К северо-востоку от фиорда Sermilik расположен обширный горный район площадью около 10 000 кв километров с высшей точкой, горой Mont Forel (3 360м). Горные хребты имеют в основном крутые скалистые склоны. Промежутки между хребтами почти везде целиком заполнены ледниками, за исключением долин некоторых немногочисленных рек. В районе фиорда Sermilik, как и везде в Гренландии, береговая линия сильно изрезана и окаймлена множеством островов разного размера. На одном из островов находится аэропорт Kulusuk и поселок с тем же названием. Таким образом, чтобы, прилетев в аэропорт Kulusuk, попасть во внутренний горный район, сначала необходимо добраться до основного острова Гренландия. Это можно сделать следующими способами:
1. Вертолет. Лететь регулярным
рейсом в пос. Kungmiut, либо заказывать
спецрейс в точку начала вашего маршрута
2.
Собачья упряжка, либо комбинация собачья
упряжка + лодка (в зависимости от ледовой
обстановки)
3. Автомное передвижение
на лыжах
Мы избрали третий вариант, т.к. во-первых, он наиболее дешевый; во-вторых, нам было интересно посмотреть не только горы, но и фиорды, чтобы на собственном опыте изучить особенности передвижения по морскому льду. Таким образом, оба наших путешествия состояли из двух частей: "морская" и "горная".
Заметим, что местная "столица" -- районный центр Tasiilaq тоже находится на отдельном острове, куда из аэропорта Kulusuk добираются на вертолете или по воде.
Самыми благоприятными месяцами для лыжных прогулок в районе фиордов Sermilik - Angmagssalik, по нашему мнению, являются март-апрель. Лед на фиордах встает достаточно поздно, обычно только где-то в феврале, а в конце апреля уже вскрывается. Фиорд Angmagssalik вообще почти никогда не замерзает, и это, видимо, оказывает влияние на здешний микроклимат. На март-апрель приходится наибольшее количество солнечных дней, световой день длится около 10 часов, к тому же не очень холодно (самая низкая, зафиксированная нами ночная температура - минус 32 град). В 2009 году мы отсиживались из-за погоды (отсутствие видимости) всего два раза по полдня, в 2010 году - ни разу.
Погодные условия существенно различаются в прибрежной области фиордов и во внутренних горных районах. На побережье погода более изменчивая, нередко бывают низкая облачность и туман. Время от времени случаются ураганы. Особенно высока вероятность снежных бурь на острове Кулусук, т.к. он в виде мыса выдается в океан.
Фото 246 |
Средние значения температуры воздуха на побережье, которые мы наблюдали, днем -- 1-10 градусов ниже нуля, ночью -- 10-15 градусов. Очень велика разница между ночью и днем. Днем, особенно после полудня в ясную погоду, солнце настолько жесткое, что испытываешь ощущение, словно тебя поджаривают способом "гриль". Несмотря на использование солнцезащитного крема, некоторые сильно "обгорели".
В горах значительно холоднее, но погода почти все время ясная. Иногда, если на ледник опускается облако, видимость исчезает, но это продолжается не более нескольких часов. По-видимому, не бывает столь сильных как на побережье ураганов; во всяком случае, во время нашего двухнедельного в 2009 г и трехнедельного в 2010 г путешествия ничего подобного не было. Температура воздуха днем 8-12; утром, вечером и ночью 14-32 градусов мороза.
Пос. Tasiilaq (или Angmagssalik) находится
на острове Angmagssalik. Население - 1800 человек.
Это самый крупный поселок в восточной
Гренландии и административный центр
района фиорда Angmagssalik. Именно сюда
направляется большинство туристов
после прилета в Kulusuk (как правило, на
вертолете), и здесь же находятся все
местные туроператоры. Этим наши сведения
и ограничиваются, т.к. сами мы там не
были. Подробную информацию о поселке и
турфирмах можно посмотреть здесь
http://www.eastgreenland.com/database.asp?lang=engνm=200
По сведениям с официального
туристического сайта восточной Гренландии
http://www.eastgreenland.com/userfiles/file/Ammassaliks%20bygder%281%29.pdf
в районе фиордов Sermilik - Angmagssalik кроме
поселка Tasiilaq находятся еще 5 населенных
пунктов. Мы побывали в трех из них:
Kulusuk и Kungmiut - в 2009 г, Kulusuk и Sermiligaq - в 2010.
Все три поселка состоят из типовых, разноцветных щитовых домиков, завозимых датчанами. Некоторые из них более комфортабельны, имеют два этажа, водопровод, водонагреватель, отопление, ванную или душ и канализацию. Такой, например, дом школьного учителя Карла Скоу, у которого мы были в гостях в Kungmiut'е. Другие, попроще, не имеют водопровода и отопления, туалет обычно находится внутри дома, но вместо канализации - ведро, которое, по-видимому, время от времени опорожняется какой-то санитарной службой.
В каждом поселке имеется типовой супермаркет, школа, церковь и медпункт. В поселке Sermiligaq школа и церковь находятся в одном здании. Мы побывали в двух школах: в 2009 г в Kungmiut'е и в 2010 г в Kulusuk'е. Школы имеют вполне комфортабельный европейский интерьер, душевые, прекрасно оборудованные учебные кабинеты, библиотеку, интернет. Все это на дотации датчан.
В супермаркетах в Kulusuk'е и Kungmiut'е мы закупали почти все продукты для двух наших путешествий (небольшую часть привезли из России и еще немного закупили в Рейкьявике), в 2010 немного докупали в Sermiligaq'е. Во всех супермаркетах принимаются банковские карты, но автомат может быть сломан, так что, на всякий случай, лучше иметь наличные. Валюта - датская крона, пунктов обмена валюты (банков) нет. Супермаркет, как правило, работает до 16 часов по местному времени. В дни Пасхи (примерно, 3 дня) все магазины закрыты. Подробнее о раскладке, закупке продуктов и ценах см. Приложение 1.
Сообщение между поселками
осуществляется с помощью вертолета
круглый год. Летом также два пассажирских
судна совершают регулярные и чартерные
рейсы; кроме того можно арендовать лодку
у местного населения. Зимой и весной
точно также можно договориться о собачьей
упряжке. По сведениям, полученным от
наших датских друзей, стоимость вертолета
из Kulusuk'а в Tasiilaq около 130 Е с человека,
при этом, билеты надо заказывать сильно
заранее. Стоимость лодки около 1500-2000
датских крон (около 250 E). Подробную
информацию о перемещениях между
поселками, заказе билетов и аренде
транспортных средств можно посмотреть
здесь
http://www.eastgreenland.com/database.asp?lang=engνm=619
Пос. Kulusuk расположен на острове с таким же названием. Население поселка - около 300 человек. Примерно в 2 км на восток находится аэропорт. Из аэропорта в поселок ведет дорога, обозначенная вешками. Где-то на полпути из аэропорта в поселок находится отель Kulusuk, стоимость номера около 100 евро за ночь. Имеется WiFi интернет, но к их компьютеру не пускают. В отеле нам удалось в качестве сувениров купить футболки с гренландскими картинками. Еще кое-какие сувениры продаются на почте (открытки) и в аэропорту в Duty-free: шапки, рюмки и т.д. Больше в продаже нигде никаких сувениров мы не видели.
Пос. Kungmiut расположен на основном острове Гренландия, на берегу фиорда Angmagssalik, у входа в узкий пролив Tarssukatak (см. карту). Население - около 370 человек. Может служить промежуточной базой между морской и горной частями похода. Как и в других поселках есть супермаркет, где 2009 г мы покупали продукты для 15-тидневного похода по горам. Также имеется еще два магазина поменьше.
