Прогулка первая, 2009 г.

Время: март-апрель 2009 г.

Состав группы: Михаил Бабич (СПб), Татьяна Беляева (СПб), Алексей Тимошенков (Зеленоград), Екатерина Евлашева (СПб), Михаил Сваричевский (СПб)

Район: горный район вблизи фиорда Sermilik, юго-восточная Гренландия

Маршрут.
На лыжах: о.Kulusuk - пер. Охотничий (Apusiajip ilivnera) - залив Igterajip - фиорд западнее о-ва Tiniteqilaq - Залив Llivinga (западнее о-ва Qianarteq) - пер. Зелининградский - пос. Kungmiut - залив Tuno - р.Tuno - ледник Туманный - пер. Туманный - ледник Karale - пер.Norske Skar (Базигуль) - пер. Татьяна - ледник 16 September - пер. Катя - Безымянный ледник 1 (спуск к ледн. Midgaard) - пер. Лена-Алена - Безымянный ледник 2 (спуск к ледн. Midgaard) - участок: пер. Алена-Лена - залив Tuno (в обратную сторону) - пролив Ikateq - участок: залив Sermiligaq - Ледник Knud Rasmussen (рад.) - пролив Ikateq - остатки бывшей американской военной базы Ikateq. (Всего 320 км)
На лодках: бывшая американская военная база Ikateq - пос. Kungmiut - о-в Kulusuk
На лыжах: пос. Kulusuk - вершина Qalorujorneq (высшая точка о-ва Kulusuk; рад.)

Ленинградцы и Зеленоградцы в Гренландии. Дневник похода.

"Все вышли в ИСКПЕДИЦИЮ
(Считая и меня).
Сова, и РУ, и Кролик,
И вся его родня!"
А. Милн, "Винни-Пух и все, все, все"
"Осторожней, друг
Ведь никто из нас здесь не был,
В таинственной стране Мадагаскар..."
Ю.Визбор

19.03 Мы в Гренландии. Хотя еще не совсем. Мы находимся на о-ве Kulusuk, одном из группы островов, располагающихся вдоль берега на юго-востоке Гренландии, в районе фиордов Sermilik - Angmassalik. Таким образом, наша первая задача - попасть на основной о-в Гренландия.

Оставив рюкзаки в аэропорту, направляемся в поселок по полузанесенной снегом дороге. Необходимо закупить продукты на первую часть путешествия. В первую очередь мы планируем добраться до пос Kungmiut, уже "на материке", в котором живет Карл Скоу. Kungmiut находится в 60 км от Kulusuk'а, и мы рассчитываем, что путь туда займет три-четыре дня.

Фото 3

Фото 8 Бывалый стрелок Леха дает урок стрельбы из карабина

Фото 8a Катя пытается попасть в изображение мишки на айсберге

Фото 10

Погода довольно унылая, низкая облачность, сыплет мелкий снег. Через некоторое время нагоняем группу молодежи смугло-южного вида из нашего же самолета, как выясняется, испанцев. Девушки в основном в городских сапожках, и вообще, экипировка не слишком соответствует случаю. Как их занесло в Гренландию? Разговорившись с одной из девушек, узнаю, что это студенты, учатся в Рейкьявике, знакомые владельцы турфирмы предложили им слетать на несколько дней на экскурсию в Kulusuk. Видимо, ребята не очень представляли себе, куда попадут, но, похоже, не унывают. Довольно бодро бредут в направлении поселка, иногда почти по колено проваливаясь в снег.... Хорошо хоть всего на несколько дней! Интересно, как они их проведут?

Подходим к местному супермаркету. Стараниями датчан такой есть в каждом гренландском поселке. Выбор нельзя сказать, чтобы богатый, но удается найти почти все, что нам нужно, только нет риса. Посреди супермаркета - стойка с ружьями (фото 3), которые также имеются в свободной продаже. Цену не помню, но дорого, для местных жителей - иннуитов - возможно, скидки.

