.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Испытание модели погоды windguru PRO на Музтаг-Ате в конце лета 2011 г. Статья написана для сайта Риск и посвящена восхождению на Музтаг-Ату и тактическому планированию восхождения по информации с метеорологического сайта. Трудно не применять современные технологии в горохождении, особенно, если они, практически, ничего не стоят. Спутниковый телефон у нас итак имелся для связи, так почему бы не воспользоваться им для получения прогнозов погоды? Еще на траверсе пика Кызылсель (6525) мы вопили в трубку Иридиума с просьбой об объяснении ураганного ветра и пурги при наличии отличной погоды в Хороге, в Оше и Кашгаре по сайту www.accuweather.com. После этого мой старший сын, осуществлявший мониторинг нашей группы, заплатил 1000 рублей за доступ к модели windguru PRO, которая рассчитывает прогнозы для любой точки планеты. Первый опыт оказался неудачным. В день подъёма на перевал 70-летия МАИ прошел необъяснимый по windguru снегопад. Однако на траверсе Музтаг-Аты Виндгуру в полной мере заставил нас в себя поверить. Еще 25.08.2011 из Москвы поступило сообщение, что ожидается затяжной циклон с мощными снегопадами. Родные очень разволновались: «Все - мама, Юля, Виталик и я очень боимся за вас и просим отказаться от восхождения, ведь выпадет более полуметра снега!» - вещал из Москвы мой старший сын Саша. 27.08 мы подошли к нашей заброске перед Музтаг-Атой и расположились на дневку. В прогноз не верилось. Стояла великолепная погода.
«Весь Афганистан в сплошных облаках. Зона облачности от вас в 400 км, и под Новосибирском огромнейший циклон. Я не знаю что вас ударит, но первые осадки вас настигнут 29.08 в 17.00 ...», - продолжал информировать нас Саша. 28.08 на дневке я увидел на юге первые облачка, следующие с запада из Афганистана, - «Теперь понятно, что нас может ударить». 29.08 облачность усилилась. В целом стояла хорошая погода, но перистые и другие облака летели уже с юго-запада и распространялись по всему небу. Мы покинули место нашей заброски и через 3-4 перехода поднялись на перегиб к леднику Калаксонг на высоту 5127 м. Здесь были последние каменистые площадки перед выходом на ледник. Ночевать на леднике опасно, ледник перебивается ледосбросами с пика Коскулак (7028), его лучше проходить на следующий день. В 17.00 погода отличная. В 20.00 я посылаю сыну СМС: «Погода отличная, стоит тихий солнечный вечер».
Когда легли спать,
уже затемно, началась гроза. Это
случилось где-то в 22.00 с опозданием
часов в 5. Гроза была очень сильной.
Даже страшной. Ближайшие молнии долбили
нас в окрестности 100-200 метров с почти
мгновенным интервалом между вспышкой
и громом. Обе эти причины вынудили нас продолжить отдых и устроить еще одну дневку 30.08 на 5100 перед выходом на ледник. Отсидкой это никак не назовешь, это была именно дневка, потому как погода была очень даже приличная. Мы просто выжидали и наблюдали, как будут разворачиваться события. Основной "удар стихии" нам обещали на 01 и 02 сентября. За эти дни по прогнозу должно было выпасть до 50 см снега! 31.08 мы вышли на ледник Калаксонг, чтобы подняться в район перемычки 6081 между Музтаг-Атой и вершиной Коскулак. Погода была примерно такая же, как и 30.08. Вершины семитысячников скрывались в облаках. Сплошная облачность начиналась на высоте около 6600 м. Седловина 6081 между Калаксонгом и Коскулаком была чаще всего открытой. А вот в долине над Каракорумским шоссе было, в основном, солнечно.
Обогнув ледопад
по склонам Коскулака, мы спустились
на ледник и, перепрыгивая через
многочисленные поперечные трещины,
очень скоро достигли начала
запланированного нового маршрута на
Музтаг-Ату. К этому моменту я уже верил
в "удар стихии" первого сентября,
поэтому без особого сожаления миновал
это самое начало нового маршрута. 01.09. Всю ночь шел снег. Утром обнаружили, что его выпало около 25-30 см. "Удар стихии" состоялся.
Кое
кто сказал, что здесь делать нечего,
пора валить вниз. Кое-кто очень плохо
выспался. Ведь тамбуры у палаток
завалило снегом, палатки ночью плохо
проветривались, и кислород выгорел.
«Ночью у меня было дыхание Чейна-Стокса,
а утром мне теперь очень хреново, и у
меня высокий пульс. Я хочу свалить
вниз», - испугался за свое здоровье
другой участник. «Вот это фокус!», -
челюсть у меня отвисла, рот открылся,
и я долго не мог прийти в себя... Это
как же сопровождающие пойдут в молоке
по леднику под ледосбросами, по трещинам
присыпанным 30-сантиметровым снегом?