Пос. Sermiligaq расположен на восточном берегу одноименного фиорда, на мысу напротив острова Leifs (см. карту) Население - около 200 человек. Сюда мы заходили в конце похода 2010 г. на пути от ледника Knud Rasmussen к о-ву Kulusuk, на котором находится аэропорт. Здесь мы докупили продуктов и бензина на оставшиеся три дня до Kulusuk'а. Нам также разрешили отдохнуть, приготовить обед и съесть его в помещении общественной прачечной. Здесь имеется, кроме собственно прачечных помещений, большая комната с газовой плитой и столом, предлагается бесплатный чай и кофе. Прачечная, как и магазины, и, видимо, все общественные учреждения в здешних населенных пунктах, закрывается в 16 часов по местному времени.
В точке N65 59.824 W36 28.708 H18.0m, на западном берегу залива Sermiligaq, напротив пос. Sermiligaq и в прямой его видимости, на склоне горы есть мобильная связь. С этой точки нам впервые после трех недель похода удалось позвонить домой.
Более подробную информацию о
населенных пунктах в районе фиорда
Angmagssalik можно посмотреть
здесь
http://www.eastgreenland.com/database.asp?lang=engνm=167
Самый простой, а, возможно, и единственный путь из России в Восточную Гренландию лежит через столицу Исландии, Рейкьявик. Из Рейкьявика в Кулусук летает авиакомпания Airiceland. В зимнее время (с сентября по май) самолет летает 2 раза в неделю. И в 2009, и в 2010 гг билеты на середину марта мы заказывали в конце ноября - начале декабря на сайте Airiceland. В это время еще, как правило, можно купить бонусные билеты, которые стоят примерно на 1/3 дешевле, потом они быстро заканчиваются. Недостаток этих билетов в том, что их нельзя вернуть.
В Рейкьявик жителям Санкт-Петербурга проще всего лететь через Хельсинки, из Москвы можно лететь через Ригу. Рейс обычно с пересадкой в Стокгольме или Осло, Finnair или SAS, затем - Icelandair. В Рейкьявике самолет прилетает в международный аэропорт Кефлавик, который находится в 50 км от города. Отсюда идет автобус в центр города, на автовокзал. Цена билета от Кефлавика до автовокзала 25 E. Недалеко от автовокзала расположен местный аэропорт "Рейкьявик", откуда и отправляется рейс в Kulusuk. Неподалеку от аэропорта на берегу залива, при большом желании (там сыро и ветренно), можно поставить палатки и переночевать. Это немаловажно, т.к. самолет из Хельсинки в Рейкьявик прилетает во второй половине дня, а рейс в Kulusuk отправляется утром, так что за один день вы добраться до Гренландии не успеваете. Именно там мы ночевали в 2009 г. В 2010 г. участники похода добирались из трех разных городов (Москва, Петербург, Бонн (Германия)) и прилетали соответственно в разное время. Поэтому мы решили, что собираться и ждать друг друга удобнее будет где-то под крышей. Мы забронировали места в хостеле Capital Inn, воспользовавшись сайтом Hostelworld.com. Очень удобный хостел, скорее напоминающий гостиницу; есть кухня и холодильник; единственный недостаток - расположен довольно далеко от автовокзала и аэропорта Рейкьявик (около 2,5 км), и нет никакого транспорта, так что остается либо заказывать дорогое такси, либо тащиться с грузом пешком.
Валюта, используемая в Гренландии - датская крона, в Исландии - исландская крона.
NB! Параноидальные действия служб безопасности аэропортов представляют РЕАЛЬНУЮ опасность!!!
Это замечание относится не только к нашему путешествию. Оно адресовано всем, вынужденным к месту старта лететь на самолете.
Случайно(!) открыв один из рюкзаков в Рейкъяавике, мы обнаружили там написанную по английски бумагу, в которой было написано, что из этого рюкзака служба безопасности аэропорта Хельсинки изъяла примусы(!!!), показавшиеся ей подозрительными...
Был вечер. Магазины закрывались. Самолет в Кулусук улетал на следующий день в 11 утра. Надеяться купить примус в Кулусуке было неразумно. Потом, кстати, выяснилось что действительно в Кулусуке ни примусов, ни каких бы-то ни было горелок не продавалось... Нам просто повезло, что заезд был с выдачей багажа на руки, и с большой остановкой в цивилизации (в Рейкъявике), что распаковали нужный рюкзак, что аэропорт вылета находился в центре города, что сам хозяин спортивного магазина, в который мы примчались утром, оказался на месте, и что он знал, у кого в Рейкъявике может оказаться такой экзотический товар как бензиновый(!) примус. Мы отделались 50 E за такси (куда-то на окраину города и обратно) и тем, что купили пару примусов по 200 E за штуку. Вообще-то газовые горелки в Исландии не редкость, есть и примусы, но в продаже они появляются только в июне, с началом туристского сезона. Отдельно отмечу, что на сайтах большинства магазинов, в частности в магазине нашего благодетеля, примусы значатся в наличии, хотя, на самом деле их нет!
Впоследствии работники аэропорта Хельсинки утверждали, что примусы пахли бензином (а чем же еще?!), а развинтить их, чтобы убедиться, что там нет бензина они "не смогли". Вобщем, было признано, что изъятие примусов ошибочно, примуса без бензина провозить можно , но это было уже потом, после похода.
Наши советы.
1) Перевозите
примусы в открытом виде, чтобы и мысли
не возникало о возможном наличии бензина,
причем предварительно пусть они
проветрятся где-нибудь на балконе.
2)
Прочитайте правила _данного_ аэропорта
и _данной_ авиакомпании. Во многих
аэропортах вы _обязаны_предъявить_
подозрительный предмет. Во всяком случае
вы будете иметь время для маневра и не
окажитесь без этой вещи НЕОЖИДАННО(!)
3) Не поленитесь скачать из интернета,
распечатать и положить в карман наиболее
выгодные для вас страницы правил, чтобы
их можно было выхватить в решающий
момент перед каким-нибудь служителем.
Иногда это помогает.
Фото 247 |
Фото 248 |
Фото 249 |
Фото 250 |
Фото 251 |
Фото 252 |
Фото 253 |
Фото 254 |
Начав изучать карту при подготовке к первому походу в 2009 г, и не имея тогда еще практически никакой информации, мы пытались планировать передвижение из Kulusuk'а в Kungmiut по островам, пересекая фиорды. Позже выяснилось, что острова по большей части непроходимы, имеют скалистый рельеф и крутые берега, обрывающиеся в море. Даже найти место для палатки на земле не просто. Оказалось, что наиболее удобный, а часто -- единственно возможный(!) путь пролегает по фиордам. В такой ситуации, естественно, чревычайно важным фактором становится ледовая обстановка. В районе фиорда Angmagssalik ледовая обстановка индивидуальна и очень нестабильна. Поэтому данные о ледовой обстановке, найденные в Интернете, малоинформативны. Общая информация с метеорологических сайтов просто бессмысленна, так как в этом районе свой микроклимат, видимо обусловленный какими-то океанскими течениями -- незамерзающие фиорды и стационарные полыньи соседствуют с надежно замерзшими участками, где толщина льда более полуметра. Однако, даже если удалось получить информацию о конкретных фиордах, она очень быстро теряет актуальность. Учитывать ее необходимо, но недостаточно, состояние льда может измениться за несколько дней, а иногда и часов (см. "Дневник похода 2009 г", эпизод с уплывшим припаем). Более ли менее достоверную информацию можно получить у местных туроператоров, но далеко не обо всех участках маршрута, т.к. и у них тоже очень мало информации. Местное население ездит только в окрестностях поселков, или по стандартным маршрутам, именно там, где лед хороший -- охотиться на тюленей и ловить рыбу. Кроме того, они, как правило, говорят _только_ по гренландски(!), и что имеют ввиду, когда согласительно (или отрицательно?) кивают головой и показывают рукой, так и остается загадкой... Так что очень полезно, если позволяет погода, просмотреть состояние фиордов с самолета при подлете к Kulusuk'у.