Когда, закупившись, мы вернулись в аэропорт, выяснилось, что он закрывается через 10 минут (аэропорт открыт только на время приема и отправления самолетов, которые летают в это время года 2 раза в неделю), и нас вежливо просят забрать свои вещи и, что называется, "выкатываться"... Кроме того, нам сообщают, что надвигается blizzard (снежная буря). "Make a proper camp!" - советуют нам, что означает: "Соорудите надежный лагерь". Действительно, ценный совет, а главное вовремя! Снаружи и правда уже поднимается ветер, снегопад усиливается... На удивление быстро - а что еще остается? - находим сравнительно маловетреное место под скалой. Ставим палатку, строим стенку - как выяснилось впоследствии, действие абсолютно бесполезное, т.к. палатку и так занесло почти по крышу...

Blizzard продолжался, как нам и предсказали, 2 дня. Особенно сильно дуло на вторые сутки. Чтобы дуги палатки не поломало навалившимся снегом, подперли их всем, чем было, включая собственные спины. Время от времени приходилось откапываться (фото 4), по словам Миши, ветер вырывал лопату из рук. Успокаивало то, что неподалеку уютно светился огоньками местный отель (фото 5), стоимость номера в котором, однако, зашкаливала за 100 Е в сутки... А вообще, это было очень полезно, нам, можно сказать, повезло с этим blizzard'ом - ходовые испытания палатки. Поскольку нечто подобное нам было обещано каждую неделю (что, правда, впоследствии не подтвердилось), было очень неплохо посмотреть на что способна палаточка, находясь при этом в полной безопасности вблизи отеля и поселка. И палатка таки выстояла, хотя до сих пор, по словам ее владельца, Сергея Гладилина, (еще раз ему спасибо) использовалась только в качестве прогулочной на подмосковных выездах.

22.03 Итак, blizzard благополучно закончился, погода отличная, выходим по льду фиорда по направлению к пос. Kungmiut (фото 6). Сначала идем по нартовому следу. Точных сведений по ледовой обстановке получить так и не удалось, будем изучать на месте посредством лыжной палки... На привале отправляем последние смс, до Kungmiut'а уходим из зоны сотовой связи.

Вблизи Kulusuk'а довольно интенсивное движение, несколько раз встречаем собачьи упряжки: местные ездят на охоту, немногочисленные туристы - на экскурсию на ближайший ледник. В одной из упряжек на нартах - туша только что добытого охотником белого медведя (фото 7). Такое здесь случается не каждый день, это событие, о котором позже даже объявляли по местному радио. А мы, как выяснилось, были первыми, кто узнал новость и увидел охотника с его трофеем на нартах.

Тут уместно сказать, что на случай встречи с белым медведем мы были вооружены - в буквальном смысле слова. У нас было не просто какое-нибудь "ружжё", а карабин немецкой фирмы Маузер, выпуска 1939 г, принадлежавший некогда Третьему Рейху, с клеймом свастики на каждой детали... Неясными извилистыми путями он попал к диспетчеру аэропорта в Кулусуке Майклу Нильсону. С Майклом мы познакомились в Рейкьявике во время ожидания рейса в Кулусук. Он датчанин и работает в Гренландии по вахтовому методу – месяц в Кулусуке, три в отпуске в Дании. Сейчас он как раз летел на очередную вахту.

Майкл уверил нас, что ружье необходимо, т.к. белые медведи вполне реальны, и любезно предложил свой видавший виды карабин на время путешествия (фото 8, 8a).

Проходим простой перевал (на датской карте "Apusiajip ilivnera", наше название "Охотничий") на большом острове, ближайшем к о-ву Kulusuk, и спускаемся на лед залива Aqartertuluk. Проезжаем его и обедаем около охотничьей избушки, стоящей на берегу узкого пролива, напротив острова Ingingaleq. Продвигаемся по проливам на север, и ночуем на западном берегу острова Ergiligarteq. Вечером показывают Северное Сияние.

Фото 11

Фото 18

Фото 19

Фото 20

23.03. Продолжаем двигаться по фиордам. Погода пасмурная, довольно тепло. Идем вдоль восточного края о-ва Hjelmen. Проходим мимо огромных айсбергов, дальше на восток - открытый океан. Где-то напротив о-ва Qianarteq Миша Сваричевский проваливается под лед, слава богу, неглубоко, примерно до колен. Мы с Катей, к счастью, рядом, протягиваем ему лыжную палку, толкаем саночки, он быстро выбирается. По виду это место ничем не отличается от других - лед, сверху засыпанный снегом. Видимо, нужно при движении чаще прощупывать палкой. Решаем связаться.

