

В отчете используются общепринятые сокращения:

в., верш. – вершина,

д. – долина,

д.р. – долина реки,

к.с., к.т. – категория сложности, категория трудности,

лед. – ледник,

м.н. – место ночевки,

пер. – перевал,

р. – река,

ск. – скальный,

ск.-ос. – скально-осыпной,

сн. – снежный,

сн.-лед. – снежно-ледовый.

Если особо не оговорено, левая и правая стороны (склоны, борта, берега), указываются орографически.

Затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода – 45 - 50 минут. Для исчисления времени используется местное (Мургабское) время. При указании времени единицы измерения могут отсутствовать, например, 07:45 обозначает 7 часов 45 минут.

Длина веревки считается равной 50-ти метрам.

Отметка высот ночевок и других характерных ориентиров нитки маршрута даны по показаниям спутникового навигатора (GPS).

Ссылки на другие разделы отчета приводятся в скобках с указанием номера раздела и главы. Страницы отчета прономерованы по разделам, где первая цифра – номер раздела.

1. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРШРУТА

1.1 Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна.

Район летнего похода 2012 года был выбран исходя из следующих соображений – все члены группы хотели совершить технически насыщенный горный поход на Памире, при этом часть участников имела небольшой высотный опыт. В таких условиях отправиться в какой либо высокогорный узел Памира для решения серьезных спортивных задач, таких как, например, траверсы семитысячников, казалось нам неоправданным риском. Музкол же идеально подходил для нашей технически хорошо подготовленной группы, позволяя реализовать здесь все свои амбиции. В районе много сложных компактно расположенных вершин и перевалов. Многие из них очень красивы и привлекательны в спортивном плане. Здесь возможны нестандартные сочетания классических перевальных маршрутов, траверсов и восхождений. Можно найти достаточное количество комбинированных и скальных маршрутов. Также немаловажным фактором явилось то, что зимой 2011 года в ходе транспамирского лыжного похода руководитель и часть участников уже побывали в районе. Появились интересные идеи, был собран фотоматериал.

Еще одним преимуществом Музкола явилась его относительно малая исхоженность по сравнению с другими районами Памира, чему способствует удаленность района от крупных населенных пунктов и связанные с этим длительные заезды в горы. Пик посещения спортивными группами Музкола пришелся на конец 80-х годов, за последующие 20 лет здесь проведено всего два известных нам похода. Большинство логичных перевальных седловин района пройдено и изучено, в отличие от вершин, малой освоенности которых способствовали действующие ранее в туризме ограничения на восхождения. В Музколе остались непройденные шеститысячники, а на большинство известных вершин, включая высшую точку Восточного Памира – пик Советских Офицеров (6233), совершено всего несколько восхождений. Планируя маршрут, мы отталкивались от идеи прохождения новых маршрутов на знаковые вершины района.

Восхождения и траверсы связали в логичный маршрут интересными и давно нехожеными перевалами. Получилась довольно насыщенная в спортивном плане нитка с большим количеством первопрохождений. Сразу стало понятно, что с тяжелыми рюкзаками прохождение сложных препятствий проблематично. Начали изучать возможности организации забросок. Дело в том, что заезд в район хребта Музкол, протянувшийся в широтном направлении, возможен только с его западных (дорога Каракуль-Гудара) и восточных (Памирский тракт) окраин. На юге и севере дорог вдоль хребта нет. А все интересные спортивные объекты собраны в центральной части района. При построении маршрута была реализована идея постепенного захода вглубь района со всем экспедиционным грузом через простые перевалы, с последующим прохождением технически насыщенных участков с относительно легкими рюкзаками. Начали с акклиматизационной части по северо-восточным отрогам хребта. Затем с грузом на 24 дня через простой перевал Зорташкол (1Б) в длинном северном отроге основного хребта спустились в долину одноименной реки, где оставили заброску, и вышли на первый технический участок, включивший в себя четыре препятствия 3А-3Б к.с. После чего, с оставшимся полным весом перевалили через пер. Муркалла (2А), продвинувшись дальше на запад вдоль основного хребта. Из долины реки Бозбайтал прошли следующий спортивный участок с перевалами Сов.Офицеров Зап. (3А), Харченко (3Б), траверсом вершин Гнездо Будимира (5700) – Адъютантов (5752) (3Б) и восхождением на пик Советских Офицеров (6233). На выходе из района с легкими рюкзаками запланировали посещение узла вершин Белая Пирамида (6038) и Зорташ (6132).