Фото 254a |
Фото 254b |
Фото 254c |
Фото 254d |
Фото 255. Вид на залив Ningerte на северо-восток, в сторону л.Midgaard |
Фото 256. Вид на залив Ningerte на север |
Фото 257. Вид в сторону л.Midgaard |
Фото 258. Вид с середины залива на восток, на л.Midgaard и 16 september |
Фото 259. Вид на залив Ningerte на юго-запад, в сторону фиорда Sermilik |
Фото 260. Вид в ту же сторону |
Фото 261 |
Фото 262. Вид на залив Ningerte с т.Camp7 |
В 2009 г. мы обычно определяли состояние льда визуально, а также пробуя пробить его лыжной палкой. Если лед палкой не пробивается, как правило, на лыжах по нему можно пройти. Иногда встречаются промоины, сверху замаскированные снегом, --- в одну из них провалился в 2009 г. Миша Сваричевский (см."Дневник похода 2009 г"). Таке места узнаются по снежным надувам, похожим на заструги. Надувы прикрывают зазоры между не плотно прилегающими друг к другу льдинами. Подобные участки нужно проходить очень аккуратно, может быть даже в связках.
В 2009 и 2010 гг погодные условия существенно различались. Зима 2010 г была гораздо более холодной и многоснежной. Ледовая обстановка, естественно, тоже была очень разной. В 2009 г пролив Ikasak (к западу от о-ва Qianarteq и чуть-чуть к юго-востоку от Kungmiut'а) и пролив Ikateq (к северу от о-ва Qianarteq) были свободны ото льда, за исключением ледовой перемычки шириной около 40 м в проливе Llivinga (к западу от о-ва Qianarteq) по которой мы и перешли на противоположный остров (фото 247, 248), последний, отделявший нас от Kungmiut'а (см. дневник похода 2009). В 2010 г весь фиорд между островами Qianarteq и Hjelmen (Llivinga), а также пролив Ikasak и западная часть пролива Ikateq (см. карту) были полностью покрыты прочным льдом.
Залив Sermiligaq тоже выглядел очень по-разному в 2009 и 2010 гг. В 2009 г было много участков с разводьями, во многих местах лед пробивался палкой, также было много торосов -- признак того, что часто происходили подвижки (фото 249, 250, 251, 252). Весь снег был пропитан водой. В 2010 г залив Sermiligaq представлял собой абсолютно ровное заснеженное поле прочного льда (фото 253, 254). Нижний слой снега, тем не менее, был все равно пропитан морской водой, как и в предыдущем году, что очень ухудшало скольжение.
Залив Tasilaq мы прошли целиком с севера на юг в 2010 г. Он был целиком покрыт льдом (фото 254a-254d), но южнее, в районе разделения фиорда на залив Tasilap (восточная ветвь) и залив Qingertivaq (западная ветвь), была видна большая промоина. Она, видимо, вообще не замерзает, т.к. ее хорошо видно и на спутниковом снимке, где все окрестные фиорды замерзшие.
Залив Ningerte мы пересекли в 2010 г с юга на север, от устья безымянной реки, текущей с пер. Озерный до устья реки, вытекающей из-под ледника Докторский (см. карту). Залив был полностью замерзшим, покрыт довольно ровным льдом, на котором встречались отдельные айсберги и торосы (фото 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262). В целом, залив был хорошо проходим, хотя, уместно заметить, что в середине его, на льду, была странная полоса шириной несколько метров, которая пологой дугой уходила куда-то в даль. Похоже, что недавно все ледяное поле треснуло вдоль, разошлось, и снова замерзло. Со слов доктора Ханса Флориана известно, что в 2009 г они собирались перейти с ледника Karale в устье той реки, что течет с перевала Озерный, но им это не удалось, т.к. нужный участок залива был незамерзшим. По-видимому, залив Ningerte замерзает только в особо холодные зимы, что следует иметь ввиду, планируя маршрут. Фото 255-257, 260, 261 сделаны с точки N66 17.998 W37 12.920 H5.0m (т.Iceber).
Ледники Гренландии текут от центра острова вниз, к океану, т.к. ледяной покров имеет форму выпуклого купола, высота которого в центральной части достигает 3000 м. Чем дальше от берега океана, тем больше горные хребты погружены в ледяную толщу, тем ниже, соответственно, их высота относительно уровня ледников. Ледники становятся шире, и в конце концов мы видим уже не хребты, а только отдельные, торчащие изо льда макушки вершин. Дальше к центру скрываются и они, и все покрывает гладкий ледяной панцырь. В прибрежных горных районах ледники восточной Гренландии сильно разорваны, часто встречаются зоны трещин. По ходу течения ледников наблюдаются локальные повышения и понижения, при общем увеличении высоты от берегов к центру острова. При впадении одних ледников в другие, в случае резкого перепада высот на крутых перегибах образуются непроходимые ледопады. Некоторые ледники упираются своим языком в долины рек, как это происходит в большинстве других горных районах земного шара. Значительно более интересны и живописны другие, которые падают непосредственно в океан или фиорд. Именно от них откалываются глыбы льда, которые образуют айсберги разной величины. Таким образом, айсберги - это куски материкового льда, отколовшиеся от ледников, в то время как торосы образуются вследствии подвижек морского льда.
Фото 263 |
Фото 264 |
Фото 264* |
Ледники "летнего" типа характеризуются значительно более тонким или сыпучим снежным покровом: лыжная палка иногда достает до льда. Некоторые трещины совсем открыты, другие полузасыпаны снегом, но читаются, часть трещин полностью замаскирована. Они, конечно же, проходятся в связках, по всем правилам.
Трещины идут в различных направлениях, например, между двумя открытыми трещинами может быть полностью скрытая поперечная трещина, и в этом случае человек, стоящий между открытыми трещинами не подозревает, что находится на мосту. Именно в такую скрытую поперечную трещину провалилась Катя Евлашева (см. дневник похода 2009 г, фото 263). В подобную же трещину провалился Леша Тимошенков в 2010 г на леднике Пуркуа-Па. При смене характера ледника от "зимнего" к "летнему" меняется характер снега, снег становится сыпучим, перемороженным, плохо слеживается и, вследствие этого, образует довольно непрочные мосты -- они пробиваются палкой. Такие участки часто встречаются при впадении одного ледника в другой и при приближении к крутым перегибам. Трещины иногда достигают такой ширины, что легко могут вместить человека на лыжах. Тем не менее, прохождение подобных участков именно на лыжах значительно менее опасно, чем без них. Лыжи желательно пристраховать к ногам, т.к. иногда, провалившись даже неглубоко, есть опасность их потерять (фото 264). Движение обязательно в связках, идущему впереди рекомендуется тщательно прощупывать путь лыжной палкой. При прохождении особо разорванных участков с узкими мостами саночки лучше убрать в рюкзак (см. дневник похода 2009 г).
Осталось непонятным, почему в местах, отделенных какой-нибудь сотней метров бывает столь разная толщина снежного покрова. Возможно, это влияние ветра, т.е. в малоснежных зонах ветер дует так, что снег совсем не попадает в трещины -- снежно-воздушная масса мчится над рваным льдом, чтобы, замедлившись, забить снегом какую-нибудь соседнюю долину. Другое объяснение: в этих местах емкость трещин столь велика (их глубина многие сотни метров!), что легко может вместить _весь_ снег, попадающий на эту территорию, ну а локальные условия (влажность/температура/давление) таковы, что снег там сыпучий, и ветром сдувается с ледовых перемычек. Однако, как это все происходит понять довольно трудно.
Напоследок отметим, что одним из простых признаков ледника летнего типа (опасного!) является наличие камней. Привычная картина ледника с лежащими кое-где валунами является грозным предупреждением. Зимние же ледники напоминают бескрайнюю заснеженную тундру, где глазу не за что зацепиться. Еще раз подчеркнем, что и это, конечно же, не гарантирует отсутствия опасных трещин (фото 264*).