Ночевка на островке вблизи о-ва Hjelmen, напртив о-ва Qianarteq. Около островка - полынья, в ней плескалось что-то большое и темное. Потом быстро скрылось. Наверное тюлень.

24.03. Подошли к мысу Igterajik на о-ве Qianarteq. Теперь нам через пролив Llivinga, через перевал на безымянном острове напротив, по узкому проливу Tarssukatak в Kungmiut. Но в проливе Llivinga и в проливе Ikateq - вода, и только перед мысом - перемычка черного льда шириной метров 40. Черный лед - обычно тонкий, но решаем идти по нему, а что еще остается? Осторожно движемся друг за другом, Миша Бабич впереди при каждом шаге щупает лед палкой. Вначале страшно, но скоро убеждаемся, что лед прочный, палкой не пробивается (фото 9). Благополучно добираемся до берега, дальше траверсом по склону, затем - через перевал на другую сторону острова.

Подъем оказался довольно крутым, а поскольку купание в волнах Гренландского моря в полной лыжной экипировке никого не привлекает, в некий момент приходится сосредоточиться и лезть, что называется, "по полной программе", т.е. в кошках. Солнце скрылось, задуло и пошел снег, но видимости пока хватает. Наконец, на перевале (фото 10). Мы назвали его Зеленинградский, благо, местное название не известно, если и существует. До Kungmiut'а порядка 5 км по узкому и, слава богу, замерзшему проливу. В этот день мы шли 11 часов без обеда.

Вечер в гостях у Карла. Знакомимся с его женой Гундулой и дочкой Идой. Ванна! Вкусный ужин! Общение! Интернет! Вот оно, блаженство!!!

Фото 21. По дороге в школу

Фото 22. Отличница

Фото 23. Перед началом занятий

Фото 24. Компьютерный класс

Фото 25. Кабинет труда

Фото 26

Фото 27. Карл Скоу и его жена Гундула с детьми

Фото 28. Нас провожают...

25.03 День в Kungmiut'е. По всему поселку сушится белье и везде привязаны ездовые собаки (фото 11,12). Они, бедняжки, в любую погоду сидят на привязи на улице. Собачья жизнь!

В поселке живет около 300 семей, примерно одна треть населения - дети (фото 13, 14). Детишки любознательны, активны, легко идут на контакт, языковой барьер - не проблема (фото 15, 16). Сразу заинтересовались нашим снаряжением - под Катиным руководством перемерили все, от очков до лыж. При этом не пытаются ничего стянуть, что берут - кладут на место (фото 17, 18, 19, 20). Взрослое население держится вежливо, дружелюбно, но сдержанно. Некоторые из детей слегка говорят по-английски, из взрослых - практически никто, даже в супермаркете. Впрочем, Kungmiut - не туристское место. Те немногие туристы, которых занесло на восточное побережье, как правило, из Kulusuk'а отправляются на вертолете в пос. Tasiilaq, местный райцентр. Именно там находятся и все местные туроператоры.

Карл сообщил нам, что недавно купил 2 дома примерно за 1000 Е. Один из них он предоставил в наше распоряжение.

Теперь закупаем продукты для 15-дневного путешествия по горам. Почти никакой информации, кроме карт двадцатилетней давности нам получить так и не удалось. Тем интереснее - нас ждут сплошные первопроходы!

Фото 29.

Фото 31.

Фото 30.

Фото 32. Гора Rytterknaegten

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

26.03 Сегодня по просьбе Карла даем небольшой концерт в местной школе и имеем успех. Перед этим с нами провели небольшую экскурсию и все показали. Школа имеет прекрасно оборудованные кабинеты, компьютеный класс, интернет (фото 21 - 27). Преподавание ведется на датском и гренландском языках, в зависимости от того, каким языком владеет учитель. На этих же языках и учебники. Кроме того, в школе преподается английский. Школа в Kungmiut'е, как и в других восточногренладских поселениях, существует на дотации Дании. Потом ребятишки исполняют для нас несколько песен по-гренландски, по-датски и по-английски.

Но вот аплодисменты, сборы и пожелания счастливого пути позади, пора на старт (фото 28). Оглянувшись в последний раз на поселок, видим приземлившийся вертолет, одно из трех местных транспортных средств; другие два – собаки и лодки. На следующие 15 дней перед нами только горы, ледники, перевалы...