Главная особенность района – большая высота дна долин, целый месяц мы не спускались ниже 4100-4200 метров. Даже самые простые перевалы имеют высоту более 5000 метров. Особое внимание уделили вопросу акклиматизации. Ошибки в планировании стартового участка маршрута критичны. Больного просто некуда спускать, на вертолет в разгар спецоперации в Хороге рассчитывать не приходилось, чтобы значительно сбросить высоту, понадобится минимум пол дня пути на автотранспорте через высокие перевалы Кызыларт (4290) или Акбайтал (4650). На первый участок маршрута мы специально не стали включать препятствия сложнее 1Б к.с. В этот период на организм выпадает и так большая нагрузка. А учитывая специфику района, дополнительные сложности ни к чему, гораздо важнее не допустить срывов и сделать полноценную акклиматизационную пилу. В итоге, за первые 8 дней похода мы фактически прошли маршрут 2 к.с., включивший в себя четыре перевала 1А-1Б к.с. и радиальное восхождение на верш. 5490 с ночевкой выше 5000. Такой старт похода позволил группе в дальнейшем работать на высотах в 6000 метров без ограничений. Не смотря на то, что больше половины ночевок на маршруте у нас было выше 5000 м, хорошо себя чувствовали даже участники, имевшие скромный высотный опыт.

Напряженности маршруту добавила аномально плохая для Восточного Памира погода в первой половине маршрута, сопровождавшаяся регулярными ночными снегопадами и снеговыми зарядами днём. А также значительно большее количество снега в горах по сравнению с предыдущими сезонами. Перед походом район у нас ассоциировался с устойчиво хорошей погодой при минимальном количестве осадков. На деле же, начавшиеся на 5й день похода снегопады с той или иной силой продолжались последующие 12 дней. Из-за высокой лавинной опасности и плохих погодных условий смогли пройти не все, что планировали, воспользовавшись запасными вариантами. Изменились условия прохождения некоторых препятствий. Если на ледовых склонах слой снега немного облегчал нам жизнь, то на гребневых участках местами проваливались в рыхлый снег по пояс. Существенно осложнилось прохождение засыпанных снегом и залитых льдом скальных участков. Все участники группы имели солидный опыт лыжных походов и зимних восхождений, поэтому в сложившихся условиях, которые стали для нас в некотором смысле неожиданностью, мы смогли пройти маршрут полностью, отступая от запланированной нитки только в интересах безопасности.

Всем участникам группы пройденный маршрут понравился и показался достаточно сложным, интересным и разнообразным.

1.2 Отклонения от основного заявленного варианта маршрута.

Все изменения маршрута были сделаны в рамках запасных и заранее проработанных вариантов, с сохранением идеи и общего плана маршрута.

1) Из-за сложной обстановки в Таджикистане в августе 2012 года (проводилась контртеррористическая операция в Хороге) мы не смогли заехать в долину Восточного Пшарта - точку предполагаемого начала маршрута и были вынуждены стартовать с Памирского тракта из долины реки Гурумды. Заменив перевал Кызылданг Юж. (1Б, 5100) на более простой и низкий перевал Взаимопомощи (1А, 5047), вышли на запланированную нитку маршрута.

2) Во время радиального восхождения на вершину 5547, поднялись только на северную вершину массива – Зуб Погребецкого (5490). Гребень, уходивший в сторону в.5547, требовал навески перил, что не входило в наши планы. Основной целью восхождения было получить акклиматизацию.