Еще одно замечание о Гренландских ледниках: космические снимки НЕ дают информации о проходимости ледников!
Это мы обнаружили сразу, когда не смогли пройти там, где намечали, руководствуясь снимками из Google-Maps. Мы грешили на неумелое совмещение спутниковых снимков, карты и местности, но, даже потом, после похода, "компъютерным" образом перенеся точки с GPS на Google-Earth с этим ничего яснее не стало. Возможно, дело в изменении ледников и неактуальности снимков, или в каких-нибудь хитрых компъютерных обработках снимков, уничтожающих информацию о поверхности льда, но улучшающих внешний вид. У нас нет понимания. С землей все в порядке -- можно место ночлега по снимку выбирать, а вот можно ли по леднику хоть как-то(!) пройти -- по снимку не сказать! Как бы то ни было:
мы не знаем НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ, по которым, исследуя космический снимок с Google-Maps, можно отличить (хотя бы!) ЛЕГКО ПРОХОДИМЫЕ участки ледников от СОВЕРШЕННО НЕПРОХОДИМЫХ нагромождений сераков.
Фото 265 |
Фото 266 |
|
Фото 267 |
Фото 268 |
Фото 269 |
2.2.1 Ледник Туманный (название наше). Пологий выход на ледник с реки Tuno (точка 011 N65 55.900 W36 51.397 H260m), ведет на ледник Karale. В центральной части имеется повышение, которое мы назвали пер. Туманный. В 2009г это был ледник "зимнего" типа, однако поскольку это был наш первый ледник, и, кроме того, мы проходили его в тумане (по этой причине он и получил свое название) мы весь день до ночевки перед ледником Karale шли в связках. В районе пер. Туманный имеется зона трещин, которые были полузасыпаны снегом, но при этом легко читались и обходились. При хорошей погоде связываться было необязательно (на обратном пути шли не связываясь) (фото 265). При плохой видимости рекомендуется прохождение в связках.
2.2.2 Ледник Karale соединяет фиорд Sermiligaq с фиордом Ningerte (Ningersek). Ледник "зимнего" типа. Визуально, при просмотре с середины фиорда Sermiligaq, спуск с ледника на лед фиорда пологий, без трещин. Спуск на лед фиорда Ningerte выглядит также довольно пологим и удобным (фото 266-269). В 2009 г мы прошли участок ледника Karale от точки 169 N66 05.970 W36 49.583 до точки 177 N66 11.168 W36 48.785.
Фото 270 |
Фото 272 |
Фото 273 |
Фото 271 |
Фото 274. Вид на ледник 16 September с северного его борта на юг |
2.2.3 Ледник 16 September (16-го сентября) раньше соединял ледник Knud Rassmussen с ныне почти полностью растаявшим ледником Midgaard, т.е. сейчас он вытекает из ледника Knud Rassmussen и просто падает в залив Ningerte (фото 270 - вид с залива Ningerte). Широкий, "зимнего" типа ледник. В 2009 г пересекли его от точки 014 N66 14.871 W36 37.952 H1202m (пер.Татьяна) до точки 219 N66 17.523 W36 25.918 (фото 271 - 274). На обратном пути шли в тумане, "по приборам". Связки были не нужны. Что произошло 16 сентября, и почему ледник получил такое название, нам выяснить так и не удалось.
Фото 275. Вид на л.Midgaard с г.Badeuil Bjerg |
Фото 276. Вид на л.Midgaard с ледн.2 |
Фото 277. Точка STOP-POINT |
|
Фото 278 |
Фото 279 |
Фото 280 |
Фото 281 |
2.2.4 Ледник Midgaard в прошлом - один из самых крупных ледников этого горного района. Левый его исток начинается от ледника France, сливается с ледником Franche Comte Gletscher у юго-западной оконечности массива горы Louper Berg (см. карту), образуя собственно ледник Midgaard, который затем падает в залив Ningerte. В настоящее время ледник Midgaard почти полностью растаял (см. карту - граница ледника Midgaard). Остатки представляют собой непроходимое скопище сераков (фото 275, 276 Вид на ледник Midgaard с г.Badeuil Bjerg, вид с ледн. 2). В 2010 г мы прошли самую верхнюю часть левого истока ледника Midgaard, от ледника France до точки STOP-POINT N66 31.346 W36 27.636 H570m (фото 277). Почти сразу начинается зона трещин, уже в верхней части это полуоткрытый ледник "летнего" типа. Трещины полузасыпаны снегом, частично читаются, проходятся на лыжах по мостам. Движение обязательно в связках (фото 278). В 2010 г от точки STOP-POINT N66 31.346 W36 27.636 H570m вниз просматривалась зона сплошных сераков, от борта до борта, дальше виден лед залива Ningerte (фото 279 из т.STOP-POINT: наиболее удаленная светлая обл. - лед залива Ningerte, 280 - зона трещин, 281 - вид на ледник Midgaard с залива Ningerte).
а) Безымянный ледник 1 начинается от пер.Катя (название наше, точка 017 N66 20.248 W36 29.769 H868m) и падает в ледник Midgaard. Мы шли по этому леднику в 2009 г с целью спуститься на Midgaard. Вначале плавный, очень приятный спуск, трещин нет (фото 282) Через пару переходов начинаются первые трещины, затем их становится больше, они делаются шире. Отсюда вперед просматривается участок ледопада с широкими глубокими трещинами (фото 283, см. также фото к разделу "Дневник похода 2009"). Мы пытались подойти к правому (северному) краю ледника. Там просматривался довольно крутой склон, но по нему, видимо, можно двигаться в кошках (фото 284).
Фото 282 |
Фото 283 |
Фото 284 |
Фото 285 |
Фото 286 |
Фото 287 |
Фото 288 |
|
Фото 289 |
Фото 290 |
Фото 291 |
Фото 292 |
Фото 293 |
Фото 294 |
Фото 295 |
Фото 296 |
Фото 297 |
Фото 298 |
Фото 299 |
Фото 300 |
Фото 301 |
Фото 302 |
Фото 303 |
Фото 304 |
Фото 305 |
Фото 306 |
Фото 307 |
Фото 308 |
Фото 309 |
Фото 310 |
Фото 311 |
Восточный (левый орографически) приток ледника Fenris (Fenrisgletscher). В 2010 г, пройдя после пер. Докторский (точка N66 29.372 W37 08.572 H1431m) пер. Медвежья тропа (точка N66 35.827 W37 14.402 H1629m), мы спустились на восточный (левый орографически) приток ледника Fenris. Этот ледник начинается от пер. Широкий (точка N66 36.847 W37 13.148 H1643m), течет на юго-запад и вливается в ледник Fenris. Это широкий ледник "зимнего" типа, связки были не нужны. Отсюда мы сделали радиальный выход на локальную возвышенность вблизи вершины Stocken Bjerg(точка PUPYR" N66 36.493 W37 12.411 H1969m; фото 303; фото 304 - спуск с т.PUPYR" на л.Широкий; 305 -вид сверху на л.Широкий). С этой точки на северо-востоке хорошо видна вершина Mont Forel (фото 306, 307; обозначена звездочкой), а на северо-западе можно видеть кусочек ледяного щита Гренландии -- эта его область носит название "Земля короля Христиана IX" (фото 308, обозначена звездочкой).
Фото 312. г.Louper Bjerg с истока л.France |
Фото 313. г.Louper Bjerg с истока л.France |
Фото 314 |
Фото 315 |
Фото 316 |
Фото 317 |
Пер. Широкий (точка N66 36.847 W37 13.148 H1643m) отделяет Восточный (левый орографически) приток ледника Fenris от безымянного ледника, текущего от пер. Широкий на северо-восток и от впадающего в ледник Juragletsceren на подходе к Плато Femstjernen (фото 309, 310, 311).