27.03. Прибрежные горные районы восточной Гренландии в большинстве своем состоят из горных массивов и хребтов с крутыми скалистыми склонами, разделенных заполняющими долины ледниками. Оледенение начинается от самого берега океана, и незаполненных льдом долин чрезвычайно мало. Таким образом, путешествие по Гренландским горам является путешествием по ледникам с преодолением перевалов, ведущих с одного ледника на другой. Выход с берега океана на ледники внутренних горных районов является отдельной проблемой, таких выходов немного.(см. "Часть вторая; 2.2 Горная часть: ледники") Одно из ближайших к пос. Kungmiut мест, где можно без проблем подняться на ледник - долина реки Tuno (точка 011 N65 55.900 W36 51.397, здесь и далее координаты даются в системе WGS 84)

Выходим на ледник, связываемся, т.к. ледник закрытый. У нас было 2 связки: №1 - Миши (или double-Миша, или Миша + ... ) и №2 - Леха + 2 дамы (или Спасатель и его дамы, 2 дамы и их Спасатель, Спасатель в дамском обществе -- Леха некоторое время работал в МЧС). Груза у нас уже существенно больше, на 15 дней - не на три! И это ощущается. После обеда видимость ухудшается, туман. Вскоре еще и снег пошел - началась тропежка (фото 29). Продолжаем движение в связках. Время от времени из тумана выплывают, как Миши их обозвали, сингулярности (полузасыпанные снегом трещины) (фото 30, 31). Первый пройденный перевал называем "Туманный".

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38. Миши рекламируют отдых...

Фото 39. ...на ледниках Гренландии

Фото 40.

Фото 41. На пер. Татьяна

Фото 42.

Фото 43.

28.03 Утром снова туман, но к обеду появляется солнце. Вообще, с погодой нам удивительно везло, отсутствие видимости обычно продолжалось не дольше нескольких часов. За 15 дней не было ни одной пурги, ни настоящего ветра, несмотря на мрачные пророчества. Обедаем на леднике Karale напротив живописной вершины Rytterknaegten (фото 32), что в переводе с датского означает "Молодой рыцарь верхом на лошади".

На леднике Karale становится ясно, что можно идти без связок (фото 33, 34). Хотя время от времени появляются "сигулярности", они хорошо читаются и, следовательно, обходятся (фото 35). Других трещин скорее всего нет, либо они забиты снегом.

29.03 Погода солнечная, но жуткая холодрыга - сильный холодный ветер. Впереди первый настоящий перевал, Туманный не в счет, это было просто некое повышение ледника.

В этом походе мальчики были на редкость галантны. Во-первых, они, как настоящие опытные туристы, хорошо усвоили истину о том, что девушек к примусам подпускать опасно. Все каше- и суповарство они взяли на себя. Мы с Катей только суетились вокруг «стола»: резали сыр-колбасу, раскладывали по мискам пемикан-пюре и т.д.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48. На пер. Катя

Кроме того, с легкой Лехиной руки, все «вновь открытые» нами перевалы были названы женскими именами. Для этого перевала Леха предложил имя Базигуль – звучит в духе загадочного Востока, что-то вроде Гюльчитай... На седловине мы построили огромный тур (фото 36, 37) (на фото 37 НЕ он) и оставили длинную записку на английском языке. Тем временем пришло солнышко, потеплело... (фото 38, 39)

К вечеру подходим под следующий перевал. По-прежнему сильный ветер, а как только солнце скрывается, сразу резко холодает. Ночуем в уютной мульдочке под скалой (фото 40).

30.03 Проходим следующий перевал (фото 41). «Итак, она (он?) звалась Татьяной...» (да простит меня Александр Сергеевич). Спускаемся на широченный ледник 16 September и пересекаем его (фото 42, 43). В честь какого события, происшедшего 16 сентября, он получил свое название, нам выяснить все еще не удалось, но мы не оставляем надежду.

Во время обеда солнце печет, как на курорте, и мы с Катей принимаем снеговые ванны.

К вечеру подходим под перевал с названием - вы уже догадались? - правильно, "Катя". Фото 44, 45, 46 - ночевка под пер. Катя. Места ночевок у нас одно другого романтичнее...

Фото 49.