3) Приняли решение выходить на северный гребень верш. Удобная (5910) не через седловину пер. Узбекистан (3А), а по новому безопасному маршруту. Дело в том, что традиционный путь подъема на пер. Узбекистан простреливался камнями (Фото 55. Видны следы камней справа от ледосброса), идти здесь мы не рискнули.

Выбранный нами маршрут подъема, начинаясь из цирка перевала Узбекистан, выводит по снежно-ледовому северо-западному склону вершины на снежное плато-подушку, выше переходящее в северный гребень Удобной, по которому проходит традиционный маршрут.

4) Из-за сложных погодных условий (отсутствие видимости на остром гребне с карнизами) и высокой лавиной опасности прервали траверс верш. Удобная (5910) – верш. 6007 – верш. Биткая Зап. (6074) (3Б+3А*), спустившись с пер. Музкол в сторону р. Сауксай. Группа продолжила движение по запасному варианту через пер. Переметный (1Б) – пер. Сов. Офицеров Вост.(3Б), после чего вышла на запланированную нитку маршрута.

5) Отказались от первопрохождения перевала с С-В ветви лед. Сов. Офицеров на его С-З ветвь, так как во время проведенной разведки безопасной седловины не обнаружили. Этот участок обошли по лед. Советских Офицеров, в соответствии с запасным вариантом.

6) Совершили радиальное восхождение на пик Двуглавый (6160). До последнего момента группа планировала восхождение на пик Двуглавый, включив его в маршрут и собрав всю необходимую информацию, но после консультаций в МКК мы решили убрать его из нитки как маловероятное, по причине большой насыщенности препятствиями предыдущего участка маршрута. Пройди мы длинный высотный траверс верш. Удобная (5910) – верш. 6007 – верш. 6074 так бы и получилось, но мы обошли часть траверса по запасному варианту. Половина группы получила дополнительный отдых в день предварительной обработки подъема на пер. Сов. Офицеров Вост. (3Б), начала налаживаться погода, у участников было много сил и желания для совершения восхождения. Накануне выхода пытались дозвониться до А.Ярошевского, чтобы с ним согласовать этот вопрос, но у нас не получилось, тогда мы попросили нашего московского координатора передать информацию МКК.

7) Из-за резкого ухудшения погоды (сильный ветер, метель) прервали восхождение на верш. 6123 на высоте 5983 метра.

8) Отказались от первопрохождения траверса пика Зорташ (6132), так как посчитали, что по сн-лед. условиям этого года перегруженный снегом восточный гребень вершины (фото 192) лавиноопасен. Массив Зорташа (6132) обошли с востока через пер. Таджикских Вертолетчиков (2Б), в соответствии с запасным вариантом, а затем совершили радиальное восхождение на вершину по безопасному западному гребню.

1.3 Меры безопасности на маршруте.

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников:

1. Планирование нитки маршрута проводилось с учетом возможных аварийных вариантов выхода из района. Были хорошо проработаны запасные варианты. Например, столкнувшись на участке верш. Удобная (5910) – верш. Биткая Зап.(6074) с лавинной опасностью и отсутствием видимости, прервали траверс и прошли равноценный по сложности, но безопасный в таких условиях скальный стенной пер. Сов. Офицеров Вост. (3Б).

2. При прохождении перевалов (особенно лавино-камнепадоопасных участков) практиковались ранние выходы, на технически сложных и опасных участках движение осуществлялось непрерывно - без длительных остановок на обед.

3. График движения предполагал наличие запасных дней - на случай плохой погоды и разведки. Благодаря такому запасу по времени, мы смогли полноценно пройти маршрут, не смотря на достаточно сложные для района погодные условия.

4. Технически сложные участки проходились с предварительной разведкой и обработкой маршрута.

5. Серьезное внимание уделили вопросу акклиматизации.