Фото 318. Панорама плато Femstjernen |
.
Фото 319. Вид на л.France и г.Louper Bjerg |
Фото 320. Вид на л.Champs Elysees Gletscher |
Фото 321. Вид на л.Champs Elysees Gletscher |
Фото 322. Вид назад, на л.Juragletsceren |
2.2.7 Плато Femstjernen расположено севернее массива г. Louper Berg (фото 312, 313 - г Louper Berg; фото 314 - 316 - подход к плато с запада, со стороны ледника Juragletsceren; фото 317 - пересечение плато Femstjernen со стороны Juragletsceren в направлении л. France). Плато служит местом впадения, либо начала нескольких ледников (с запада на восток, по часовой стрелке): Franche Comte Gletscher, Juragletsceren, Paris Gletscher, Kristian Gletscher, Champs Elysees Gletscher, Gletscher de France (фото 318 - 322 сделаны с середины плато, точка LUNCH 30 III N66 39.056 W36 40.953 H940m; фото 323, 324 сделаны из лагеря в точке CAMP 13 N66 37.184 W36 35.249 H899m, у истока ледника France. В месте соединения ледников, как правило, находятся зоны трещин. Трещины также встречаются в местах подхода морен как, например, в срединной морене ледника Paris (фото 326 - 328), который подходит к плато Femstjernen с севера. Ледник скорее "летнего" типа, связки желательны, в зонах трещин - обязательны. На фото 329 Лера провалилась в поперечную трещину по колено и чуть не потеряла лыжи: в таких местах лыжи желательно пристраховать к ногам.
Фото 323. Вид на л.Juragletsceren(слева) и л.Paris(справа) |
Фото 324. Вид на л.Paris |
Фото 325. Лагерь у истока л.France |
Фото 326 |
Фото 327 |
Фото 328 |
Фото 329 |
Фото 330 |
2.2.9 Ледник Холодный (название наше) начинается от ледника France, течет с северо-востока на юго-запад примерно параллельно левому истоку ледника Midgaard, в районе горы Badeuil Bjerg он поворачивает на запад и падает в ледник Midgaard (см. карту). Мы прошли по этому леднику в 2010 г от его начала (ледник France) до перевала Отдельный (название наше) в массиве горы Badeuil Bjerg (точка BadOE N66 25.128 W36 23.945 H1550m), затем через перевал Отдельный на ледник Habets. Ледник Холодный на этом участке - довольно узкий, ровный, "зимнего" типа, связки были не нужны (фото 331 - выход с ледника France на ледник Холодный, 332 - ледн. Холодный, 333 - лагерь на ледн. Холодный (точка CAMP 15 N66 28.799 W36 16.365 H671m), 334 - подъем по ледн. Холодный в направлении г. Badeuil Bjerg, 335 - боковой ледопад в верховье ледн. Холодный, 336 - начало подъема к пер. Отдельный.) Получил такое название, т.к. первый утренний переход по этому леднику был самым холодным за весь поход. Объясняется это тем, что солнце приходит сюда поздно (ледник узкий, с обоих сторон закрыт горами), а в лицо все время дует холодный ветер. Я шла в двух флисках и пуховке, с рюкзаком, и было не жарко.
Фото 331 |
Фото 332 |
Фото 333 |
Фото 334 |
Фото 335 |
Фото 336 |
2.2.10 Ледник Habets начинается от пер. Отдельный в массиве горы Badeuil Bjerg (точка N66 25.128 W36 23.945 H1550m; фото 337 - 342), течет с северо-запада на юго-восток до соединения с истоками ледника Knud Rasmussen. (фото 337 - спуск с пер.Отдельный в сторону л.Habets; фото 338,339 - выход на л.Habets после спуска с пер.Отдельный). Ледник широкий, "зимнего" типа, связки были не нужны (фото 340, 342). Проходится посередине. По бокам встречаются отдельные крупные трещины, которые хорошо читаются (фото 342). Ледник Habets мы прошли от начала до конца в 2010 г.
Фото 337 |
Фото 338 |
Фото 339 |
Фото 340 |
Фото 341 |
Фото 342 |
.
Фото 343 |
Фото 344 |
Фото 345 |
|
Фото 346 |
Фото 347 |
Фото 348 |
Фото 349 |
.
Фото 350 |
Фото 351 |
Фото 352 |
Фото 353 |
Фото 354 |
Фото 355 |
2.2.11 Ледник Knud Rasmussen начинается от плато вблизи окончания ледника Habets, течет практически с севера на юг, затем в последней четверти поворачивает слегка на запад и падает в залив Sermiligaq. Язык ледника представляет собой скопище ледяных глыб голубого цвета метров по 30 высотой. (фото 196 - 199, 343). Это одно из самых живописных мест горного района вблизи фиорда Sermilik, и мы рекомендуем обязательно здесь побывать. В 2009 г мы подошли к языку ледника Knud Rasmussen снизу, со стороны залива Sermiligaq. По левому орографически (восточному) борту ледника просматривался карман (см. дневник похода 2009 г). В 2010 г мы прошли весь ледник Knud Rasmussen сверху донизу, по вышеупомянутому карману обошли сераки, из которых состоит язык и спустились на лед залива Sermiligaq. В верхней и средней части ледник полуоткрытый, снега мало, трещин практически нет (фото 345, 346, 347). Зона трещин начинается примерно в точке LUNCH 5 IV N66 05.425 W36 16.617 H131m, выше языка ледника (фото 348 - 350). Этот участок представляет собой ледник "летнего" типа, движение в связках (фото 351). После выхода в карман связки уже не нужны (фото 352 - 354). В кармане есть удобная площадка для лагеря (точка Camp19; фото 355).
Фото 356 |
Фото 357 |
Фото 358 |
Фото 359. на п.Зеленинградский |
Фото 366. Выход на п.Татьяна |
Фото 367. На п.Татьяна |
.
Фото 360. Подход под п.Базигуль |
Фото 361 |
Фото 362. Подъем на п.Базигуль |
Фото 363 |
Фото 364. Выход на п.Базигуль |
Фото 365. Вид с п.Базигуль вперед, на северо-восток |
2.3.1 Пер. Зеленинградский, 2009. Перевал находится на острове, расположенном к югу от поселка Kungmiut и отделенном от основного о-ва Гренландия узним проливом Tarssukatak. Получил такое название т.к. часть нашей группы была из Петербурга (бывшего Ленинградом) и один участник из подмосковного города Зеленоград. Подъем на перевал начинается с выхода со льда залива Llivinga на склон. Мы пересекали залив от мыса Igterajik kiateq на о-ве Qianarteq по ледовой перемычке примерно 40 м шириной, остальная часть залива была свобоной ото льда. После подъема на склон шли траверсом над открытой водой, затем начали постепенно подниматься на перевал по правой его стороне, по снежно-фирновому склону крутизной 20-30 градусов (фото 356, 357; фото 358 - вид на пер.Зеленинградский с востока, с залива Llivinga). Сначала поднимались на лыжах, затем одели кошки. В правой верхней части склона сформировалась снежная доска, которую мы старались не подрезать, поднимаясь прямо вверх. Когда началось выполаживание, перешли на среднюю часть склона, где оказался спокойный мягкий снег. Пока мы поднимались, погода испортилась, поднялся ветер и пошел снег (фото 359). Спускались при ограниченной видимости на северную сторону острова на лыжах. Крутизна склона 15-20 градусов.
2.3.2 Пер. Туманный (название наше), 2009, точка 0121 N65 58.875 W36 50.593. Небольшое пологое повышение на леднике Туманный.