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

31.03 С утра проходим пер. Катя Северная (фото 47, 48), поскольку имеется две седловины, северная и южная, разделенные скалой, которая названа собственно Катя (см. карту). Дальше начинается удивительно приятный, пологий и красивый спуск к леднику Midgaard (фото 49). Этот ледник в некотором смысле является целью нашего маршрута, т.к. на нем находится гора Louper Bjerg, на которую мы, сидя над картой в домике у Карла, планировали залезть. Правда позже, увидев ее "вживую" мы поняли, что были несколько самонадеянны (фото 50, чуть левее центра --- Louper Bjerg ).

Довольно скоро, однако, появляются первые трещины (фото 51), что вносит неприятную ноту в наше столь спокойное и плавное движение, --- явно пора связываться. Трещин становится все больше. Характер их существенно изменился. Это уже не те, полузабитые снегом, встречавшиеся нам раньше. Здесь трещины широкие (можно легко поместиться с лыжами), дна не видно, мосты между ними довольно узкие, но пока, вроде прочные, на лыжах проходятся. Но это, видимо, только начало ледопада (фото 52).

Стена голубых гор на заднем плане на фото 52 --- это горы Шарко (Charcot). Они находятся уже на другой стороне ледника Midgaard, но как туда добраться? Решаем поискать путь на скальный мыс (на фото справа), выбраться на него и посмотреть, что дальше. На фото 52 уже с этой точки виден кусочек того, что должно быть ледником Midgaard, но выглядит он как-то странно. Через некоторое время Миша Сваричевский догадывается:"Это же море!" И правда, как мы сразу-то не поняли?! Действительно, ровная поверхность замезшего фиорда с вмороженными в него кусками ледника. Значит, ледник отступил гораздо выше, чем это показано на карте - вполне может быть, ведь карта-то старая!

Пока готовится обед мы с Мишей Бабичем в связке идем к правому краю посмотреть путь, но удобного пути не видно. Справа только крутой склон, по которому на лыжах наверное будет плохо, кармана ледник не имеет. После обеда решаем все же попробовать пробиться направо.

Фото 59.

Фото 66.

Фото 67.

Фото 68.

Наша большая ошибка здесь: мы не убрали санки, просто забыли об этом (фото 53). В какой-то момент Катины саночки съехали набок в трещину. Почувствовав рывок, Катя подумала, что это подо мной провалился мост и, точно следуя полученной ранее инструкции, упала на снег и зарубилась. Оглянувшись, и увидев, что со мной все в порядке, она стала вставать и проломила снежный мост над трещиной, идущей поперек нашего пути. Она, оказывается, в этот момент была как раз на этом мосту! Катя провалилась вниз головой, голова и плечи находились в трещине, но, к счастью, рюкзак застрял, руки и нижняя часть туловища были на поверхности.

Спасработы: определили границы поперечной трещины, Леху выпустили на веревке, он подошел к Кате и, привязав веревку к ее руке и рюкзаку, вытащил ее (фото 54). Резюме: если бы не съехавшие санки, все спокойно прошли бы это место на лыжах.

По мере продвижения вглубь ледопада характер снега изменился: здесь он перемороженный и сыпучий, мосты менее прочные, часто пробиваются палкой насквозь. Когда Катя провалилась это, видимо, стало последней каплей – командир принимает решение повернуть назад и попытать счастья в другом месте.

01.04 Теперь нам предстоит проделать весь путь, по которому было так приятно катиться вниз, обратно, почти до пер.Катя (фото 55, 56). Есть идея немного не доходя до него свернуть налево, чтобы перевалить на север, на следующий параллельный ледник, тоже ведущий вниз к Midgaard'у. Может быть, удастся спуститься там?

Фото 69.

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

Фото 73.

Фото 74.

Фото 75.

Фото 76.

После обеда погода портится, поднимается ветер, начинает идти снег, видимости почти нет (фото 57). В этот день больше никуда не идем, ночуем под скалой в точке 021 N66 22.708 W36 27.988 H1124m (фото 58).

02.04 Утром сильный ветер, но все более - менее видно (фото 59, 60, 61). Проходим на север связку перевалов, окрестив их Лена-Алена. Алена нам очень понравилась: тут почему-то резко перестало дуть, вышло солнышко и мы стали радостно кувыркаться в снегу (фото 62, 63) На спуске - еще один небольшой ледопад (фото 64, 65). Его преодолеваем в связках почти благополучно (фото 66), кроме того, что Леха, желая заглянуть за край трещины, сошел с лыжни и тут же провалился в поперечную трещину (фото 67). Идя по лыжне, он бы никогда о ней и не узнал. Но Леха - на веревке и провалился неглубоко, где-то по колено, так что выбирается сам.