6. Не допускалось разделение группы на маршруте. В ситуации, когда заболел Андрей Потапенко, вместо того чтобы не брать его на первое техническое кольцо, группа предпочла сделать остановку на 1,5 дня, и после полного выздоровления больного все вместе вышли наверх.

7. В группе имелся спутниковый телефон Iridium. Раз в три дня мы связывались с московским координатором, сообщая ему текущие новости с маршрута и свое местоположение, в свою очередь, узнавая оперативный прогноз погоды на ближайшее время.

8. Все участники группы были застрахованы в компании РОСНО, с покрытием на 30000 долларов.

1.4 Экология, бережное отношение к природе.

Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Весь мусор сжигался на биваках в легкой титановой печке и использовался для приготовления пищи. Для транспортировки бензина использовались пластиковые бутылки, которые тоже сжигались. Использованные батарейки были вынесены в населенный пункт.

1.5 Общественно полезная работа.

1. Уточнены категории и высоты перевалов.

2. Собран большой фотоматериал по району в целом.

3. Описаны ранее малоизвестные места района.

4. Ведется работа по исправлению и доработке классификатора перевалов Музкола.

5. Составлена GPS-карта района, создан полный трек похода.

1.6 Итоги, выводы, рекомендации.

1. Всего группой пройдено 13 перевалов и траверсов, 4 из которых – первопрохождения.Совершены радиальные восхождения на 5 вершин района, в том числе на 4 шеститысячника, два первых из них по новым маршрутам – пики Двуглавый (6160), Советских Офицеров (6233), Белая пирамида (6038) и Зорташ (6132).

Совершены 2-е или 3-е прохождения более 25 лет нехоженых перевалов - Сов. Инженеров Сев.(3А), Сов. Офицеров Зап. (3А) и Таджикских Вертолетчиков (2Б).

2. В течении 30 дней маршрута мы не встречали других туристских групп. Вероятнее всего, мы были единственной группой, которой удалось попасть в горы Восточного и Южного Памира во время военной спецоперации в Хороге.

3. Во время похода среди участников не было замечено психологической усталости и срывов. Это объясняется большой схоженностью и моральным единством членов группы. Вечером на биваке расслаблялись, слушая музыку и читая вслух книгу Успенского.

4. Не смотря на то, что Восточный Памир известен своим сухим климатом и малым количеством осадков, бывают исключения. 2012 год выдался очень снежным. Используя наши описания, следует обязательно делать поправку на соответствующую снежно-ледовую обстановку.

5. Для района характерны ущелья с труднопроходимыми каньонами в нижней части. Необходимо это учитывать при построении маршрута.

6. Большая высота дна долин накладывает дополнительные требования к физической и высотной подготовке участников. Может быть полезна предварительная акклиматизация в другом районе.

7. Значительных ледопадов в районе не много, но всюду встречаются зоны трещин. Движение по закрытым ледникам следует осуществлять только в связках.

8. Скальные склоны разнообразны по характеру. Встречаются как монолиты, так и сильно разрушенные скалы с непрочной породой, где крючьевая страховка не всегда надежна. Рекомендуем для страховки на таких участках больше использовать петли, закладки и френды.

9. Брод крупнейших рек района в утренние часы не представляет серьезных трудностей. Достаточно соблюдать лишь общие правила безопасности.

10. Вершины Биткая Зап. (Узловая) (6074), Белая Пирамида (6038) и Двуглавый (6160) являются прекрасными обзорными точками. Восхождения на них возможны для групп, совершающих походы 5 к.с. и выше.

11. На участок подъема по восточному склону на пер. Харченко (3Б) рекомендуем закладывать полтора, либо два дня. Нам удалось успеть подняться за один день только благодаря решению двигаться одновременно со страховкой через буры по крутому протяженному снежно - ледовому склону. В менее снежный год этот участок придется полностью провешивать перилами.