2.3.3 Пер. Базигуль, (название наше), 2009, точка 013 N66 11.751 W36 39.439. Подъем по 20-30 градусному склону, выход на широкую седловину по центру. Проходится на лыжах (фото 360 - 365). С западного края седловины - скала характерной треугольной формы (фото 363). Спуск по склону 15-20 градусов, на лыжах. Трещин на пути подъема и спуска нет, связки были не нужны.
2.3.4 Пер. Татьяна, (название наше), 2009, точка 014 N66 14.871 W36 37.952 H1202m Ведет с юга на ледник 16 September. Широкая седловина, подъем пологий, проходится на лыжах. Связки не нужны (фото 366, 367).
2.3.5. Пер. Катя, (название наше), 2009, точка 017 N66 20.248 W36 29.769 H868m, между вершинами Tupilac (2264м) и Rodebjerg (2140м) ведет на ледник 1 (см. "Горная часть: ледники") Две седловины, северная и южная, разделенные скалой в форме башни. Мы прошли северную, более широкую в 2009 г. Ночевали в углублении под центральной скалой, под небольшим ледопадом (фото 368 - 374) Подъем проходит сначала по правой (северной) стороне, в обход зоны трещин в левой (южной) части седловины, затем - по центру. Крутизна склона - 15-20 град. Связки не нужны.
Фото 368. Подход под п.Катя |
Фото 369. Ночевка под п.Катя |
Фото 370. Выход на п.Катя с места ночевки |
Фото 371 |
Фото 372 |
Фото 373. На пер.Катя |
Фото 374. Начало спуска с п.Катя на ледн.1 |
Фото 375. Подход под п.Лена |
Фото 376 |
Фото 377. Пер.Лена |
.
Фото 378. Выход на п.Алена (вид вперед, на северо-запад) |
Фото 379. Выход на п.Алена (вид назад, на юго-восток) |
Фото 380. Начало спуска с п.Алена |
|
Фото 381. Спуск с п.Алена |
Фото 382. Вид на ледопад п.Алена снизу, с ледн.2 |
Фото 383. Ледопад п.Алена снизу |
Фото 384. Прохождение ледопада п.Алена обратно наверх |
Фото 385 |
Фото 386 |
2.3.6 Связка перевалов Лена-Алена, 2009, восточнее вершины Conniat Bjerg (1410м). Пер. Лена, точка 022 N66 23.866 W36 25.508 H1334m, ориентирован юго-запад - северо-восток, мы проходили его при плохой видимости и сильном ветре (фото 376). Крутизна склона около 20 град., седловина широкая, ровная. Связки не обязательны, но следует тщательно выбирать путь, т.к. по краям, у скал, имеются зоны трещин, которые могут быть полностью закрыты снегом.
При повороте на северо-запад, на пер. Алена, точка 023 N66 24.158 W36 25.560 H - чуть выше Лены, ветер мнгновенно стих, что произвело очень странное впечатление. Пер. Алена ориентирован юго-восток - северо-запад, находится между вершиной Conniat Bjerg (1410м) и вершиной Badeuil Bjerg (1710м) и ведет на ледник 2 (см. "Горная часть: ледники"). Снежный покров на перевале в отличие от пер. Лена был мягким и пушистым, что означает, что здесь вообще редко бывает ветер (фото 387 - 390). Спуск с перевала на ледник 2 проходит по полузасыпанному снегом ледопаду. Большая часть трещин читается и обходится, но встречались и совершенно скрытые под снегом трещины, в одну из которых провалился (по колено) Леша Тимошенков. Необходимо движение в связках, на лыжах (безопаснее проходить по мостам). Идущему первым следует внимательно прощупывать путь лыжной палкой, а остальным не отклоняться от проложенной первым лыжни. Крутизна склона варьирует примерно от 10-15 до (на некоторых участках) 30 градусов, в некоторых местах приходится спускаться лесенкой, прокладывая путь между трещинами (фото 378 - 384).
2.3.7 Пер.Охотничий на большом острове, к северу от о-ва Kulusuk через пролив Ikasartik, между вершиной Tatsukajik(800) и ледником Apusiajip; 2009, 2010. Ведет из залива Tuno в залив Aqartertuluk(см. карту). Пологий перевал, которым, видимо, часто пользуются местные, когда ездят на собачьих упряжках. Не покрыт ледником, связки не нужны (фото 385, 386).
Фото 387. Подход под п.Собачий |
Фото 388. Подъем на п.Собачий |
Фото 389. Выход на п.Собачий |
Фото 390. Пер.Собачий |
Фото 391 |
Фото 392. Спуск с п.Собачий |
Фото 393. Обед под п.Собачий на льду з.Tasilaq |
Фото 394. Вид на г.Trilingerne |
Фото 395 |
Фото 396 |
Фото 397 |
Фото 398 |
Фото 399 |
Фото 400 |
Фото 401 |
Фото 402 |
Фото 403 |
Фото 404 |
|
Фото 405 |
Фото 406 |
Фото 407 |
2.3.8 Пер. Собачий (название наше), 2010, точка 26 N65 58.542 W36 59.549 H68.3m. Мы назвали его так, потому что встретили на нем убежавшую и потерянную эскимосами собачью упряжку. Отвязали от нарт тех собак, которые сами еще не перегрызли постромки, чтобы они могли добраться до поселка. На нартах лежал разорванный мешок с кормом и какая-то одежда (фото 391). Перевал ведет из долины реки Tunup kua в залив Tasilaq (см. карту). Пологий подъем по реке Tunup kua, последний небольшой крутой взлет - без лыж. Затем спуск также не крутой, на лыжах, сперва по центру, затем по правому (северо-восточному) борту (фото 387 - 393). Крутизна склона 15-20 градусов.
2.3.9 Пер. Озерный (название наше), 2010, точка Yurin C; Ведет из долины реки Tasilap kua на север через долину безымянной реки в залив Ningerte. Подъем по руслу реки Tasilap kua. Сначала русло широкое, затем сужается, встречаются нагромождения камней, валуны, но все проходится на лыжах (фото 394, 395). Речка не совсем замерзла, кое-где можно было набрать воды (фото 396). Недалеко от истока Tasilap kua - озеро, но, судя по карте, река не вытекает из него, а начинается ниже. На месте понять ничего невозможно, все покрыто снегом, даже не было понятно где границы (берега) озера. От озера - подъем на перевальный взлет (фото 397, 398, 399). Дальше - спуск к истоку реки, текущей в залив Нингерте. Спуск пологий, на лыжах (фото 400, 401, 402; 403 - вид назад на п.Озерный с реки). Дальше в русле реки начинается наледь (фото 404, 405). Затем - спокойный, пологий, без торосов выход на лед залива Ningerte (фото 406, 407).
2.3.10 Пер. Докторский (название наше), 2010, точка N66 29.372 W37 08.572 H1431m. Высшая точка ледника Докторский. Пологий перевал, проходится на лыжах. Подъем по правой ветви ледника, левая ветвь выглядела более рваной (фото 408 - 416).
Фото 408. Подход к п.Докторский |
Фото 409. Вид назад на ледн.Докторский |
Фото 410. Подход под п.Докторский |
Фото 411. Подход |
Фото 412. Подход по правой ветви ледника |
Фото 413. На п.Докторский |
Фото 408. Панорама с п.Докторский на спуск на северо-запад,в направлении п.Медвежья тропа |
||
Фото 414. Вид на спуск на северо-запад |
Фото 415. Спуск с п.Докторский |
Фото 416. Вид назад, в направлении п.Докторский |
.