Пройдя ледопад обедаем. Леха гоняет на кайте (фото 68). Снова идем вниз к Midgaard'у (фото 69, 70). Ледник чрезвычайно живописен, по бортам висят боковые ледопады неописуемой красоты (фото 71).

Ставим лагерь (точка 025 N66 25.547 W36 35.180 H931m; фото 72, 73) и налегке бежим еще немного вниз, попытаться просмотреть завтрашний путь, пока не совсем стемнело (фото 74). Уже видно, что там тоже ледопад, но он кажется более проходимым. Возвращаясь в лагерь, обращаем внимание, что на том месте, где только что была лыжня образовалась дыра. Да, прикольно, а мы так расслабленно катили, не связавшись! Видимо действительно, бог иногда дураков хранит. И такой красивый, тихий закат...(фото 75, 76)

03.04 С утра погоду никак не назовешь хорошей. Сильный ветер, идет снег, видимость ухудшается (фото 77) Тепло - где-то -2 или -3. Все-таки делаем попытку выйти без рюкзаков вниз, к Midgaard'у. Идем в связках по краю ледника, трещин много, мосты часто пробиваются лыжной палкой, движемся очень медленно. Точка Stop-point09 N66 25.795 W36 36.558 H488m - крайняя, до которой мы дошли (фото 78). Дальше идет крутая ступень, где надо одевать кошки. Что после нее – видно плохо, но просматривается большое белое поле, возможно, там можно идти на лыжах. Дальше - снова перегиб, дальнейший путь не виден. Сколько еще до Midgaard'а неясно, по карте – довольно далеко.

Фото 77.

Фото 84.

Фото 85.

Фото 86.

Принимаем решение повернуть обратно. До Мидгарда, судя по карте, еще не меньше трех км. Трудно сказать, сколько времени у нас займет преодолеть их при такой скорости движения, погоде и при том, что рельеф за перегибом неизвестен. И главное, перепад высоты от этой точки около полукилометра вниз. Скорее всего, там обрыв. Если даже удастся добраться до его края и заглянуть вниз, что маловероятно, -- при такой погоде мало что увидишь. Возвращаемся в палатку, сидим, ждем погоды (фото 79).

После 14 часов видимость слегка улучшается. Решаем идти назад, вверх по леднику (фото 80). Под пер. Алена останавливаемся на ночлег.

04.04. Идем обратно по своему же пути. Мы не решились сделать круговой маршрут по причине полного отсутствия информации о ледниках Habets и Knud Rasmussen и, вследствии этого, невозможности рассчитать время на их прохождение. При этом попытки спуска на Мидгаард нас весьма впечатлили. Есть идея, если останется время, все же попробовать подойти к языку ледника Knud Rasmussen снизу, со стороны залива Sermiligaq и, возможно, разведать путь подъема на ледник .

За сегодняшний день с неизвестно откуда взявшейся прытью прошли аж три перевала: Алена (ледопад обратно вверх), Лена и Катя. Ночуем перед ледником 16 сентября.

Фото 87.

Фото 88.

Фото 89.

Фото 90.

Фото 91.

Фото 92.

05-06.04 Путь, на который у нас по дороге "туда" ушло 8 дней, обратно мы проделали за 3, пройдя сегодня, 06.04, больше 30 км (фото 81). В воздухе почти все время висит легкая дымка (фото 82), в ней будто плавают слегка нереальные силуэты гор (фото 83). Иногда приходит облако (фото 84), и тогда приходится двигаться в полном молоке. Спасибо Мише Сваричевскому, нашему гениальному штурману, который твердой рукой (ногой?) всегда выводит нас в нужное место.

Ночуем снова на реке Tuno. Мы - на земле, но ненадолго (фото 85). Сойдя сегодня со льда ледника, завтра перейдем на лед фиорда (фото 86).

07.04. В планах - экскурсия к леднику Knud Rasmussen. Вчера съехали на лед фиорда Tuno, прошли вдоль берега на восток и завернули в пролив Ikateq. В проливе льда нет, идем по берегу.(фото 87) На обеде такое ласковое солнышко, и мы с Катей идем купаться - весна, как-никак! Вода прозрачна и чиста (фото 88), у берега не глубоко, и даже удалось найти удобный камень для неспешного погружения в воду и вылезания на берег. Непередаваемое наслаждение!