И ведь так 8 км вниз, а потом 8 км вверх.
А ведь там внизу в конце еще и
лавиноопасный траверс склона пика
Коскулак, см. ф. 3.116. 02.09.
В этот день по прогнозу ожидался второй
день "удара стихии". Однако в
горах такого не бывает. Если вчера
было очень плохо, значит сегодня
получше. Или так, если сегодня получше,
значит завтра будет совсем "попа".
Как то вот так, равномерности в горах
нет. Мы одели снегоступы и уже через 40 минут подошли уже почти к седловине. Тут как то все захотели полезть на гребень. В тумане масштабы скрадываются, задача эта казалась вовсе не сложной. Вот тут-то и началось... В 2005 г. мы заходили на гребень почти с седловины 6081. Там была очень острая пилка, а еще в одном месте Пете Юдину пришлось прокапывать траншею по грудь. Чтобы обойти эти места, мы заблаговременно свернули на склон значительно ниже седловины. Очень скоро мы расстались с иллюзиями о пешеходном подъёме на гребень. Снег на склоне был сдут и обнажился задутый очень твердый лед, в который многие ледобуры вкручивались едва ли на половину. Вот тут то мы и начали вешать веревки, см. ф. 3.120. Всего на этом склоне провесили 6 веревок перил по 50 м. Чем ближе подходили к гребню, тем сильнее становился ветер, см. ф. 3.121. Признаюсь, многие, да и сам я, были не готовы к такому яростному и холодному ветру. В результате я обморозил кожу на носу под дужкой очков с наветренной стороны. Еще я постоянно прижимал руку к своим достоинствам, поскольку во-время не поддел теплые штаны. Это я исправил уже на гребне. Другим, наверно, тоже было не легче.
Гребень оказался весьма острым и заледенелым. Справа ото льда белел снег, но его белизна была предательской - это были страшные карнизы! Четкая граница между льдом и снегом обозначала линию отрыва. Стоило поковыряться в снегу ледорубом, как образовывалась дырка, в которую можно было заглянуть и увидеть километровую пропасть, см. ф. 3.122. Встать на гребне невозможно, лед был очень наклонным. Поэтому я повел группу к ночевкам 6337, там было поровнее. Миновав несколько ледовых взлётов и провесив за день в общей сложности 8 веревок перил мы, уже поздним вечером, достигли места нашего лагеря. Снег здесь тоже был сдут, но лед был ровнее, и нам удалось поставить палатки, см. ф. 3.124. 03.09. По прогнозу это должен был быть последним днем циклона. Еще внизу мы решили не подниматься в циклон выше 6350. Да и устали мы вчера очень сильно. Поэтому утром мы укрепили и выровняли фундамент наших палаток, а потом весь день в них сидели и отсыпались. Ветер не унимался, лишь вечером он затих. 04.09. Именно в этот день windguru обещал первый день ясной погоды. Так и произошло. Утро было ясным, но очень ветреным. В надежде, что всё скоро успокоится, мы собрали рюкзаки и вышли на восхождение. Весь день мы штурмовали ледовые взлеты, см. ф. 3.126, 3.129 - 3.130, обходя некоторые из них по скалам слева от гребня, см. ф. 3.127 - 3.128, и к вечеру добрались до ровной площадки на 6860, см. ф. 3.132. 05.09. Отличная погода! В этот день мы медленно и упорно прошли верхнюю и пологую часть гребня, см. ф. 3.133, перевалили через перевал Калаксонг (7215, 3Б*), см. ф. 3.134, и встали лагерем на плато 7200, см. ф. 3.135.
06.09. Отличная погода! Утром мы сходили без рюкзаков на вершину Музтаг-Аты (7546), см. ф. 3. 137 - 3.138, а потом собрали лагерь и спустились по западному склону до 6594. Во время спуска видели, что на 40-45-градусных склонах самопроизвольно сошли лавины.
Как же хорошо, что мы не пошли на новый маршрут! 07.09. Отличная погода! К обеду спустились к подножию вершины на "камни и траву". Высота 4400. Потом решили, что уже никуда в этот день не пойдем. 08.09. Утром появились перистые облака. За 3 часа мы дошли до Каракорумского шоссе, где у столба 1682 у нас была назначена встреча с автобусом. Автобус приехал вовремя. На озере Каракуль 4 часа ожидали Волкова и Добринского. Они сходили на Музтаг-Ату по "классике". Потом их привезли на мотоциклах, и мы, все вместе, выехали в Кашгар. Погода интенсивно портилась. Это пришел новый циклон. Но нам было по барабану... |
..