Фото 417. Вид на п.Медвежья тропа |
Фото 418. Подход под п.Медвежья тропа |
Фото 419. Неопознанные следы |
Фото 420. Подъем на перевал |
Фото 421. Вид с п.Медвежья тропа назад |
Фото 422. Подъем, вид назад |
Фото 423. На п.Медвежья тропа |
Фото 424. Верхняя часть спуска |
Фото 425. Конец спуска |
Фото 426. Обед под п.Медвежья тропа |
2.3.11 Пер. Медвежья тропа (название наше), 2010, точка N66 35.827 W37 14.402 H1629m. Получил такое название, потому что при подходе к этому перевалу мы наткнулись на две цепочки следов (более старых и более свежих) неизвестного происхождения (фото 419). Кому принадлежат следы определить так и не удалось, мнения специалистов разделились. Есть два основных предположения: либо белому медведю, либо человеку, при том что, пребывание и того, и другого в этих местах, далеко от берега океана и населенных пунктов весьма маловероятно. Подъем по центральной части на лыжах, крутизна склона 20-30 град. Широкая седловина. В правой части под скалами видны были следы схода лавин (фото 420), желательно использование лавинных шнуров. В верхней части спуск без лыж, по линии падения воды (фото 424), чтобы не подрезать склон. Крутизна 30 градусов.
2.3.12 Пер. Широкий (название наше) 2010, точка N66 36.847 W37 13.148 H1643m. Находится в месте слияния левого восточного притока ледника Fenris и безымянного ледника, стекающего на плато Femstjernen. Широкое пологое повышение ледника (фото 441), трещин нет.
Фото 427. |
Фото 428. |
Фото 429 |
Фото 430 |
Фото 431 |
Фото 432 |
Фото 433 |
|
Фото 434 |
Фото 435 |
Фото 436 |
Фото 437 |
.
Фото 438 |
Фото 439 |
Фото 440 |
Фото 441. Панорама с г.Badeuil Bjerg на запад-север-восток |
||
Фото 442. Панорама с г.Badeuil Bjerg на северо-запад |
||
Фото 443. Вид с г.Badeuil Bjerg на л.Midgaard |
Фото 444. Тур на в.Badeuil Bjerg и вид на северо-восток |
|
Фото 445. Панорама с г.Badeuil Bjerg в сторону л.Habets |
2.3.12 Пер. Отдельный (название наше), 2010, точка N66 25.128 W36 23.945 H1550m Находится в массиве горы Badeuil Bjerg, немного на северо-восток от пер. Алена и при прохождении с северо-запада на юго-восток выводит на ледник Habets. Получил такое название, т.к. является отдельным, самостоятельным перевалом, параллельным пер. Алена, пройденному нами в 2009 г. Подъем на пер. Отдельный с северо западной стороны круче, чем на пер. Алена, но, по нашему мнению, безопаснее, т.к. здесь значительно меньше трещин. Пологие участки склона чередуются со сравнительно крутыми ступенями (крутизна 20-30 градусов). Поскольку на склоне все же имеются скрытые трещины, рекомендуется движение в связках (фото 427 - подход к п.Отдельный; фото 428 - 432 - подъем на п.Отдельный; фото 433 - вид с п.Отдельный в сторону л.Midgaard и г.Conniat Bjerg; фото 434 - вид с п.Отдельный в сторону л.Midgaard и г.Louper Bjerg; фото 435 - спуск с г.Badeuil Bjerg обратно на п.Отдельный; фото 436, 437 - вид с л.Habets назад на п.Отдельный).
С пер. Отдельный мы сделали радиальный выход без рюкзаков на вершину Badeuil Bjerg, точка N66 25.117 W36 23.432 H1710m. Подъем по снежно-фирновому склону крутизной от 15-20 до 30-35 градусов (фото 438 - 440). Трещин нет, связки были необязательны. С вершины Badeuil Bjerg открывается замечательный вид на все находящиеся вокруг горы и ледники (фото 441 - 445).
Спуск с пер. Отдельный в сторону ледника Habets пологий (фото 435 - 437). Ледник "зимнего" типа, трещин нет либо забиты снегом, связки были не нужны.
Фото 446. П.Широкий |
Фото 447 |
Фото 448 |
Фото 449 |
Фото 450 |
Фото 451 |
2.3.13 Пер. Любительский (название наше), 2010, точка N65 38.706 W36 51.723. Пер. Любительский находится на о-ве Ergiligarteq, в 16 км на северо-восток от о-ва Kulusuk, на котором расположен аэропорт. В последней части похода 2010 г, на обратном пути из фиорда Sermiligaq к о-ву Kulusuk мы двигались по наезженной нартовой дороге и надеялись дойти до о-ва Kulusuk, обходя все острова с востока, вдоль выхода в открытый океан (см. карту). Все эскимосы-каюры встреченных по пути упряжек на вопрос, ведет ли эта дорога в Kulusuk, отвечали, как нам казалось, утвердительно -- кивали головами и, простирая руки в нужном направлении, повторяли "Кулусук-Кулусук"... Однако, когда мы подошли к маленькому островку Imilik, за ним мы увидели воду. К югу от островка весь океан до горизонта был без льда. В черную воду, оказывается, уходил и высокий каменный мыс -- юго-восточная оконечность острова Ergiligarteq, в направлении которого мы двигались последнее время. Замечу, что три недели назад, в начале похода, мы подъезжали к этому каменному мысу с запада, и даже огибали его. Весь океан до горизонта был покрыт льдом, правда неудобным для передвижения из-за торосов, так что тогда мы решили повернуть обратно и обогнуть Ergiligarteq с запада.
Итак, нартовый след, уже несколько дней суливший спокойное окончание похода, обошел островок вокруг и ... пошел назад той же дорогой -- обратно в Sermiligaq! Стало ясно, что добираться до Kulusuk'а придется другим путем. Мы пошли на запад, держась на почтительном расстоянии от края льда, пересекли пролив, бухту Qingarnalik и подошли к перевалу на о-ве Ergiligarteq. На следующий день прошли перевал, окрестив его Любительским, т.к. накануне погода испортилась, поднялся ветер, видимость пропала, и напоследок Гренландия полила нас еще и дождичком, так что прохождение этого перевала получилось очень "на любителя", правда вариантов не было. Затем, по заливам Igterajip ima и Aqartertuluk, которые еще были, слава богу, подо льдом, дошли до домика, рядом с которым была наша первая походная ночевка. Отдохнув и перекусив, мы прошли пер. Охотничий, на этот раз, с востока на запад, и через несколько часов добрались наконец до Kulusuk'а.
Мы проходили пер. Любительский в условиях очень плохой видимости, в тумане. Пологий подъем с востока, со стороны залива Qingarnalik (фото 447, 448). Спуск сначала пологий, на лыжах. Затем склон становится круче, в этом месте нужно уходить вбок и спускаться либо по левому склону, либо справа, в обход скального ребрышка, т.к. ниже по всей ширине перевала висит большой снежный карниз, который мы усмотрели еще на пути "туда", в начале похода. Карниз мы обходили с правой, северной стороны (фото 449). Спускались без лыж около скал 10-15 м -- крутой спуск (фото 450, 451), затем - выход на лед залива Igterajip, к западу от о-ва Ergiligarteq.
Приложение 1. Раскладка и закупка продуктов
Раскладка составлялась из расчета примерно 600 г сухих продуктов на человека в день. Большую часть продуктов мы закупали уже в Гренландии, в поселках Kulusuk и Kungmiut, небольшую часть - в Рейкьявике, и некоторые продукты привезли из России.
Продукты, закупавшиеся в Гренландии.
Геркулес
Рис
Картофельное
пюре
Сухое молоко (детское
питание)
Макароны
Сахар
Соль
Чеснок
Хлебцы
(частично вместо сухарей)
Сыр (вполне
хороший)
Колбаса (В 2009 г покупали в
Гренландии колбасу и бекон. Колбаса нам
не очень понравилась, бекон в нарезке
- тоже. Выбор очень небольшой, лучше хотя
бы частично привезти с собой. В 2010 г всю
колбасу и копченое мясо привезли из
Германии, сало - из России)
Супы (частично
- в Гренландии, частично - в Исландии,
Рейкьявик)
Масло и маргарин
Бульонные
кубики
Плавленные сырки
Шоколад
Конфеты
(леденцы)
Печенье к чаю
Сухофрукты
(изюм и чернослив, кураги не
было)
Бензин(бензин для примусов также
как и продукты покупают в супермаркете).