После обеда проходим мимо остатков американской военной базы Ikateq (точка 038 N65 56.767 W36 39.820 H31.4m), построенной здесь во время II мировой войны (фото 89, 90). Здесь была и взлетная полоса для возможной аварийной посадки при перелетах из США в Европу. Нас удивило большое количество машин, на редкость хорошо сохранившихся (фото 91) . Куда они тут ездили? Никаких намеков на дороги в окрестностях нет и не может быть. Видимо, перевозили грузы от пристани и по территории аэродрома.

Вечером встаем на ночевку на безымянной речке (точка 033 N65 58.197 W36 33.476 H15.2m) в 2 км до выхода в залив Sermiligaq. Огромная луна. Пейзаж романтичен и экзотичен (фото 92). Где ты, нынешний Рокуэл Кент?

08.09 Радиалка на Knud Rasmussen. До него около 20 км. Оставляем лагерь, берем пуховки, горную снарягу, перекус, примуса. Первые два км движемся по припаю, затем переходим на лед залива, который с этого места и до конца выглядит целиком замерзшим. Сначала катим очень лихо, затем начинают попадаться участки, покрытые снегом, пропитанным морской водой, на которых скольжение существенно ухудшается.

Погода так себе: солнце быстро скрылось за тучами, стало задувать и пошел снег. Зато Леха порадовался – удалось запустить кайт (фото 93).

Фото 93.

Фото 104.

Фото 105.

Фото 106.

Довольно скоро начинается зона частых разводий (фото 94). Иногда в том месте, где мы только что прошли на лыжах, самопроизвольно образуется небольшая полынья и можно видеть толщину льда. Она оставляет желать много лучшего. В некоторых местах лед пробивается палкой. Мы все же продолжаем осторожно двигаться вперед. Летающий вокруг нас на кайте Леха уверяет(!), что ему безопаснее всех – привязанный к кайту, он, якобы, весит на 20 кг меньше.

Вдалеке, вдоль восточного берега залива, время от времени проезжают упряжки - там, видимо, проходит санный путь из поселка Sermiligaq, и лед там, наверняка, крепче.

Потом неприятный участок кончается, лед снова становится лучше. Слева по ходу открываетя выход на ледник Karale (фото 95). С залива он выглядит пологим, без особых трещин и вполне проходимым.

Подходим к языку ледника Knud Rasmussen. Он весь состоит из плавающих в воде огромных ледяных глыб - сераков (фото 96). Вылезаем на правый берег (орографически левый борт ледника, фото 97) и устраиваем перекус. Вдоль этого борта просматривается моренный карман. Похоже, по нему можно подняться на ледник, минуя беспорядочное скопление сераков в месте его падения в океан. Но у нас уже нет на это времени. Сюда мы шли от лагеря 5 часов, и нужно еще успеть к нему вернуться. Стоя на высоком берегу обсуждаем, что хорошо было бы спуститься на лед и подойти снизу к ледяным глыбам поближе, чтобы сфотографироваться. Вдруг раздается страшный грохот, и прямо на наших глазах в залив обрушивается огромный серак. _ОЧЕНЬ_ впечатляет! Желание идти туда пропадает мнгновенно. По заливу проходит крутая волна. Оказывается, лед составлен из отдельных плавающих льдин. Видимо, так погиб руководитель британской экспедиции 1931 г. Gino Watkins -- последний раз его видели, направляющимся в один из здешних фиордов. Тем не менее, для определения реальных масштабов отправляем на ледник двух Миш (фото 98). По нашим подсчетам, высота сераков от 20 до 30 м.

Фото 107.

Фото 114.

Фото 115.

Фото 116.