12. Считаем целесообразным для прохождения с севера на юг (на спуск по определяющей стороне) понизить категорию пер. Советских Офицеров Вост. до 3А. На подъем же южная скальная стена перевала очень сложная технически, нашей группе удалось пролезть ее только с использованием исскуственных точек опоры. На подъем по определяющей стороне категория перевала соответствует 3Б к.с.

13. Траверс вершин Гнездо Будимира (5700) – Адъютантов (5752) (3Б) можем рекомендовать только отлично технически подготовленным группам. Удобных мест для ночевки на траверсе нет, поэтому для того чтобы успеть уложиться в световой день необходима слаженная и быстрая работа всех участников.

14. Целесообразно изменить категорию перевала Таджикских Вертолетчиков с 3А на 2Б (см. стр. 471, описание перевала).

15. Отмеченный на схеме В.Ляпина как 2А, пер. Необходимый (5502) не имеет сквозного прохождения. Западный склон перевала представляет собой крутую стену с длинными камнеопасными кулуарами. Скорее всего, ранее на перевал поднимались радиально с востока, используя его для восхождения на пик Советский Таджикистан (6116).

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Руководитель

Романенков Сергей Алексеевич

Выпускающая МКК:

ЦМКК России в составе С.Костин, Д.Лехтман, А.Джулий, с участием Н.Степанова.

Маршрутная книжка:

Р12/3603, выдана 13.06.2012

Сроки активной части похода:

31.07.2012 - 29.08.2012

Продолжительность похода:

30 дней

Длинна маршрута без учета повторно пройденного пути:

229 км

Средняя высота ночевок за 30 дней

4903 м

2.2. Нитка маршрута.

2.3. Список пройденных препятствий.

Вид препятствия

в. 6123

5983

б/к

Выход на в.6123, дошли до высоты 5983.

Советских Офицеров Зап.

5460

3-е прохождение

траверс

верш. Гнездо Будимира (5700) – в. Адъютантов (5752)

5752

Зорташ

6121

2-е прохождение

Примечания. Высота препятствий определена по GPS навигатору. Для траверсов указана высота наивысшей точки. Для пика Зорташ (6121) категория по результатам рассмотрения отчета. Для Белой Пирамиды (6038) категория указана за участок восхождение из штурмового лагеря 5757.

Категория препятствий определена по аналогии с перечнем “Высокогорные перевалы” и в соответствии с условиями прохождения.

2.4. Восхождения на вершины.

1. 5490, Зуб Погребецкого, по северо-восточному гребню, ориентировочно 1Б к.с., первовосхождение. На вершину 04.08. взошли все участники группы. Спуск по пути подъема.

2. Удобная (5910), траверс с подъемом по северному гребню и спуском по западному гребню, 3-е прохождение. На вершину 11.08 взошли все участники группы.

3. Двуглавый (6160), по западному гребню через вершину 6050 с восточной ветви ледника Советских Офицеров, ориентировочно 2Б к.с., первопрохождение. На вершину 15.08. взошли Денис Апраксин, Михаил Арабаджиев, Михаил Войтюк, Андрей Потапенко, Сергей Романенков. Спуск по пути подъема.

4. 6123, по северному гребню до высоты 5983 с перевала Муркалла (5493), в режиме первопрохождения. Спуск по пути подъема.

5. верш. Гнездо Будимира (5700) – в. Адъютантов (5752), траверс с выходом на в.5700 по южному склону восточного гребня, далее траверс с востока на запад до перевала Сауксай Восточный (5350), ориентировочно 4А к.с., первопрохождение. Траверс пройден 22.08. всеми участниками группы. Спуск с вершины 5752 по северному склону.

6. Советских Офицеров (6233), по контрфорсу восточной стены и северному гребню, ориентировочно 4Б к.с., первопрохождение. На вершину 24.08. взошли Денис Апраксин, Михаил Войтюк, Сергей Романенков, Анастасия Стаканкина. Спуск по северному гребню и западному склону северного гребня.