NB. Бутылки для бензина везли
из России и из Германии (бутылки из-под
лимонада, кока-колы и пр.).
Но!!!
При перевозке многие бутылки протерлись,
потрескались и стали протекать. В
основном это произошло с бутылками
из-под сока, привезенными из Германии
-- они были более мягкие (тонкие?), чем
из-под нашей кока-колы и других
сильно-газированых напитков. К тому
времени, как это обнаружилось, некоторые
продукты, в частности, довольно много
шоколадок, успели пропитаться бензином:(
Продукты, закупавшиеся в Исландии, Рейкьявик
Специи
Кофе
Сливки
Супы
(частично)
Продукты, закупавшиеся в России
Греча
Пшено
Чай (мы пьем
только черный чай "Ахмад Orange pekoe",
а в Гренландии его могло не быть (и не
было!) но какой-то чай, конечно, есть)
Пемикан
(специально приготовленное мясо в сале,
делаем сами)
Сухари (сушили из ржаного
хлеба)
Цены на продукты в Гренландии примерно в три раза выше, чем в России.
Валюта в Гренландии - датская крона, в исландии - исландская крона.
Личное техническое снаряжение
Лыжи, палки, санки
Страховочная
система с двумя усами самостраховки
Пруссики 2
Кошки 1
Карабины 3
Ледобуры
1
Налобный фонарь
Солнцезащитные
очки
Солнцезащитный крем
Лавинный
шнур
Общественное снаряжение на группу из 9 человек (поход 2010 г)
Шатер
спальники:
спарка на четверых
1
спарка на троих 1
спарка на двоих
1
конденсатники к ним
Веревки (D = 8 mm) 3 по 40 m
Расходный
репшнур 20 m
Жумары 3
Ледорубы 5
Спусковые
устройства ("восьмерки") 3
Лопаты
4
Горелки "Primus" 2
Кастрюли круглые
3 (10, 7, 3 л)
Половник
Ремнабор
Аптечка
Приложение
3. Реперные точки похода 2010 г ( WGS 84 )
Название точки |
Широта точки |
Долгота точки |
Дата отметки |
AEROPORT |
65.574740 |
-37.135580 |
17-MAR-10 |
MIKLE'S HUT |
65.574230 |
-37.190190 |
18-MAR-10 |
CAMP 1, HUT |
65.611980 |
-36.963120 |
18-MAR-10 |
LUNCH 19 III |
65.606540 |
-36.826960 |
19-MAR-10 |
CAMP 2 |
65.654520 |
-36.874240 |
20-MAR-10 |
LUNCH 20 III |
65.724720 |
-36.823180 |
20-MAR-10 |
CAMP 3, HUT |
65.805500 |
-36.723550 |
21-MAR-10 |
LUNCH 21 III, HUT |
65.912140 |
-36.807530 |
21-MAR-10 |
CAMP 4 |
65.938620 |
-36.931200 |
21-MAR-10 |
SOBACIJ PASS |
65.975700 |
-36.992490 |
22-MAR-10 |
LUNCH 22 III |
66.002597 |
-37.089283 |
22-MAR-10 |
CAMP 5 |
66.092170 |
-37.041790 |
22-MAR-10 |
LUNCH 23 III |
66.165340 |
-37.086790 |
23-MAR-10 |
CAMP 6 |
66.200420 |
-37.132390 |
23-MAR-10 |
Yurin |
66.219510 |
-37.156050 |
24-MAR-10 |
LUNCH 24 III |
66.278320 |
-37.230070 |
24-MAR-10 |
Iceber |
66.298290 |
-37.210680 |
24-MAR-10 |
CAMP 7 |
66.340120 |
-37.182690 |
24-MAR-10 |
LUNCH 25 III |
66.384580 |
-37.210220 |
25-MAR-10 |
CAMP 8 |
66.405960 |
-37.198430 |
25-MAR-10 |
LUNCH 26 III |
66.441380 |
-37.174190 |
26-MAR-10 |
CAMP 9 |
66.472070 |
-37.159250 |
26-MAR-10 |
DoktorSKIJ PASS |
66.487870 |
-37.138180 |
27-MAR-10 |
LUNCH 27 III |
66.523400 |
-37.220930 |
27-MAR-10 |
CAMP 10 |
66.577160 |
-37.226870 |
27-MAR-10 |
MEDVEZHAJA TROPA PASS |
66.595460 |
-37.235320 |
28-MAR-10 |
LUNCH 28 III |
66.600940 |
-37.234520 |
28-MAR-10 |
SHIROKIJ PASS |
66.612450 |
-37.214420 |
28-MAR-10 |
PUPYR' |
66.606550 |
-37.202140 |
28-MAR-10 |
CAMP 11 |
66.620270 |
-37.209200 |
28-MAR-10 |
LUNCH 29 III |
66.678430 |
-36.968950 |
29-MAR-10 |
CAMP 12 |
66.658580 |
-36.823770 |
29-MAR-10 |
LUNCH 30 III |
66.649260 |
-36.677830 |
30-MAR-10 |
CAMP 13 |
66.618050 |
-36.582780 |
30-MAR-10 |
LUNCH 31 III |
66.564630 |
-36.380350 |
31-MAR-10 |
STOP-POINT |
66.520750 |
-36.455920 |
31-MAR-10 |
CAMP 14 |
66.527410 |
-36.444890 |
31-MAR-10 |
LUNCH 1 IV |
66.517140 |
-36.254310 |
01-APR-10 |
CAMP 15 |
66.478290 |
-36.268070 |
01-APR-10 |
LUNCH 2 IV |
66.428670 |
-36.427760 |
02-APR-10 |
CAMP 16 |
66.422700 |
-36.414310 |
02-APR-10 |
BadOE |
66.416930 |
-36.385860 |
03-APR-10 |
Otdeln |
66.416460 |
-36.396790 |
03-APR-10 |
LUNCH 3 IV |
66.408980 |
-36.385270 |
03-APR-10 |
CAMP 17 |
66.374000 |
-36.223260 |
03-APR-10 |
LUNCH 4 IV |
66.292580 |
-36.182740 |
04-APR-10 |
CAMP 18 |
66.215290 |
-36.243380 |
04-APR-10 |
LUNCH 5 IV |
66.088700 |
-36.272340 |
05-APR-10 |
CAMP 19 |
66.076010 |
-36.313360 |
05-APR-10 |
TELEFONNAJA BUDKA, LUNCH |
65.997070 |
-36.478460 |
06-APR-10 |
CAMP 20 |
65.976970 |
-36.511690 |
06-APR-10 |
LUNCH, SERMILIGAQ |
65.907300 |
-36.381120 |
07-APR-10 |
CAMP 21 |
65.903520 |
-36.394010 |
07-APR-10 |
LUNCH 8 IV |
65.863110 |
-36.485410 |
08-APR-10 |
CAMP 22 |
65.772730 |
-36.555980 |
08-APR-10 |
LUNCH 9 IV |
65.665300 |
-36.680090 |
09-APR-10 |
CAMP 23 |
65.642980 |
-36.815950 |
10-APR-10 |
LJUBITELSKIJ PASS |
65.645108 |
-36.862057 |
10-APR-10 |
LUNCH, HUT |
65.611830 |
-36.962900 |
10-APR-10 |
MIKLE'S HUT |
65.574230 |
-37.190190 |
10-APR-10 |
AEROPORT |
65.574740 |
-37.135580 |
12-APR-10 |
NB. Лагерь "CAMP 12" (66.659724, -36.821797) был выбран неудачно. Место очень опасное -- вокруг много замаскированных трещин!