Как это обычно бывает, солнышко нам показывают, когда уже пора уходить (фото 99, 100, 101) Последние фото "на фоне" и - в обратный путь (фото 102, 103, 104). Снег на льду пропитан морской водой, и скольжение отвратительное. До мыса, возле которого надо переходить на береговой припай (за 2 км до лагеря), идем 4 часа, подходим к нему уже в темноте. А подойдя, видим, что никакого припая больше нет – перед нами вода... Припай, видимо, оторвало и унесло. Единственный способ добраться до нашей оставленной палатки – идти в кошках траверсом по берегу, представляющему собой склон до 40 град. крутизной. А внизу плещется Атлантический океан... Романтика! (фото 105, 106). Развлекаемся таким образом часа 3 на протяжении 2 км. Похоже, мы не слишком резвы, но ведь в этот день мы уже прошли около 40 км на лыжах. Леха, идя впереди и разведывая путь, еще умудряется нас снимать. Наконец, «усталые, но довольные», добираемся-таки до палатки. Время 23.30. Однако, экскурсия удалась!

09.04 Ясное, безмятежное утро, ничто не напоминает о ночных приключениях... Наш путь лежит вдоль пролива Ikateq обратно в Kungmiut (фото 107). Выходим рано, чтобы поутру, по холодку пройти крутые лавиноопасные "зеркала" на склонах над берегом. Пройдя некоторое расстояние, видим плавающее в проливе огромное ледяное поле, а на нем... нашу вчерашнюю утреннюю лыжню! (фото 108) Так вот он, оторвавшийся припай! Почему же его оторвало? -- Прилив? Ветер? Течения? ...

Дальше - сплошные красоты в ярком солнечном свете...(фото 109, 110, 111, 112, 113)

Дойдя до останков американской базы, встречаем компанию местных, приехавших сюда из Kungmiut'а на лодках. Они занимаются сбором мидий (съедобные моллюски – почти устрицы) на мелководье (фото 114); как мы поняли, традиционное в этих местах развлечение, вроде нашего сбора грибов. Лехе удается договориться, что они довезут нас до Kungmiut'а на лодках. Причем, заломив сперва цену 1000 крон, после общения с великим дипломатом Лехой они отказываются брать деньги вообще, мотивируя это тем что «...иннуиты всегда помогают людям». В результате сходимся на 100 кронах за бензин и беспокойство. Через полчаса грузимся в их лодки, по одному - в каждую, и несемся в Kungmiut. Встречный ветер такой, что сидим до носа закутавшись в пуховки. Местным же, судя по их виду, вовсе не холодно (фото 115)

Фото 117.

Фото 128.

Фото 129.

Фото 130.

Там, где залив еще не очистился ото льда, лодка работает ледоколом (фото 116). Именно здесь всего две недели назад мы прошли с левого мыса на правый склон НА ЛЫЖАХ! Теперь это вряд ли бы удалось...

Наконец мы в Kungmiut'е, звоним Карлу. Ванна, интернет, праздничный ужин: подаренный Карлом, запеченный в фольге лосось. В поселке (да и во всем Западном мире) Пасха, все магазины закрыты, и Карл снабжает нас продуктами.

12.04 Мы снова в Kulusuk'е. Вчера приплыли из Kungmiut'а на двух лодках (опять, спасибо Карлу!)(фото 117). Лодки гораздо комфортабельнее, чем у иннуитов, имеют защиту от ветра (фото 118). Завтра у нас самолет в Рейкьявик, а на сегодня запланировано восхождение на высшую точку о-ва Kulusuk, гору с непроизносимым названием Qalorujorneq (фото 119). Погода хорошая, так что мы отправляемся в путь. По дороге посещаем местную церковь - сегодня все же Пасхальное воскресение!(фото 120, 121, 122). Но в церкви еще (или уже) - никого нет, нет и службы. Заходим на второй этаж, там - комнатка, видимо "офис" священика. С потолка свешиваются две веревочные петли. Сперва предназначение их абсолютно непонятно, потом догадываемся, что это для звона в колокола (фото 123). Вспоминаем, что в Пасху звонить в колокола может любой желающий, но все же не решаемся. Теперь вперед, на Qalorujorneq!

Подъем проходит по довольно пологому скальному гребню (фото 124, 125). Вот мы и на вершине (фото 126). Сверху хорошо виден так называемый паковый лед в открытом океане (фото 127). На обратном пути нас облаял песец, которого мы, видно, потревожили (фото 128).

13.04 Сегодня вылетаем в Рейкьявик. Самолет около часа дня, так что утром мы еще успеваем на прощание искупаться в Гренландском море и расстрелять, целясь в айсберг, все оставшиеся патроны (фото 129). Потом одеваем лыжи и идем в аэропорт (фото 130). Прощай, Гренландия!

На главную страницу сайта.