7. Белая Пирамида (6038) по северному склону восточного гребня и восточному гребню, 3-е прохождение. На вершину 27.08. взошли Алена Акимова, Денис Апраксин, Михаил Арабаджиев, Андрей Потапенко, Сергей Романенков, Игорь Штык. Спуск по пути подъема до лагеря 5757.

8. Зорташ(6121) по северному склону западного гребня и западному гребню, ориентировочно 4А к.с., 2-е прохождение. На вершину 28.08. взошли Алена Акимова, Денис Апраксин, Михаил Арабаджиев, Михаил Войтюк, Сергей Романенков, Анастасия Стаканкина, Игорь Штык. Спуск по пути подъема на ледник Зорташкол.

Категория препятствия дается из расчета подъем – спуск с ледника на ледник. Так, например, подъем на пер. Харченко (3Б) + рад. выход на пик Советских Офицеров (2Б) соответствует маршруту 4Б к.с. на пик Советских Офицеров.

2.5. Состав команды.

2.7. Профиль маршрута.

Рис.1. Профиль маршрута.

2.8. Карта с маршрутом.

Рис.2. Карта с нанесенным на неё маршрутом.

Рис.3. Схема Вадима Ляпина с нанесенным на неё маршрутом.

3. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

4.2. Участок 2. р. Зорташкол (4200) – лед. Музкол – траверс (в.Удобная (5910) – пер. Музкол )(3Б) – пер. Перемётный (5440, 1Б) – пер. Вост. Сов.Офицеров (5656, 3Б) – вост. ветвь лед. Сов.Офицеров – рад. пик Двуглавый (6160, 2Б, п/п) – пер. Сев. Сов.Инженеров (5690, 3А) – л. Вост. Муркалла.

5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6. ЛИТЕРАТУРА

6.1. Статьи и книги.

1. Крыленко Н.В., Щербаков Д.И., Марков К.К. Пять лет по Памиру: Итоги Памирских экспедиций 1928, 1929, 1931, 1932, 1933 гг. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1935. — 326 с.

2. А. Гаврилюк, В. Ярошенко, Памир , Изд-во Планета, 1987 г.

3. В.С. Яценко, В горах Памира, Изд-во АН СССР, 1945 г.

6.2. Отчеты о полходах.

1. Харченко А.Ф., 5 к.с., 1974 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 2694.

2. Лобов В.А., 6 к.с., 1980 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 3780.

3. Рахимов Г.Н., 5 к.с., 1984 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 4789.

4. Сазонов В.Е., 6 к.с., 1988 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 5069.

5. Громов В.П., 5 к.с., 1988 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 5142.

6. Стрыгин С.Э., 6 к.с. лыжная, 1988 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 5116.

7. Семенов В.Л, Памир длинною в 35 дней. Статья о походе 5 с эл. 6 к.с. команды Д. Чижика на Памире в 2009 г.

8. Савчинский Б.Д., 5 к.с., 2011 год.

6.3 Другие источники информации.

1. В. Ляпин. Туристская схема. Восточный Памир. Листы j-43-51 и j-43-52.

2. Материалы Британской экспедиции в хребте Музкол, 1996-1998 гг.

3. М. Градобоев. Зимний Памир - лыжный и горный. Альманах Ветер странствий N24 (1989).

4. А. Лебедев. Шеститысячники хребта Музкол. Таблица вершин с координатами, высотой и информацией по восхождениям.

5. С.Романенков. Фотоальбом по походу зимой 2011 г. Зимний Памир. Часть 1. Заходы по Пшарту и кольцо в хр. Музкол.

6. Adam Thomas. Американская экспедиция на пик Зорташ в 2009 г. Статья в журнале The American Alpine Journal.

7. С. Романенков. Папка с материалами о походе в хребте Музкол в 2012 г.

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

7.1. GPS координаты ночевок и препятствий на маршруте.