У СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦ ТИБЕТА или КУНЬ-ЛУНЬ - 2003

Отто Чхетиани

Схема Запада Центральной Азии (пунктиром выделен район путешествия)

Содержание:

Список литературы

Фрагмент из 4-го путешествия Н.М.Пржевальского

Вместо предисловия

Космический снимок района путешествия и нитка путешествия

г.Кашгар - г.Хотан - г.Керия - к.Пулу - р.Кураб-Дарья - пер.Чалун 3000 н\к - каньон р.Кураб-Дарья (1А) - пер.Атбель (5140,1А) - вулканическое плато Губайлык (5000) - вулк. 5060 - пер.Куджибулуак (5125,1А) - р.Зейлик-дарья - р.Юрункаш - пер.Козий (4965,1Б,п.п.) - пер.Зейлик-даван (Пржевальского) (5880,2А,п.п.) - верхний каньон (2А,п.п.) - каньон Кичи-Ямансу (2А) - к.Ташлык - р.Нурадарья - плато 2735 - п.Нур - г.Чира - г.Хотан - г.Кашгар - г.Урумчи - г.Турфан - г.Урумчи -г.Москва

.... Начало сентября. Идет уже второй месяц нашего пребывания в Синьцзяне. В центре поселка Полу нас окружила толпа местных жителей. Сопровождающий нас китайский проводник из Урумчи, неплохо знающий уйгурский с трудом объясняется. Здесь особый край - предгорья Куньлуня. Живущие здесь мачинцы ходят в черных бараньих папахах, равно как и кавказские горцы. Мачинцы тоже горцы или таглыки и много сохранили от древнего населения Восточного Туркестана. Они отличаются обликом от населения равнин. Здесь распространены также тибетские и арийские типы лиц, напоминающие об истории этого пограничного края. Собственно и сам поселок Полу был основан беглецами с Западного Тибета. Где-то в верховьях реки Кураб-Дарья есть перевал, ведущий на крайний северо-запад Тибета - Чангтанг. Когда-то в 7 веке во времена ожесточенной борьбы Тибета с Танским Китаем за Кашгарию, через перевал прошли тибетские отряды и взяли Хотан. Этим путем изредка пользовались золотоискатели, тибетцы - торговцы лекарствами, разведчики (пандиты) Британской империи.

Справочные данные о походе

Сроки активной части похода - 05.09.2003-19.09.2003

Категория сложности - 3

Фактически пройденный путь - 210 км

Суммарный набор высоты - 5308 м

Cуммарный сброс высоты - 5640 м

Максимальная высота - 5880 м

Летом 1885 года во время 2-й Тибетской экспедиции в Полу появился Пржевальский, также разведывавший пути в Тибет. Однако пройти наверх он не смог (см. Приложение). Тропа была частично разрушена, а высокая вода делала невозможным проход в летние месяцы. (В 1891 году здесь прошел наверх Дютрейль де Рене, убитый позже в Центральном Тибете). В 1950-х годов солдаты китайской армии в невероятных условиях пробили дорогу вверх по ущелью к перевалу, но аннексия Аксай Чина у Индии позволила построить другую (более доступную) дорогу в Западный Тибет, и старая тропа вновь оказалась заброшенной. По ней ныне пробираются золотоискатели и редкие путешественники. При этом, окружающие древний путь горы, как и сотни лет назад остаются практически неисследованными и неизвестными.

Желание прикоснуться к Куньлуню - одной из величайших горных систем Азии, появилось у нас уже давно. Нам удалось исследовать в нескольких экспедициях Кашгарский хребет, мы смогли проникнуть в высокогорье пограничного Китайского Тянь-Шаня, а Куньлунь все время оставался где-то далеко за пустыней на юге. В 2000 году во время траверса пика Кезисель (в Кашгарии) нам уже показались его длинные цепи далеко на юге-юго-востоке, как бы висящие в серо-голубом небе. И лишь в этом году (2003) после завершения иных экспедиций мы смогли собраться в Кашгаре. Нас четверо - Андрей Лебедев, Александр Зажигин, Борис Малахов и я.

Состав команды:

Александр Зажигин (ТК МАИ, Москва)

Андрей Лебедев (ТК МАИ, Москва)

Борис Малахов (ТК МАИ, Москва)

Отто Чхетиани - рук. (ТК МАИ, Москва)

Саша Зажигин, Борис Малахов и Андрей Лебедев по выходу из каньона в конце похода

Андрей Лебедев и Отто Чхетиани

Ниже приводится путевой дневник и в качестве приложения фрагмент из Четвертого путешествия Пржевальского, описывающий район нашего путешествия.

Дневник путешествия:

1. К вулканам Тибета

2. Затерянный мир

3. Возвращение

Список литературы:

1. Пржевальский Н.М. Путешествия. М., Детгиз, 1958.
  2. Пржевальский Николай Михайлович (биографический очерк)
  3. Лебедев А.А. Лунный поход (проект), 2000.
  4. Adserballe M. Mt. Mustagh Ata and Keriya Shankou (велопоход одиночки от озера Аксайчин до Полу)
  5. Ершов А. Экспедиция на Улуг-Музтаг, 2003.